Своевременное обучение чтению

Подготовка к школе / Чтение

Малыш тянется к буквам уже в дошкольном возрасте, и первые уроки чтения ложатся на плечи родителей. ЛогикЛайк подскажет, с чего начать занятия и как грамотно подойти к обучению.

Своевременное обучение чтению

Содержание

Плюсы и минусы обучения на дому

Среди положительных моментов в домашнем обучении чтению можно выделить:

  • Плавающее расписание. Маме с ребенком не нужно торопиться, подстраиваться под расписание педагога или курсов.
  • Возможность использовать разные методики. Обычно учитель, обучающие центры специализируются на узком направлении. Например, занимаются с детьми только с кубиками Зайцева, или по методике Жуковой. Дома путем проб и ошибок можно выбрать самую эффективную методику именно для вашего сорванца. Но на это уходит время.
  • Индивидуальный подход. Дома занимаются не группами, а тет-а-тет. Можно посвящать теме именно столько времени, сколько необходимо единственному ученику, не поджидая отстающих и не торопясь за убегающими вперед.
  • Сохраняется контакт с родителями. Дошкольнику эмоционально комфортно находится в сложные моменты рядом с родителями, а обучение чтению — это ответственное мероприятие.

Мама занимается с ребенком

Отрицательных моментов не так много, но они есть. Среди минусов домашнего освоения чтения можно выделить:

  • Необученность родителей
    К сожалению, мамы и папы, не имеющие специального образования, совершают массу ошибок при обучении чтению Например, называют буквы с призвуком, делают паузы между фонемами в процессе складывания слогов, слов. Дети привыкают к неправильному чтению, а переучить их очень сложно.
  • Ребенок не социализируется
    В педагогических центрах малыш общается с другими взрослыми, привыкает к школьной обстановке, ответственности, учится поведению. Дома он такой опыт не получит.

Где и как учить ребенка читать, выбирать родителям. Если у вас затрудненное материальное положение, то остается только домашний вариант. В этом случае, потратьте время на изучение книг, методик работы с дошколятами. Это поможет качественно научить детсадовца читать, привить любовь к литературе.

Известные методики обучения детей чтению

Чтобы научить ребенка читать быстро и правильно, нужно иметь четкое представление, каким именно способом родитель будет это делать. Рассмотрим несколько известных методик, которые помогут определиться с выбором способа обучения.

Методика Как действует
Обучение по методу Домана Глобальное чтение – таким словосочетанием можно охарактеризовать методику Домана. Она предусматривает обучение чтению целыми словами и опирается на особенности работы мозга малыша. Идея состоит в том, чтобы окружить ребенка написанными на ярких карточках/плакатах словами («стол», «стул», «шкаф» и т.д.). Механическая память позволяет ребенку запомнить и удерживать накапливающийся объем простых слов. Начинать следовать методике можно уже с 5-6 месяцев.
Метод чтения по слогам Традиционная методика, которая из года в год остается самой популярной у родителей, желающих научить ребенка читать в домашних условиях. Ребенок сначала складывает буквы в слоги, а затем – в слова. У детей старше 4,5-5 лет этот метод приносит быстрый результат. Материал легко закрепляется в игровых заданиях. Этот способ обучения используется в детских садах и школах, что несомненный плюс.
Метод чтения по складам В данной методике не слово дробится на слоги, а звуки соединяются в склады. Например, слово «чашка» будет читаться не «чаш-ка», а «ча-ш-ка». Склад может состоять из одной буквы, из согласной и гласной, или из согласной и твердого/мягкого знака. Несмотря на то, что методика очень распространена, есть вероятность того, что ребенку придется переучиваться в школе – ведь там используют метод чтения по слогам. Привычка дробить слова на склады может укорениться, что будет впоследствии затруднять восприятие текста и замедлять чтение.
Кубики Зайцева Методика помогает освоить азы чтения с помощью восприятия слогов. Разнообразные таблицы, красочные кубики разных цветов с наполнителями принимают активное участие в наглядном обучении соединения буквы в слоги. Большой эффективности занятия с помощью кубиков Зайцева достигают при групповом взаимодействии (в детских садах, центрах развития детей и т.д.). Рассматриваемая методика помогает получить максимальный результат за минимальное время у тех малышей, которым трудно усидеть на одном месте.

Подготовительный этап

Бесспорно, сложно пытаться что-то объяснить годовалому малышу и учить его произносить слова или их части, хотя и возможно. Согласно, последних исследований, специалисты полагают, что начать учить простые слова и соединять слоги некоторые малыши могут уже с 2 или 3 лет.

Впрочем, в таком раннем возрасте не стоит перегружать детей лишней для них информацией, но уделить больше подготовительному этапу: помочь крохе развить фонематический слух, выучить буквы.

Развитию фонематического слуха способствует чтение и заучивание потешек, коротких стишков и песен.

Изучение букв лучше проводить в игровой форме.

Творческие приемы для запоминания букв:

  • Обводить, раскрашивать, заштриховывать буквы карандашами.
  • Лепить буквы из пластилина и кинетического песка.
  • Выкладывать буквы из палочек, мозаики, кубиков.

приемы для запоминания букв

Приемы для запоминания букв для дошкольников: лепка пластилином

Причины медленного чтения

Успешнее и лучше читающего малыша только ребенок, который проглатывает напечатанные слова быстро и осмысленно. Однако без правильных и регулярных тренировок малышу никак не удастся успевать на уроках.

Существует много причин медленного чтения. Перечислим самые распространенные из них:

  • Отсутствие усидчивости – проблемы с концентрацией внимания мешают тому, чтобы в ребенке проснулся интерес к чтению.
  • Низкий уровень оперативной памяти – малыш берется за рассказ, но уже через 5 минут не может даже назвать имена главных героев.
  • Возложение ответственности за формирование у ребенка навыка чтения только на учителя – читая и рассказывая детям новую информацию на уроке литературы, учитель просто физически не может уделить время и внимание каждому малышу.
  • Ограниченный словарный запас – ученик не понимает смысла прочитанного, поэтому не получает удовольствия от времяпровождения с книгой.
  • Недостаточная практика – в ребенке не просыпается желание взяться за книгу, чтению он уделяет время только при выполнении домашнего задания.
  • Неразвитость артикуляционного аппарата – проблемы с произношением могут быть причиной неудачи в соблюдении норм техники чтения.
  • Наличие нейрологического нарушения (дислексии) – трудностей с распознаванием букв и слов. Чтобы такому ребенку чтение давалось наравне со сверстниками, ему придется прилагать больше усилий и заручиться поддержкой родителей и опытного специалиста.

Если у малыша возникли трудности при обучении скорочтению и соблюдении техники чтения, родителям и педагогам стоит определить их причины. Борьба с корнем проблемы даст больший результат, нежели ликвидация ее последствий.

Обучение и скорочтение: типичные ошибки взрослых

Всем заботливым родителям хочется, чтобы их чадо опережало сверстников в развитии или хотя бы соответствовало нормам. Иногда взрослые самостоятельно берутся за обучение чтению, чем допускают маленькие, но серьезные ошибки, которые только отодвигают детей назад.

Типичные ошибки взрослых:

  • Обучение малышей названию, а не произношению буквы. Если ребенок будет говорить «мэ» вместо звука «м», то ему будет сложно читать даже простые слова.
  • Перечисление букв вместо прочтения слогов. Иногда родители рано начинают радоваться успехам своих детей. Они не замечают, как их чадо просто перечисляет буквы вместо соединения их в слоги. Так, между произношением «м, а, м, а» и «ма-ма» есть существенная разница, которую нужно вовремя заметить.
  • Неправильная установка. «Прочти этот текст – и потом будешь свободен», «если прочитаешь вот этот абзац – дам поиграть на телефоне» и подобные выражения снижают у ребенка интерес к чтению.
  • Чрезмерно длительные занятия. Редкие и долгие уроки утомят и ребенка, и взрослого. Лучше часто читать краткие тексты, чем подолгу страдать над одним текстом раз в 1-2 недели.
  • Угрозы и требования. «Тебе уже 7 лет, ты должен это знать», «а твоя подруга Маша уже прочитала этот текст» – это фразы, которые формируют у малыша комплекс неполноценности. Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе. Никогда не забывайте об этом!

Первые попытки сформировать у ребенка навыки чтения не всегда бывают успешными, но, читая о типичных ошибках взрослых, родитель научится обходить опасности.

важных советов о развитии навыка чтения у ребенка

Мамам и папам, стремящимся научить ребенка читать как можно быстрее, следует быть очень деликатными в подходе к этому важному вопросу. Чтобы у ребенка не пропал интерес к чтению с первых занятий, мы предлагаем вам познакомиться с актуальными советами. Они помогут в процессе обучения привить малышу любовь к книге.

Алфавит с раннего возраста

Пусть ребенок с грудничкового возраста «впитывает» в себя, как губка, название букв в песенно-игровой форме. Короткие запоминающиеся стишки о буквах отложатся в детской памяти, и ближе к двум годам ребенок сможет вполне осознанно их рассказать. Включайте время от времени различные песенки и мини-мультфильмы про алфавит, тем более, что в такой подаче буквы запоминаются играючи.

Обучение ребенка чтению по слогам

Ненавязчивое обучение

Для дошкольника игра – это главный процесс, через который он познает окружающий мир, в том числе и при освоении навыков. Скучные занятия и зубрежка не принесут должного результата, более того, ребенок может напрочь разлюбить чтение. Преподносите информацию в теплой обстановке, терпеливо, и ребенок усвоит нужные знания в том темпе, который подходит конкретно ему.

Занимайтесь каждый день

Если вы начали делать первые шаги в чтении слогов, и они прошли безрезультатно, рано опускать руки. Можно сделать перерыв в 1-2 дня, и затем попробовать вновь. У ребенка получилось прочесть пару слогов из гласных букв? Здорово, значит первоначальные навыки чтения получены и их нужно развивать. Занимайтесь регулярно, и результат не заставит себя ждать.

Заинтересовывайте чтением

Часто трудности в обучении возникают с теми детьми, которым в детстве практически не читали, и родственники не подавали собственный пример чтения книг. Это можно исправить. В вашем доме должны появиться рассказы, сказки, детская художественная литература, интересная вашему ребенку. Сделайте семейную традицию – чтение маленького произведения перед сном. Малыш не откажется от родительского внимания, а интересная история побудит его интерес к книге.

Кроме книжек, появляются и качественные приложения и сервисы, обучающие чтению в интерактивной форме,
способные заинтересовать ребенка и дать ему необходимую мотивацию для кропотливого изучения букв, слогов, слов.
Они могут ни в чем не уступать книге по качеству иллюстраций, объему обучающего материала, но при этом привносить важный элемент игры, так необходимый для детей.

От простого к сложному

Бывает, что ребенок знает названия букв, но не знает звуки. Ребенок не сможет освоить чтение до того момента, как он хорошо выучит произношение звуков. Занимайтесь в этом случае поэтапно:

  • изучайте звуки;
  • переходите к чтению по слогам;
  • научите ребенка слитию слогов.

Только после прохождения данных трех этапов можно приступать к обучению чтения полноценных слов.

Подробное видео с советами от педагога – учимся читать:

Первые шаги к чтению: знакомство с буквами

Чтобы научить ребенка чтению, необходимо поддерживать интерес к книгам и буквам с раннего возраста. Как правило, в 2-3 года малыши начинают проявлять внимание к алфавиту. Родителям очень важно обеспечить в этот момент правильное развивающее пространство.

Визуализация

Ребенок довольно быстро запомнит буквы, если в поле его зрения будет находиться яркий плакат с русским алфавитом. Кроха показывает на букву – произнесите соответствующий звук. Возможно, что вам придется не раз возвращаться к «А» и «Б» и повторять их, но именно так малыш быстрее их запомнит. Для занятых родителей хорошим подспорьем будет интерактивное панно с буквами – оно само озвучивает ту букву, на которую нажмет ребенок.

Осязание

Для запоминания букв алфавита ребенку важно задействовать и осязание. Для развития абстрактного мышления малыша предложите ему познакомиться с буквами, слепленными из пластилина, или вырезанными из картона. Обращайте внимание на схожесть предметов и букв – турник похож на «П», а бублик – вылитая буква «О».

Чаепитие к буквами

Процесс изучения букв будет очень веселым и вкусным, если предложить ребенку съедобный алфавит. С помощью фигурных макарон можно сварить суп «Абвгдейка», а на десерт испечь собственноручно вылепленные печеньки – азбуку.

Макароны-алфавит

Магнитные развлечения

С помощью магнитной азбуки можно превратить процесс изучения букв в веселую и запоминающуюся игру. Например, малышей 1-2 лет можно завлечь, просто прикрепляя букву к поверхности холодильника и произнося её. «Дай мне буковку! Что это у нас? Это буква А!» Если ребенку уже есть 3 года, то ему понравится игра в «магнитную рыбалку». Нужно все магнитные буквы в контейнер, и сделать импровизированную удочку из палки и веревочки с магнитиком. Выловив «рыбку», произносите её название, проводя аналогию со словом. «Это рыбка Ж! Посмотри, как она похожа на жука!»

По клавишам

Дети очень любят повторять действия взрослых. Дайте малышу вволю понажимать кнопки в открытом текстовом редакторе – его заинтересует появление букв на экране. Покажите, как набрать самое простое слово «мама». Можно распечатать первое письмо, и вручить его ребенку. Даже если там будет совершенно немыслимое сочетание, это будет своеобразным толчком к запоминанию алфавита. Также для осваивания букв можно отдать ребенку «на растерзание» старую клавиатуру от компьютера.

Изучение букв и слогов

Навыки, которые должны быть сформированы у шести летнего ребенка

Степень готовности к чтению зависит от уровня интеллектуального развития, психической и эмоциональной зрелости дошкольника. Ведь конечная цель родителя – научить ребёнка не бездумно воспроизводить вслух написанное, а понимать смысл прочитанного. Поэтому прежде чем начинать обучение чтению, важно убедиться, что:

  • малыш имеет достаточный словарный запас;
  • его речь правильна и грамотна;
  • у ребенка нет явных дефектов звуковоспроизведения.

Если словарный запас дошкольника мал, его речь изобилует ошибками или дефектами, приступать к чтению рано. Дома лучше работать над общим развитием малыша. Посредством выполнения логопедических упражнений его важно научить произносить звуки правильно.

Подготовка детей к школеПодготовку к школе надо начинать с 5-ти лет

Чтение требует длительного удержания внимания. Невозможно быстро научить читать или выучить таблицу умножения с поминутно отвлекающемся ребёнком. Навыки концентрации у непоседы можно развивать разными способами, в том числе – составлением картин из пазлов, разрисовыванием, играми с конструктором.

Важно научить ребенка водить в книге пальчиком или указкой. Если этого оказалось недостаточно, и малыш перепрыгивает со строки на строку или часто теряет место, где остановился, стоит вырезать окошко в белом листе и передвигать его на нужную область.

Для большинства детей чтение – тяжкий труд. Важно позаботится о позитивном восприятии этого процесса.

Знакомство с буквами - по пазламЗнакомство с буквами надо начинать с 2-3 лет

С двух-трех лет ребёнка следует постепенно приучать к книгам. Стоит остановиться на экземплярах с яркими подробными картинками, которые можно рассматривать и описывать устно. В шесть–семь лет книжки с крупным шрифтом пригодятся для внеклассного чтения.

Совет: важно читать ребенку вслух. В идеале чтение на ночь должно стать ежедневным вечерним ритуалом. С одной стороны, это доставит ребенку массу удовольствия, с другой – станет примером для подражания.

Основные популярные методики

Есть множество различных школ, индивидуальных и авторских методик. Давайте остановимся на некоторых, которые действительно способны дать результат.

Кубики Зайцева

как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях методика Зайцева

  • В отличие от традиционных букварей, этот способ позволяет осваивать не только отдельные буквы, но и сочетания согласных и гласных, отдельных букв, а также, употребление мягкого и твердого знака. Всего кубиков 52.
  • В процессе игры малыш может не только составлять различные слова, но и понять, что такое глухие и звонкие согласные. Кубики с изображениями согласных звуков наполнены деревяшками, а с изображениями звонких — металлическими деталями.
  • В качестве приложения есть таблицы, на которых также есть слоги. Главное правило — нужно не читать, а пропевать.
  • Кубики различаются по размеру: большие с изображением твердых сочетаний и согласных, а меньшие по размеру кубики — с мягкими согласными.
  • Минус такой методики, судя по отзывам, в том, что уже в школе у ребенка могут возникнуть трудности с разбором слова по составу, а также, некоторые дети впоследствии просто «глотают» окончания. Ну а плюс: детки довольно быстро и в игровой форме осваивают алфавит и чтение по слогам.

Обучение чтению по Монтессори

как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях методика монтессори

Весь процесс не совсем традиционен: сначала пишем, а потом учим букву, а затем и слог. Преимущество метода в том, что представлено все в виде игры. Сначала буквы заштриховываются и обводятся, а потом учится их произношение. Буквы вырезаются из шероховатой бумаги. Такую же букву можно начертить, например, на манке. Минус данной методики в том, что придется очень много приготавливать материала для обучения.

Возможно, вам будет интересно Как легко ребенку выучить таблицу умножения — Супер способы

Динамические кубики Чаплыгина

как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях методика чаплыгина

В набор входят 10 кубиков и 10 блоков, которые двигаются. Задача ребенка составить пару из гласной и согласной. Они изображены на каждой стороне кубика. Каждый динамический блок включает в себя согласную и гласную буквы.

Сначала рекомендуется составлять простые слова, а потом переходить к более сложным. Детям очень нравится одновременно и играть, и учиться. К тому же задействована моторика. К набору прилагается подробная инструкция.

Еще популярны «Складушки » и «Теремки» В. Воскобовича, а также Карточки Домана.

Ваш ребёнок не хочет учиться читать, а ему скоро в школу. Как научить ребёнка читать, при этом не отбив охоту учиться. Смотрите видео

Книги

В процессе домашнего обучения родителям потребуется методическая поддержка. Для этого можно использовать следующие пособия:

  • О. Узорова “Быстрое обучение чтению”.
  • Н. С. Жукова “Букварь”.
  • И. Бродский “Рабочая азбука”.
  • Г. Р. Лазгдынь “Логопедическая азбука”.
  • Кожевникова А. Ю. “Лепеталки”.
  • Пособия для учителя из комплекта к кубикам Зайцева, карточкам Домана.

Мальчик читает

Советы родителям

Итак, как можно научить ребенка читать слоги наиболее эффективным способом?

  • Четко и ясно называйте детям звуки, не пытаясь специально исказить их, чтобы было легче произносить. Как малыш услышит от вас впервые, так он ее и запомнит. Старайтесь прочесть внятно.
  • В случае возникновения ошибок не ругайте детей, но аккуратно исправляйте, следя за тем, чтобы в конце концов был правильно произнесен звук, а затем и все слово, даже если это уже пятая, или шестая попытка.
  • Как только вы видите, что малыш уже устал и сложно воспринимает новую информацию, сразу же сделайте перерыв, поиграйте с ним в другие развивающие игры, а еще лучше переключите внимание и просто погуляйте на улице. Прогулки на свежем летнем воздухе благоприятно влияют на восприятие новой информации и улучшают общее самочувствие.
  • Максимально задействуйте игры со слогами для дошкольников, интерактивные способы обучения в игровой форме, карточки. Зачастую слова “давай поиграем” действуют на детей магическим образом.

Показывайте малышу интересные познавательные мультфильмы, в которых в яркой и доступной форме обучают чтению по слогам, например, “Учимся читать в 5” и т.д. Таким образом, малыш не только будет интересно проводить свободное время, но и быстрее выучит материал. В любом случае, методика обучения детей чтению – то ли это игровые карточки, то ли другие материалы, должна быть не только увлекательной, но и эффективной.

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

Упражнения

  • Чтение “Буксиром”

Малыш читает вслед за родителем в полголоса, отставая на 1-2 слога, слова. Темп увеличивается постепенно.

  • Делим на слоги

Игра проводится в устной форме или письменной. Начинайте с простых слов, постепенно переходите к боле сложным.

  • Догоняем букву

М……….,А, С…………….О Малыш должен тянуть пальчиком по дорожке, проговаривая звуки.

  • Как буквы подружились

Рисуйте буквы и тяните у них ручки друг к другу. Можно использовать простые арифметические схемы С+О=СО.

  • Что лишнее?

Из написанных по слогам слов на листе нужно вычеркнуть ненужное. Например, яблоко, груша, помидор.

Формируем привычку читать книги с младенчества

В начале этой части советуем вам ознакомиться с опытом мамы. Как научить ребенка читать по слогам (видео):

Личный пример

Яркие иллюстрации

Выбирая книгу для начала чтения, не забывайте о том, что детям важны картинки. Благодаря выразительным, ярким рисункам следить за сюжетом ребенку будет легче и интереснее.

Регулярное чтение

Любовь к книгам формируется не в один момент. Если взрослый будет регулярно вслух читать ребенку небольшие сказки, уже спустя месяц-другой малыш будет сам проявлять больше интереса к произведениям. Первые прочитанные слова зачастую те, что изображены на обложке любимой книги.

Возможность выбора

Ребенку должно быть интересно то, что вы планируете с ним прочитать. Уже в 4 года маленький читатель способен определить, насколько ему интересна та или иная книга. В этом возрасте самое время для первого похода в библиотеку – позвольте малышу выбрать самому книгу в соответствии с собственным желанием.

Ограничение просмотра TV

Чтение, конечно же, требует от ребенка определенных интеллектуальных усилий. Чего не скажешь о телевидении – оно в прямом смысле отбирает возможность пофантазировать, предоставляя готовые образы. Совсем лишать просмотра мультфильмов не стоит, но ограничить время нахождения за экраном и строго подбирать разрешенные телепрограммы имеет смысл.

Заучивание букв

Существуют разные точки зрения относительно того, правильно ли заучивать все буквы алфавита прежде, чем приступать к чтению. Автор оригинальной методики обучения грамоте Н.С. Жукова предостерегает от таких действий. Разработанный ею букварь построен так, что ребенок учит буквы постепенно. По мере увеличения количества знакомых букв слоги становятся разнообразнее и сложнее, а затем превращаются в слова.

Пособие Азбука ЖуковойМагнитная Азбука Жуковой

Родителям, решившим следовать одной из авторских методик обучения чтению, следует придерживаться рекомендаций их разработчиков. А у тех, кто решил научить ребёнка читать по-старинке, особого выбора нет. Им предстоит сначала вызубрить алфавит, а уж потом приступать к чтению. Показывать буквы ребенку целесообразно уже с двух–трех лет.

Заучивание букв аппликациейОригинальный способ заучивания букв

Важный момент: согласные буквы с ребенком заучивают так, как они читаются в слове, – без призвука «э». Правильно произносить «р», а не «рэ» или «эр». Если этому правилу не следовать, слог «ра» ребенок станет читать как «рэа» или «эра».

Заучиванию букв способствует их визуализация. Кубики с буквами, магнитная азбука, интерактивный плакат с алфавитом – пригодиться любой вспомогательный инвентарь. Для начала ребёнка нужно научить быстро искать нужную букву среди предложенных. Позже с ним можно выкладывать букву из палочек или спичек, лепить ее из пластилина и, наконец, писать ее. Тем, кто путает буквы, правильно будет предложить ощупывать их объемные изображения с закрытыми глазами. Тактильные ощущения помогают запоминанию.

Произношение звуков ребенкомНадо следить за правильным произношением звуков

Совет: при заучивании гласных важно обращать внимание ребенка на схему звуковоспроизведения. Например «А» – рот широко открыт, «у» – губы трубочкой, «э» – рот растянут в стороны.

Освоение принципа чтения по слогам

Обычно дети произносят каждый звук раздельно, и это понятно – им требуется время, чтобы вспомнить, как называется следующая буква. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь малышу преодолеть это естественное затруднение.

Начать упражнения нужно со слов, состоящих только из гласных. Например, АУ, ИА и УА. К этим простым словам нужно нарисовать/подобрать иллюстрации – например, девочка, заблудившаяся в лесу («АУ!»), младенец лежащий в люльке («УА!»), и милый ослик, жующий травку («ИА!»). Попросите ребенка не прочитать надпись, а просто пропеть её. Петь можно медленно, «тянуть» слог, но не останавливаться: АААУУУ, ИИИААА, УУУААА.

На заметку! Обязательно учите ребенка распознавать восклицательные и вопросительные предложения. Выделяйте голосом момент восклицания, малыш должен различать «А?» и «А!»

Не бойтесь возвращаться к пройденному, продолжайте учить ребенка читать простейшие слоги. Когда первый звук у слога – согласный, его читать малышу сложнее. Но, тем не менее, учиться читать его тоже нужно, без этого в школе никак. Пусть ребенок «тянет» ННН и потом приставляет А, О, или У. Мальчик дает девочке конфету – НННА («НА!»). Малыш раскачивается на лошадке – НННО («НО!»). Девочка взяла маму за руку – МММА («МА!»). Обратите внимание, что первый звук ребенок может «тянуть» достаточно долго, чтобы вспомнить следующий.

Важно! Не торопите ребенка, если он задумывается при чтении трудного для него слога – когда он прочувствует принцип складывания слогов, то процесс освоения навыка пойдет значительно быстрее.

Если у малыша не получилось прочитать слово, то родитель должен сам прочитать его, потом попробовать еще раз прочитать вместе с ребенком. Затем переходите к следующему слогу. Независимо от успехов, подбадривайте и хвалите своего маленького ученика.

Читаем и учимся

Большинство букварей для детей 6-7 лет предлагают учиться по слоговым таблицам. Они представляют собой перечень различных слогов, не имеющих смыслового значения, а основанных на визуализированном запоминании. Пример: на букву «Н» звуки «НА-НО-НУ-НЫ-НИ», на «М» – «МА-МО-МУ-МЫ-МИ», на «Т» – «ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТИ» и т.д. Безусловно, такие таблицы имеют право на жизнь, но они совсем не интересны детям. Заставлять ребенка читать различные «ВУ» и «ВА» совершенно не обязательно, вполне можно справиться и без такого устаревшего методического материала.

Совет! Ребенок не должен уставать от чтения. В первый месяц занимайтесь чтением слогов не чаще 3-4 раз в неделю. Пусть уроки идут не подряд, а через день. Со второго-третьего месяца можно учить ребенка читать ежедневно.

Зеркало результатов: как научать ребенка скорочтению и технике чтения?

Даже самый маленький шаг на пути к достижению цели заслуживает похвалы. Создайте над рабочим столом школьника табличку с результатами и не забывайте интересоваться его успехами в прохождении онлайн-игр на тренировку памяти и внимания.

Не стоит подгонять ребенка в обучении – принцип «быстрее, выше, сильнее» далеко не всегда дает положительный результат. Вместо этого разработайте свою формулу успеха:

  • Готовьтесь к новой вершине вместе: читайте тексты по очереди, думайте о буквах-шутницах, вычеркивайте определенную букву и делайте пересказ.
  • Забудьте о сравнении ребенка с одноклассниками и знакомыми.
  • Не возлагайте все надежды только на учителя. Урок ограничен по времени, поэтому под его чутким присмотром читать детям не всегда удастся.
  • Не занимайтесь дольше 30 минут в день без остановки. Не стоит читать через силу, иначе дети утратят интерес к этому процессу. Лучше разделите занятие на два блока, с перерывами.
  • Узнайте нормативы техники чтения и регулярно проверяйте свои результаты на предмет соответствия им.

Чтобы изучить скорочтение, заинтересовать детей словом и научить осмысленно проглатывать книги, следите за результатами малышни. Не требуйте, а интересуйте. Не проговаривайте, а читайте молча. Не спешите смотреть мультфильмы, а сначала ознакомьтесь с оригинальным произведением. И тогда все получится!

Почему важно начинать обучение своевременно

С первого дня жизни ребенок начинает изучать мир. Развитие способностей малыша происходит по этапам: это естественно и изменить такой порядок невозможно. У детей младше 5 лет развито воображение, образное мышление, информацию они воспринимают в форме картинок. А вот информацию в виде звуков они усваивают с трудом. Даже когда запоминают написанное, происходит это автоматически, не понимая сути.

Если слишком рано начать заниматься с азбукой, развитие образного мышления замедляется. За эту функцию отвечает правое полушарие головного мозга, которая контролирует также эмоциональную сфера, восприятие цвета, музыкальный слух. Таким образом недоразвитие образного мышления приводит к эмоциональным расстройствам, ухудшению цветовосприятия, чувства ритма.

Могут возникнуть проблемы со здоровьем: детки напрягаются умственно, а нервная система к такому физиологически не готова. Также возможны нарушения зрения вследствие напряжения.

С помощью игр, сказок, стишков, мультфильмов детки познают мир. Через них приходит понимание о добре, зле, дружбе, взаимопомощи, честности, сочувствии. Они учатся выражать свои эмоции, мысли, учатся сопереживать. Формируется отношение к миру, к самому себе и окружающим, самооценка. Смещение акцента на умственные способности приводит к тому, что эмоциональное развитие затормаживается. В дальнейшем это становится причиной:

  • неуверенности в себе, сниженной самооценки;
  • отсутствию способности сопереживать другим людям;
  • трудности с самопознанием;
  • комплексов;
  • сложностям в общении с другими людьми, невозможности устанавливать контакты в коллективе.

Другая ситуация — когда начинают обучение поздно. Если первоклассник не умеет читать, могут возникнуть сложности с усвоением школьной программы. Он не сможет наравне с одноклассниками читать и выполнять задания, начнет отставать. Умение читать — необходимый навык, при помощи которого дети получают информацию, делятся с ней с другими людьми. Ребенок, не знающий буквы, будет лишен этой возможности.

Своевременное обучение чтению

Отдельные правила касательно заучивания букв

Важно поощрять ребенка вслушиваться в слова и искать в них нужные звуки. Если заучивается буква «о», можно назвать ребенку начинающиеся на нее слова: облако, олень, ослик. Чтобы проверить, насколько усвоен урок, вперемежку со словами на «о» правильно предлагать ребенку и слова, начинающиеся на другие буквы. Аналогичным способом ребёнка можно быстро научить находить нужную букву в конце и средине слова.

Важно знать: ребенку проще всего выделить в слове начальную гласную (особенно, если она ударная). Относительно просто указать на конечный согласный. При этом выделить начальный согласный и последний гласный малышу очень трудно.

Лепка букв из пластилинаЛепка букв помогает их быстрее запомнить

Полезно писать с ребенком буквы красками, фломастерами. Важно, чтобы в своем воображении при идентификации звука и буквы он не ограничивался определенным размером или цветом. Можно показывать разные шрифты в газетах, на таре и упаковке, на вывесках и т. п.

Совет: ребенка до 6 лет однозначно не стоит путать, предлагая ему к прочтению прописные буквы наряду с печатными.

Тем более, не стоит учить дошкольника писать прописью дома. Полученные в домашних условиях навыки могут не соответствовать представлениям учителя относительно наклона, слитного или раздельного написания, способа соединения и подобного.

Читателям блога нравится эти товары

76

-15% промокод RRR Красное платье для девочки PlayToday Baby 478003

  • 68
  • 74
  • 80
  • 86
  • 92

70

-15% промокод RRR Синие брюки джинсовые для девочки PlayToday Baby 388111

  • 74
  • 80
  • 86
  • 92
  • 98

74

-15% промокод RRR Светло-розовые туфли для девочки PlayToday Baby 178215

  • 18
  • 19
  • 20
  • 21

58

Синий комбинезон для мальчика PlayToday Baby 387001

  • 74
  • 80
  • 86
  • 92
  • 98

43

Черная толстовка для мальчика PlayToday Baby 120312008

  • 74
  • 80
  • 86
  • 92

56

-15% промокод RRR Белое платье для девочки PlayToday 220221004

  • 98
  • 104
  • 110
  • 116
  • 122

65

-15% промокод RRR Синее платье для девочки PlayToday 382164

  • 104
  • 110
  • 116
  • 122
  • 128
  • 134/140
  • 146/152

54

-15% промокод RRR Желтое платье для девочки PlayToday 220222020

  • 98
  • 104
  • 110
  • 116
  • 122

65

-15% промокод RRR Серая туника для девочки PlayToday 382076

  • 104
  • 110
  • 116
  • 122
  • 128
  • 134/140
  • 146/152

54

-15% промокод RRR Белый комплект: футболка, брюки (легинсы) для девочки PlayToday 220222019

  • 98
  • 104
  • 110
  • 116
  • 122

56

Голубые шорты для мальчика PlayToday 120215006

  • 98
  • 104
  • 110
  • 116
  • 122

42

Серая майка для мальчика PlayToday 365007

  • 98
  • 104
  • 110
  • 116
  • 122
  • 128

53

Зеленая футболка для мальчика PlayToday 120212019

  • 98
  • 104
  • 110
  • 116
  • 122

52

Темно-синий комплект: толстовка, брюки для мальчика PlayToday 120215005

  • 98
  • 104
  • 110
  • 116
  • 122

61

Темно-синие шорты-плавки для мальчика PlayToday 190009

  • 98
  • 104
  • 110
  • 116
  • 122

Прочтение слов

Традиционно самыми простыми считаются слова, состоящие из двух повторяющихся двухбуквенных открытых слогов типа «мама» и «папа». Дети, ранее тренировавшиеся читать сложные слоги, без проблем осилят слова, состоящие из одного предложения (кот, рак, сон, хор, лук).

При прочтении слов у детей могут возникать проблемы с расстановкой ударения. Эта проблема не имеет универсального решения. Читая слово, ребенку придется его «узнавать». Обеспечить ему такую возможность можно только одним способом – расширяя его кругозор и словарный запас. Важно, чтобы родитель контролировал понимание его чадом смысла прочитанных слов.

Чтение слов по слогам с ребенкомЧтение слов по слогам – карточки

Совет: если при переходе от слогов к словам у ребёнка возникли проблемы, стоит упростить ему задачу и разделить слова на слоги черточками.

Пример: му-ха, лу-на, сло-ны, стру-на. Если подобных проблем у ребенка нет, можно сразу читать слова, написанне слитно.

Чтение предложений

Малыш 5-6 лет быстро осознает, что предложение – это законченная мысль. На этом этапе самое время познакомить ребёнка со знаками препинания («.», «!», «?»). По ним маленький читатель должен ориентироваться, где заканчивается предложение. Для начала стоит предложить ребенку предложения, состоящие из двух слов типа «Коля гуляет».

Чтение предложений от словПереход к чтению предложений происходит проще всего

Главная сложность при прочтении предложений состоит в том, чтобы помнить предыдущие слова при прочтении последующих. Лучший способ научить ребенка составлять предложение из трех слов заключается в следующем.

Читается первое слово. Ребенок должен его запомнить. Повторяя его по памяти, он читает второе слово и тоже его запоминает. Далее малыш по памяти повторяет первое и второе слово и читает третье. Так достигается составление и понимание предложения в целом.

Сравнение методик

Сравнительная таблица популярный методик обучения чтению.

Метод Преимущества для домашнего использования Недостатки для домашнего обучения
Карточки Домана Можно заниматься с младенчества. Нет необходимости получать дополнительное образование, навыки преподавания.

Занятия проводятся ежедневно, без специальной подготовки родителей и детей.

Метод основан на фотопамяти. Учить малыша читать в будущем придется более классическим способом.
Кубики Зайцева Подходит для гиперактивных малышей. Первые уроки можно проводить в раннем возрасте, после того, как ребенок научится сидеть.

Методика соединяет в себе развитие моторики, речевого аппарата, грамотности, фонематического слуха.

Методика более эффективна при занятиях в группе.
Чтение по слогам Простая методика, известная всем родителям, бабушкам и дедушкам. Усваивается дошкольника легко, не требует дополнительной литературы, оборудования. Для уроков подойдут рукотворные карточки, тетрадь и ручка. Считается универсальной методикой, лучшей для русской школы и занятий дома.
Чтение по складам Легко усваивается детьми в игровой и серьезной форме. Скорее всего малышу придется переучиваться в школе, поскольку чтение довольно медленное.
Методика Жуковой Выделяется звук, а не слог. Психика ребенка подготовлена к такому методу лучше. Букварь иллюстрирован яркими картинками, ребенку заниматься с такой книгой интересно.

Жукова не советует торопить ребенка в обучении чтению, переход к сложным заданиям очень мягкий, неспешный.

Родители должны следить за регулярностью занятий. Перед началом уроков по азбуке Жуковой нужно познакомить малыша с алфавитом.

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий