Причины и как предотвратить детский и подростковый суицид

Суицидальное поведение детей и подростков – этапный процесс, включающий разнообразные проявления психической деятельности, направленные на самоубийство. Внутренняя суицидальная активность (мысли, фантазии, продумывание способов совершения суицида) предшествует внешним проявлениям – поступкам, целью которых является лишение себя жизни. Диагностика проводится психиатром, применяется клинический метод, психологическое обследование. Лечение определяется фазой суицидального поведения. Включает госпитализацию, применение медикаментов, психотерапию, социальную реабилитацию.

Общие сведения

Суицид является осознанным, произвольным актом прекращения жизни. Суицидальным поведением называют любую активность, целью которой становится собственная смерть. Завершающий этап такого поведения – попытка самоубийства. Своевременная диагностика предполагает выявление поведенческих актов и предшествующих им суицидальных мыслей, планов, намерений. Суицидальные поступки среди детей и подростков наиболее распространены в возрасте 15-19 лет. Попытки суицида совершаются 5-8% подростков, мысли о самоубийстве посещают 25% юношей и девушек. Существуют сезонные пики осенью/зимой, объясняющиеся обострением депрессивных расстройств. Гендерная специфика суицидального поведения прослеживается с периода полового созревания – юноши чаще предпринимают попытки, приводящие к смерти.

Суицидальное поведение детей и подростков

Новые публикации

  • Хурма обладает противовирусными свойствами

  • Кататоническое возбуждение

  • Отравление формальдегидом

  • Появился новый метод восстановления зрения

  • ОРВИ или грипп: кто сильнее?

Алексей Портнов, медицинский редактор
Последняя редакция: 25.06.2018

х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках (, и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

В последние годы после более чем десятилетия стабильного подъема отмечается снижение частоты суицидов среди молодежи. Причины предшествовавшего подъема и настоящего снижения остаются неясными. Предполагают, что частично это снижение в последние годы связано с более либеральным подходом к применению антидепрессантов, хотя растет подозрение, что отдельные антидепрессанты увеличивают риск суицидального поведения. Тем не менее суицид занимает 2-е или 3-е место среди причин смерти в возрастной группе от 15 до 19 лет и остается важной проблемой общественного здоровья.

, , ,

Почему дети уходят из жизни?

Есть определенная категория детей, которая склонна к суицидальным наклонностям. Обычно их выявляют психологи и психотерапевты, но родителей также должно насторожить странное поведение ребенка.

Тревожные симптомы:

  • резкая смена настроения;
  • повышенная возбудимость;
  • просмотр фильмов и передач о смерти;
  • членство в сомнительных подростковых группировках;
  • потеря авторитетов среди взрослых;
  • недоверие, отчаяние;
  • наличие психических заболеваний или расстройств.

Даже если у ребенка не наблюдается вышеперечисленных симптомов, не стоит расслабляться. Детская психика слишком уязвима, и одно неверно сказанное слово может стать причиной страшного решения.

суицид не по-настощему

Частые причины ухода из жизни

Юношеская романтика. Молодым людям кажется, что самоубийство – это красивый шаг, путь в вечность, и окружающие запомнят его, как романтическую историю с драматических концом. Взрослые и друзья, конечно же, будут оплакивать рано ушедшего человека и раскаиваться, что при жизни не замечали его достоинств.

Плохие оценки. Иногда причиной суицида является самый нелепый, казалось бы, повод. Например, ребенок получил двойку в четверти, при этом родители никогда не ругали за успеваемость. Но почему-то он наложил на себя руки, написав в записке, что не может дальше жить с осознанием собственной глупости.

плохие оценки как причина суицида

Депрессивные мысли. Ошибочно полагать, что детей не беспокоят депрессии. Тревожные, нервные состояния могут быть у всех, независимо от возраста. Но часто родители не подозревают, что дети страдают от депрессии, ведь понять это сложно. Взрослых должно насторожить, если подросток начал вести затворнический образ и потерял интерес к окружающей жизни.

Как установить контакт с подростком?

Разные люди смотрят на одну и ту же ситуацию по-разному. То, что одному кажется ерундой, другому может показаться концом света и может привести к разным депрессивным мыслям.

Сейчас ваш ребенок ярко реагирует как на похвалу, так и на критику, которая не должна унижать его собственное достоинство и могла быть не такой серьезной, но в этом возрасте что угодно может снизить или повысить самооценку ребёнка

Что же, если сложить более четкие правила общения с ребенком, то они звучат так:

  • 1. Не пытайтесь узнать у него про всё за один раз, действуйте постепенно и отталкивайтесь от того, хочет ли ребенок общаться. Даже если вы понимаете, что ребенок нуждается в помощи, и у него есть явные депрессивные проявления в поведении, не слишком спешите навязываться, если он не настроен на разговор. Однако наблюдайте за подростком, оставляйте его ненавязчиво в своем поле зрения. Тогда он скорее сам начнет с вами разговаривать, поскольку почувствует потребность в том, чтобы пообщаться с кем-то о том, что его беспокоит. Говорите больше о себе, задавайте вопросы, чтобы ваш разговор не был односторонним.
  • В свободной беседе с вами ребенок должен чувствовать равенство, понимать, что он не является выше вас, но и вы не выше его. Вы – его старший товарищ, лучший друг, который всегда может дать совет, но не будет включать Родителя, если услышит что-то, что не соответствует канонам вашего воспитания. В случае, если подросток попал в беду, но не осознает этого должным образом (например, плохая компания), то расскажите ему истории из собственной жизни, о своем детстве, поделитесь жизненными уроками. Но это должно быть в стиле:
  • Не критикуйте и не осуждайте интересы вашего ребенка. От вас не должно звучать упреков, касающихся его образа жизни, увлечения компьютерными играми (не перегибая, конечно) или выбором друзей, всё это может спровоцировать или усугубить психологическое состояние ребёнка. А если, наоборот, подросток хочет пойти погулять с друзьями или с вами, то не препятствуйте этому, поощряйте желание социализироваться и дышать свежим воздухом, но установите четкие рамки (вовремя возвращаться домой, периодически звонить и сообщать о своём самочувствии и местоположении). Если ребёнок регулярно чего-то действительно желает, особенно, если это социализация, – то это хороший знак и говорит о том, что вероятно, он далёк от совершения суицида.
  • 4. Если вы хотите обратиться к специалисту, то не пугайте ребёнка тем, что ходить к психологу, психотерапевту или даже к психиатру – не нормально. Объясните, что лечить его душу так же важно, как простуду или сломанную ногу, особенно, когда проблема настолько серьёзна, как суицидальные мысли. Скажите о том, что это только поможет ему ответить на многие, его волнующие вопросы, на которые не могут дать ответ другие. Проявите собственную инициативу и скажите о том, что вы бы и сами походили к психологу или психотерапевту даже в целях профилактики, чтобы быть всегда психически здоровым.

Помните, ничего страшного не случится, если вы дадите своему ребёнку почувствовать его важность, вовлеченность в вашу жизнь и готовность быть рядом в трудную минуту. Лучше, если есть такая возможность, обращаться к специалисту-психотерапевту или психиатру, поскольку в большинстве случаев, если подросток высказывает суицидальные мысли, он нуждается в индивидуальном осмотре на возможное наличие психического заболевания. Желаю вам взаимопонимания и теплых семейных отношений!

Классификация

Существует множество классификаций суицидального поведения. Наибольший практический интерес представляет разделение попыток самоубийства по целям, причинам. Выделено три вида суицидальных поступков:

  • Истинные. Действия тщательно продуманы, просчитаны, являются четкой реализацией плана. Им предшествуют изменения мышления, высказываний, поведения. Решение принимается на основе долгих раздумий о смысле жизни, своем предназначении, бессмысленности существования. Суицидальная направленность доминирует, затмевает другие эмоции, черты характера. Цель – умереть (часто достигается).
  • Демонстративные. Попытки самоубийства схожи с театральными действиями, организуются с расчетом на присутствие «зрителей». Выступают как способ проведения диалога с близкими людьми. Цель – быть услышанными, привлечь внимание к своим проблемам, получить помощь. Иногда действия заканчиваются смертью из-за просчетов плана.
  • Маскированные. Скрытые суицидальные действия совершают подростки, осознающие, что самоубийство не является правильным способом решения проблем. Самоубийство реализуется косвенными способами – занятиями экстремальными видами спорта, участием в драках, скоростной ездой на автомобиле, мотоцикле, опасными путешествиями, употреблением наркотиков. Чаще всего истинная цель не осознается либо осознается частично.

Признаки суицидального поведения у детей и подростков

Почти каждый четвертый подросток думает о совершении самоубийства. Среди маленьких детей суицидальные мысли могут появиться в том случае, если они стали жертвами насилия.

Очень важно, чтобы вы принимали все признаки суицидального поведения всерьез и в случае их появления немедленно обращались за помощью к врачу. Если же вы сами ребенок или подросток и у вас возникло желание совершить самоубийство, поговорите об этом немедленно с родителями, друзьями или врачом.

Некоторые проблемы в жизни ребенка или подростка могут лишь вызвать мысли о самоубийстве, но некоторые события могут стать его причиной.

К проблемам, которые способны вызвать мысли о самоубийстве относят:

  • Депрессия или другое психическое заболевание, например, биполярное расстройство или шизофрения.
  • Родители, которые страдают депрессией или алкогольной или наркотической зависимостью.
  • Попытки совершить самоубийство в прошлом.
  • Друг, ровесник, член семьи или кумир, которые недавно совершили самоубийство.
  • Насилие в семье.
  • Пережитое сексуальное насилие.

К проблемам, которые могут спровоцировать попытку самоубийства, относят:

  • Наличие в доме и доступ к оружию, таблеткам или другим средствам самоубийства.
  • Злоупотребление алкоголем или наркотиками.
  • Стать невольным свидетелем совершения самоубийства членом семьи.
  • Проблемы в школе, например, плохая успеваемость, плохое поведение или частые прогулы уроков.
  • Потеря одного из родителей или близкого родственника из-за смерти или развода.
  • Стресс, вызванный половым созреванием, хроническими болезнями и заболеваниями, передающимися половым путем.
  • Замкнутость и нежелание поговорить о своих чувствах с другими людьми.
  • Неопределенность, связанная с нетрадиционной сексуальной ориентацией (бисексуальность или гомосексуализм).

Наиболее распространенные признаки суицидального поведения включают:

  • Выражение суицидальных мыслей.
  • Одержимость смертью в разговорах, рисунках или сочинениях.
  • Раздача собственных вещей.
  • Отчужденность от друзей и родственников.
  • Агрессивное и грубое поведение.

Другие признаки включают:

  • Уход из дому.
  • Опасное для жизни поведение, например, неосторожная езда или неразборчивость в сексуальных связях.
  • Равнодушие к собственному внешнему виду.
  • Смена индивидуальности (например, активный ребенок становиться слишком тихим).

Симптомы депрессии, которые могут привести к самоубийству, включают:

  • Равнодушие к когда-то любимым занятиям.
  • Изменение привычного графика сна и аппетита.
  • Трудности при сосредоточивании и мышлении.
  • Жалобы на постоянное чувство скуки.
  • Жалобы на головные боли, боли в животе или усталость без видимых на то причин.
  • Выражение собственной вины; недопущение похвал в свой адрес.

Как понять, что человек находится на грани суицида?

  • Если раньше подросток отличался активностью, был энергичен и весел, то сейчас его ничего не интересует, он стал вялым, скучным, постоянно присутствует чувство усталости.
  • Сын (дочь) жалуются на кошмары, которые снятся каждую ночь.
  • Ребенок отказывается от еды, устраивает голодовки.
  • Подросток теряет чувство уверенности в себе. Появляется много надуманных комплексов, поведение может стать вызывающим, агрессивным.
  • У ребенка постоянно плохое настроение. Он пребывает в депрессии, прежние увлечения перестают интересовать.
  • Сын (дочь) проводят много времени в замкнутом пространстве, никого не хотят видеть, могут сутками лежать и смотреть в потолок.
  • Подростки могут начать курить, употреблять алкоголь или запрещенные препараты.
  • Человек много времени проводит на тематических сайтах, посвященных смерти. В его комнате можно найти соответствующую литературу.
  • Подросток готовит подручные средства для суицида: таблетки, веревку, оружие, и т.д.

Если родители заметили хотя бы один признак, что с ребенком творится неладное, нужно пристально присмотреться к его поведению.

Признаки депрессии

В подобных случаях не стоит бояться влезть в личную жизнь, нарушить пространство, ведь ваша задача – спасти собственного ребенка. Любые меры будут уместны, поскольку на кону стоит жизнь самого важного человека.

Как предотвратить самоубийство?

Самое важное для каждого ребенка – это не дорогие игрушки, брендовая одежда, гаджеты, поездки на море, престижная гимназия. Детям нужно, чтобы родители понимали, чтобы можно было доверять маме и папе. Родители должны с раннего детства доказать детям, что готовы выслушать. Даже забавная детская проблема не должна вызывать смех у взрослых. В том случае, если доверительных отношений не сложилось, постарайтесь сделать так, чтобы у ребенка был человек, с которым можно поговорить: бабушка, тетя, дедушка, старшая сестра, педагог и т.д.

Старший друг поможет предотвратить необдуманный шаг, скажет нужные слова и поддержит в трудную минуту.

Больше времени проводите вместе. Не отмахивайтесь от ребенка только потому, что вам нужно сделать домашние дела или посвятить личное время работе. Вместе отправляйтесь на прогулку, испеките пирог, погуляйте по магазинам.

Когда ребенок поднимает тему смерти, не пытайтесь уйти от ответа. Наоборот, напрямую поговорите с ним, доходчиво объясните, что никакой романтики в преждевременном уходе нет. Жизнь – это самый бесценный дар, которым обладает каждый человек. Сколько людей со смертельными заболеваниями борются каждый день за право жить на земле, дышать, радоваться любым мелочам. Обязательно расскажите об этом своему чаду, чтобы он понял – нужно ценить каждое прожитое мгновение.

Детский суицид, как предотвраить

Примеры из жизни

Елена, мама 16-летней Анюты:

«Мне казалось, у нас всегда были доверительные отношения, но одно время она закрылась от меня. Настояла, чтобы я поставила замок в дверь ее комнаты, начала вести дневник, появились какие-то странные знакомые. Меня это насторожило, и я настояла на посещении специалиста. Сначала я казалась себе предателем, ведь у девочки появилась личная жизнь, а я тяну ее к психиатру, как будто не доверяю. Но потом поняла, что сделала правильный шаг. Неизвестно, чем бы все закончилось. Мой ребенок находился в депрессии, у нее были проблемы с общением, учебой, а мне она говорила, что все хорошо. Мы вместе проработали все вопросы, стали больше времени проводить вместе. Сейчас все стабилизировалось, но я все равно остаюсь начеку. Анечка переживает переходный период, и я должна быть рядом, поддержать, выслушать».

Иван, 20 лет:

«В 13 лет я хотел покончить жизнь самоубийством. Мои родители разводились, до меня никому не было дела. Успеваемость в школе резко пошла вниз, учителя недоумевали, почему я, отличник, стал получать двойки на уроках. Я решил, что жить дальше не имеет смысла. Сейчас, конечно, понимаю, что это было самое глупое решение, ведь проблемы так не решаются. В то время, когда я изучал информацию, какое количество таблеток принять, сильно заболел мой старший брат. И тут я понял, какова цена жизни. Родители развелись, каждый завел собственную семью, брат выкарабкался, а я радуюсь каждому прожитому дню и благодарю Бога, что наставил на путь истинный».

Если подростку не хватает внимания, окружите его любовью и заботой. Важно дать ему понять, что рядом находятся люди, которые его любят не за поступки и достижения, а просто потому, что он есть.

При малейшем подозрении на то, что ваш сын (дочь) задумываются о самоубийстве, следует обратиться к специалистам. Существуют горячие телефонные линии, где специалисты помогут в любой критической ситуации и дадут советы, как поступать дальше.

Берегите своих детей и будьте им поддержкой и самой надежной опорой.

Статистические данные

  • Около 30% людей от 14 до 24 лет имели суицидальные мысли.
  • Суицидальные попытки совершают 6% подростков-мальчиков т 10% подростки-девочки.
  • Лишь в 10% случаев суицидальное поведение подростков действительно желают «покончить счеты с жизнью», а в 90% случаев – это обратить на себя внимание.
  • У детей до 13 лет суицидальное поведение встречается редко, а начиная с 14 – 15 лет отмечается рост суицидальной активности. Пик ее приходится на подростков 16 – 19-летнего возраста.
  • Около 34% несовершеннолетних повторяют свои попытки самоубийства, причем с каждой новой возрастает вероятность смертельного исхода.
  • До 80% попыток самоубийства совершается днем или вечером – как крик о помощи и привлечении к себе внимания.
  • Около 13% погибших детей и подростков от общей цифры умерших насильственной смертью покончили с жизнью по собственному желанию.
  • До 62% самоубийств среди подростков были совершены по причинам семейных конфликтов, страхом насилия со стороны старших, некорректным поведением учителей и конфликтами с ними, одноклассниками и друзьями, а также с равнодушием окружающих.

Разберемся в терминологии

  • Суицидом называют осознанное лишение себя жизни, которое заканчивается летальным исходом. В смысле психологии суицида лежит реакция на аффект, ликвидация эмоционального напряжения и избавление от тяжелой психологической ситуации, в которую попал человек. Лица, которые пытаются прибегнуть к суициду испытывают сильнейшую душевную боль и пребывают в стрессовом состоянии, не находят выхода из неблагоприятной ситуации кроме самоубийства.
  • Суицидальное поведение есть проявление суицидальной активности, то есть у человека имеют место мысли и намерения, попытки шантажа и угрозы, а также покушения на свою жизнь. Поведение будущих самоубийц, то есть суицидальное наблюдается и в норме, и при психопатиях.
  • Суицидентом называют человека, который либо совершил попытку суицида, либо демонстрирует готовность к нему (суицидальные наклонности).

Разновидности суицидального поведения

Выделяют несколько разновидностей суицидального поведения (склонности к суициду):

Демонстративное поведение

При данном виде в поведении подростка находится сильное желание привлечь к себе и своим проблемам внимание, показать, как ему сложно справиться с жизненными проблемами и сложными ситуациями. Это своеобразный крик о помощи. В случае демонстративного суицидального поведения попытки покончить с жизнью совершаются не для того, чтобы действительно добиться летального исхода. Это цель вызвать испуг у окружающих, попытка заставить их думать над его проблемами и «понять» людей их несправедливое отношение к ребенку. Примеры демонстрации суицидального поведения: неглубокие и неопасные порезы вен, прием неядовитыми препаратами, инсценировка самоповешения.

Аффективное поведение

В основе аффективного суицидального поведения лежат яркие эмоции, под воздействием которых подросток импульсивно пытается покончить с жизнью, но четкого плана суицида не имеет. Такие эмоции всегда негативные и крайне выражены: обида, гнев. Примеры аффективного поведения: попытки повешения и отравление сильнодействующими лекарствами и токсичными веществами.

Истинное поведение или выраженное стремление к смерти

Подросток тщательно и продуманно готовится к самоубийству, заранее составляет план действий, а все попытки строятся так, чтобы они действительно закончились гибелью суицидента. Как правило, при данном виде суицидального поведения дети оставляют предсмертные записки, в которых либо «все всем прощают» либо никого ни в чем не винят, а также объясняют свое желание закончить земное существование. Примеры истинного суицидального поведения: повешение и прыжок с высоты.

Типичные признаки готовящегося суицида

Для того, чтобы вовремя распознать желание подростка покончить с жизнью, взрослые, особенно педагоги и родители, должны знать и уметь выявлять признаки суицидального поведения у несовершеннолетних.

Эмоциональные нарушения

На первый план в планировании самоубийства выходят различные эмоциональные нарушения:

  • утрата аппетита, либо, напротив неуправляемое обжорство;
  • проблемы со сном (бессонница или дневная сонливость на протяжении нескольких дней);
  • постоянные жалобы на беспричинные соматические недомогания (абдоминальные или головные боли, постоянная усталость, запоры, сухость языка и прочие);
  • безразличие к собственной внешности;
  • постоянное ощущение собственной никчемности и одиночества, тоски или вины;
  • пребывание в состоянии скуки, угрюмости, злобности, ворчливости или тоски;
  • отказ от контактов, общения с друзьями и семьей, становление «человеком – одиночкой»;
  • рассеянность внимание, от чего снижается качество выполненной работы;
  • мысли о смерти;
  • неопределенность в будущем;
  • неконтролируемые и внезапные приступы гнева;
  • мотивированные или немотивированные страхи;
  • ненависть к благополучию окружающих.

Поведенческие признаки

Также в клинике суицидального поведения имеются характерные поведенческие признаки:

  • наведение порядка в своих делах (помириться со старыми врагами, раздарить ценные и дорогие подростку вещи, наведение тщательного порядка в своих личных вещах: в комнате, в шкафу, на письменном столике);
  • прощание в виде признательности разным людям за оказанную помощь и содействие в различные отрезки жизни;
  • удовлетворенность внешне в виде прилива энергии (решение принято, план выверен, исчезновение сомнения, успокоение и внешняя расслабленность);
  • радикальная перемена в поведении: пропуск школьных занятий, неряшливость во внешнем виде, невыполнение домашних заданий, уход от общения с одноклассниками, смена эйфорического состояния на приступы отчаяния;
  • изменения речи: медлительность или ускоренность и экспрессивность, краткость ответов или их отсутствие;
  • письменные подтверждения (дневниковые записи, письма).

Признаки депрессии

Зачастую суицидальному поведению сопутствует депрессия. Для депрессивных состояний характерно:

  • снижение способности концентрироваться и четко мыслить;
  • утрата чувства удовлетворения в ситуациях, вызывающих позитивные эмоции;
  • вялость и постоянная усталость, заторможенность речи и движений;
  • отсутствие эффективности в учебном процессе и бытовых делах;
  • ощущения себя неполноценным и бесполезным, потеря самоуважения;
  • расстройства сна;
  • пессимизм в отношении будущего;
  • неадекватная реакция на похвалы;
  • ощущение горькой печали с переходом в плач;
  • расстройства аппетита, и, как следствие, увеличение или потеря веса;
  • постоянные размышления о смерти/суициде;
  • потеря полового влечения.

Диагностика

В действительности, все гораздо сложнее, и «упущенные» суициденты достигают своей цели только потому, что оказываются неуслышанными. Большая часть подростков, планирующих самоубийство, занимаются с психологами и педагогами, посещают врачей и работников соц. служб достаточно длительное время с целью высказаться и быть выслушанным.

Главными «инструментами» взрослых в оценке суицидального риска выступают:

  • беседа с ребенком;
  • постоянное наблюдение за подростком;
  • сторонняя информация, полученная от людей из близкого окружения;
  • психологические тесты.

В разговоре с ребенком превалируют следующие высказывания, на которые важно обратить внимание:

  • меня не любят;
  • я не нужен, я бесполезный человек;
  • я не желаю никого видеть, и тем более общаться;
  • жизнь бессмысленна;
  • прощайте (это был мой последний визит);
  • не желаю жить;
  • я умираю;
  • я не способен это выносить.

Памятка педагогам

Не меньшую роль в предотвращении суицидов у подростков играют педагоги (ребенок большую часть времени проводит в школьных стенах), которые должны учитывать поведение ребенка в школе и его межличностные отношения.

Рекомендации педагогам:

  • внимание и слушание подростка (ребенок страдает от одиночества и желает поделиться наболевшим);
  • верная формулировка вопросов, спокойное и доходчивое расспрашивание о сути тревожной ситуации, предложение о помощи;
  • отсутствие осуждения и удивления в ответ на услышанное;
  • признание «беды» ребенка как факт (отрицание проблемы заставляет подростка чувствовать себя никчемным и мелочным);
  • разрушение ореола трагичности о своей смерти у подростка;
  • отказ от утешений, но убедить ребенка во временном характере проблемы;
  • вселение реальной надежды на преодоление трудностей, укрепление его веры в себя и в собственных силах;
  • проявление понимания и сочувствия;
  • осуществление контроля за поведением учащегося, анализ его отношений со сверстниками.

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий