Школьная фобия: причины страха и варианты решения проблемы

Фобии у детей и подростков – патологические, чрезмерно выраженные реакции страха, возникающие в ожидании или при непосредственном воздействии определенного объекта, ситуации. Проявляются повышенной тревожностью, эмоциональным напряжением, вегетативными реакциями (нарушениями сна, аппетита, учащением сердцебиения), избегающим поведением. Диагностика проводится методом беседы, клинического интервью, самоотчетов. Основой лечения является когнитивно-бихевиоральная терапия, метод систематической десенсибилизации, при выраженной симптоматике назначаются антидепрессанты, транквилизаторы.

Содержание

Как бороться с навязчивыми мыслями?

Навязчивые мысли или обсессии – это нежелательные непроизвольные мысли, образы или намерения, возникающие время от времени и вызывающие отрицательные эмоции. Восприятие навязчивых мыслей, как собственных – признак психического здоровья. Очень важно чтобы человек понимал, что это именно его мысли, а не «голоса» или картины, навязанные кем-то со стороны. В противном случае можно подозревать наличие психоза или шизофрении.
Навязчивые мысли возникают против воли человека и вызывают у него сильный стресс. Это могут быть:

· пугающие воспоминания;
· образы болезней, мысли о заражении опасными микробами;
· картины несчастных случаев, которые происходят с близкими;
· навязчивые опасения причинить вред другим людям (случайно или намеренно);
· навязчивые размышления, когда человек вынужден вести сам с собой диалоги.

Навязчивые мысли часто сопровождаются навязчивыми действиями – компульсиями. Это своеобразные ритуалы, которые призваны защитить человека от негативных последствий и избавить от навязчивых мыслей. Наиболее распространенными навязчивыми действиями является мытье рук, перепроверка состояния электрических приборов, выключения газовой плиты. Если у человека присутствуют и навязчивые мысли, и навязчивые действия, то есть основание предполагать наличие обсессивно-компульсивного расстройства.

Причины появления навязчивых мыслей

Способы борьбы с навязчивыми мыслями

· Устраните психотравмирующие ситуации. Необходимо дать отдых нервной системе, по возможности устранить все раздражающие факторы и избегать стрессов. Наилучшим решением будет взять отпуск.
· Перестаньте бороться с навязчивыми мыслями. Смиритесь с тем фактом, что они иногда приходят на ум. Чем сильнее вы пытаетесь бороться с навязчивыми мыслями, тем чаще они появляются и больший стресс вызывают. Мысленно скажите себе: «Я прощаю себя за эти мысли».
· Относитесь к навязчивым мыслям спокойно. Помните, что такое состояние периодически ощущают большинство людей. Не воспринимайте мысль, как предостережение или знак свыше. Она всего лишь результат появления возбуждения на отдельном участке мозга. Проведенные исследования доказали, что навязчивые мысли не имеют ничего общего с интуицией. С людьми, которые видели пугающие картины грядущих несчастий, не случалось ничего плохого. А те, кто боялся своих намерений причинить вред другим, никогда их не осуществляли.
· Замените навязчивые мысли рациональными. Оцените, насколько мала вероятность, что ваши опасения осуществятся. Составьте план действий, которые вы выполните, если неприятность все же случится. В таком случае, вы почувствуете, что готовы к неприятной ситуации, что уменьшит страх.
· Проговаривайте, записывайте, рассказывайте навязчивые мысли. Пока мысль не облечена в слова, она кажется очень убедительной и пугающей. Когда вы ее озвучите или запишете, то поймете, насколько она неубедительна и абсурдна. Рассказывайте о навязчивых мыслях близким, записывайте их в дневник.
· Посмотрите в лицо своему страху. Приучите себя делать то, что вызывает страх. Если вас преследуют навязчивые мысли о заражении, постепенно приучите себя бывать в общественных местах. Если вы склонны анализировать свои высказывания и корить себя за них, больше общайтесь с людьми.
· Освойте методы релаксации. Йога, аутогенная тренировка, медитация, мышечная релаксация помогают сбалансировать процессы торможения и возбуждения в головном мозге. Это позволяет снизить риск появления очагов нейро-химической активности, вызывающих навязчивости.

Как избавиться от страха смерти?

Страх смерти или танатофобия – один из самых распространенных страхов в мире. Он носит навязчивый характер, поэтому человеку довольно сложно его контролировать. Страх смерти может возникнуть в любом возрасте, и не всегда связан с плохим состоянием здоровья. Часто его испытывают подростки и люди 35-50 лет. При этом в большинстве случаев у них нет причины опасаться за свое существование.

Особенность танатофобии в том, что у человека нет возможности встретиться со своим страхом лицом к лицу, привыкнуть к нему, как бывает в случаях с боязнью пауков, закрытых пространств и других фобиях. Кроме того человек осознает, что смерть – неизбежный исход, что усиливает страх.

Причины появления страха смерти

1. Смерть близкого человека одна из самых распространенных причин. В этот период человеку сложно отрицать неминуемость смерти и это ведет к развитию страха.
2. Плохое состояние здоровья. Тяжелая болезнь вызывает обоснованный страх смерти. В такой ситуации особенно важно вернуть человеку веру в свои силы и выздоровление, поэтому необходима помощь психолога или психотерапевта.
3. Значительные успехи, достижения, материальное благосостояние, которое человек боится потерять.
4. «Гипнотизация» смертью. Большое количество информации о смерти в СМИ, фильмах, компьютерных играх наводит на мысль, что смертельный исход нечто обыденное.
5. Склонность к философствованию. Когда человек постоянно задается себе вопросом: «Для чего я живу? Что будет после смерти?», то мысли о смерти начинают преобладать в его сознании.
6. Длительное пребывание в стрессовой обстановке, особенно в периоды, считающиеся кризисными: кризис подросткового возраста 12-15 лет, кризис среднего возраста 35-50 лет.
7. Педантичная акцентуация характера – люди с таким складом личности очень дисциплинированные, ответственные и пытаются держать под контролем все аспекты жизни. Но они понимают, что смерть им не подвластна. Это вызывает у них патологический страх.
8. Боязнь неизвестности. Всем людям свойственно бояться неизвестного и не поддающегося объяснению, чем и является смерть. Эта причина развития страха смерти у интеллектуальных и любознательных людей, ищущих всему логическое объяснение.
9. Психические расстройства, сопровождающиеся страхом смерти: обсессивно-компульсивное расстройство, панический страх перед неизвестностью.

Как избавиться от страха смерти

Страх смерти легче поддается излечению, если удается выявить его причины. В этом может помочь психоанализ. Например, если страх смерти близкого человека является проявлением чрезмерной зависимости от него, то психолог поможет стать более самостоятельным. Если же страх – оправдание, нежелания делать что-нибудь переезжать на новое место, устраиваться на работу, то психокоррекция будет направлена на повышение активности.
· Относитесь к смерти философски. Эпикур сказал: «Пока есть мы – нет смерти, когда есть смерть – уже нет нас». Никому не удастся избежать смерти, и никто не знает из-за чего и когда это случится. Бессмысленно пытаться обезопасить себя: не выходить на улицу, не летать самолетами, ведь такой образ жизни не убережет от смерти. Пока человек жив, он должен концентрироваться на житейских проблемах, а не тратить силы и время на страх.
· Верьте в Бога. Это дает надежду на вечную жизнь. Верующие люди меньше страшатся смерти. Они стараются вести праведный образ жизни и верят, что попадут в рай, что их душа бессмертна.
· Думайте о перспективе. Представьте, что будет после того, как случится то, чего вы боитесь Этот прием работает, если страх смерти связан с боязнью потерять близкого человека. Представьте, что самое страшное случилось. Какой-то период после утраты негативные эмоции будут очень сильны. Однако жизнь будет продолжаться, хотя и изменится. Со временем вы научитесь жить по новому, будете испытывать радость. Такова природа человека – он не может бесконечно долго испытывать одни и те же эмоции.
· Живите полной жизнью. Значение страха смерти – напомнить человеку, что необходимо жить полной жизнью и получать от нее удовольствие. Сосредоточьтесь на том, что происходит здесь и сейчас. Постарайтесь улучшить свою жизнь, воплотить детскую мечту (побывать за границей, найти высокооплачиваемую работу, прыгнуть с парашютом). Разбейте путь к цели на этапы и последовательно их реализуйте. Такой подход поможет радоваться жизни. Чем больше в жизни успехов, тем больше человек доволен жизнью. Эти мысли вытеснят страх смерти.
· Перестаньте бояться страха. Разрешите себе периодически испытывать его. Вы уже переживали страх смерти и сможете пережить его вновь. Благодаря такому отношению, вы скоро заметите, что чувство страха стало приходить значительно реже.
При успешном лечении на смену страха смерти, приходит ее отрицание. Появляется внутренняя уверенность, что человек будет жить вечно. При этом человек признает теоретическую возможность смерти, но она кажется чем-то далеким.

Как избавиться от панических страхов?

Панические страхи преимущественно протекают в форме панических атак (приступов паники). Они имеют вид острых, внезапно возникающих приступов тревоги, которые сопровождаются вегетативными симптомами (учащенным сердцебиением, тяжестью в груди, чувством нехватки воздуха). Преимущественно приступ паники длится 15-20 минут, иногда до нескольких часов.

У 5% населения панические атаки возникают без существенной причины, 1-2 раза в месяц. Иногда такой страх может быть реакцией на значимое событие (угроза для жизни, болезнь ребенка, поездка в лифте). Чаще всего панические атаки возникают ночью.

Панический страх сопровождается симптомами, которые свидетельствуют о неправильной работе вегетативной системы:

· учащенный пульс;
· чувство «кома в горле»;
· одышка, учащенное поверхностное дыхание;
· головокружение;
· предобморочное состояние чувство жара в теле или озноба;
· невозможность пошевелиться;
· дрожь в руках;
· онемение или покалывание кожи;
· потливость;
· боль в груди;
· тошнота;
· трудности при глотании;
· боль в животе;
· учащенное мочеиспускание;
· страх сойти с ума;
· страх умереть.

В связи с такими проявлениями приступы панического страха принимают за симптомы болезни, чаще кардиологической или неврологической. При обследовании эти подозрения не подтверждаются. На самом деле все мучительные симптомы панического страха связаны с выбросом адреналина и перевозбуждением нервной системы.
После пережитой панической атаки человек начинает опасаться ее повторения. Это заставляет его избегать ситуаций, в которых впервые произошел приступ паники. Такое поведение может значительно ухудшить качество жизни, лишив возможности ездить в общественном транспорте или ходить по магазинам.

Причины панических страхов

1. Неприятные ситуации – полет на самолете, выступление перед публикой;
2. Ожидание неприятной ситуации – разговор с начальником, страх повторения панической атаки;
3. Воспоминания о пережитом стрессе;
4. Гормональная перестройка – подростковый возраст, климакс, беременность;
5. Психологический конфликт между желанием и чувством долга;
6. Сложный период адаптации – переезд, новое место работы.
Психологи считают, что паническая атака, несмотря на то, что она очень тяжело переносится человеком, является средством защиты нервной системы. Человек, переживший приступ панического страха, начинает внимательнее относиться к своему здоровью, берет отпуск или больничный, избегает стрессовых ситуаций и перегрузок.

Как избавиться от панического страха

Не пытайтесь избежать панических атак. Примите тот факт, что они могут появляться и будьте к ним готовы. Осознайте, что ваши ощущения – это результат излишка адреналина. Они могут быть крайне неприятны, но не смертельны. К тому же приступ долго не продлится. С того момента, как вы перестанете бояться повторения панического страха, его приступы будут происходить все реже.

Дыхательная гимнастика против панического страха
Быстро облегчить состояние во время приступа можно при помощи дыхательных упражнений.
1. медленный вдох – 4 секунды;
2. пауза – 4 секунды;
3. плавный выдох – 4 секунды;
4. пауза– 4 секунды.
Дыхательные упражнения повторяют по 15 раз ежедневно и во время приступа паники. Во время гимнастики требуется принять удобное положение и сознательно расслабить все мышцы, особенно лица и шеи. Такая гимнастика действует сразу в нескольких направлениях:
· увеличивает уровень углекислого газа в крови, что «перезапускает» дыхательный центр в головном мозге, замедляет дыхание и сердцебиение;
· способствует расслаблению мышц;
· переключает внимание человека, помогает сосредоточиться на настоящем, а не на устрашающих образах.

Уговоры и убеждения

Панические расстройства успешно лечатся путем убеждений и уговоров. Наилучшим вариантом будет обратиться к психотерапевту, однако общение с близким человеком на волнующую тему также достаточно эффективно. Требуется убедить человека, что его состояние во время паники не опасно и пройдет через несколько минут. Что волнующие его проблемы со временем решатся и все будет хорошо.

Лечением панических страхов занимаются врачи-психотеравевты или психологи различных направлений, практикующие психоанализ, когнитивную терапию, гипнотерапию.

Как избавиться от страха темноты?

Боязнь темноты или никтофобия самый распространенный страх на планете. Им страдает 10% взрослых и свыше 80% детей. При боязни темноты страшит не недостаток освещения, а те опасности, которые могут таиться в темноте. Это происходит из-за того, что мозг получает недостаточно информации об окружающей обстановке, чтобы анализировать. При этом активизируется воображение, которое «дорисовывает» различные опасности.
Человек, страдающий никтофобией, может впасть в панику при внезапном отключении света. Боязнь темноты может трансформироваться в страх темноты в помещении или в боязнь темноты на улице. Человек может рационализировать свои страхи, находя различные причины и оправдания.

Страх темноты или страх ночи может сопровождаться следующими симптомами:
· Ускоренное сердцебиение;
· Повышение давления;
· Потливость;
· Дрожь в теле.
При переходе страха в психическое расстройство больной начинает четко «видеть» придуманные образы, и они переходят в категорию галлюцинаций.

Причины страха темноты

1. Генетическая предрасположенность. У большинства людей страх темноты передается по наследству от предков. По статистике, если родители испытывали страх темноты, то их дети также будут подвержены никтофобии.
2. Негативный опыт. Неприятное событие, которое человек перенес в темноте, закрепляется в подсознании. Например, ребенка закрывали в темной комнате. Впоследствии дефицит освещения ассоциируется с пережитым испугом. Причем часто бывает, что изначальная угроза была выдумана и являлась плодом чрезмерно развитий фантазии ребенка.
3. Нарушение нейро-химических процессов. Нарушение обмена нейромедиаторов (дофамина, серотонина) и адреналина может провоцировать появление страхов. Какой именно страх разовьется у человека, зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности.
4. Постоянные стрессы. Длительное нервное перенапряжение (конфликты в семье, трудности на работе, сессия) нарушает нормальное функционирование нервной системы. При этом страх темноты может появиться даже у взрослых.
5. Голодание, строгие диеты. Существует версия, что дефицит некоторых химических элементов нарушает работу мозга, следствием чего могут стать необоснованные страхи.
6. Страх смерти. Эта фобия обостряется в ночные часы и провоцирует появление страха темноты.

Как избавиться от страха темноты

· Найдите причину страха. Постарайтесь вспомнить ситуацию, которая вызвала появление страха темноты. Ее необходимо представить в деталях, ощутить все эмоции, а затем придумать счастливый финал (меня закрыли в темной комнате, но потом пришел отец и взял меня на руки). Важно изменить свое мышление на позитивное.
· Приятные мечты. Если страх темноты мешает заснуть, то необходимо расслабиться, представить себя в спокойном месте, вызвать в воображении другие приятные образы.
· Поведенческая терапия. Успешным признан метод постепенного привыкания. Прежде чем включить свет в темной комнате, необходимо сосчитать до 10. Ежедневно увеличивайте время пребывания в темноте на н10-20 секунд.
Страхи и фобии поддаются лечению в любом возрасте. Вы можете избавиться от них самостоятельно, или обратиться за помощью к специалисту. Терпение и работа над собой гарантированно дадут положительные результаты.

Боязнь фиаско

Атихифобия характеризуется страхом неудач, сопровождающего человека в любом деле. Из-за фобии больной отказывается от свершения поворотных, значимых событий в жизни. Причина кроется в постоянном, непреднамеренном ожидании поражения в каждом начинании.

В большей степени такое явление касается ситуаций, связанных с конкуренцией. Школьные эстафеты, соревнования, марафоны, собеседование на работу, поступление в вуз заблаговременно становятся источником неподдельного страха. Атихифоб уверен, что, ввяжись он в эту авантюру, неизбежно одержит поражение. Чтобы не разочаровываться, человек даже отказывается просто попробовать поймать удачу «за хвост».

Больной уверен в своей несостоятельности, слабости. Он считает, что лишен способности достичь успеха, решить возникшую проблему, поэтому обычно остается в стороне, в бездействии.

Человек, страдающий атихифобией, старается избегать проблемных ситуаций, чтобы отгородиться от неизбежных неудач. Невозможность противостоять трудностям, страх поражения отбирают возможность саморазвития, личностного, профессионального роста. Нереализованный человек теряет уверенность в себе, склонен к депрессиям.

К признакам фобии относят:

  • отказ от участия в незнакомых мероприятиях;
  • избегание новых людей, мест, неиспробованной еды;
  • заниженная самооценка;
  • завышенная самокритика;
  • социальная изоляция;
  • оправдание собственного бездействия – отсутствует талант, необходимые навыки, несведущ в данном вопросе;
  • отсутствие уверенности в себе, собственных действиях.

Бездеятельность, отказ от активности являются для больного своеобразной зоной комфорта, так как помогают избежать провала, спасают от разочарования. Абстрагируясь от неизведанных событий, больной обретает покой.

Симптомы атихифобии способны проявляться на подсознательном уровне, независимо от воли больного. Человек начинает медлить с выполнением дела, в котором потенциально чувствует неудачу. Внезапно появляется масса других, более важных занятий, повышается уровень беспокойства.

Атихифобия, как любая фобия, выражается признаками панической атаки. Они настигают индивида в тех условиях, где, он уверен, что его ждет неудача и разочарование. Типичным примером становится страх у мужчины перед знакомством с женщиной. Атихифоб полагает, что недостаточно хорош для того, чтобы понравиться противоположному полу, статусен, красив, умен.

Непосредственно перед свиданием, такого мужчину настигает тревога, охватывает болезненное возбуждение, развивается тахикардия, одышка. Особо показательными симптомами при фобии становятся тошнота, рвота и диарея. Когда больной видит предмет своего внимания, то может лишиться дара речи. Движения сковываются, мужчина буквально застывает от страха.

К другим признакам расстройства, в зависимости от травмирующего события, присоединяются дрожь в конечностях, суетливость, раздражительность, бледность кожи. Если до злосчастного события остается несколько дней, индивид лишается сна.

Болезнь родом из детства

Атихифоб – человек с нарушенной самооценкой, неспособный адекватно оценивать соотношение своих сил к сложившимся обстоятельствам. Бесспорно, к формированию фобии больного подтолкнуло значимое событие, которое имело негативный исход.

Но почему одни люди способны справиться со сложностями, учитывают старые ошибки, продолжая двигаться вперед, а другие фиксируют внимание на неудаче, порождая сомнения, неуверенность? Поражение способно сформировать у человека стойкое ощущение своей беспомощности, уверенность в недостаточности знаний, умений. Со временем у таких индивидов негативный опыт перерастает в фобию.

Особенностью такого человека является зацикленность на одной негативной ситуации. Он считает, что, потерпев поражение однажды, его теперь будет подстерегать неудача во всех начинаниях. При оценке обстановки игнорируются обстоятельства, личностные характеристики. Происходит обобщение картины происходящего. Подобная негативная установка лишает людей целеустремленности, мешает строить планы, двигаться вперед.

Корни проблемы тянутся из раннего детства. На самооценку ребенка способны влиять многие факторы:

  • модель родительского воспитания – завышенные ожидания по отношению к ребенку, требование быть везде первым, на высоте. Стремление к первенству во всем заставляет ребенка находиться в состоянии повышенного напряжения, приближенного к стрессу;
  • успехи ребенка лишены поощрения. Имеется в виду адекватная положительная оценка достижений. В результате ребенок лишается возможности сформировать правильное отношение к своим победам;
  • достижения игнорируются, а ошибки жестоко наказываются родителями. Дети не умеют радоваться успехам, остро переживая неудачи;
  • насмешки со стороны сверстников. Высмеивание поступков, а также личностных качеств, особенностей внешности;
  • стремление к перфекционизму;
  • особенности характера – впечатлительность, мнительность, тревожность, зацикливание на негативных моментах.

Виды атихифобии

Различают несколько форм расстройства, имеющие некоторые особенности проявления.

Самосаботаж проявляется стойкой уверенностью атихифоба в неизбежности неудачи. Человек участвует в любых начинаниях, но уверенность в поражении заложена в нем как будто на подсознании. Больной инстинктивно делает все для того, чтобы понести фиаско.

Самоизоляция заставляет человека отказываться от деятельности, подразумевающей конкуренцию.

Перфекционизм – стремление к совершенству. Человек старается исполнять задуманное на высшем уровне, к свершению каждого дела подходит с невыносимой скрупулезностью. Он мобилизует все силы, чтобы добиться желаемого результата. Перфекционизм обходится больному выраженным напряжением, моральным истощением. Он старается уберечься от ошибочных действий и неудач. Дело, за которое берется, исполняет с поразительной точностью, безупречно. Действует по принципу: делай то, что знаешь, если чего-то не знаешь, то не делай вообще. То есть берется только за то, чем владеет в совершенстве. За неизведанные дела больной не берется, так как панически боится провала.

Бизнес-леди, прекрасно разбирающаяся в финансовых вопросах, легко проводит сложные денежные манипуляции, но ощущает себя настоящим профаном в кулинарии. Опасаясь испортить блюдо, женщина обходит стороной кухню, при этом полагая, что никогда не научится готовить.

Атихифобия в форме иммобилизации характеризуется неуверенностью в себе, бездействием, безразличием к личностному росту. Боязнь нового, страх неудачи воспринимаются как черта характера, которую невозможно изменить, а только только смириться.

Как преодолеть фобию

Билл Гейтс говорил: праздновать успех – это прекрасно. Но намного важнее извлекать урок из неудач.

Человеку, страдающему от страха поражения, стоит уяснить, что некоторые ошибки на жизненном пути являются вполне нормальным явлением. Анализируя ситуацию, вспомните, когда впервые ощутили иррациональный страх неудач. Возможно, это был неоправданный риск.

В отдельных случаях следует отказаться от выполнения задачи, если она потенциально неблагополучна. Для этого к каждому вопросу подходите ответственно. Оцените все возможные исходы, вероятность удачи, возможный риск, и только затем принимайте решение.

Принимаясь за дело, старайтесь продумывать первые несколько этапов. Не заглядывайте далеко в будущее. Отсроченные последствия – это неизвестность, она и пугает больше всего.

Хороший способ правильно оценить ситуацию – прописать этапы ее исполнения, анализ действий, последствий. Мысли, выраженные на бумаге, имеют большую конкретику, представляются менее устрашающими, более понятными.

К выполнению любого дела стоит подходить решительно, с имеющимся алгоритмом действий. Внутренняя уверенность и спокойствие нацеливают на удачное исполнение. Обеспечивают позитивный результат.

Если с проблемой не удается справиться самостоятельно, лучше обратиться к специалисту. Современная медицина лечит атихифобию с помощью психотерапии. На начальном этапе больному назначают индивидуальную психотерапию. Ее методы направлены на анализ детских воспоминаний, позволяющих определить причины развития фобии.

Индивидуальные беседы с психотерапевтом также дают возможность выявить истинное отношение больного к своим неудачам, страхам. Для этого применяют метод моделирования. Врач намеренно создает пациенту ситуацию, вызывающую страх, сомнения, нерешительность, просит его описать свои ощущения с момента сложившейся ситуации до ее окончания.

Особо эффективной в борьбе с атихифобией считается групповая терапия. Работа в группе позволяет человеку почувствовать, что он не одинок в своей проблеме, существует еще множество других людей, страдающих от аналогичного расстройства. Вместе, поддерживая друг друга, пациенты быстрее находят пути выхода из сложившегося тупика. Значительным плюсом является то, что работа в группе проходит под контролем специалиста. Он направляет беседы клиентов в нужное русло, исключает самодеятельность, замедляющую процесс выздоровления.

Атихифобию относят к социальным фобиям, приводящим к деструктивным последствиям для личности человека. Страх перед реализацией потенциально успешных задумок мешает человеку воплотить в жизнь свои намерения. Теряется возможность получить работу мечты, продвигаться по карьерной лестнице, заниматься любимым делом, строить семью. Нереализованные цели заставляют больного ощущать себя бесполезным. На фоне негативных представлений о себе у атихифоба развивается депрессия.

Прогрессируя, болезнь заставляет человека отгораживаться от общества, приводя к полнейшей социальной изоляции. Одиночество, несостоятельность в жизни толкают к алкоголю, наркотикам. Точкой кипения становятся мысли о суициде как единственном избавлении от страданий.

В пирамиде потребностей по А. Маслоу самореализация занимает наивысшую ступень. Достигнув ее, личность по праву считается зрелой и состоявшейся. Страхи атихифоба становятся большим камнем преткновения на пути к ней, и, следовательно, формирования гармонично развитой личности. Поэтому так важно своевременно начать терапию расстройства.

Что такое дидаскалейнофобия

Школьная фобия: причины страха и варианты решения проблемы

Что такое дидаскалейнофобия? Так называется боязнь школы. Этот вид страха присущ исключительно школьникам. Многие дети капризничают и говорят, что не хотят идти в школу. Но в некоторых случаях это может быть вызвано не ленью и желанием поспать подольше, а паническим страхом. Перед чем? Перед учителями или одноклассниками, перед школьной программой, перед отдельным предметом, перед критикой родителей за плохие отметки и т.д.

Общие сведения

Здоровые дети и подростки испытывают страх. Данная эмоция является нормальным ответом на опасность. Физиологические механизмы, составляющие основу данного состояния, мобилизуют организм для оценки ситуации, принятия решения о борьбе/бегстве. Фобия отличается от нормального страха выраженной интенсивностью, продолжительностью, неадекватностью, навязчивостью. Характерно критическое отношение ребенка к переживанию, понимание его нелогичности, нецелесообразности, попытки противостояния, избегание. Тяжелые фобии, ограничивающие поведение, встречаются примерно у 1-1,5% детей и подростков. Расстройство чаще диагностируется у девочек дошкольного, младшего школьного возраста. Отчасти это связано с их большей открытостью, готовностью обсуждать свои страхи.

Фобии у детей и подростков

Проявление боязни школы

Можно заметить психосоматические проявления фобии:

  • чувство удушья;
  • проблемы с дыханием;
  • тахикардия и аритмия;
  • повышенная потливость;
  • дрожь;
  • головокружение и головная боль;
  • слабость в ногах;
  • боль и напряжение в мышцах;
  • боль в груди;
  • обморок;
  • диспепсия;
  • оцепенение или гиперактивность (в момент приступа);
  • синдром рассеянного внимания и другие когнитивные ухудшения;
  • неадекватные реакции (плач или крики, агрессия);
  • нервозность, хаотичные движения руками или нервная ходьба из стороны в сторону, покачивания.

Основной психологический симптом – страх перед повторением приступа. Чем старше ребенок и чем чаще случаются приступы, тем выше страх сойти с ума, опозориться, оказаться высмеянным.

Как избавиться, перестать бояться школы

Дети не всегда могут назвать точную причину своего страха. Чем младше ребенок, тем сложнее ему выражать свои чувства. Потому для диагностики и выписки лечения рекомендуется обратиться к психологу.

Помощь психолога

В ходе бесед психолог выясняет причины страха, составляет план коррекции, помогает ребенку изменить отношения к проблемам и выработать новую стратегию поведения. В лечении детей используется арт-терапия, когнитивно-поведенческая психотерапия и помощь родителей.

Арт-терапия

Арт-терапия помогает как выяснить причину фобии, так и избавиться от страха. Проведение диагностики лучше доверить психологу. Только специалист сможет правильно истолковать свободный рисунок школьника. А вот лечение страха можно провести самостоятельно. Для этого нужно предложить ученику изобразить его страх перед школой. После этого предложите высмеять страх. Можно добавить ярких красок, забавных элементов. Или можно нарисовать героев (самого ребенка), который побеждает страх перед школой.

Это важно! Методы арт-терапии (рисование, лепка, пение, танцы, театр) рекомендуется использовать при работе с детьми младшего школьного возраста. При работе с подростками лучше использовать беседу и когнитивно-поведенческую психотерапию.

Когнитивно-поведенческая терапия

Школьная фобия: причины страха и варианты решения проблемы

Конитивно-поведенческая психотерапия помогает найти негативные установки и изменить отношение к ним. Психолог задает школьнику ряд вопросов:

  • Что произойдет, если ты пойдешь в школу?
  • Почему ты боишься одноклассников?
  • Что будет, если ты плохо подготовишься к урокам?
  • Что будет, если ты получишь плохую оценку?
  • Кто сказал тебе, или с чего ты решил, что школа – опасное место?
  • Почему ты беспокоишься за родителей, пока находишься в школе?

Когнитивно-поведенческая психотерапия предполагает индивидуальные сеансы (беседы) с психологом и выполнение домашних заданий, которые потом тоже обсуждаются на сеансах.

Примеры домашних заданий:

  • познакомиться на неделе с двумя сверстниками;
  • самостоятельно подготовиться к урокам и получить пять баллов;
  • сделать что-либо, чтобы заслужить уважение одноклассников;
  • поучаствовать в школьном мероприятии;
  • придумать вместе с родителями позитивный утренний ритуал.

Задания не должны быть в тягость, школьник должен воспринимать их как игру. Нельзя принуждать юного клиента, нужно заинтересовывать его.

Помощь родителей

В спокойном тоне без принуждения постарайтесь выяснить, что именно пугает и тревожит ребенка. Поинтересуйтесь отношениями ребенка со сверстниками и учителями. Нельзя высмеивать страхи ребенка, нужно принять их со всей серьезностью, вместе с ребенком обсудить это.

Что еще должны сделать родители:

  • Расскажите ребенку о преимуществах школы, о важности образования. Вспомните свои школьные годы, расскажите о том, как вы весело проводили время со сверстниками, какой предмет вам нравился. Но не забудьте рассказать и о трудностях, о своем опыте их преодоления. Скажите, что вы всегда готовы помочь.
  • Ежедневно интересуйтесь успехами ребенка. Притом говорите не только об успеваемости, но и об отношениях в стенах школы.
  • Отвечайте на все вопросы ребенка, всегда уделяйте ему внимание.

Школьная фобия – не притворство!

Ребенок, страдающий школьной фобией, действительно испытывает болезненные ощущения, начиная от коликов в животе и болей в голове, заканчивая общим недомоганием. И, несмотря на то, что дискомфорт вызван психосоматикой, тем не менее, ребенок не обманывает. Он становится заложником собственного тела, которое пытается всеми способами избежать пребывания в опасном месте.

Это состояние даже получило отдельное название: дидаскалейнофобия.

Болит живот перед школой

Вот лишь некоторые из симптомов, которые может испытывать ребенок из-за школьной фобии:

  • головные боли;
  • боль в животе, тошнота и рвота;
  • диарея;
  • повышение температуры;
  • тахикардия;
  • потеря сознания и пр.

Если зафиксировать подобные случаи дискомфорта, то можно заметить, что они проявляются с понедельника по пятницу. При этом исчезают в выходные дни или во время каникул.

Профилактика страха перед школой

Школьная фобия: причины страха и варианты решения проблемы

Начинать профилактику нужно в дошкольном возрасте. Перед тем как отдать ребенка в школу нужно убедиться, что он готов к обучению. Существует такое понятие как психологическая готовность ребенка к школе. Она состоит из морфофизиологической, предметной и психологической готовности. Психологическая готовность предполагает интеллектуальную и личностную готовностью, произвольную регуляцию поведения и деятельности. В личностную готовность входит эмоциональная, мотивационная и коммуникативная готовность, а также учитывается сформированность Я-концепции и самооценки. Все это диагностируется психологом, существуют специальные тесты и методики на определение готовности ребенка к школе.

Второй важный элемент профилактики – благоприятный психологический климат в семье. Важно, чтобы родители поддерживали ребенка. Недопустимо чтобы в семье были конфликты, скандалы, ссоры. Старайтесь войти в положение ребенка, прислушивайтесь к его мнению, не кричите на него и не критикуйте.

Это важно! От психологической готовности ребенка к школе зависит школьная адаптация и социализация. Неподготовленный ребенок страдает от дезадаптации и нередко болеет дидаскалейнофобией.

Причины школьной фобии

Самые распространенные причины:

Буллинг со стороны детей. Ребенок является объектом оскорблений, насмешек и физического насилия. Само собой, страх перед унижениями может стать причиной нежелания идти в школу. Обсудите проблему с ним и при необходимости свяжитесь с директором школы или учителями. Если ситуация сложная, лучше перевести в другую школу.

Буллинг в школе

Учительский буллинг. Такое встречается довольно часто, когда один учитель начинает неадекватно относиться к ребенку – высмеивает его, обызвает, занижает оценки. Школьник перестает любить этот предмет, у него падает успеваемость, он не хочет идти в школу в те дни, когда есть урок этого учителя. Что с эти делать – читайте тут.

Перфекционизм. Ребенок, склонный все делать идеально, может столкнуться с проблемой, когда он не справляется с возложенными на него обязательствами. Причем, зачастую, высокие требования он возлагает сам на себя. Не требуйте о ребенка слишком многого, поверьте, все что необходимо для жизни он итак получит. Объясните, что не бывает все всегда идеально, у каждого бывают ошибки и недочеты.

Физические недостатки. Возможно, ребенок имеет физическое или психологическое отклонение (косоглазие, близорукость, заикание или другая несхожесть с одноклассниками), тогда его нежелание идти в школу может перерасти в фобию. Необходимо научить его спокойно реагировать на насмешки или укрепить его веру в собственную уникальность.

Ребенка дразнят

Классификация

Наиболее значимым с практической точки зрения является разделение навязчивых страхов по степени выраженности – оцениваются изменения эмоционального, соматического состояния, уровень социальной дезадаптации. Тяжелые формы характеризуются паникой, состоянием ужаса, моторным возбуждением, заторможенностью, нарушениями ритма дыхания, сердцебиения, избеганием ситуаций, где возможно появление стимула. При легких формах фобии частично контролируются, внешних эмоциональных, вегетативных изменений нет, ограничения поведения компенсируются (выбором маршрута, способов времяпрепровождения). Отечественным психиатром А. Карвасарским предложена классификация страхов согласно фабуле – содержанию. Различают следующие виды фобий:

  • Боязнь пространства. Представлена страхом закрытого пространства (клаустрофобией), открытого пространства (агорафобией), глубины, высоты.
  • Социофобии. Основа – страх реакции окружающих. Включены страхи покраснеть, выступить публично, заговорить первым.
  • Нозофобии. Данную группу составляют различные страхи перед заболеваниями.
  • Страх смерти. Танатофобия развивается при ситуациях, воспринимаемых как жизненно опасные. Боязнь определенных животных, выдуманных существ нередко является страхом смерти.
  • Сексуальные страхи. Актуализируются у подростков, молодых людей, включают боязнь интимного контакта, романтичного поведения, последствий онанизма.
  • Страх повреждения. Представлен беспокойством о возможном самоповреждении, нанесении вреда окружающим.
  • Контрастные страхи. Боязнь совершить неприличное, непристойное действие.
  • Фобофобии. Развиваются вторично после приступов страха как боязнь их повторения.

Поведение родителей

Удивительно, но у одних детей, при схожих ситуациях в школе, фобия развивается активно, а у других нет. Это связано со многими причинами, начиная от обстановки в доме, заканчивая личностными характеристиками. Ребенок, не имеющий поддержки в семье или пребывающий в доме, где у родителей нет гармонии в отношениях, больше склонен к развитию школьной фобии.

Особенно если ему не к кому прийти и пожаловаться, так как родители считают, что его проблемы незначительны и надуманы. Ребенок, который, остается один на один со своими проблемами, получает психологическую травму на всю жизнь, так как не имеет опыта выхода из сложившихся ситуаций.

Разговор с родителями

Как только вы заметили, что ребенок, перед походом в школу жалуется на недомогание, не будьте равнодушными.

Возможно, он не симулирует, а действительно находится в состоянии сильнейшего стресса. Не игнорируйте его капризы и не ждите, что проблема пройдет сама собой. Хорошо если так и будет, но зачем рисковать? От страха перед школой можно избавиться, обратившись за помощью профессиональному психологу, который изучив ситуацию, сможет найти решение для вашего ребенка. При первых симптомах школьной фобии, обратитесь к детскому психологу, и ребенок уже в скором времени вернется в прежнее русло обучающего процесса. Помните, родитель – это не только родить ребенка, но и быть ему опорой и поддержкой на протяжении всей жизни.

Лечение фобий у детей и подростков

Лечение базируется на применении техник поведенческой терапии. Дети младшего возраста приходят вместе с матерью, отцом, выступающими как сопсихотерапевты. Это ускоряет положительную динамику – ребенок чувствует себя более спокойным, уверенным, а родитель применяет элементы терапии дома. Распространенным методом психотерапии является систематическая десенсибилизация, разработанная Дж. Вольпе. В ее основе лежит теория И. П. Павлова, объясняющая патологический страх как неугасающий рефлекс на стимул. Реакция не исчезает, а повторяется снова, потому что пациент избегает угрожающего фактора. Чтобы добиться угасания рефлекторной условности (фобии) необходимо постоянное постепенное воздействие стимула. Терапевтический процесс состоит из нескольких этапов:

  • Когнитивная переработка. Психотерапевт использует логические доводы, рациональные объяснения причин страха. Корректирует иррациональные представления об угрожающем стимуле. Мотивирует, поощряет пациента к обсуждению эмоционального состояния.
  • Обучение релаксации. Важная характеристика страха – неконтролируемость. Через техники дыхания, мышечного расслабления психотерапевт обучает ребенка управлять физическим, эмоциональным состоянием. Умение расслабляться, концентрироваться повышает уверенность, формирует готовность к работе с фобией.
  • «Сближение». Пациент с психотерапевтом выбирают несколько однородных, но различных по интенсивности стимулов (ситуаций). Ранжируют от менее пугающего к провоцирующему панику, желание убежать. Процесс «сближения» начинается со слабого стимула, параллельно используются техники релаксации, когнитивной переработки. Постепенно страх угасает. На завершающем этапе ребенок перестает бояться ситуаций с интенсивным стимулом.

Выраженные эмоциональные расстройства (панические атаки, тревожность, депрессия) корректируются медикаментозно. Психиатр подбирает антидепрессанты, противотревожные средства.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий