Как можно помочь ребенку выбрать профессию?

Не все школьники способны прочитать обязательную программу по литературе, а мы хотим, чтобы они выбрали дело на всю жизнь. Родителям надо подсказать выпускнику, куда идти учиться, при этом не испортить ему будущее.

Бесплатное высшее образование в России даётся только один раз. Доверить выбор профессии школьникам, когда многим выпускникам и 18 лет нет, — опасное решение. По данным Росстата, по специальности у нас работает только около 40% населения. Цифры не то что намекают, они кричат о том, что больше половины выпускников зря потратили несколько лет на ненужную учёбу.

Нормальное желание родителей — помочь ребёнку с выбором. Вопрос только в том, как это сделать.

Научиться выбирать

Есть ли в вашем окружении люди, которые не работают по профессии? А такие, которые сменили учебное заведение во время учебы? Приглядитесь к ним: разве они выглядят несчастнее тех, кому сразу после школы удалось определиться с делом жизни?

Многие родители относятся к выбору профессии, как к нечто грандиозному и безумно серьезному. Они боятся ошибиться, поэтому ищут идеальное решение, и забывают, что любой выбор, в том числе и касательно профессии, может быть удачным и неудачным. Если ребенок умеет выбирать, то и с этим вопросом у него не должно возникнуть проблем. Один из авторов блокнота по профориентированию «Ок, что дальше?!» Тимур Жаббаров призывает родителей учить детей выбирать даже на бытовом уровне. Что сегодня надеть? Куда пойти вечером? Что делать в выходные? Многие вопросы мы стараемся решить за детей, и это неправильно.

Ок, что дальше?!

«Проблема подростков не в том, чтобы выбрать профессию, а в том, чтобы вообще стать ответственным, научиться выбирать и принимать решения, — говорит Тимур. — Проявляется это и в ситуации, когда ребята не могут определиться с выбором вуза или ЕГЭ».

Как можно помочь ребенку выбрать профессию?
Мы ищем решения проблемы, хотя надо просто сделать выбор. Источник

Если время поджимает и надо срочно определиться с университетом, предлагаем такой способ. Наверняка у подростка найдется несколько идей, куда пойти учиться. Если он не проявляет ни к чему большой склонности, то надо просто решиться. Здесь, скорее, стоит посмотреть на будущую профессию объективно: насколько востребованы специалисты из этой области? где можно работать после учебы? можно ли сделать карьеру? Здраво оценив будущую профессию, вы облегчите выбор себе и подростку. Большинство вариантов просто отсеятся. Остается выбрать лучший по объективным показателям (если ребенок ни к чему не проявляет склонности).

Осознанность

Тема выбора часто упирается в осознанность. Многие живут на автопилоте, не заглядывают себе в душу. Можно сказать, мы плохо знакомы с самим собой, а уж подростки с постоянной сменой настроения, тем более.

Подросток, который не знает, чего он хочет, скорее всего, редко уделяет время себе. Периодически задавайте ему вопросы и вместе рассуждайте над ответами:

  • Как ты любишь проводить свободное время?
  • Чем ты занялся бы, будь у тебя выходной?
  • Что тебе нравится больше всего?
  • Что ты ценишь в других людях?
  • Чем ты никогда не стал бы заниматься?

Дыши. Списки на все случаи жизни
Путь к осознанности — долгая работа, но она того стоит. Подросток со временем разберется с ценностями, интересами, своим характером. Если у вас не сложились доверительные отношения с ребенком и он лишь отмахивается от ваших предложений поговорить, то просто дайте ему блокнот «Дыши. Списки на все случаи жизни». Списки — как паззлы. Они составят общую картину и ответят на многие вопросы.

Двигаться от отрицания

100 способов изменить жизнь
Лариса Парфентьева в дилогии «100 способов изменить жизнь» дает отличный совет, как определиться с делом жизни. Она предлагает двигаться от отрицания, то есть начать с того, что подросток не любит. Если общение ему в тягость, то и профессии, где приходится контактировать с людьми, не стоит рассматривать. Постепенно круг сузится, и из оставшихся вариантов будет уже не так сложно выбрать.

Факторы выбора

Некоторые родители уверены, что выбирать профессию лучше всего, когда ребенок уже стоит на пороге поступления в университет. Тогда он осознанно примет правильное решение.

Однако в рамках учебного плана Института карьеры (британской профессиональной организации в сфере карьерного консультирования) предлагается начинать профессиональное образование еще в возрасте 7 лет, когда дети могут уже осознавать связь между желаемой профессией и уровнем навыков и знаний, которые потребуются для ее получения.

Интересы детей уже в таком раннем возрасте могут явно указывать на будущее направление деятельности.

Так, исследовательская группа британского колледжа под руководством профессора Луизы Арчер доказала: дети, которые не выражают интерес к STEM -специальностям (S ― science, естественные науки, T ― technology, технологии, Е ― engineering, инженерия, М ― mathematics, математика) в возрасте до 10 лет, вряд ли будут развивать их дальше. Следовательно, у них меньше шансов заниматься научными дисциплинами.

Профессор доктор Эли Гинзберг акцентирует внимание на том, что выбор «кем стать» не происходит за час, день или месяц, когда ребенок или родитель решили задуматься о будущем. Это сложный процесс, который зависит от интересов ребенка и его кругозора, типа темперамента, влияния семьи и окружающих.

Все эти факторы в совокупности влияют на окончательный выбор профессии и удовлетворенность ею.

Итак, выбор профессии зависит от эмоционального и интеллектуального развития ребенка и проходит три этапа:

  • 4–11 лет — воображаемый период, время для ролевых игр и первых экспериментов.
  • 11–17 лет — время проб и попыток, когда подросток пробует себя в роли представителя интересной для себя профессии.
  • 17–21 год — реалистичный период, когда профессии рассматриваются молодым человеком сначала с точки зрения интересов, затем способностей и системы ценностей.

Чек-лист заботливого родителя

Коротко о том, что делать для помощи ребёнку:

  • Не настаивать на своём выборе и дать ребёнку самому определиться, что делать.
  • Рассказать, какие профессии сейчас нужны.
  • Предлагать те профессии, которые заинтересуют ребёнка, а не те, которые подскажет тест или оценка в журнале.
  • Дать максимум информации о разных профессиях.
  • Показать неочевидные решения: специальности, о которых в вашей области не слышали.
  • Не заставлять учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную профессию.

А вам родители помогали с выбором?


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий