Психологические причины, вызывающие детские болезни

Все дети болеют, кто-то – чаще, кто-то – реже; какому-то ребенку нужно больше времени, чтобы восстановиться даже после обыкновенной простуды, а чей-то малыш, напротив, спустя несколько дней вновь жизнерадостен и готов изучать окружающим мир с большим задором и блеском в глазах. Но мало кто из родителей знает и готов поверить, что некоторые детские болезни возникают не только по вине инфекций и вирусов, но имеют под собой исключительно психологическую подоплеку. Не каждая мать может принять тот факт, что очередная простуда или аллергия у ребенка началась именно из-за неблагоприятной обстановки внутри семьи: из-за скандалов между родителями, из-за недостатка внимания и любви к малышу. Ученые же уже достаточно давно утверждают, что именно психологические факторы нередко становятся причиной детских болезней самого различного плата: начиная насморком или кашлем, и заканчивая запором, конъюнктивитом или аллергией.

Детская психосоматика. Взгляд психолога, гипнотерапевта Геннадия Иванова

В последние годы в педиатрической практике все чаще диагностируются психосоматические заболевания. Психосоматика означает тесную взаимосвязь между разумом (психикой) и телом (сомой). Психосоматическое заболевание – это недуг, который затрагивает как разум, так и тело. Доказано, что развитие многих детских патологий, как хронического, так и острого характера, обусловлено влиянием психогенных факторов. Считается, что некоторые физические заболевания сильно подвержены отягощению психическими производными, такими как стресс и беспокойство. То есть психоэмоциональное состояние ребенка может сильно повлиять на степень тяжести физического заболевания.

психосоматика у детей

Что значит «психологические причины болезней» у детей?

Медики выделяют два основных типа заболеваний человека: соматические и психические. Первые отражают именно физические недуги человеческого организма; вторые – вызваны исключительно психологическими факторами, к ним относят различные психические расстройства, помешательства и т.д. Однако, порой, грань между причиной, от которой у ребенка, как, впрочем, и у взрослого внезапно начинается аллергия, или проявляется другая болезнь, становится весьма размытой – физическое тело болеет именно из-за психологических проблем. Такие болезни принято называть психосоматическими.

По мнению ученых, маленькие дети наиболее подвержены проявлению самых разных болезней на фоне психологического беспокойства. И правда, ведь именно малыши, словно губки, впитывают в себя все, что их окружает. И когда атмосфера в семье тяготит ребенка, давит на него психологически, заставляет его считать самого себя лишним или ненужным родителям – именно в эти моменты внезапная болезнь может проявиться.

Роль стресса в формировании болезней

Основные психосоматические феномены у детей и подростков, возникающие на фоне стресса:

  • постоянное состояние тревоги, навязчивые страхи и связанные с ними физиологические симптомы (трудности с дыханием, сдавливающая головная боль, учащение сердцебиения);
  • депрессивные реакции или попытки самоубийства;
  • функциональные психосоматические реакции, такие как недержание мочи, диарея, тошнота и рвота или психогенная боль;
  • развитие, обострение или рецидив структурного органического заболевания, таких как бронхиальная астма, дерматит, язвенный колит.

Центральным в психосоматическом подходе является знание того, что стрессовый опыт может привести как к психоэмоциональным, так и физиологическим нарушениям. Высока вероятность того,что психологический стресс у детей в сочетании с биологическими факторами может играть роль в этиологии большинства заболеваний.

Описаны три компонента стресса, на фоне которого развиваются болезни.

  • Внешняя жизненная ситуация или «экзогенный стрессор»,такие как: трудности в межличностных или социальных отношениях, психические потери, возникающие, например, в результате тяжелой утраты или болезни близких родственников. Чаще всего дети страдают от невозможности создать и поддержать нормальные отношения со сверстниками. Хроническим стрессом для малышей является конфликтная обстановка в семье, неверная родительская позиция, проживание с асоциальными взрослыми. Дети очень страдают от разводов. Острый стресс возникает, если ребенок столкнулся со смертью родителя.
  • Внутренняя «реакция на стресс» означает то, как ребенок интерпретирует сложившуюся ситуацию. Трактовка внешнего события зависит от степени важности произошедшего, что различается для конкретного человека. Например, некоторые дети особо не страдают, если столкнулись с предвзятым отношением преподавателя. Другие школьники испытывают шквал негативных эмоций при критике педагога. Ответ может принимать форму тревоги, вины, гнева,печали, обиды или депрессии. Очень часто психотравмирующая ситуация сопровождается внутренним конфликтом. Например, школьник грубо ответил учителю на его справедливое замечание. Однако в его внутренних установках существует запрет на социально неприемлемые агрессивные побуждения. Ребенок одновременно хочет и защититься, и чувствует вину за свой поступок, которая усугубляется страхом потерять контроль над собой в будущем.
  • Наблюдаемое стрессовое поведение в определенных ситуациях может привести к постоянному использованию неконструктивных поведенческих моделей, включая неконтролируемые агрессивные действия в адрес других или собственной личности, различные зависимости, навязчивое переедание. Все такие поведенческие аномалии со временем приведут к физической дисфункции, являясь ядром детского психосоматического заболевания.

В клинической работе с детьми оценка этих трех компонентов стресса имеет существенное значение. Характер внешней стрессовой ситуации можно оценить, только получив подробный отчет о жизненных условиях маленького пациента во время начала его болезни.В этом может помочь беседа с родителями ребенка и объективная оценка их сообщений.

Для того, чтобы понять внутренний стресс в ответ на внешнюю ситуацию, важно выяснить степень значимости для ребенка психотравмирующего события. Также терапевт должен установить привычные ответные реакции и защитные механизмы, которые были сформированы.

Стрессовое поведение, конечно, легко поддается наблюдению, если он принимает форму явного заболевания. Но многие физиологические изменения, вызванные стрессом, требуют внимательного наблюдения с использованием физиологических и биохимических методов.

Изучив условия жизни ребенка, привычные способы реагирования и его типичную модель поведения, можно ответить на основной вопрос, какие именно факторы стресса были вовлечены в механизм развития заболевания, и почему маленький пациент разработал именно эту конкретную болезнь.

Не следует упускать из виду, что реалистичное,технически грамотное и понимающее отношение врача избавит ребенка от дополнительного стресса. Однако неумелая беседа, проведенная непрофессионалом, например, его родителями, может сама по себе стать фактором стресса. То есть неспособность выслушать малыша, невозможность понять, что именно он хочет сообщить, приводит к усилению психосоматического недуга.

Проиллюстрируем на примере. Мать девятилетнего мальчика, страдающего аллергическим дерматитом – интеллигентная, образованная и чуткая женщина-ученый. При этом родительница отличается явным педантизмом, стремясь, чтобы в жизни сына все было идеально организовано и систематизировано. Мать рьяно использует научный подход, составляя и контролируя «правильный» режим дня ребенка. Заметив странные высыпания на кожи сына, она сразу же обратилась к врачам и строго соблюдала их рекомендации. Однако ужесточение «плана жизни» еще больше ухудшило состояние ребенка. Беседа с родительницей показала, что женщина просто не в состоянии понять истинные переживания и желания мальчика, поскольку все эмоциональное она считала вздором. Ее общение с сыном было очень сухим и бесчувственным. А мальчик страдал от нехватки ласки, непонимания и не хотел делать все по расписанию. Его неудовлетворенность отношениями с матерью внешне отразилось в виде аллергических реакций, которые усиливались при появлении новых режимных мероприятий.

В каких случаях наблюдается повышение температуры у детей при психосоматических болезнях?

Это возможно, когда ребенка вдруг отлучают от мамы, родителей или семьи. Например, малыша оставляют с бабушкой на лето или отдают в детский сад. Ситуация нестандартная, при смене общей обстановки малыш испытывает дискомфорт, от которого изменяется температура тела. Обычно ребенок не проявляет признаков болезненности, продолжает играть и заниматься своими делами, но в редких случаях становится вялым и быстро устает.

Бывает, что повышением температуры детский организм реагирует на потерю какой-то любимой вещи — игрушки, талисмана, с которой ребенок проводил много времени, играл, разговаривал, засыпал. Нередко у малыша поднимается температура, когда его отучают от соски/бутылочки/пустышки.

Наблюдается повышение температуры и недомогание в случаях, когда ребенку по каким-то причинам не хочется в школу, тогда внутреннее психологическое сопротивление переходит на физиологический уровень. Ребенка оставляют дома, ухаживают за ним, стресс уходит, вместе с ним спадает температура. Психосоматика в таких случаях связана непосредственно и с недостатком любви: организм ребенка сигнализирует, что надо обратить на него внимание. А если внимание в семье по обыкновению обращают только на того, кто болен, дети в этой семье станут болеть постоянно.

Часть психотерапевтов считает, что повышенная температура спасает ребенка от более серьезных волнений и заболеваний, так как помогает вовремя обратить внимание родителей.

Но необходимо учитывать, что долгий этап психосоматического повышения температуры вредит здоровью ребенка и нарушает работу органов сердечно-сосудистой системы. Особенность психосоматики в таком проявлении заключается в том, что жаропонижающие средства не помогают, а антибиотики не действуют.

жаропонижающие средства

Наиболее частые психосоматические болезни

Некоторые родители отмечают, что их ребенок часто болеет, причем несмотря на строгое соблюдение всех предписаний врача, они следят за питанием, стараются как можно реже бывать в людных местах и т. д. При этом даже специалист не может точно сказать, почему так происходит, так как в целом (согласно результатам анализов) ребенок здоров. Родители со своей стороны воспринимают такое положение дел как настоящее испытание, сильно переживая и усиливая при этом опеку.

В данном случае может иметь место именно психосоматика болезней тела, которая и объясняет возникновение тех или иных проблем со здоровьем без наличия какой-либо патологии. Такие болезни вполне могут протекать легко и в целом поддаваться лечению, но через неделю-другую они вновь атакуют организм. И это говорит о том, что здоровье ухудшается не столько из-за физиологии, сколько вследствие нарушения психоэмоционального фона.

Статистика показывает, что наиболее распространенными заболеваниями становятся:

  • бронхиальная астма;
  • болезни желудочно-кишечного тракта;
  • болезни сердечно-сосудистой системы;
  • сахарный диабет;
  • аллергии;
  • вегетососудистая дистония.

Причем с каждым годом психосоматика недугов и болезней все больше расширяет свои границы, а число диагностируемых на этом фоне заболеваний стремительно увеличивается. Выявить психологические проблемы желательно как можно раньше, так как к подростковому возрасту они набирают полную силу, и даже те, которые к этому времени ребенок должен был перерасти. Случается так, что люди уже и не помнят саму психологическую травму, нанесенную им в детстве, а болезнь все также прогрессирует.

Когда болезнь тела разрушает психику

Описана прямая связь между физическим нездоровьем и психоэмоциональными нарушениями, и эти два компонента усиливают болезнь. Почти пятая часть детей в мире в возрасте до 18 лет страдает хроническим заболеванием, которое приводит к необходимости особой медицинской помощи. Последние достижения в области медицины и хирургии, такие как химиотерапия и иммунотерапия, пересадка костного мозга и имплантируемые устройства, повысили показатели выживаемости и изменили жизнь больных детей и их семей. Медицинские работники способствуют нормальному физическому, двигательному, языковому, когнитивному, сексуальному и эмоциональному развитию у детей с хроническими заболеваниями, когда это возможно, и способствуют преодолению трудностей и адаптации, когда существуют ограничения.

При адаптации к хроническому физическому заболеванию становится очевидным, что принимаемых ныне мер недостаточно. Приблизительно 20% детей с хроническими заболеваниями имеют поведенческие и эмоциональные симптомы. Это в два раза больше, чем в общей популяции. Иногда кратковременные психоэмоциональные симптомы являются нормальными реакциями ребенка на болезнь и госпитализацию. Но, когда они становятся патологическими и ухудшают развитие маленького пациента, необходимо раннее профессиональное вмешательство.

Симптомы депрессии и тревоги, такие как бессонница, потеря аппетита и усталость, часто встречаются у хронически больных детей. Депрессивные симптомы усугубляют бремя болезни и связаны с ухудшением состояния здоровья, отсутствием лечения, повторными госпитализациями и появившимися осложнениями. Установлено, что распространенность основных депрессивных расстройств и симптомов депрессии достигает 68% у педиатрических пациентов с серьезными медицинскими заболеваниями. Причины депрессии включают дисфункцию иммунной системы и сбой цитокинов, осложнения при приеме лекарств, эндокринные нарушения, неврологические патологии.

Пример из практики. Виктору 15 лет, у него редкое первичное нарушение иммунодефицита, которое было диагностировано годом ранее. До постановки диагноза он развивался обычно: хорошо учился в школе, занимался спортом и был социально активным. Во время длительной госпитализации по поводу трансплантации костного мозга развились множественные медицинские осложнения, после чего последовал инсульт с остаточной слабостью правой стороны. Хотя ранее мальчик был оптимистичен, в последующие недели он стал плаксивым и замкнутым. Он не захотел участвовать в физиотерапии, что делало невозможным проведение реабилитационных мероприятий. Виктору была диагностирована депрессия, ему назначили низкодозовый СИОЗС. Он стал менее плаксивым, и его настроение улучшилось. Однако из-за опасений по поводу возможных побочных эффектов прием препаратов был прекращен. Отказ от лекарств лишил парня всякой мотивации для физиотерапии. После много дисциплинарного совещания было принято решение приступить к когнитивно-поведенческой терапии. Это дало богатые плоды – пациент выполнял все рекомендованные упражнения и быстро пошел на поправку. Спустя месяц психотерапевтической работы мальчик был выписан из стационара.

Сегодня большинство российских специалистов по психосоматической медицине следуют принципу: «Воздерживайся от лекарств». Это справедливо, поскольку применение практически всех фармакологических средств имеет свои краткосрочные и долгосрочные эффекты. Именно поэтому назначение лекарств при психосоматических расстройствах в педиатрической практике должно быть исключением, а не правилом. Поведенческий и когнитивный подходы рекомендуются в качестве первой линии лечения психосоматических заболеваний.

Лечение фобий — обзор различных методов лечения

Лечение гипнозом — Психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов

Соматические факторы

Психосоматика детских болезней: почему ребенок болеет

Согласно психосоматике детских болезней, возникают они по причине того, что ребенок не способен справляться с отрицательными эмоциями и, переживая, он ощущает сильнейший душевный дискомфорт. При этом малыши зачастую даже не осознают, что именно с ними происходит – описать свои ощущения на данный момент они попросту не могут. Осознанное восприятие окружающего мира приходит только лишь в подростковом возрасте – в это время человек уже начинает предпринимать пытки разобраться в своих проблемах и чувствах.

Детям в этом плане гораздо труднее. Они чувствуют лишь давление той или иной ситуации, неудовлетворенность, но как-либо повлиять на стечение обстоятельств и снять психологическое напряжение не могут. Именно по этой причине психосоматические расстройства уходят корнями в раннее детство. Постоянная подавленность отражается на физическом уровне и приводит к развитию заболеваний, часто хронических. Это состояние постепенно «поедает» ребенка изнутри и лишает его радости жизни.

Если говорить о непродолжительных болезнях, то таковые также возникают на фоне психических проблем. Симптомы заболеваний проявляются только в то время, когда ребенок усиленно думает о неприятной ситуации. Например, малыш наотрез отказывается идти в детский сад, плачет и капризничает. Если это не помогает, он начинает придумывать причины – болит голова, живот, горло и т. д. В результате эта манипуляция трансформируется в реальное заболевание – у ребенка начинается диарея, воспаляется горло, появляется кашель или насморк.

При этом следует помнить, что психосоматические заболевания обычно появляются в изначально ослабленных органах. К примеру, у одного из родителей диагностирована бронхиальная астма. По наследству часто передается предрасположенность к ней (не сама астма!), таким образом у ребенка слабым местом становятся легкие.

Бывают и другие факторы, влияющие на развитие того или иного заболевания, развившегося на фоне психологических проблем:

  • осложнения, болезни и травмы в период беременности;
  • нарушения в работе центральной нервной системы;
  • наличие стафилококковой инфекции, которая была выявлена сразу после рождения;
  • гормональный или биохимический дисбаланс сразу после рождения.

Психосоматика и внутриутробное развитие

Психосоматика детских болезней: почему ребенок болеет

Если женщина в период вынашивания ребенка испытывает негативные эмоции, то это может повлиять не только на ее психику, но и на физическое здоровье будущего малыша. С научной точки зрения это точно не доказано, но при этом отрицать данную связь никто не берется.

Согласно исследованиям, дети, которые считались нежеланными и воспринимались матерью негативно, были подвержены различным заболеваниям и расстройствам уже во время рождения. Если же будущая мать имеет хороший положительный настрой, ее поддерживает супруг и близкие люди, то в таких случаях есть все шансы на то, что формирование плода будет протекать в нормальном режиме.

Когда женщина ощущает любовь и понимание, то и по отношению к беременности она проявляет только хорошие эмоции. Этот настрой очень важен и в течение первых дней жизни ребенка. Несмотря на то что после рождения он становится отдельной личностью, связь с родителями у него остается все такой же крепкой. Мама символизирует его внутренний мир, а потому именно через нее он знакомится с окружающей действительностью. Малыш улавливает ее реакцию на ту или иную ситуацию и в дальнейшем отражает эту модель поведения, впитывая как хорошие эмоции, так и волнения.

Бронхиальная астма

Одной из самых распространенных причин развития бронхиальной астмы становится недостаток внимания. И если сразу после рождения мама посвящает своему малышу крайне мало времени, то уже к пяти годам (часто раньше) это заболевание себя проявит.

В неблагополучных семьях, где царит нездоровая атмосфера, дети часто страдают от недостатка внимания. Они пытаются собственными силами повлиять на ситуацию, но безуспешно. В результате развиваются заболевания органов дыхания. Астматикам свойственно отрицание, вытеснение эмоций и регрессия. Чтобы исправить ситуацию, таким детям рекомендованы групповые занятия и тренинги с психологом. В таких группах проводят дыхательную гимнастику и аутогенные тренировки. Родителям в данном случае стоит проанализировать свое отношение не только к малышу, но и друг к другу.

Психосоматика детских болезней: почему ребенок болеет

Существует и другая причина. Психосоматика болезни может быть связана с вашим постоянным присутствием рядом с ребенком, и при этом вы слишком много от него требуете либо оказываете постоянное давление, из-за чего малыш не в состоянии проявить себя, реализоваться. Подобные факторы мешают ребенку выражать эмоции, подавляют его желания и намерения. Периодически он ощущает приступы удушья – сначала в эмоциональном плане, а после на физическом уровне.

Недостаток внимания

Болезнь, либо плохое самочувствие, отличный способ манипуляции. Или, если сказать другими словами, получение того, что нам сильно хочется. К примеру, ребенок очень сильно хочет что-то получить или страдает от нехватки внимания со стороны родителей. Лучший способ напомнить о себе и привлечь внимание – это сыграть на болезни, после чего за ребенком начинают активно ухаживать все взрослые, включая бабушек и дедушек.

Сразу же разрешено не ходит в школу, позволяют играть в компьютерные игры на планшете, кушать всевозможные сладости и даже читают книжки на ночь. Само собой постоянно твердят о любви и всем своим видом демонстрируют заботу и внимание. Ребенок на подсознательном уровне «считывает» подобное поведение и даже не специально, может «заболевать», чтобы вернуть столь дорогое и необходимое внимание.

Психологические причины, вызывающие детские болезни

Плоскостопие

Среди болезней ног психосоматика наиболее часто имеет связь с такой проблемой, как плоскостопие. И причиной развития недуга становится атмосфера внутри семьи, когда отец не желает либо неспособен быть ответственным, не умеет решать финансовые и экономические вопросы.

Психосоматика детских болезней: почему ребенок болеет

Здесь же сказывается и поведение матери, которая, глядя на главу семьи, высказывает ему свое недоверие. Она не может на него опереться в трудную минуту и выражает неуважение. Ребенок обычно реагирует на сложившуюся ситуацию подсознательно – нерешенные задачи родителей он пропускает через себя и в результате начинает чувствовать постоянную усталость, истощение, стремительно теряет энергию. Он не чувствует твердой опоры, и выливается это в болезнь.

Как защитить ребенка от психологических болезней?

Важнейший совет, который вам даст любой психолог – обеспечить позитивную атмосферу в доме, искоренить ссоры, скандалы, ругань в семье. Больше времени стоит уделять ребенку и, самое важное, прислушиваться к нему, к его желаниям, рвениям и проявлениям своего «Я». Ни в коем случае нельзя ограничивать ребенка в волеизъявлении, самовыражении. Даже если его рисунки или стихи не производят на вас впечатление – это его нынешнее увлечение, дарящее ему позитив, а значит запрещать ему заниматься любимым делом нельзя.

  • Распечатать

Здравствуйте. Меня зовут Полина. Услышав однажды истину, что педиатр – главный врач для любой семьи с маленькими детьми, я поняла, что мне есть к чему стремиться.

Артрозы

Данную болезнь суставов психосоматика трактует следующим образом. Артрозы развиваются тогда, когда негативные эмоции постоянно направлены в сторону окружающих. И причина кроется в недостатке приятных и добрых чувств к близким людям, прежде всего к родителям. Такой ребенок отличается повышенной ранимостью и ко всем своим промахам относится, как к случайностям, банальным неудачам.

Психосоматика детских болезней: почему ребенок болеет

Это говорит о том, что родители не сумели в свое время привить своему ребенку чувство ответственности, из-за чего впоследствии он перекладывает ее на плечи других и при этом на них же жалуется. При этом внешне человек может быть бесконечно милым, но внутри него постоянно бурлит негодование и прочие негативные эмоции. Он уже не в силах справиться с избытком ощущений и в то же время неспособен вовремя выплеснуть их наружу.

Психосоматика детских болезней объясняет, что такие малыши часто переживали стрессы, погружались в депрессивные состояния и ощущали нервное напряжение. Это приводило к недостатку суставной жидкости, и хрящи постепенно начинали стираться.

Заболевания глаз

Психосоматика болезней глаз связана с несколькими факторами. Прежде всего это печаль, которая не вылилась полностью либо изливается слишком часто. Также основа подобных заболеваний закладывается в тех ситуациях, когда человек с детства видит одни лишь неприятности и вместе с тем не желает больше на это смотреть. И если зрение вдруг начало ухудшаться, значит, эта потребность стала невыносимой, а убрать из поля зрения раздражитель не представляется возможным.

С потерей зрения человек получает то, что внутренне хочет – он больше не видит. Получается, что его дальнейшая жизнь проходит не по правильному пути – вместо того чтобы постараться собственными силами избавиться от раздражителя, он жертвует собственным зрением. Происходит своеобразная компенсация, благодаря которой облегчается психологическое переживание.

Когда ребенок с раннего детства привыкает видеть плохое, он приучает свой ум и подсознание к негативному визуальному опыту. В его речи появляются фразы, которые в той или иной степени связаны с нежеланием что-либо видеть: «с глаз долой», «видеть тебя не хочу» и т. д. Таким образом психосоматика болезней глаз у детей проявляется ухудшением зрения со знаком минус, что характеризует такие заболевания, как близорукость и миопия.

Зрение может ухудшиться из-за установления принудительной границы, которую ребенок выбирает на бессознательном уровне. К примеру, одних детей привлекают игры на свежем воздухе, они интересуются игрушками, словом, постоянно находятся в движении и проявляют интерес к миру. В то время как другим будут интересны лишь компьютерные игры или мультфильмы. Словом, они не желают видеть реальную жизнь и пытаются отгородиться от нее телевизором и монитором. Таким образом у них перед глазами постоянно присутствует препятствие, которое не позволяет тренировать зрение. И чем дольше это продолжается, тем хуже оно становится. А ребенок не проявляет никакой инициативы по отношению к реальной жизни, он просто не хочет больше видеть плохого.

Психосоматика детских болезней: почему ребенок болеет

Часто психосоматика болезней глаз связана со страхом и непринятием: у молодых – будущего, у пожилых людей – прошлого. Первых пугают размытые перспективы, вторые никак не могут отпустить себе грехи и мысленно постоянно корят себя за совершенные ошибки.

В книге о психосоматике болезней также сказано, что наш разум является одним из органов зрения, а потому стиль и тип мышления играют определенную роль в развитии болезней глаз. Во время чтения, мечтаний мы порождаем в голове картины, которые не являются реальными. Воображение в этот период способно преодолевать любые расстояния и преграды, убегая от момента здесь и сейчас. Через некоторое время физическое зрение становится рудиментарным органом, который теряет свое основное предназначение, и зрительная функция угнетается. В то время как проживая настоящий момент, испортить зрение очень сложно.

Каковы причины возникновения психосоматических заболеваний?

  • Ребенок сдерживает эмоции. Ему нельзя плакать, кричать, громко смеяться, веселиться, его постоянно одергивают и ругают. При регулярном сдерживании положительных и отрицательных эмоций ребенок перестает различать психологические состояния, прекращается внутренняя самоидентификация чувств. Организм не в состоянии правильно реагировать на эти сдерживания и начинает проявлять физиологические сбои.
  • Малыш хочет обратить на себя внимание взрослых. Заболевания возникают в случае, когда родителям некогда заниматься, играть, разговаривать, обнимать сына или дочку. На бессознательном уровне организм ребенка призывает к себе болезнью.
  • Излишние переживания за простые дела и события: дорога в школу, контрольная, проверка домашнего задания, негативные одноклассники, строгие учителя, ожидание оценки и т.д. Ребенку сложно переключиться на другие мысли или действия. Происходит повышение затрат энергии, организм не справляется со стрессом и дает сбой.
  • Стресс и депрессия. Они могут быть вызваны разными причинами – от потери игрушки до расставания с близкими. Поток разных переживаний, обрушившихся на детскую психику, не позволяет идентифицировать их как реакцию на что-то конкретное. Детский организм не в состоянии справиться с длительными переживаниями, разобраться с причинами, поэтому начинается возникновение и последующее развитие какой-либо определённой болезни. Когда понятно, что болит, понятно и что лечить, поэтому ребенок заболевает физически.

ребенок заболевает физически

Простудные заболевания

Психосоматика детских болезней: почему ребенок болеет

Частые простуды, которые сопровождаются кашлем, насморком и прочими проявлениями, затрудняющими дыхание, говорят о том, что вашему ребенку что-то мешает дышать и в эмоциональном плане. Это может быть резкая критика, чрезмерная опека, завышенные требования и т. д.

По психосоматике, болезнь заключает ребенка в рамки, обволакивает в плотный кокон, который не дает ему жить полноценно, из-за чего малыш вынужден постоянно оглядываться и считывать реакцию родителей на тот или иной его поступок. Он беспокоится о том, не обманул ли он ожидания, не расстроил ли и не вызовет ли его поведение волну очередных упреков.

Строгое воспитание

Многие родители, считают, что в ребенка нужно вложить все то, что не получили или не смогли они, когда были маленькими. И у ребенка начинается «веселая» жизнь. Утром, школа, потом спортивная секция, выполнение уроков дома, занятия с репетитором по иностранным языкам, фортепиано и так далее. Прибавьте к этому еще и домашние обязанности, и у ребенка совершенно не остается времени на отдых.

При этом если ребенок не справляется с возложенными обязанностями, то на него сразу же навешивают ярлык неблагодарного, ленивого ребенка с отсутствием таланта и вообще к стремлению достигать цели. Родители с подобными взглядами мелкую болезнь даже не замечают и не считают, что из-за такой мелочи стоит пропускать хоть один из пунктов плана детской жизни.

Но стоит ребенку заболеть серьезно, как малыш погружается в недомогание со спокойной совестью. Подобная реакция организма – следствие его перегруженности и таким образом он отдыхает. Это процесс очень схож с перегретым двигателем у машины.

Психологические причины, вызывающие детские болезни

Как определить, является ли заболевание психосоматическим?

Безусловно, не все детские болезни вызваны психосоматикой. Для того, чтобы с уверенностью говорить о том, что заболевание имеет психосоматический характер, необходимо пройти тщательное всестороннее медицинское обследование. Если никаких серьёзных патологий не выявлено, а заболевания обретают регулярный характер, плохо поддаются медикаментозному лечению, имеют явную или не очень закономерность, связь с определёнными событиями в жизни ребёнка, родителям стоит проанализировать, не провоцируют ли их какие-то психологические проблемы.

Если вы подозреваете, что частые болезни вашего ребёнка могут носить психосоматический характер, необходимо разбираться с этим как можно скорее. Важно не упустить время, выявить причины, вызывающие психосоматический симптом, чтобы не дать ему закрепиться, стать стереотипной реакцией на стресс и перерасти в самостоятельное полноценное заболевание.

Для начала следует внимательно понаблюдать за ребёнком. Проследить, не имеет ли он недомогание в связи с какими-нибудь событиями (например: ребёнок стал свидетелем ссоры родителей и на следующий день слёг с температурой; или у него часто болит живот перед контрольной работой в школе либо выступлением на публике). Или же он подсознательно «любит» болеть, так как может извлечь из болезни скрытую выгоду (болею, значит, не пойду в ненавистную школу, буду целый день смотреть мультфильмы, мама приготовит что-нибудь вкусное). Нужно проанализировать также своё поведение, понять, что хочет донести до вас ребёнок (может, ему не хватает внимания, ласки, может, он боится вас потерять).

Если вам удалось выявить травмирующее событие, необходимо поговорить об этом с ребёнком, помочь ему выразить подавленные эмоции, проговорить вслух его переживания, тревоги, страхи. Иногда бывает достаточно просто побеседовать с ребёнком по душам, понять, что он хочет, что доставляет ему дискомфорт и нервирует, постараться избегать ситуаций, которые его расстраивают, наладить доброжелательную и спокойную обстановку в семье.

Но чаще всего родителям трудно справиться с этим своими силами. Если решить проблему самостоятельно не получается в течение нескольких месяцев, или ситуация резко усугубляется, стоит обратиться к детскому психологу. Он поможет выявить причину частых болезней, проанализировать и проработать психологические трудности ребёнка.

Стоит помнить, что психосоматические расстройства – это не симуляция. Ребёнок действительно болен. Психологическое лечение ни в коем случае не должно мешать медикаментозному. Лучше всего, когда проблема решается комплексно: врачи со своей стороны проводят необходимое лечение физических недугов, а психолог помогает устранить психогенные факторы, вызывающие заболевания.

Любви и гармонии вашей семье!

Желания родителей и ребенка не совпадают

Родители, желая то ли отдохнуть, то ли сделать жизнь ребенка ярче, зачастую без его согласия покупают путевку и отправляют на месяц в лагерь. Да, возможно ему там и понравится, но первичная его эмоция – это протест. Он не хочет уезжать из дома, от друзей, от родителей. Организм, чувствуя переживания ребенка, приходит «на помощь» и заболевает.

Психологические причины, вызывающие детские болезни

«Тайный язык твоего тела»

О секретах сигналов тела и энергетических причинах вы сможете узнать еще из одного источника – это книга Инны Сигал о психосоматике недугов и болезней «Тайный язык твоего тела». Данное издание является исчерпывающим руководством по самоисцелению. В нем изложено более 200 симптомов различных болезней и недомоганий, которые развиваются на фоне психологических проблем.

Благодаря информации, изложенной в данной книге, вы научитесь находить проблему и исцелять свое тело самостоятельно. Избавившись от негативных убеждений и установок, которые удерживают вас в плену, вы сможете установить контакт с безграничной мудростью и откроете интуитивные способности. Сделать удивительные преобразования возможно только после уничтожения таких негативных эмоций, как страх, боль, отчаяние, гнев, зависть и т. п. Именно этому вас и научит книга Инны Сигал о психосоматике болезней и недугов.

Болезни и условия




Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.