8 советов, которые помогут развить сосредоточенность и самоконтроль у детей

Умение ребёнка владеть собой, доводить начатое дело до логического завершения, делать то, что в данный момент не хочется, является одним из залогов успеха в учёбе да и в целом в жизни. Эта способность к самоконтролю развивается при взаимодействии детей с окружающим миром и людьми. И очень важно, чтобы родители, зная условия формирования самоконтроля, грамотно корректировали этот процесс.

Содержание

Немного теории

Что такое внимание? В общем смысле – способность сосредотачиваться на объекте, действии, событии, внутренних переживаниях. При этом усиленно работают память, мышление, сенсорика. А концентрация внимания – способность длительно удерживать его на этом объекте, действии, событии, переживании, выделяя «объект» в сознании из всех остальных вокруг.

Соответственно, развитие концентрации у детей подразумевает развитие у них навыка удерживать на чем-то внимание, не отвлекаясь. Способность эта совершенствуется с возрастом.

До 3 лет у малышей в основном внимание непроизвольное, то есть не зависящее от их желания, а вызываемое внешними стимулами (показали яркую игрушку, сильно хлопнули дверью, включили музыку или любимый мультик, чирикнула пестрая птичка…). Малыш реагирует на эти раздражители, пока они ему интересны.

Произвольное внимание требует воли и целенаправленности, умения управлять умственной деятельностью. Навык сосредоточения на чем-либо по осознанному желанию вырабатывается у детей к 5–6 годам.

От того, насколько глубоко и всесторонне развито внимание дошкольника, во многом будет зависеть его успеваемость уже как школьника.

Что значит – всесторонне? Это значит, должны быть развиты все важные свойства внимания: объем, концентрация, переключаемость, устойчивость.

От чего зависит развитие самоконтроля

Развитие самоконтроля зависит от двух важных аспектов развития личности: самостоятельности и контроля. С рождения жизнь ребёнка, его поведенческие проявления контролируются взрослыми, то есть проявляется контроль внешний. Постепенно малыш становится более самостоятельным, внешний контроль заменяется внутренним, то есть самоконтролем. Соответственно, развитие способности контролировать себя — процесс длительный, зависящий от характера малыша (кто-то более независимый уже с первых месяцев, а кто-то и в 6 лет ни на час не может остаться без мамы), а также от особенностей семейного воспитания (например, в некоторых семьях существует график дежурств, в котором у каждого есть свои обязанности по дому).

Как понять, на каком уровне развит самоконтроль у ребёнка

Для старшего дошкольника очень важно наличие способности к волевому усилию, то есть неуклонному следованию цели на всём (!) пути её достижения. Основным средством диагностики этого является игра. В ходе игры родителям важно учесть следующие показатели:

  • как ребёнок воспринимает инструкцию;
  • как долго удерживает внимание в процессе работы;
  • как часто отвлекается.

Если ребёнок приступил к игре, ещё не дослушав правила, часто отвлекался, допускал ошибки при выполнении условий, можно говорить о том, что самоконтроль у него развит плохо. Если дошкольник отвлекался во время восприятия инструкции, но в целом понял её, сохранял интерес к игре примерно до половины, допуская небольшое количество нарушений условий, – уровень развития самоконтроля оценивается средними показателями. Соответственно, если малыш внимательно слушал инструкцию, сохранял интерес до конца выполнения задания, минимально отвлекался, и это не сказывалось на выполнении условий игры, – у него высокий уровень самоконтроля.

Девочка тянет себя за хвостики

Умение контролировать себя появляется во всех видах деятельности, в том числе и в игре

Низкий уровень самоконтроля сопровождает СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности.

мальчик расстроен

К сожалению, детям с СДВГ очень тяжело даётся самоконтроль и они в этом не виноваты

Ошибки родителей при воспитании самоконтроля

Развитие самоконтроля, как и любой другой способности, требует систематической работы. Зачастую родители, желая как можно раньше увидеть своего ребёнка взрослым, организованным, перегибают палку в воспитании.

  • Запугивание. «Если ты не уберёшь в комнате, не получишь конфету/не пойдёшь в цирк/останешься без праздника на день рождения» – выбирается то, что наиболее актуально для малыша. Если добиться выполнения требований таким образом и можно, то способствовать развитию самоконтроля — точно нет. У малыша сформируется неправильная цепочка взаимосвязи: «невыполненное задание — лишение удовольствий». А нужно, чтобы связь была такой: «невыполненное задание — невозможность шагнуть на следующую ступень взрослости».

    мальчик у кирпичной стены

    Запугивание не ускоряет, а тормозит развитие самоконтроля

  • Завышенные требования. Нельзя требовать от ребёнка занятий тем или иным видом деятельности дольше, чем предполагается возрастными рамками концентрации внимания. Так, если любящий дедушка учит 4-летнего внука играть в шахматы, не стоит ждать, что ребёнок будет обдумывать гамбиты в течение получаса. Максимум 15 минут, и то с перерывом и при условии, что малыш очень увлечён занятием.

    Мама с мальчиком одинаково соединили пальцы рук

    Все задания для ребёнка должны быть посильными и иметь чёткое объяснение сути выполнения

  • Ограничение самостоятельности. Если родители держат под контролем каждую мелочь в жизни ребёнка, не дают ему проявить самостоятельность, у него не будет уверенности в собственных силах, а соответственно и способности предвосхитить возможные трудности, разработать алгоритм их преодоления.
  • Неправильный акцент при похвале. Чтобы ребёнок понял, что для достижения цели нужно приложит усилия, нужно хвалить не результат, а приложенный труд. То есть: «Ты прекрасно нарисовал кошку» будет удачнее, чем: «Ты такой талантливый!»
  • Непоследовательность и несправедливость. Новые правила каждый день или требование следовать им время от времени формируют безответственную личность. При этом семейные правила должны соответствовать возрасту малыша: если в 3,4 года мама помогает убирать игрушки, то в 6, 7 лет ребёнок способен обойтись без ассистента. Иначе он не научится полагаться на свои силы.
  • Взрослость как оправдание. Чтобы требовать от малыша выполнения правил, то есть развивать его внутренний контроль посредством внешнего, нужно однозначно ответить себе на вопрос: «А всегда ли я соблюдаю эти правила?». И если ответ отрицательный, сначала нужно обратить внимание на воспитание самоконтроля у самого себя.

Видео: как воспитать у ребёнка самоконтроль и научиться правильно наказывать — рекомендации психолога

Развитие самоконтроля — процесс длительный. Однако к старшему дошкольному возрасту происходит формирование основных его направлений, имеющих ключевое значение для определения готовности ребёнка к школе. Поэтому родителям важно знать, что входит в понятие самоконтроля, и каких ошибок нужно избегать, занимаясь его воспитанием.

  • Распечатать

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Совет Учим младенцев самоконтролю

Будьте внимательны. Наблюдайте за поведением и реакцией ребенка. Старайтесь уловить, что именно помогает вашему малышу держать себя в руках или сосредотачиваться. К примеру, вы заметили, что ребенок только что капризничавший вдруг успокоился, как только вы перенесли его в тихое место либо наоборот, там где шумят кухонные электроприборы. В следующий раз, вы вместо давления на него, просто поможете создать вокруг него именно ту атмосферу, которая способствовала возврату самоконтроля.

Как развить самоконтроль

Также обязательно говорите ребенку, какой он молодец. Признание успехов, пусть даже самых маленьких, укрепляет внутренние системы ребенка. Как только малыш оказывается лицом к лицу со стрессом, подбадривайте его, говорите «Ты сможешь, я в тебя верю».

Свойства внимания

Итак, какие же важные стороны внимания должны быть развиты, чтобы можно было назвать ребенка внимательным?

  • Произвольность – умение осознанно направлять внимание на нужный объект. Это один из важнейших навыков, позволяющих усваивать материал на уроках.
  • Концентрация – способность преднамеренного сосредоточения на чем-либо. Здесь важную роль играет мотивация. Концентрировать внимание ребенок учится посредством своего сознания. Считается, что в среднем человек может концентрироваться около 40 минут – это как раз время школьного урока.
  • Объем внимания – то есть количество одновременно удерживаемых сознанием предметов в поле зрения. Другими словами, способность длительно сосредотачиваться на нескольких объектах. Чем их больше и время дольше, тем выше объем внимания.
  • Устойчивость – умение длительно сосредотачиваться на одном предмете, не переключаясь на другой. Устойчивость дает возможность открывать в привычных вещах все новые свойства и качества. Если ребенок не концентрирует внимание на объекте, постоянно отвлекается от него, внимание считается лабильным.
  • Переключаемость – способность целенаправленно изменять фокус внимания. Переключаемость обусловлена внешними обстоятельствами, влиянием более значимого объекта и характеризуется преднамеренностью. В противном случае мы получаем не переключаемость, а обычную отвлекаемость. Переключаемость важна для смены деятельности.
  • Распределение – умение сконцентрировать внимание одновременно на нескольких примерно одинаковых по значимости объектах. Добиться этого бывает нелегко, человек быстро устает от необходимости постоянно удерживать в фокусе все предметы.
  • Избирательность – способность сознания выделять более значимую часть или свойство объекта, явления, поставленного вопроса. Избирательность особенно важна при решении математических задач.

Почему важно учить и учиться концентрации внимания

Есть люди с диагнозом умственной отсталости, которые становятся гениями в определенной сфере. Вспоминается Форрест Гамп – главный герой фильма Роберта Земекиса (кстати, у этого героя есть реальный прототип). Страдая лёгкой степенью умственной отсталости, он, тем не менее, смог добиться выдающихся успехов в разных сферах жизни. Помните, как у него это получалось? Просто он всё своё внимание без остатка отдавал тому, чем занимался в данный момент, ни о чём больше не думая и ни на что больше не отвлекаясь. И этого было достаточно!

Успех во всех наших делах зависит, в первую очередь, от того, насколько хорошо мы можем концентрировать своё внимание на решаемой задаче или проблеме: как долго и настолько чётко мы можем удерживать её в фокусе нашего сознания, ни на что больше не отвлекаясь.

Если человек не умеет концентрировать внимание на неинтересной задаче в 4 года или в 15 лет — это нормально. У него еще много времени научиться этому.

Совет Обязательно играйте в игры, развивающие те или иные особенности

  • «Отыщи». Игра заключается в том, что вы говорите ребенку, что в комнате находится что-то красное и квадратное. И ребенок должен отыскать этот предмет.
  • «Пазлы». Для этого совсем не обязательно покупать пазлы в магазине. Вы можете использовать картинки из журналов, разрезанные на произвольное количество фрагментов.
  • «Светофор». Если деток несколько, то можно устроить командное соревнование. Вы говорите «Зеленый свет» и все детки начинают бегать по территории, изображая автомобили. Как только вы произносите «Красный свет», все должны замереть, а тот, кто продолжил движение – выбывает. Как только почувствуете, что детки легко справляются, можете добавить «Желтый свет».

Игры на самоконтроль

Рассеянность дома

Наверное, нетрудно заметить, что деточка обещает убраться в своей комнате и забывает… Ну, что уж тут поделать… Стоит начать приучать ребенка к порядку не только в доме, но и в голове. Не нужно сразу ругать и наказывать. Это лишь вызовет чувство непонимания и агрессии. Забыл — и что тут такого, с кем не бывает. В этом деле нужен другой подход.

Следует постепенно и ненавязчиво приучать малыша к порядку. Выработать в нем привычку все складывать на свои места, готовить вещи и портфель к школе с вечера, чтобы впопыхах утром не забыть что-то очень нужное на занятиях. Наилучшим выходом в решении этого вопроса станет составление режима дня с подробным графиком всех его дел до самых мелочей — проверка домашнего задания родителями и подготовка ранца с тетрадями и учебниками.

Пример распорядка дня для школьника представлен в таблице ниже:

Время Действие

07:00 — 07:05 Ребёнок просыпается
07:05 — 07:20 Зарядка, гигиена
07:20 — 07:35 Завтрак
07:35 — 08:00 Сборы в школу
08:00 — 08:30 Дорога в школу
08:30 — 13:05 Уроки
13:05 — 13:30 Дорога домой
13:30 — 13:40 Переодевание, гигиена
13:40 — 14:00 Обед
14:00 — 16:00 Свободное время, секции
16:00 — 18:00 Выполнение домашнего задания
18:00 — 18:30 Ужин
18:30 — 20:00 Свободное время
20:00 — 21:00 Подготовка ко сну
21:00 — 07:00 Ночной сон

Первое время весь режим дня нужно будет проходить с ребенком вместе, постепенно приучать его к самостоятельному продолжению начатого вместе дела. Потом он и сам начнет обдумывать план своих действий на завтра, выполняя все обязанности и дела вовремя и без посторонней помощи. Главное, помочь ему научиться воспринимать себя правильно в окружающем мире — будь то дом или школа.

Диагностика

Для постановки диагноза необходимо общение ребенка с врачом

Лечение назначают после того, как диагноз будет подтвержден.

  • Первоначально доктор должен пообщаться с родителями ребенка, собрать всю информацию, жалобы, узнать, какие проявления тревожат отца с матерью, пообщаться с малышом, провести специальные опросники.
  • Окончательный диагноз ставится, если у ребенка минимум полгода сохраняется хотя бы шесть характерных признаков.
  • Специалист может отправить малыша на дополнительное обследование:
  • нейропсихологическое обследование, делается ЭЭГ при выполнении задач в состоянии покоя;
  • консультация педиатра, иногда признаки, которые описывают данный синдром, могут являться проявлениями анемии, гипертиреоза или других соматических заболеваний;
  • педиатр может направить ребенка на общий анализ крови, исследование уровня гормонов в крови;
  • может назначаться допплерография шеи и сосудов головы, а также электроэнцефалография.

Методы лечения

Главная задача терапии при данном синдроме — это коррекция поведения ребенка. Прием медикаментов назначается исключительно в крайних, запущенных случаях, если без этого не удается улучшить состояние малыша.

  • Беседа специалиста с ребенком. Малышу разъясняется основа его поведения.
  • Важно, чтоб родители осознали, что их чадо не является балованным или испорченным, что всему виной неврологическая патология. Как только приходит осознание этого, отношения в семье изменяются, улучшается внимание ребенка, повышается самооценка.
  • Когда необходима терапия для школьников и детей подросткового возраста зачастую применяется комплексный подход, который в себя включает, как немедикаментозную, так и медикаментозную терапию.

Могут быть применимы различные методы.

  • Общение с психологом. Специалист объясняет, как необходимо улучшить коммуникативные способности ребенка, как снизить тревожность школьника, если таковая имеется. Если у ребенка присутствует нарушение речи, его направляют на общение с логопедом.
  • Народные методы. Медикаментозная терапия может иметь затяжной характер, поэтому врачи иногда заменяют прием медикаментов, назначаются натуральные успокоительные средства. В частности, это может быть мята, чай с мелиссой, валериана.
  • Физические нагрузки, движение. Для того, чтобы избавить ребенка от излишней энергии следует подобрать ему правильный спорт. Идеальными для данного случая будут плавание, аэробные нагрузки, катание на велосипеде.
  • Физиопроцедуры, в частности лечебный электрофорез, например с магнием, магнитотерапия, фотохромотерапия, также может назначаться точечный массаж, на который приходится 10 процедур, проводят его курсами (дважды или трижды в год), области массирование — ушные раковины, воротниковая зона.
  • Медикаментозная терапия. Может в себя включать следующие препараты:
  • психостимуляторы, влияющие на усиленную выработку нейромедиаторов, способствуют снижению импульсивности, агрессивности и проявлению депрессивного состояния;
  • антидепрессанты — способствует снижению импульсивности, повышают внимание ребенка;
  • ингибиторы норадреналина — влияют на усидчивость ребенка, делают его более спокойным;
  • ноотропные препараты — способствуют улучшению памяти, снимают напряжение.

Оказавшись в кабинете психолога или психотерапевта, врачом могут применяться определенные методы лечения.

  • Когнитивно — поведенческая терапия. Специалисты объясняют пациенту, какие модели поведения можно формировать, какие из них являются правильными. Ребенок учится осознавать свои желания и эмоции. Данный тип терапии способствует облегчению процесса адаптации в обществе.
  • Арт-терапия. Занимаясь каким-то искусством, у ребенка снижается тревожность, происходит избавление от излишней эмоциональности, усталости, негативных мыслей. Кроме того, творчество позволяет повысить самооценку, когда ребенок видит, как собственными силами создает что-то красивое и прекрасное.
  • Игровая терапия. Влияет на формирование усидчивости и внимательности. Все достигается при помощи игр. Способствует контролю гиперактивности и повышенной эмоциональности. Игры подбираются, учитывая характерные проявления конкретного ребенка.
  • Семейная терапия. Работа психолога заключается в общении с родителями, которые должны изменить тип воспитания малыша. Это способствует уменьшению количества скандалов, конфликтов в семье, улучшает взаимоотношения между родственниками.

Совет Тренируем сосредоточенность, читая книжки вслух

Читайте вслух стихи, сказки, рассказы и периодически останавливайтесь и просите детей повторить небольшой фрагмент диалогов или описаний. Постепенно ребенок будет не просто слушать ваш голос, а научится вникать в суть и бонусом разовьет память.

Чтение вслух

Совет Ребенок фантазирует? Поощряйте его

Помогайте детям развивать фантазию. Дайте задание изображать взрослого, читающего газету на кухне и попивающего кофе. Пусть попробует изобразить, будто нечаянно пролил кофе на стол и сотрет воображаемую лужицу воображаемой тряпкой. Если детей несколько, можно дать роли всем, а затем менять местам. Это несложное задание позволяет включить воображение и моделировать ситуации, которых в жизни можно избежать.

Развитие фантазии

Решение

Многие родители, столкнувшись с проблемой «гиперактивности», прибегают к медикаментозной терапии (по назначению врача, конечно). Создают темы и блоги, делятся собственным опытом. Никого не удивят темы вроде: «Что попить?», «К кому обратиться?»; «Какие лекарства принимали?». Лечить ребенка препаратами или нет, решают родители после консультации с врачом.

Истинный выход из ситуации – коррекционные занятия для развития концентрации внимания, памяти, сенсорного и зрительного восприятия.

Если у ребенка нет концентрации, родители задаются вопросом: «Что делать?». Установить режим для своего чада. Подъем, отбой, дневной и ночной сон должен начинаться всегда в одно и то же время. Жизнь крохи заключить в четкие рамки жесткого графика. Это необходимо для того, чтобы малыш постепенно научился прогнозировать свои действия. Например, после ночного сна, он сам пойдет в ванную комнату для выполнения водных процедур.

Первое, чему необходимо научиться – соблюдать обязательные ритуалы. После прогулки на улице обязательно мойте руки, а перед сном читайте книгу, рассказывайте сказку. Так малыш сможет переключиться и настроиться на привычный вид деятельности, который следует за ритуалом.

Второе, приучайте к однозадачности, о которой я говорила выше. Пример — если кушаете, то делайте это в определенном месте без сторонних развлечений (мультики, музыка и т.п.).

Третье, прогулки в лесу, в парке, в тихом месте для очистки оперативной памяти.

Когда начинать занятия

Если ваш кроха не может усидеть на месте более 5 минут, даже занимаясь любимым делом, стоит задуматься о коррекционных занятиях, направленных на развитие психических процессов: улучшение памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.

Чем раньше вы станете уделять время этой проблеме, тем проще крохе будет освоить те знания, которыми он должен будет обладать к определенному возрасту; усвоить программу подготовительных курсов перед поступлением в школу; избежите некоторых проблем, связанных с учебой.

Совет Разнообразьте игровой процесс играми где, нельзя действовать автоматически

«Постукивание палочками». Правила просты, но требуют внимания и сосредоточенности. Если вы стучите один раз, то ребенок должен стукнуть два раза. Если вы два раза стукнули, то ребенок один. Со временем правила моно усложнить, добавив количество стуков «4-2», «2-4».

«Упражнение Струпа». Понадобятся цветные маркеры. Напишите зеленым маркером слово «красный», черным слово «зеленый», красным слово «синий» и так далее. Ребенок должен быстро назвать именно цвета слов. Задача на первый взгляд кажется несложной, но дело в том, что мозг хочет прочитать слово, а не назвать цвет.

Упражнения Струпа

Упражнение «Найди слова»

Игра уместна на уроках русского языка и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.

Например:

1 РНАКОТНВПРАКОРОВАЕВРАСОБАКИЦРВМ

Правильный ответ: собаки — лишнее слово, так как это существительное множественного числа.

2 НРАЛЫПАЛЬТОЫЕАРБРАЫЕАШАМПУНЬ

Правильный ответ: шампунь — лишнее слово, так как это существительное мужского рода.

Упражнение «Назови цвет»

Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания — безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

Самоконтроль ≠ саморегуляция

Самоконтроль — это преодоление негативных эмоций и мыслей, подавление автоматических реакций. Суть навыка заключается в том, чтобы «не действовать». Ребенок с развитым самоконтролем не заплачет и не начнет драться с малышом, который забрал лопатку.

Саморегуляция — умение управлять эмоциями, чувствами и поведением при взаимодействии с окружающими людьми. Речь о том, как «действовать» в подобных ситуациях. Ребенок из примера выше не только не расстроится, а попробует придумать игру, которая заставит малыша потерять к лопатке интерес.

Если говорить метафорично, самоконтроль помогает потушить пожар, который уже случился. Саморегуляция позволяет его не допустить, соблюдая нормы пожарной безопасности.

Самоконтроль помогает ребенку контролировать эмоции, мысли, поведение и избегать соблазнов. К примеру, малыш с хорошим самоконтролем не устроит истерику в супермаркете, если вы откажетесь купить ему игрушку.

Саморегуляция же гораздо шире самоконтроля. По мнению нейробиолога Клейбоу, она состоит из умения контролировать себя, эмпатии и креативности. На отказ купить игрушку ребенок с развитой саморегуляцией не зарыдает, а постарается понять причину. Или узнает, сможет ли он заслужить игрушку.

Еще пример. Самоконтроль поможет ребенку преодолеть злость, если другой запустит в него бумажный самолётик в садике. Ребенок с высоким уровнем саморегуляции оценит обстановку, постарается понять, почему товарищ так поступил. Возможно, он напрямую спросит об этом, чтобы решить проблему. Саморегуляция помогает проанализировать чужие эмоции и чувства, чтобы выбрать адекватную модель поведения.

Или представьте: ускакал мячик, и малыш не смог его поймать. Самоконтроль поможет сдержать слезы. Саморегуляция подскажет взять другую игрушку и продолжить игру.

Совет Развивайтесь вместе с ребенком

Есть такое правило: «Не воспитывайте ребенка, воспитывайте себя, ребенок все равно возьмет пример с вас». Это значит, что если вы хотите добиться от ребенка сосредоточенности и самоконтроля, то в первую очередь этими качествами должны обладать именно вы.

Самопонимание

Один из лучших способов развития самопонимания у ваших детей — задавать им вопросы, которые заставляют их заглянуть под поверхность того, что им понятно.

Что, по-твоему, заставило тебя сделать этот выбор?

Что вызвало у тебя такие чувства?

Почему, как ты думаешь, ты плохо сдал тест — потому что ты спешил или это был действительно трудный материал?

Именно это проделал один отец со своей десятилетней дочерью, Кэтрин, когда помогал ей собираться в лагерь. Он спросил ее, как она думает, будет ли она скучать по дому вдалеке от него. Когда он получил ожидаемо уклончивый ответ «Может быть», он задал следующий вопрос: «Как ты собираешься справляться с этим?».

Он вновь получил ничего не значащий ответ: «Не знаю», но на этот раз увидел, что она задумалась над вопросом, пусть и ненадолго. Поэтому он продолжал настаивать: «Если бы ты почувствовала, что начала скучать по дому, чтобы ты сделала, чтобы тебе стало лучше?».

Кэтрин продолжала запихивать одежду в свою спортивную сумку, но теперь она, со всей очевидностью, размышляла над вопросом. Наконец она предложила осмысленный ответ: «Я думаю, я могла бы написать тебе письмо или могла бы заняться чем-то веселым со своими друзьями».

С этого момента они с отцом могли поговорить пару минут о ее ожиданиях и беспокойствах, связанных с отъездом, и она немного больше поняла себя. Просто потому, что ее отец задал ей несколько вопросов.

Если ваш ребенок научился писать — или даже просто рисовать, — вы можете дать ему блокнот и поощрять его делать ежедневные записи или рисунки

Этот ритуал поможет ему уделять внимание своему внутреннему миру и пытаться понять его. Чем больше ваши дети думают о том, что происходит с ними, тем скорее они научатся понимать и реагировать на то, что происходит в их внутреннем мире и вокруг них

Внешний порядок способствует внутреннему порядку

Есть дети, которые с раннего детства очень аккуратны, хотя родители не старались специально привить им это качество. Они системно подходят к использованию ящиков в своем шкафу и рабочем столе, аккуратно расставляют на полках своих любимые игрушки. Если к вашему ребенку это не относится, помогайте ему разбирать «творческий беспорядок» в детской. Внешний порядок, ясность и хороший обзор создают в ребенке внутренний порядок и дают ему ощущение безопасности. Ученикам дома необходимо организованное место для занятий. Под этим не подразумевается педантичный порядок на письменном столе, когда линейка, карандаши и бумага лежат под прямым углом друг к другу, как это бывает у взрослых фанатиков порядка. Организованное место для учебы воспитывает в ребенке самостоятельность и ответственность. Кроме того, дети, следящие за порядком, испытывают гордость за свое пусть и маленькое, но достижение. И они получают меньше порицаний и неприятных напоминаний от родителей вроде «Не забудь взять свою тетрадь!».

Обратите внимание на следующие моменты:

  • Каждому ребенку нужно свое постоянное рабочее место для занятий с подходящим для него стулом.
  • Обращайте внимание на хорошее освещение во время выполнения домашнего задания. Светлым головам нужно много света!
  • Расписание уроков в школе должно стать индивидуальным календарем ребенка дома. Таблицу с расписанием можно прикрепить в детской как постер и дополнить любой необходимой ребенку информацией. Это поможет школьнику не забывать вовремя делать домашние задания, готовиться к контрольным, соблюдать сроки сдачи рефератов, помнить про дни рождения друзей, время спортивных тренировок и дополнительных занятий. Оформите календарь вместе с ребенком красками, символами и рисунками. Благодаря ему ребенок постепенно научится правильно распределять свое время и планировать собственные задачи.
  • О контрольных работах, тестах и рефератах учителя сообщают, как правило, заранее. Если ребенок заблаговременно начнет готовиться к тесту или экзамену, он справится намного лучше. Эффективнее 8 раз учить что-либо по 1 часу, чем один раз в течение 8 часов. Написание шпаргалок, которыми, конечно, не стоит пользоваться при сдаче экзаменов, помогает составить основные вопросы по содержанию и собрать для этого необходимый материал.
  • Оборудуйте уголок для справочных пособий, которые всегда будут у ребенка под рукой.
  • Помогут также полка или ящики, в которых будут соответствующим образом разложены тетради и учебники по школьным предметам. Вечные поиски необходимых вещей для завтрашнего школьного дня отпадут сами собой. Кроме того, так дети реже забывают выполнять задания или брать с собой в школу нужные вещи.
  • Если нужно выполнить задания по математике, то на письменном столе должны лежать только тетради и книги по математике. Гора книг и тетрадей по другим предметам создает неразбериху и мешает концентрации.

Совет
Слова, которые ребенок часто забывает, нужно написать на карточках и чаще повторять.
Детям, страдающим забывчивостью, помогут листочки для записей. К примеру, они могут писать себе записки типа «Зайти в библиотеку за учебником!» и прикреплять их к стене над письменным столом.

Профилактика

  • Создайте малышу свободное пространство, необходимое для того, чтобы полностью сосредоточиться на одном деле.
  • Не нужно таскать ребенка из одного кружка в другой, даже если предложения кажутся вам очень интересными.
  • Не следует недооценивать время, необходимое ребенку для переработки своих впечатлений. Поведение детей при этом бывает очень разным: некоторые проговаривают ситуации, другие обдумывают их про себя, так что кажется, будто они целый день только тем и занимаются, что мечтают.
  • У детей свое отношение ко времени. Если вы будете учитывать это при планировании своего дня, вы поможете ребенку избежать стрессовых ситуаций.
  • Не прерывайте то занятие, в которое погрузился ребенок. Предупредите его о необходимости смены занятия заранее, чтобы он мог свыкнуться с этой мыслью.

Чего делать нельзя

Осознать и принять свои собственные ошибки очень сложно. Особенно взрослому человеку, когда дело касается отношений с ребёнком. Куда как проще сказать: «Да он сам такой разгильдяй, здесь ничего не сделаешь!». Да, переложить вину на малыша – самое простое, но не самое мудрое решение.

Только от родителей зависит, каким вырастет их ребёнок. Прививать правильные ценности своему чаду нужно с малых лет, потому что потом вбить в голову во всём сомневающегося подростка хоть какую-то истину станет практически невозможным.

Самой распространённой ошибкой в воспитании деток являются категорические запреты. Запрещать просто, сложнее объяснить, почему так поступать нельзя. А ведь ещё нужно рассказать, как сделать правильно и почему именно так – правильно.

Запрет держится до тех пор, пока контролёр смотрит. А если объяснить малышу причины и последствия его действий, он начнёт задумываться всякий раз самостоятельно, прежде, чем совершить поступок.

Обратный вариант простого запрета – это долгая и нудная лекция провинившемуся чаду об основах морали и нравственности. В этот момент родитель-«лектор» чувствует себя на высоте: он же уделяет внимание подрастающему поколению. Но как это воспринимается малышом, который недавно встал с горшка? А никак!

Лекция, как наказание бессмысленна, потому что ребёнок встретит её в штыки.

Затем, способность усваивать информацию у взрослых и у детей различная и зависит от языкового развития: ребенок половины не поймет. Об этом часто забывают, а то и вовсе не знают те, кто пытается «читать мораль» малым детям.

Ещё одно – это время, в течение которого детский мозг способен концентрироваться. Первоклассник имеет рассеянное внимание, и это нормально для его возраста.

С развитием интеллекта он научится осознанно управлять концентрацией, поддерживая её на определённой теме более длительное время.

Поэтому нравоучения будут эффективными только при соблюдении двух условий:

  • Готовность слушателя благожелательно воспринимать информацию.
  • Краткость лекции (что нельзя, почему, как исправить, какие выгоды).

Вместо заключения

Когда ребёнок играет, постарайтесь не отвлекать его от игры без веской причины и не совершать параллельных действий (он играет, а вы включили мультики). Старайтесь, чтобы он в любом случае завершил начатое дело. На переключение с одного вида деятельности на другой расходуется слишком много энергии. Чем чаще это будет происходить, тем труднее будет приучать ребёнка концентрировать внимание. Удачи вам в подготовке ребёнка к условиям современной жизни.

Источники

  • https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/nauchit-rebenka-vnimatelnosti
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5c0282034daee80592832a17/problemy-s-koncentraciei-vnimaniia-u-rebenka-sovety-roditeliam-5c02a12885358603b75ddb3d
  • https://rebenkoved.ru/obuchenie-rebyonka/kak-nauchit/neobhodimye-ponyatiya-o-razvitii-kontsentratsii-vnimaniya-u-rebyonka.html
  • https://daynotes.ru/kak_nauchit_rebenka_koncentracii_vnimaniya/
  • https://OurKids.ru/metodichka/sovety/nevnimatelnyy/
  • https://psycho4you.ru/lichnost/detskaya/sindrom-defitsita-vnimaniya-u-detej
  • https://www.baby.ru/wiki/cto-takoe-sindrom-deficita-vnimania-u-detej/
  • https://Lifehacker.ru/razvitie-vnimaniya-u-detej/
  • https://nyamkin.ru/advice/kak-razvit-koncentraciyu-i-vnimanie-u-rebenka
  • https://sibmama.ru/concentr_problem.htm
  • https://umelitsa.ru/deti/zdorove-rebenka/problemyi-s-konczentracziej-vnimaniya.html
  • https://its-kids.ru/nevnimatelnyj-rebyonok.html

Совет 2: Как развить дисциплину

Дисциплина поддается тренировке, как и мыщцы. Ее можно выработать в любом возрасте у каждого человека. Методы тренировки дисциплины могут быть как внутренние, так и внешние.

Заведите блокнот, в который вы будете записывать свои планы на каждый день. На первой странице запишите свои цели. Что вы хотите делать, но у вас не получается из-за лени, нехватки времени и любой другой реальной причины. Например, вы хотите научиться танцевать, прочесть все собрание сочинений Л.Н. Толстого и купить новый диван. Написав то, что вы хотите сделать, вы осознаете свои желания и проблемы. Конкретизируйте их. Напишите, к какому времени вам нужно прочесть все книги, сколько часов в день вы хотели бы тратить на танцы и какие требования вы предъявляете к дивану.

Когда у вас нет наставника, который следил бы за вашим расписанием, то необходимо контролировать себя самостоятельно. Ежедневно записывайте все, что вы сделали за день и что вы хотели сделать, но не сделали. Постепенно вы начнете ловить себя на мысли, что сейчас вы могли бы почитать книжку, но вместо этого почему-то едите очередной кусок торта. Максимально приблизьте к себе те вещи, которыми вы бы хотели заниматься. Если разложить по книжке в каждой комнате, то рано или поздно рука к ней потянется.

Сосредоточьтесь на своем расписании. В какое время вы наиболее активны? Постарайтесь запланировать самые сложные дела на этот период. Для большей части людей таким временем является утро. Если сделать самое нелюбимое и трудное с утра, то весь день будет свободен от чувства вины за свою недисциплинированность. Если вам трудно вставать по утрам, то каждый день переставляйте свой будильник на одну минуту назад. Через 3 месяца вы будете просыпаться раньше естественным образом.

Заведите себе таймер. Если каждые полчаса вы будете слышать звуковой сигнал, то постепенно у вас выработается чувство времени.Если у вас есть возможность – попросите, чтобы вас контролировали. Родители могут ежедневно спрашивать вас, что из намеченного на сегодня вы сделали.

У детей дисциплину можно развивать в игровой форме. Заинтересуйте ребенка результатом какой-либо деятельности, например, анимации. А затем сделайте мультик вместе с ним. Когда у ребенка появится живой интерес, он захочет сделать все сам.

А нужно ли это?

Многие люди считают, что достичь поставленных целей может лишь тот, кому очень повезло. Действительно, порой кажется, что быстрый взлет отдельных личностей, вчера еще не известных никому, а сегодня находящихся на вершине славы, это не более чем удача. Разумеется, такой фактор, как везение, присутствует в нашей жизни. И этого не исключают даже психологи. Тем не менее даже счастливый случай не способен помочь человеку, не готовому совершать те действия, которые требуются от него. А ведь приобретение различных навыков возможно только тогда, когда у индивида присутствует дисциплина.

Помимо этого, самоорганизованность просто необходима тем, кто понимает, что сдается, опускает руки, перестает верить в себя и поддается негативному влиянию различных внешних факторов, ведь все это мешает в достижении жизненных целей. В том случае, когда человек желает чего-либо достичь, он должен соблюдать определенные правила, что и позволит решить стоящую перед ним задачу

И при этом неважно, нравится это ему или нет. Только при выполнении определенных правил можно прийти к тому, о чем мечтаешь

Как же стать дисциплинированным человеком?


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий