Поколение Z: новый взгляд на выбор профессии – что говорят сами подростки

Поколение Z, чьи представители активно начинают проникать во все сферы бизнеса, считается переходным из века ХХ в век XXI (согласно различным подходам, это те, кто родился в 1990-е годы и вплоть до 2010-го). То, что их родители называли «технологиями будущего», для них уже обыденное настоящее. Они креативны, изобретательны, предпочитают виртуальный мир реальному, но при этом зачастую ленивы и инфантильны, а мотивировать долгосрочными целями их практически невозможно.

Содержание

Чем «зеты» отличаются от предыдущих поколений

«Зеты» живут в интернете. По данным агентства sparks & honey, больше половины современных школьников используют YouTube и соцсети для выполнения домашних заданий, 51% подростков называет видеоигры главным способом проведения досуга. Эти данные подтверждает и российское исследование Google 2017 года: на игры нынешние подростки тратят почти в 1,5 раза больше времени, чем предыдущее поколение.

Среди других популярных форм досуга — зависание в соцсетях и просмотр видео. 98% россиян в возрасте 13–24 лет сидят в интернете каждый день, и треть из них только в соцсетях проводит больше 5 часов.

Умеют работать с информацией. «Зеты» умеют анализировать большие объёмы информации и легко справляются с несколькими задачами одновременно. Они открыты миру, но приспособлены к ситуациям, замкнутым на одного человека (человек — компьютер, человек — игровая приставка), проявляют интерес к технологиям, включая робототехнику и биоинженерию.

Привыкли к отсутствию иерархии. Эти дети привыкли к лайкам под фотографиями и воспринимают похвалу как естественную часть жизни.
Интернет предполагает общение на равных, и «зеты» переносят этот принцип в реальный мир. Подростки всегда воспринимали поучения взрослых в штыки, но «цифровые дети» сами могут просветить родителей и учителей.

Дети поколения Z. Почему они такие и что с этим делать

Несмотря на готовность делиться каждым событием своей жизни в соцсетях, «зеты» болезненно относятся к нарушению личного пространства

Репетитор по информатике Богдан Корягин: «По моим наблюдениям, в учёбе очень помогает неформальная атмосфера. Я стараюсь быть с учениками максимально открытым, общаюсь на равных и многому у них учусь. Могу пошутить, рассказать, как в „моё время” покупал карточку для интернета на 50 Мб и 15 минут скачивал картинку для рабочего стола. Когда у нас налаживается контакт, ученик раскрывается и перестаёт стесняться, задаёт вопросы, которые кажутся ему глупыми, но важны для понимания».

Почему «зетам» сложно в традиционной школе

Современные подростки привыкли постоянно переключать внимание. Вот и получается, что страдает сосредоточенность: сфокусироваться на одном объекте дольше нескольких секунд для «зета» проблематично. Школа же эту особенность не учитывает, стандартную продолжительность урока никто не отменял.

Репетитор по английскому языку с 40-летним стажем Ирина Юльевна Ведянина: «Я работаю с 1977 года, и тогда ученики были более прилежными, усидчивыми. С новым поколением сложнее: приходится менять стиль работы и методику, стараться не задавать на дом большие задания и делать так, чтобы урок был развлекательным. Даже сложные условные предложения нынешним ученикам легче осваивать в игровой манере — я использую настольные игры с карточками по грамматике. Важен и интерактив: тесты, где сразу виден результат, мультимедийные доски».

Дети поколения Z. Почему они такие и что с этим делать

Проверка уведомлений на смартфоне одновременно с игрой или просмотром ролика на компьютере — дело обычное

С запоминанием у нового поколения тоже проблема: память у них плохо натренирована, ведь ответ всегда можно погуглить. Увы, но главным критерием для хороших оценок до сих пор остаётся не понимание предмета, а способность вызубрить большой объём информации. Да и нельзя всю вину за плохую учёбу возлагать на самих подростков, ведь даже старания школы быть «современной» порой приводят к противоположному эффекту.

Маша, ученица 8-го класса: «Нам часто говорят, что мы глупые, что у нас проблемы с грамотностью. Но в классе мы очень мало пишем, а учительница нам ничего не объясняет, просто включает презентацию или видео. При этом она сама не хочет их использовать — её заставляют».

Что такое новое поколение Z: годы рождения

Дети, рожденные после 1995 года, росли в окружении телевизоров, компьютеров, игровых приставок, и позже – смартфонов. Благодаря этому им был доступен иной уровень потока информации, о котором предыдущие поколения могли только мечтать.

Выросшие рука об руку с технологиями, они не представляют свою жизнь без интернета и связи. Именно информационные технологии провели жирную черту между поколением Z и всеми предыдущими.

Поколение Z – люди, рожденные в отрезке времени с 1995 года до 2010 года.

Какие поколения окружают современного старшеклассника?

Сегодня вокруг нас живут люди из четырех основных поколений. Первое — поколение бабушек и дедушек: из-за послевоенного всплеска рождаемости их еще называют «беби-бумерами». Какие у этого поколения особенности?

  • высокий уровень патриотизма
  • командный дух и коллективизм
  • предрасположенность к ручному труду

Также представители поколения бабушек и дедушек оптимистичны, энергичны и активны. Представляя свою бабушку, не могу с этим не согласиться ?

Еще есть поколение мам и пап (или поколение X) — это люди, которых с детства учили самостоятельности. Какие особенности у этого поколения?

  • большая ценность классического образования
  • cтремление к стабильной работе и развитию своей карьеры
  • как правило, иксы достаточно технически подкованы

Кажется, я узнаю своего папу в этом описании.

Если в вашей семье есть старшие дети, наверняка родителям знакомы особенности поколения Y, которые рождались примерно с 1985 до 2000 года. Это поколение по-другому называют миллениалами или «поколением социальных сетей». Что же их отличает?

  • легко адаптируются
  • постоянно развиваются
  • не готовы работать в одной компании много лет
  • ожидают моментального вознаграждения за сделанную работу.

Наконец, подходим к поколению современного старшеклассника или поколению Z. Поколение Z или «зумеры» — ребята, рожденные с 2001 по 2010 год. Кто-то из них уже учится в университете и начинает работать, а кто-то недавно закончил начальную школу. Казалось бы, совсем разные жизненные этапы, но некоторые вещи этих людей объединяют.

Поколение Z — кого называют поколением X и Y?

Для того чтобы понимать, кто такое поколение Z и как с ними общаться, рекомендуется понять, к какому поколению относитесь вы, и чем вы отличны от ваших родителей. А для этого необходимо захватить два предыдущих поколения, а именно X и Y.

Поколения X и Y, Z

Итак, поколение X – рожденные с 1965 по 1975 годы. В 60-е годы Джейн Деверсон было поручено задание – исследовать подростков и выявить их особенности и характеристики. Именно она впервые предложила публично заявить о столь разном видении жизни нового поколения. А именно поколения, которое позже назовут поколением X.

Эта группа рожденная поколением «беби-бумеров» шагнула далеко вперед, рано повзрослела и отличалась такими характеристиками:

  • Массово не верят в Бога, относят себя к атеистам;
  • Не стесняются своих желаний, и спят вместе до свадьбы;
  • Не благоговеют перед королевой, и считают ее одной из обычных жителей страны, лишь выполняющей свою роль;
  • Не уважают родителей, если они не завоевали расположение детей авторитетом и поступками;
  • Выходя замуж, отказываются менять фамилию, тем самым дополнительно подчеркивая свою независимость перед мужем и его родней.

Как видите, поколение X было весьма бунтарским, в понимании их родителей, и вызывало немало толков. Но со временем, следующие поколения пошли дальше, и при этом поколение X стало неким цензором, вызывая недовольство «свободомыслящей молодежью».

Поколение Y – рожденные в отрезке от 1976 до 1994 годов. В разрезе постсоветского пространства – это поколение, рожденное в последние годы существования СССР, и застигшое момент перестройки. Сплошной дефицит, масса западных товаров, а также музыки, сериалов, фильмов. Но и это не все. Это поколение, выросшее на историях о бандитизме, преступности и по соседству с «новыми русскими». Это создало особые предпосылки для развития поколения Z на территории России, отличного от западноевропейской культуры.

Несмотря на столь отличную среду от западноевропейской и американской культуры, все поколение Y можно характеризовать по таким отличиям:

  • Полное отсутствие авторитетов и иерархии. Даже при видимом согласии игры в авторитеты, они лишь притворяются, в отличие от предыдущих поколений;
  • Идеально пользуются технологиями, но при этом хорошо помнят жизнь без них. При отсутствии связи помнят, как найти север и юг, а также хорошо знают о том, как найти информацию в своей памяти, а не в Гугле, помнят про наличие сарафанного радио и другим особенностям жизни без технологий;
  • Ценят равенство. Во всем. Без исключений. Это влияет на все – карьеру, учебу, семью, воспитание детей;
  • Свобода в действиях им необходима как воздух. Они не будут терпеть ненавистного супруга или скучную работу. А также легко признаются в смене ориентации, если почувствуют притяжение к своему полу.

Поколение X, Y и Z — различия

Поколение Z разительно отличается от двух предыдущих поколений, но и они между собой различны. Те, кто подбирают персонал, знают как никто иной, насколько сильны различия, и насколько поколениям тяжело работать в одном направлении, ведь у каждого свои приоритеты.

Итак, различия поколений X, Y и Z:

  • Поколение X легко адаптируется к любым ситуациям, у них хорошая база знаний и неисчерпаемая тяга к изучению нового. Хорошо находят контакт как между собой, так и с другими поколениями, если того требует ситуация;
  • Поколение X – самые самодостаточные и самостоятельные из ныне живущих. Им не требуется похвала сторонних людей, чтобы понимать свою значимость в мире;
  • Поколение X – не стремится к быстрому успеху, им достаточно плавного хода с регулярным повышением зарплаты. Успех – дом, полная семья, машина, дача, отдых у моря и приличный счет в банке;
  • Поколение Y – социально ориентированное поколение, которое не нацелено посвятить свою жизнь карьере и зарабатыванию лишней копейки в свой бюджет. Они не стремятся быстро съехать от родителей, и уж тем более завести свою семью и возложить на себя тяжкий груз ответственности;
  • Поколение Y – частые гости социальных сетей, любят делиться событиями из жизни, но не зависимы от одобрения. Поколение Y нельзя вывести из себя негативным комментарием под фото;
  • Поколение Y считает, что жизнь должна быть сбалансирована, продумана и работа не должна занимать более 50% времени человека. Они активно занимаются хобби, спортом, любят учиться, ходить на тренинги, читать. При этом отличие поколения Y от X в том, что им нравится учиться ради получения знаний, а не ради конечной цели – «корочки» для карьеры;
  • Поколение Y уверено, что карьера не должна начинаться с низов. Человек, работающий на низшей должности – человек бесперспективный. А вот карьерист изначально занимает весомую должность в компании. Техническая составляющая, легкая хватка в бизнесе и врожденные данные дают возможность для быстрого карьерного взлета, хоть и не ставится целью у поколения в целом;
  • Поколение Y – быстро тратят деньги, не стремятся к покупке квартиры, машины, дачи. Напротив легко спускают деньги на эмоции, брендовые вещи.

Обзор поколений

  • Поколение Y разделяет понятие работы и дохода. Они готовы работать за небольшую оплату в надежде, что позже это «выстрелит» и принесет не только деньги, но и славу;
  • Поколение Z – люди, которые в настоящее время только-только входят во взрослую жизнь, при этом уже наделали много шума. Они легко обучаемые, и с той же легкостью начинают учить полученным знаниям всех остальных. Их золотое правило знаний: учеба-практика-преподавание. Для того чтобы максимально закрепить знания проводят мастер-классы, тренинги. не стесняясь юного возраста или малого количества жизненного опыта. Они специалисты в этом вопросе – они учат других именно этому узкому профилю. Остальное вне компетенции этого разбора;
  • Поколение Z – быть умным модно. В свободное время они стремятся получить новые знания. В хобби входит изучение языков, разработка игр, планирование бизнеса и изучение психологии. При этом им не интересны старые методы – они учатся просматривая видео, играя, общаясь;
  • Поколение Z –материальные вещи не имеют значения, если конечно это не касается гаджета, который даст больше возможностей для виртуальной жизни. Кстати это то самое поколение, которое готово носить платье год, чтобы доказать насколько мало требуется человеку даже в социуме. А также им не требуются большие дома, так как в этом нет нужды. Квартира-студия – идеально, комната в родительском доме – вполне нормальные условия для них.

Как видите, различия между поколениями очевидны.

Поколение Z — ключевые особенности

Для того чтобы понять поколение Z, мы выделили их ключевые особенности:

  • Не видят разницы между реальным и виртуальным миром. Для них одинаково важны реальные друзья и друзья, с кем они сблизились в сети. Отдых на пикнике и отдых с виртуальной игрой расценивается как одно и тоже. Общение в переписке – то же, что и услышать голос по телефону. Личная встреча вполне может заменяться общением в чатах;
  • Что лучше виртуальное или реальное? Поколения X и Y могут спорить, а поколение Z попросту не поймет – о чем вообще спор? Для них это единый, целостный мир!
  • Персонализация во всем. Для примера приведем покупку музыкального альбома. Поколение Х, услышав несколько песен, с удовольствием покупали весь альбом, ходили на концерт данного исполнителя. Поколение Z не видит смысла распыляться на всего исполнителя, если нравится всего пару песен. Также они относятся и к брендам. Зачем одеваться у одного бренда, если у него классные только джинсы?
  • Решимость. Они легко отказываются от скучного, и уж тем более от того что раздражает, обижает. Отношения перестали приносить радость – они с легкостью уйдут, даже если за месяц до этого оформили ипотеку на двоих. Второе утро на работе приносит раздражение – пора менять профиль работы, или вообще компанию;
  • Практичность. Вы заметили тенденцию отказа от туфлей на шпильках? Все верно – поколение Z исключает неудобную обувь и меняет ее на практичность и комфорт. Они не пойдут учиться туда, куда посылают их родители, если это не соответствует их представлению о будущем. Они легко могут уйти с последнего курса университета, если поймут, что данная профессия не соответствует их будущему;
  • Реализм. В подростковом возрасте максимализм и оптимистический взгляд на жизнь – наше все. Еще поколение Y легко мечтало, как они станут новыми Шварценеггерами, Трампами и Клеопатрами. Нынешнее поколение Z отчетливо понимает свое место в мире и знает, что достичь большего можно только при помощи знаний и информации;
  • Синдром упущенной информации. Да, поколение Z не только живет в огромном потоке информации, но и активно отслеживает ее. Новостная лента пролистывается с мгновенной скоростью – они должны быть в курсе мировых новостей. При этом если новость заинтересовала, они не просто откроют ее, но и ознакомятся на нескольких ресурсах, узнают детали по вопросу, и будут весьма осведомленными, прежде чем примут свое, независимое мнение;
  • Самоучки. Это поколение людей, которые уверены, что 90% знаний можно получить самостоятельно. Они не стесняются задавать неудобные вопросы преподавателям, и если те не показывают свою компетенцию – теряют авторитет. При этом они с легкостью учат огромные объемы информации и легко знают, где найти ответы на свои вопросы.

Инфографика поколения Z

Система небезупречна, а мы ее небезупречные слуги

Одни дети еще в средней школе определяются с направлением и упорно следуют ему вплоть до трудоустройства. Таких меньшинство. Остальные уже в старших классах стараются выбрать профессию, модель бытия, мировоззрения и образа жизни. Но так получается далеко не у всех. Проблема эта комплексная, на ее формирование влияют:

  • Особенности развития психики отдельного человека и его поколения, как обозначено выше;
  • Родители и ближнее окружение;
  • Система образования;
  • Экономическая и политическая ситуация в стране, в мире.

школьник

Зачем ходить в школу и университет

Родителям посвятим строки ниже. А пока немного посетуем на систему. Образование в государственных школах мало способствует развитию у учеников самостоятельности в мышлении и действиях. Методика поощряет послушание, заучивание, соблюдение рамок. При этом не любит выхода за рамки, самовыражения и развития собственного мнения, хотя и проявляет лояльность к творчеству. Безусловно, в отдельных школах, в подходах отдельных учителей бывает смещение акцентов в ту или иную сторону, но это исключения.

Со временем взаимоотношения ученик-учитель сводятся к чисто зарабатыванию оценок. Дети ноют, мол, зачем учиться, зачем в школу ходить… Они еще не готовы думать на перспективу и не понимают объяснений. Над несформированной душой, психикой и сознанием повисает тяжелая тень системы: закончил школу – иди в университет – потом на работу и ни шага влево-вправо.

И вот – заколдованный круг. Те, кто идут в вуз без желания учиться, выпускаются «пустышками», поэтому работодатели, сталкиваясь с магистрами на бумаге и второкурсниками-умницами, все меньше смотрят на «корочку». Из-за того, что без диплома можно устроиться на высокооплачиваемую работу, школьники не видят смысла протирать штаны еще 5 лет ради какой-то одной специальности. Подливает масло в огонь, что за последние годы часть профессий изжила себя, еще часть на грани исчезновения, поэтому взрослым специалистам приходится переучиваться. Так, из-за отсутствия мотивации учиться в вузе, подростки не знают куда поступать, а если и поступают, то неохотно учатся и выходят «пустышками».

Что делать?

Разобраться действительно ли нужно идти в универ и зачем? Для обучения будущей профессии? Ах, блажен тот, кто верит! Мало в наших университетах учат профессии, она приходит с опытом работы по специальности… А вот для саморазвития – да. Для расширения кругозора – да. Чтобы научиться добывать и обрабатывать информацию – тоже да. Та даже просто для того, чтобы углубиться в интересующую область и получать удовольствие от того, что учеба – как хобби! Тогда ребенок будет учиться! И не страшно, что не пойдет работать по специальности. Зато будет психически здоровым и образованным человеком, а профессия — дело наживное. Тем более, что будет время на подумать и на психологическое взросление, плюс в вузе прививаются общеразвивающие дисциплины, которые помогают морально подготовиться к взрослой жизни, сформировать мировоззрение и карьерные предпочтения.

Что принесет завтрашний день

Я определилась с профессией еще в 7 классе. Хотела стать журналистом, чтобы часто ездить в командировки. Однако к тому времени, как устроилась на работу, появился интернет. Чем сильнее он развивался, тем больше командировки корреспондентов сходили на нет.

Что видим сегодня на рынке труда: быстро меняются не только схемы работы отдельных специальностей, некоторые профессии вовсе умирают, некоторые деформируются до неузнаваемости, а сколько нового появляется?!

Отчасти это вдохновляет, закаливает стрессоустойчивость и стимулирует учиться быстро адаптироваться к новизне. Отчасти поселяет страх и неуверенность в завтрашнем дне, что сквозит среди родителей и передается детям. Тем более, пытливый ум, интерес к взрослым темам и более свободный доступ к интернету позволяет даже 10-12-летнему школьнику понять, что завтра все может кардинально поменяться: в тихом уютном городе вдруг грянет война, некоторые страны исчезнут с карты, выбранная мною сегодня профессия через пару лет уже станет не востребована… Как думаете, наблюдая шаткость мира и скоротечность перемен, может ли сегодняшний 8-9 или даже 11-классник определиться с будущей профессией и есть ли в этом смысл?!

Что делать?

Не запугивайте ребенка, что специальность – красная нить всей его жизни! Позаботьтесь о том, чтобы старшеклассник выбирал не профессию, а направление, в котором сможет развивать склонности и таланты.

Мне уже 45, а я до сих пор не решил, кем хочу стать

Родители желают своему чаду добра и стараются подсказать, как лучше. Но откуда знают, как лучше ему? Нередко они задают неправильный курс, сбивают с толку. Такое бывает, когда находящиеся рядом с подростком взрослые:

  • с ограниченным кругозором;
  • не могут отрешиться от собственных комплексов и фобий;
  • настаивают на конкретной профессии, которая ребенку не близка;
  • мешают школьнику подумать, постоянно капают на мозги;
  • имеют предвзятое отношение к детям;
  • испортили отношения с ребенком и являются для него антиавторитетом;
  • сами не знают, чего в своей жизни хотят.

Да-да, среди старших поколений тоже распространено явление растерянности, непонимания своих желаний и целей, неудовлетворенности жизнью и поиск новых ролей. Психологи констатируют: подобные искания – признак потребности личности в развитии. Если испытывая его, человек самосовершенствуется, изучает и практикует что-то новое, развивающее, созидательное – это мотивирует подростка. А вот разрушительно влияет на ребенка, если вместо саморазвития родители впадают в ступор, депрессию, раздражительность, озлобленность, сами не знают, чего хотят и другим (родным, подчиненным) выставляют противоречивые нелогичные требования.

мальчик скейт

Как помочь подростку в выборе профессии? Не навреди!

Нет общего рецепта, который поможет всем. К каждому — индивидуальный подход. Нужно понять его радости и чаяния, что мотивирует, а от чего опускаются руки, что дается легко, а что не по зубам, какие таланты и в каких областях слабо развит? Соответственно, важно понимать и чувствовать, каким тоном и языком разговаривать, чтобы подросток ответил, что думает, а не то, что от него хотят услышать. Разумеется, все это считывается в процессе взросления…

Есть дети, которым можно дать полную волю и свободу, чтобы расслабились и почувствовали себя, свой внутренний мир, подумали… Такие дети часто уверены, что они «знают лучше», а потому слушаться не станут.

Есть дети, на которых даже нужно надавить, настоять, навязать решение. Если этого не сделать, то так и будут болтаться, ничего не понимая. Важно учитывать: родитель навязывает выбор с учетом интересов ребенка, а не своих! Плюс нужно обсудить, что дите в праве сменить место учебы, если вдруг четко осознает, кем хочет стать.

Между этих крайностей бесконечное количество вариантов, как поступить в столь непростой ситуации. Например:

  • Пойти от обратного: выяснить, чего точно старшеклассник не хочет, потом углубиться в оставшееся.
  • Пройти профориентационные беседы с психологами.
  • Посмотреть с другого ракурса: например, выбрать какой-то интересный вуз (Черновицкий национальный университет симпатизирует школьникам из-за схожести с Хогвартсом) или город (Одессу из-за близости к морю), в котором хотелось бы учиться – ведь это тоже может быть мотиватором.
  • Не основной, а вспомогательный вариант. Лет в 12-14 дети вступают в возраст, когда им нужны авторитетные взрослые, но не родители. Если у вашего школьника есть такой взрослый, обратитесь к нему за помощью.

Как найти подход к подростку

Если проблема созрела, когда перед вами не малыш с букварем, а длинноногая красотка или басоголосый юнец – не значит, что поезд уехал, хотя и сесть в него уже гораздо тяжелее. С этого момента больше наблюдайте за человечком. Отгоните свое эго и рациональный взгляд! Настройтесь на волну ребенка, станьте на его место (забудьте все что знаете о жизни).

Родители часто тянут дитя на свой уровень. Но оно не знает взрослой жизни, а потому хоть из кожи лезь, не сможет соображать так как вы… А вот мамы и папы были детьми, были подростками, так попробуйте же спуститься со своего пьедестала «мама лучше знает» и стать на уровень школьника. Прочувствуйте детские страхи и неуверенность, лень и усталость от того, что большую часть жизни приходится идти против воли (рано вставать, делать домашку, хорошо себя вести)… но этот маленький человечек находит силы делать так, как говорят большие люди. Подумайте, как помочь этому живому существу, как его мотивировать, а не давить и ломать в очередной раз.

Объясните школьнику, что его выбор – не путь в один конец, что факультет – еще не будущая профессия. Если поймет призвание, то сможет сменить место учебы/работы. Объясните, что в быстро меняющемся мире нужно научиться обучаться и меняться, а не закостенеть на одном месте. И не теряйте нить, что даже при смене деятельности, ответственность за решения и поступки никто не отменял. Просто нужно быть готовым не к жизни без ошибок, а к жизни, в которой ты готов исправлять ошибки и учиться на них.

В конце концов, поймите: не столь важно, куда пойдет учиться ребенок и какую профессию выберет… Важно, чтобы стал действительно хорошим человеком! Помогите, а не калечьте, превращая в зажатого, закомплексованного, неуверенного и озлобленного неврастеника. Позвольте личности развиться в конструктивном и созидательном русле.

Журналист, путешественник

Если вы видите, что данная статья нарушает авторские права, перейдите по этой ссылке.

Чтобы оценить статью, авторизуйтесь. Войдите в личный кабинет.

Как найти подход к современным подросткам

Теория поколений, популярная в последнее время, поможет найти подход к современным подросткам. Понять, что их интересует и почему, какие профессии они выберут в будущем, какими особенностями обладают.

Поколение Z (центениалы) — кто это такие?

Теория поколений была описана в 1991 году Нилом Хау (Neil Howe) и Уильямом Штрауссом (William Strauss). По этой теории поколения сменяют друг друга раз в 20–25 лет. Недавно оформилось поколение, следующее за миллениалами — центениалы, их ещё называют поколением Z. Пожалуй, впервые в истории дети настолько отличаются от родителей.
Это люди, которые родились после 1996 или после 2000 года (по данным различных исследований). Разброс в датах появился, потому что исследований пока немного. Центениалы ещё молоды, но их уже ни с кем не спутаешь.

Поколение Z: новый взгляд на выбор профессии – что говорят сами подростки

Чем они отличаются от других поколений?

Это первое поколение, которое родилось в эпоху интернета. Они не помнят, какой была жизнь без гаджетов, и проводят со смартфонами и планшетами больше 8 часов в день. На каждый шаг у центениалов — приложения, которыми они пользуются так же естественно, как дышат. Поколение Z не делит мир на цифровой и реальный, их жизнь плавно перетекает на экран и обратно.

Как технологии повлияли на центениалов?

Почему они такие невнимательные? Они глупее?

Нет. Центениалы учились в обнимку с технологиями и привыкли к перекрёстному изучению предметов. В их голове каждый параграф учебника пронизан гиперссылками, как в «Википедии». Кроме того, они привыкли думать глобально, потому что мгновенно получают информацию со всего света. Они хотят делать открытия, любят исследования и разработку.
Да, центениалы часто переключают внимание, но поэтому быстрее принимают решения. Поколение Z не любит возвращаться к одному вопросу несколько раз.

Что они умеют делать?

Это поколение, которое предпочитает увидеть. Общаясь в Сети, центениалы используют эмодзи, смайлы, картинки. И они умеют зацепить аудиторию. Подростки точно знают, по каким законам живёт информация и когда нужно публиковать снимок в Instagram, чтобы собрать больше лайков. Скажете, мелочи? А теперь представьте, что будет, когда эти подростки с чутьём на аудиторию выйдут на рынок. Прошлые поколения в пролёте.

А они что-нибудь ценят, кроме лайков?

Они, как никто, ценят безопасность. Поскольку это поколение, которое выросло в эпоху терактов и экономических кризисов, центениалы хотят стабильности, спокойствия и процветания. Им не нравятся одноразовые вещи, они хотят покупать то, что прослужит долго. Среди них модно быть минималистами.
У центениалов очень трезвые представления о жизни и о том, как добиваться успеха. Миллениалы мечтают, чтобы весь мир заметил, какие они прекрасные и замечательные. У центениалов нет таких иллюзий. Они собираются много работать и зарабатывать: 72% выпускников задумываются о предпринимательстве.
Центениалы — это не бунтующие подростки. Они мало курят и пьют, даже к сексу относятся ответственнее. ВОЗ говорит о снижении количества подростковых беременностей во всём мире, а в США этот показатель сейчас вообще самый низкий за последние 50 лет. Они не хотят разрушить систему, они собираются медленно и верно делать мир лучше. Возможно, это подростковая романтика. Но если вспомнить теорию, то основные взгляды у них уже сложились.

Можно ли наладить контакт с центениалами?

  • Во-первых, для них всё нужно визуализировать, любая информация должна быть наглядной.
  • Во-вторых, всё нужно делать быстро. Скорость работы становится важна как никогда. Компании, которые привыкли согласовывать каждый плакат и каждую публикацию в соцсети по два месяца, явно проиграли.
  • В-третьих, поколение Z обращает внимание на вирусную рекламу. Центениалы любят делиться интересным, но быстро забывают об этом. Учитесь выделяться.
  • В-четвёртых, они любят покупать, но предпочитают покупки онлайн, а в интернет выходят с мобильных устройств. Работать с ними нужно именно через такие каналы.

Центениалы — необычное поколение. Мы не можем понять, как они совмещают любовь к покупкам и к минимализму, образованность и гиперактивность, визуальное мышление и встроенный адблок. А они могут.

Чтобы понять, какая сфера деятельности вам подходит больше всего, вы можете пройти тест на профессию.

Предприни­матель

Речь, конечно, идет не о каноническом бизнесмене в малиновом пиджаке а-ля девяностые: предприниматель в интерпретации поколения Z — это человек, который имеет свободу создать IT-стартап, открыть магазин веганских сладостей или просто зарабатывать на монетизации собственного бьюти-блога. Собственно, именно благодаря тому, что интернет делает миллионерами обычных тинейджеров вроде популярных американских ютуберов Джеймса Чарльза и Эммы Чемберлен или российских «Инстаграм»- и TikTok-знаменитостей (к ним можно отнести, например, Инстасамку или Дину Саеву), у современной молодежи складывается впечатление, что получать много денег и не ходить при этом в офис, не так уж и сложно. В результате 38% людей в возрасте 17-25 лет предпочтут работать на себя, а не на какую-то компанию, даже если она будет крупной и престижной.

Картинка

Как замотивировать подростка-старшеклассника учиться?

У вас не получется найти общий язык с ребенком? Попробуйте поговорить с ним, опираясь на особенности поколения Z!

Используйте цифровые технологии

Если мы не можем побороть «врага», надо с ним подружиться. Подростки проводят время в телефонах — давайте перенесем туда учебу! Приложение по изучению английского языка, тренировочные задания для подготовки к экзаменам, электронный учебник с необходимой теорией — и вот время, проведенное в телефоне, становится полезным ?

Эффективно готовимся к экзаменам в 21 веке: мобильное приложение MAXIMUM

Делите и структурируйте

Подросткам сложно запоминать много информации сразу. Если разделить информацию на несколько основных идей и выдавать ее порционно, подкрепляя визуализацией, процесс пойдет гораздо проще. Этот принцип можно использовать и в семейных разговорах, и в обучении.

Кстати, на такой подаче информации построено качественное онлайн-обучение. Например, курсы MAXIMUM Education состоят из уроков на конкретные и обозримые темы. Благодаря этому ученики могут постепенно изучать новый материал, закреплять его и отслеживать свой прогресс — так знания лучше усваиваются.

Используйте инфографики и примеры

Поколение Z любит «подглядывать», как живут другие люди. Подросткам любопытно, чем они интересуются, с кем общаются и так далее — на этом держатся социальные сети. Если вы будете приводить статистику и яркие примеры, объясняя какой-то вопрос, ребенок поймет его намного лучше.

Допустим, покажите, какой процент школьников начинает зарабатывать на своих хобби до 15 лет. Когда ребенок заинтересуется, соотнеся школьников из примера с собой и пропустив информацию через себя, расскажите, какие навыки и знания им помогают. Мотивация готова!

Предоставьте подросткам свободу

Подросткам сложно понять, чем им хочется заниматься в жизни, если до этого они редко принимали важные решения. Давайте подростку возможность выбирать что-то важное для него, поручайте ему взрослые обязанности. Так у ребенка появятся ответственность, умение выбирать и чувство взрослости.

Как говорить с ребенком о выборе профессии?

Регулярно давайте обратную связь

Для современных подростков очень важно одобрение. Хвалите детей чаще! Старайтесь делать это конструктивно, опираясь на реальные успехи и положительные качества. Впрочем, критика тоже важна, но ее нужно подавать особым способом. Самый простой принцип качественной обратной связи — «модель бутерброда».

  • Начните с чего-то положительного, чтобы у ребенка поднялось настроение и появилось желание говорить.
  • Дальше переходите к критике — спокойно объясните, что кажется вам неправильным, что вы хотите предовратить.
  • Закончите разговор на позитивной ноте, снова указав на реальные достижения подростка. Напомните, что вы любите ребенка, что он молодец, а вместе у вас обязательно получится добиться компромисса.

Теперь вы лучше знаете, какие есть различия у разных поколений и в чем особенности поколения Z. Опираясь на эту информацию, можно разговаривать с подростком более эффективно и вдумчиво, выстраивать более эффективную коммуникацию. А если хотите помочь ребенку определиться с профессий, обратите внимание на программу «Система Выбор» для учеников 7-10 класса! Запишитесь на бесплатную консультацию — она поможет ребенку понять свои интересы и научиться выбирать более осознанно.

Медработ­ник

Картинка

Програм­мист

Пожалуй, самый предсказуемый пункт в списке профессий, востребованных среди представителей поколения Z, — работать в IT-сфере стремится как российская молодежь, так и западная. Социолог, сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Екатерина Павленко говорит, что программист — относительно новое явление на карте профессий, о которых задумываются нынешние тинейджеры. Возможно, дело в том, что истории успеха разработчиков и предпринимателей в области ИТ (начиная с Марка Цукерберга и заканчивая Павлом Дуровым) оказались на слуху относительно недавно. Неудивительно, что их примеры вдохновляют подростков. Вместе с тем, по словам Павленко, представления о профессии программиста у школьников по-прежнему остаются довольно абстрактными, и дети пока плохо представляют, чем именно придется заниматься непосредственно на рабочем месте.

Картинка

Хобби и профессия одинаково важны

Новое поколение одинаково серьезно относится к любимому занятию и к работе. Они не откажутся от хобби в пользу специальности, скорее даже совместят два понятия в одно и станут зарабатывать на увлечении. Цифровой мир предлагает большие шансы для дохода – блогеры становятся миллионерами, а просмотры на детских YouTube каналах приносят существенную прибыль. Скучные и однообразные офисные будни уже не обязательны, появляется возможность творчества и саморазвития.

«Родители считают, что зарабатывать музыкой нереально, поэтому я стараюсь не рассказывать о своих мечтах»

София Громова, 16 лет:

Поколение Z: новый взгляд на выбор профессии - что говорят сами подростки

О музыке я мечтаю с детства, хочется стать певицей и покорять сцену, но поступать буду на лингвиста. Я не смогу пойти в музыкальное училище или консерваторию, хоть и занималась в музшколе на фортепиано. Мой уровень игры не так хорош, чтобы выдержать конкурс и учиться. Мне жаль, но воплотить задумку не получится. Буду специализироваться на лингвистике, но не знаю, пойду ли после окончания вуза работать по квалификации.

Профессия музыканта многими воспринимается как несерьёзная, неприбыльная. Мне сложно определиться с местом учёбы, потому что помимо увлечения нужна «настоящая» специальность. Я желаю сочинять песни, но родителям об этом не рассказываю, чтобы не слушать нравоучений. От музыки не откажусь, наоборот, хочется достигнуть успехов на сцене.

Иногда мне кажется, что стоит отступиться от мечты ради обеспеченности и уверенности в будущей жизни. Смогу ли я действительно зарабатывать с помощью хобби – не знаю. Мне тяжело определиться, кем быть, а если захочется попробовать еще какую-нибудь квалификацию? В одном уверена точно – ежедневные офисные заботы, совещания – не для меня.

Блогер – человек, которому можно доверять

Поколение Z умеет самостоятельно рассуждать и прислушивается к советам родных. Но существуют люди, которым они доверяют практически всецело. Это блогеры. На них подписываются, читают и зачастую мечтают завести личный интернет-канал. Большинство подростков захотят купить вещь, если прочитают положительный обзор блогера.

«Главное, чтобы профессия не расходилась с моими убеждениями»

Тимофей, 17 лет:

Поколение Z: новый взгляд на выбор профессии - что говорят сами подростки

Я долго был уверен, что стану гуманитарием. Но высказывания людей, которые получили это образование, заставили меня передумать. Я полагаю, что человек, который умеет пользоваться интернетом, сможет самостоятельно изучить любую гуманитарную науку. Гугл предоставит любую интересующую информацию, лекции, мастер-классы и электронные книги.

Технические направления – вот то, что стоит изучать и мне это нравится. Я доверяю мнению стримера UеberMarginal – это эрудированный и остроумный блогер, который окончил университет в Калифорнии, увлекается философией и лингвистикой. Недавно я смотрел его стрим по обучению в американских вузах.

Я снимаюсь в рекламных роликах, сериалах, участвую в кастингах на телевидении – это мой заработок. Мне хочется, чтобы жизненное увлечение не зависело от денег, а профессиональная деятельность совпадала с моими убеждениями. Работа не должна поддаваться влиянию идеологии и руководящая должность – не моё. Мне нужна специальность, которая принесёт пользу людям и цивилизации.

Мир необходимо изменить к лучшему

Поколение зуммеров – удивительное. Это только со стороны кажется, что их ничего, кроме тиктока, не интересует. Они мечтают принести миру благо и добро, переживают по поводу экологии и политики, стремятся всесторонне влиять на человечество.

«Хочу досконально изучать искусство»

Артём Загрельский, 15 лет:

Поколение Z: новый взгляд на выбор профессии - что говорят сами подростки

Кем ты хочешь стать? – самый нелепый вопрос, который мне задают. Я не могу этого знать, всё вокруг меняется весьма быстро. Пройдет пять лет, пока я окончу вуз, что будет дальше – неизвестно. Существуют специализации, в которых нет изменений, но их слишком мало.

Конечно, я планирую жизнь. Буду развиваться как журналист, всесторонне изучать искусство. Но в журналистике появляется множество цензуры, уходит открытость, искажаются факты. Первоклассных искусствоведческих факультетов очень мало, обучение стоит дорого и бюджетные места ограничены.

Мне многое нравится и окончательный выбор вуза еще впереди. Я буду советоваться с родителями, друзьями. Деньги – немаловажный фактор, за обучение необходимо платить. Популярность профессии не играет роли, главное – жизненные устремления. Журналист и художник ассоциируются у меня с борьбой. Защищают произведения перед редакторами, критиками. Затем доказывают обществу значение и ценность творений. Без сражения плод творчества останется неизвестным.

У генерации Z существует возможность созидать самостоятельно будущее и влиять на него. И молодые люди принимают вызов со всей ответственностью.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий