Как с помощью простого теста узнать уровень самооценки ребенка

Самооценка – представление человека о важности своей личности среди других людей. От этого критерия зависит не только формирование характера человека, но и его успешность в будущем. Ребенок с заниженной самооценкой всегда будет оставаться в тени своих сверстников, стесняться отвечать перед аудиторией, высказывать свою точку зрения и прочее.

Предлагаю провести несложную диагностику, чтобы узнать самооценку вашего ребёнка.

Как формируется?

Мнение о себе у маленького ребенка начинает формироваться в возрасте с 2,5 — 3 лет посредством переживания кризиса самостоятельности, когда ему хочется все попробовать делать самому. Вторым показателем формирования является похвала со стороны взрослых, это является основным стимулом для дальнейшего выполнения определенных действий.

Часто в этом возрасте малыши делают определенные поступки для того, чтобы на них обратили внимание, сначала для мамы: ребенок рисует и бежит показывает маме свое изображение, или висит на турнике с одной рукой и кричит маме, чтобы она посмотрела, как он может. Встревает в разговоры взрослых со своей «срочной»просьбой.

Важно обращать на все это внимание, не игнорировать, а корректировать, стимулировать, подбадривать, объяснять, мягко направлять в нужное русло.

стеснительный ребенок

Повторю, сначала это для мамы и близкого окружения, где вращается ребенок, затем для воспитателя, учителя, тренера, а потом для понравившейся девочки и так далее. Так складывается наша жизнь, и все это наслаивается, формируется, и лепется она, как слоеный пирог, самооценка человека.

Как начать тест?

Попросите ребенка порисовать вместе с вами. Возьмите чистый лист бумаги и вместе нарисуйте лесенку из 10 ступенек. Скажите ребенку, что на самой верхней ступеньке находятся самые послушные, умные, добрые, красивые дети. А на самой нижней – невоспитанные, глупые и злые драчуны. Те, кто сидят чуть выше – не совсем плохие, а те, кто почти добрался до самого верха – немного не дотягивают до «лучших».

ВАЖНО: Ребенок должен понять смысл «лесенки», в противном случае результаты теста будут недостоверными.

ййй

Ребенок рисует себя

Теперь на этой лестнице должен появиться сам ребенок. Попросите его нарисовать самого себя и обратите внимание, какую ступеньку он для себя выберет. Возможно, он примостится на самой нижней ступеньке – это значит, что самооценка сильно хромает. Если ребенок решит, что его место на самой верхней ступеньке – самооценка его несколько завышена.

заниженная самооценка

Заниженная самооценка приносит много печали и горя своему обладателю. Ребенок превращается в закоренелого пессимиста.

  • Очень раним и обидчив, часто капризничает, плачет. Его переполняет неуверенность в себе и своих силах. Испытывает стеснение, волнение, тревогу, чаще уединяется или замыкается.
  • Обратите внимание, какие слова он использует в разговоре: я не могу, у меня не получится, они сделают лучше.
  • Даже не пытается проявить инициативу, уверен, что все равно у него не получится или кто-то другой сделает лучше него.
  • Не участвует в общественных мероприятиях и командных играх. Ребенку трудно находиться в коллективе, играть и контактировать с другими детьми.
  • Нет настойчивости, стремления, нет цели.

И чем дольше так происходит, тем еще сильнее падает самооценка. Обратите внимание, в каком обществе вращается ваш ребенок, кто его друзья, какие у них отношения с вашим ребенком?

Ребенок рисует семью

Дополнительно попросите нарисовать на лестнице маму, папу и братьев с сестрами. Посмотрите, кому в семье ребенок отводит «главные» роли. Часто на верхних ступеньках рисуют маму, а на нижних папу. Дети находятся между ними – на 6,7,8,9 ступеньках.

ВАЖНО: Также можно узнать о том, считает ли себя ребенок здоровым или больным, веселым или грустным, счастливым или несчастным.

Характерные ошибки родителей

Развитие самооценки ребенка происходит постепенно и складывается путем наложения нескольких факторов. В первую очередь, если идет дисбаланс, то в этом непосредственную роль играют близкие члены семьи: его родители, братья и сестры, бабуси и дедуси:

  • Даем оценку не поступку ребенка, а переходим на характеристику личности. Как часто мы можем разговаривать с ребенком в подобном ключе: «какой ты бестолковый, не можешь сам уроки сделать, все тебе помогать нужно»; «какой ты поросенок, весь вывозился, посмотри (подтверждаем свои слова)»; «опять наделал тут делов, убирай все немедленно, пока не надовала тебе, растяпа».
  • Так же, противоположный пример, когда ребенка при малейших успехах слишком расхваливают и превозносят. Как, когда и за что хвалить можно почитать здесь.брат и сестра

И таких примеров можно привести миллиарды, даже порой мы не придаем им особого значения, они происходят как бы сами собой. Но ребенок все та же губка, которая все впитывает и впитывает.

Так же если ребенок старался, делал поделку или рисовал, радостно с вдохновением показывает маме свое творение, но мама, занятая домашними делами, не проявила достаточного интереса. Ребенок разочарован, он думает, что маме не понравилось, теряется стимул для дальнейшего творчества, если подобное происходит регулярно.

В школьные годы ребенка начинают оценивать не только близкое окружение, но и учителя, тренера и другие люди. Происходит сравнение его с другими ребятами, их отношение к нему. Как много у него друзей и есть ли они вообще, их взаимоотношения. Все это приводит к формированию мнения о себе.

Анализ результатов теста

Несколько завышенная самооценка нормальна для детей младшего возраста. Ребенок объясняет свой выбор так: «Я самый лучший» или «Здесь стоят самые хорошие дети, и я хочу быть с ними».
Адекватная самооценка – выбор 6 – 8 ступенек. Можно с уверенностью говорить о том, что ребенок доволен собой, своим положением в обществе и семье.

Ступеньки 3 – 5 должны насторожить родителей. Тот, кто оказывается на этих ступеньках, наверняка имеет проблемы в семье или коллективе. Попросите ребенка подробнее рассказать, почему он выбрал именно это место.

Самые низкие ступеньки говорят о заниженной самооценке. Если она не вызвана определенной ситуацией (ребенок поругался с товарищем, не поделил игрушку с младшей сестренкой, получил плохую отметку и т.п.), следует обратиться к психологу. Нервное состояние таких детей находится на грани, на психику оказывается постоянное негативное разрушающее влияние.

фяфя

Какими бы не оказались результаты теста, важно, чтобы между родителями и ребенком сохранялась дружеская атмосфера. Если мама и папа будут всегда рядом, окажут поддержку в трудную минуту, одобрят детские начинания и будут оптимистично настроены по отношению к ребенку, у него обязательно сформируется адекватная самооценка.

фыыы

Как определить уровень детской самооценки дома?

Самым простым, доступным любому родителю и достаточно показательным способом определения нынешнего уровня является оценка месторасположения детских рисунков на листах бумаги. В подавляющем большинстве случаев, если ребенок больше и чаще рисует в верхней части листа, то у него завышенная самооценка. Если в нижней части, то, скорее всего, детская самооценка занижена. Если же рисунки располагаются примерно по середине, то все в порядке, у ребенка, скорее всего, адекватная оценка себя и своих способностей / возможностей. Если вы решите воспользоваться этим способом определения уровня, то ни в коем случае не акцентируйте внимание маленького художника на нем. Пусть он рисует, как и рисовал, самостоятельно, подсознательно выбирая место для рисунка. Кстати, детские рисунки можно считать полноценным зеркалом их психологического состояния, отражающим их страхи, переживания, восприятие окружающих людей, событий и т.д.

В качестве второго способа определения уровня детской самооценки в домашних условиях можно использовать небольшой тест «Лесенка.

Он очень хорошо зарекомендовал себя с детьми, возрастом старше 3-х лет. Провести его очень просто – нарисуйте на листе бумаги обычную лесенку, состоящую из 10-ти ступенек. Потом покажите её своему сокровищу и расскажите, что на этой лесенки совсем плохие дети стоят на самой нижней, на первой ступеньке. Если ребенок чуть лучше, то он стоит уже на второй ступеньке, если он еще лучше, то может встать на следующую, третью, и т.д., до 10-ой, где стоят самые, самые хорошие. После этого попросите юного художника самостоятельно нарисовать себя на той ступеньке, где он «видит» себя, где, как ему кажется, он бы стоял.

  • Если он нарисует себя на 1-3-ей ступеньке, то его самооценка занижена и очень сильно;
  • Если свой рисунок он разместит на ступеньке 4-7, то детская самооценка адекватная и поводов для беспокойства нет, то это только сейчас. «Попускать» и переставать следить нельзя;
  • Если своего человечка чадо нарисует на ступеньках 8-10, то, сами понимаете, детская самооценка завышена.

После можно попросить маленького художника нарисовать на этой лесенке своих друзей. Так вы получите наглядный показатель того, как оценивает свое положение ваше чадо среди друзей и других людей. Единственное, о чем хотелось бы предупредить, тест «Лесенка» слишком показательный и его результаты видны самому ребенку, что может «застолбить» проблему.

И третий способ оценки уровня детской самооценки в домашних условиях – это тест, называемый «смешные человечки». Он не такой показательный, как предыдущий, и больше похож на обычную игру. Сначала нарисуйте обычное дерево, на ветках которого будут сидеть забавные зверюшки (любые). Потом уберите этих зверушек и спросите ребенка, где бы он сидел, если бы попал на это дерево, а где сидели бы его друзья? Недостаток теста «Смешные человечки» в том, что он показывает лишь самоощущение ребенка в знакомом ему коллективе.

В конце хочется сказать лишь о том, что только доверительное общение со своим маленьким человечком может показать реальную картину. Такое общение, такой разговор покажет и расскажет о гораздо большем, чем любой, даже самый «умный» тест. Старайтесь чаще разговаривать со своими детьми и учитесь слышать их. Так вы легко и быстро находить решения его маленьких, но таких больших проблем.

Больше материалов по психологии общения вы можете найти в одноименном разделе нашего клуба родителей, перейдя по приведенной ссылке.

Тест ДЕРЕВО С ЧЕЛОВЕЧКАМИ

Автор теста — психолог Джон Ломпен.
Этот тест часто проводят школьные психологи, диагностируя учеников. Думаю, что родителям тоже полезно провести этот тест со своими детьми.
Благодаря ему можно понять уровень самооценки ребенка, выявить причины проблем в общении и понять, насколько адекватно малыш воспринимает себя в обществе.

Как проводить тест:

  • Предложите ребенку рассмотреть картинку. На ней 21 человечек и дерево. У каждого свое занятие, все находятся в разных местах, у них определенное настроение.
  • Затем попросите раскрасить картинку.
  • Пусть красным карандашом ребенок раскрасит человечка, который напоминает ему самого себя, собственное настроение и положение в школе или среди друзей.
  • А зеленым — того человечка, которым хотелось бы быть и на чьем месте хочется оказаться.
  • Оцените, с положением какого человечка ребенок отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Тест на самооценку для детей

Или можно использовать цветной вариант.

Тест на самооценку для детей

Ключ к тесту:

№ 1, 3, 6, 7 — установка на преодоление препятствий
№ 2, 11, 12, 18, 19 — настрой на общительность, дружескую поддержку
№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудностей)
№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость
№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя
№ 9 — мотивация на развлечения
№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация
№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность
№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть»
№ 16 — дети не всегда понимают как позицию человечка, который несет на себе человечка № 17 — они склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим
№ 17 — неспособность самостоятельно справиться с возникающими проблемами
№ 20 — завышенная самооценка и установка на лидерство

Как сформировать адекватное самомнение у ребенка

Родители могут помочь дочери или сыну в формировании собственной самооценки. Как это можно сделать:

Заниженная самооценка, как правило, является результатом отсутствия внимания со стороны мамы и папы. Проанализируйте, как часто вы проводите время вместе с ребенком, обнимаете, целуете, поете ему песни, читаете книги. Для дошкольников особо важно чувствовать любовь и тепло, исходящие от самых близких и родных людей.

Не бойтесь «перелюбить» сына или дочь, ведь родительской любви много не бывает.

Моивация

Психологи дают такой совет: обнимайте малыша и держите в объятиях до тех пор, пока он сам не освободится из ваших рук. «Дежурные» поцелуи без нежности и теплоты не помогут ребенку почувствовать себя любимым и нужным. А вот ласковые фразы, наполненные родительской теплотой, помогут малышу осознать собственную важность.

Не нужно заставлять сына или дочь помогать по дому, но и всю работу выполнять тоже не стоит. Предложите крохе протереть пыль, сложить игрушки, вместе испеките печенье или сходите в магазин. Дайте понять малышу, что вы гордитесь им, поэтому чаще хвалите за хорошие поступки.

Но не перегружайте ребенка сложными заданиями, а также не заставляйте выполнять то, что он делать категорически не желает.

Как с помощью простого теста узнать уровень самооценки ребенка

Не хвалите малыша каждую минуту, но обязательно отметьте добрым словом его хороший поступок. Например, если сын без посторонней помощи съедает обед, каждый раз не нужно петь ему дифирамбы и восхищаться его самостоятельностью. Но когда мальчик поможет накрыть на стол или помоет посуду, поблагодарите и скажите, как вы рады помощи.

Поощряйте любую инициативу, которая исходит от ребенка. Не нужно сразу же говорить: «Я лучше знаю, как это сделать». Наоборот, выслушайте предложения сына или дочери, вместе подумайте, как осуществить предложенную идею.

Не забывайте, что малыши, как губки, впитывают все, что говорят или делают родители. Например, у вас немного подгорели пирожки. Вместо фразы: «Больше никогда не буду печь, ничего у меня не получается» лучше сказать: «Сегодня пирожки немного не получились, но ничего страшного. В следующий раз обязательно получатся!».

Как с помощью простого теста узнать уровень самооценки ребенка

Не нужно сравнивать сына или дочь с другими детками!

Сравнивать можно только поведение своего ребенка в определенные периоды жизни, при этом без критики и негативных эмоций.

«Посмотри, какая Олечка из соседнего подъезда молодец! Спокойно играет на площадке, с мамой за ручку идет. Не то, что ты!»,

«Ваня такой умница, ходит в музыкальную школу. А ты только разбрасывать вещи умеешь».

Подобные фразы, которые малыш слышит от родителей, губительно влияют на формирование личности. Ребенок будет чувствовать, что он хуже остальных, родители его не любят, им не гордятся. Вследствие этого самооценка резко снижается, и это может испортить жизнь взрослому человеку.

Детские психологи советуют родителям не бояться демонстрировать свою любовь к детям. Мальчики и девочки должны знать, что мама с папой их очень любят. Самооценка формируется в раннем возрасте, поэтому так важно помочь ребенку вырасти уверенным, общительным, добрым человеком.

Тест КАКОЙ Я?

Тест предназначен для определения самооценки ребенка 6-9 лет.

Для проведения тестирования необходимо спросить ребенка как он воспринимает и оценивает себя по десяти различным положительным качествам личности.

№ п/п Оцениваемые качества

личности

Оценки по вербальной шкале
да нет иногда не знаю
1 Хороший
2 Добрый
3 Умный
4 Аккуратный
5 Послушный
6 Внимательный
7 Вежливый
8 Умелый (способный)
9 Трудолюбивый
10 Честный

Обработка результатов:

Ответы “да” оцениваются в 1 балл, ответы “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Ключ к тесту:

10 баллов — очень высокий

8-9 баллов — высокий

4-7 баллов — средний

2-3 балла — низкий

0-1 балл — очень низкий

Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника и младшего школьника обычно достаточно высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами “да” на все вопросы ребенок утверждает, что он “послушный всегда”, “честный всегда”, можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий