Занятия с нейропсихологом: на что стоит обратить внимание

Нейропсихологическая коррекция представляет собой наиболее эффективный на сегодняшний день метод безмедикаментозной помощи при отдельных видах нарушений (гиперактивности, синдроме дефицита внимания, задержке развития и т. д.). Он не имеет побочных действий. Если подход грамотный, то и результативность окажется высокой.

Содержание

Когда ребенку нужна нейропсихологическая коррекция?

Обычно родители замечают нарушения в развитии своего ребенка в дошкольном возрасте. Именно дошкольный и младший школьный возраст являются наиболее благоприятными для проведения нейрокоррекции, так как это период интенсивного психомоторного развития. Если заметить трудности уже сейчас, то позже в школе у ребенка серьезных проблем не возникнет. Хотя сейчас и существуют коррекционные (адаптированные) программы в школах, отдельные курсы и даже специальные заведения.

На что следует обратить внимание в поведении и развитии ребенка? Прежде всего, это такие проявления:

  • несоответствие возрастным нормам (например, если ребенок 4 лет слишком возбудим, гиперактивен, сторонится сверстников — это нарушение развития);
  • гипоактивность, истощаемость;
  • рассеянность, неспособность концентрировать внимание;
  • чрезмерная агрессивность;
  • высокий уровень тревожности (а также страхи, фобии);
  • серьезные проблемы с памятью;
  • отсутствие реакции на просьбы взрослых;
  • нарушения в мелкой моторике;
  • ребенок плохо запоминает учебный материал (не понимает элементарного);
  • необщителен, замкнут.

Нейрокоррекцию для детей можно проводить вплоть до подросткового возраста. Она назначается и при таких серьезных заболеваниях, как синдром дефицита внимания, аутизм, ДЦП, алалия, дислексия, невротические и психосоматические расстройства. Желательно обнаружить проблему как можно раньше: для этого необходимо сообщать о любых подозрениях врачу-педиатру.

Занятия по нейрокоррекции проводит специалист-нейропсихолог. Разумеется, родителей детей, только начинающих заниматься, инструктирует тоже он. Для того чтобы правильно определить комплекс требуемых упражнений, нужна нейропсихологическая диагностика, которую провести самостоятельно невозможно. А вот принимать активное участие в занятиях с ребенком, выполнять домашнее задание (его тоже назначает врач) — это важно, так как вы можете оказать существенную помощь вашему ребенку.

Дыхательные упражнения для малышей

Какие используются упражнения?

В нейрокоррекционные занятия входят несколько групп упражнений, каждая из которых имеет свою специфику и направленность:

  • дыхательные (концентрация на дыхании не только помогает научиться расслабляться и успокаиваться, но и тренирует способность сосредотачивать внимание на других, более важных, вещах);
  • глазодвигательные (улучшают кровообращение, тренируют глазные мышцы и способствуют снятию напряжения с глаз);
  • упражнения на развитие артикуляционного аппарата (так как речь — это одна из высших психических функций, то воздействие на артикуляционный аппарат активизирует развитие других психических функций — мышления, внимания, воображения, памяти);
  • упражнения на развитие межполушарной асимметрии головного мозга (межполушарная асимметрия — различия между ведущими функциями левого и правого полушарий мозга, МА отвечает за проявление высокого интеллекта);
  • упражнения на развитие мелкой моторики (оказывают положительное воздействие на развитие речи, логики и работу левого полушария);
  • массаж (помогает снять напряжение и тонус);
  • релаксация, снятие мышечного напряжения (данные упражнения помогают устранить мышечные зажимы; они будут полезны и взрослым тоже).

Также в нейрокоррекции могут применяться методы арт- и музыкотерапии. Поэтому ее можно использовать просто как прием в работе с «трудными» детьми (особенно с теми, у кого наблюдаются поведенческие нарушения).

Заниматься полностью дома обычно можно после закрепления первых результатов. В любом случае, врач даст необходимые рекомендации. Торопиться в вопросах здоровья своего ребенка не стоит.

Ребенок лежит на коврике из гальки

Примеры упражнений

Следует знать, что у данного метода есть противопоказания. Нейрокоррекцию нельзя использовать при эпилепсии (особенно осложненных формах), при некоторых психических заболеваниях (шизофрения, биполярное расстройство личности). Также важно проконсультироваться с врачом, если у ребенка диагностировали астму и сердечную недостаточность.

Теперь рассмотрим комплекс упражнений. Можете сначала испробовать их на себе.

  • Вакуум (дыхательное). Лежа на спине, сделайте глубокий вдох, при этом живот должен надуться. Задержите дыхание на 2-3 секунды, а затем медленно выдыхайте воздух. Повторите упражнение не больше 3 раз.
  • Ветер (дыхательное). Сделайте губы трубочкой и медленно выпускайте струю воздуха, а затем создайте ей препятствие из пальца или ладони. Концентрируйтесь на получившемся звуке. Струю попеременно усиливайте, а скорость движения руки увеличивайте.
  • Моем голову (массаж). Имитируйте движения, которые вы используете при нанесении шампуня. Массируйте области лба, затылка, макушки, ушей, шеи, височную область.
  • Хождение по камушкам (массаж). Разложите фасоль или нут на коврике и медленно пройдитесь по импровизированной гальке. Выполняйте 1 минуту.
  • Змея (растяжка). Лягте на живот, обопритесь при этом на ладони, голову опустите вниз. Затем медленно выпрямляйте руки и поднимайте при этом голову, спину прогибайте. Вернитесь в исходную позицию и повторите снова.
  • Злая кошка (растяжка, релаксация). Стоя на четвереньках, изобразите кошку, которая злится (спину выгните дугой). Потом вернитесь в исходную позицию и изобразите кошку, которая потягивается после сна: руки вытяните вперед и положите ладони на пол, таз отведите назад и потянитесь.
  • Тренажер для глаз (глазодвигательные). Используйте картинку, где изображены стрелки движения: вперед, назад, по кругу, вверх, вниз. Не поворачивайте голову! Следить за стрелками можно только глазами.
  • Подъем-счет (развитие межполушарного взаимодействия). Поднимайте правую руку и левую ногу медленно на счет пять, т. е. с каждым счетом вы все выше и выше. Повторите то же самое с левой рукой и правой ногой.
  • Ползем к цели (развитие асимметрии головного мозга и межполушарного взаимодействия). Нужно поставить в одном конце комнаты предмет, затем лечь на живот и ползти к предмету по-пластунски, чередуя ноги и руки.
  • Шаг (развитие асимметрии мозга). Делаете шаг правой ногой и хлопок правой рукой по левому плечу, затем наоборот – шаг левой, хлопок левой рукой по правому плечу. Постепенно увеличивайте темп.

Папа держит ребенка на руках

Советы родителям от нейропсихологов

Так как родители часто хотят получить немедленные результаты, а бывает, сильно раздражаются, когда их нет или ребенок не проявляет особого желания заниматься, нейропсихологи дают определенные рекомендации мамам и папам детей, которые проходят нейрокоррекцию.

  • Не стесняйтесь задавать вопросы. Если вы чего-то не знаете или сомневаетесь, смело уточняйте у специалиста, не придумывайте и не накручивайте себе ничего.
  • Не торопите ребенка. Возможно, придется приложить массу труда и терпения, прежде чем вы увидите первые результаты.
  • Помните, что дети на самом деле не понимают, что они не так делают, почему это так всех напрягает и чего все от них хотят.
  • Не предъявляйте расплывчатых требований. Когда просите ребенка выполнить какое-то упражнение, инструкция должна быть четкой и понятной, чтобы у него не возникло недопонимания.
  • Домашнее задание можно выполнять блоками, а не все сразу. Распределите упражнения так, чтобы вам и ребенку было комфортно.
  • Поддерживайте и приободряйте его. Замечайте каждое достижение и изменение своего ребенка. Ваша любовь ему нужнее всего.

Дети на модульном массажном коврике

Благодаря нейрокоррекции многие дети смогли преодолеть трудности и пробелы в развитии. Это важно, чтобы ребенок мог вести полноценную жизнь и в будущем не иметь проблем со здоровьем и социальным взаимодействием. Родителям не стоит забывать, что некоторые отклонения в развитии появляются из-за ошибок в воспитании: например, в случае отсутствия должного внимания и эмоциональной близости. Любите своих детей и учитесь проходить сквозь препятствия вместе.

Зачем нужен нейропсихолог

Основная задача нейропсихолога состоит в том, чтобы выявлять слабые и сильные стороны головного мозга и помогать ребенку использовать это. В пример можно привести хорошее развитие зрительной памяти у конкретной личности. Чтобы ребенок более эффективно усваивал информацию, ему потребуются зрительные подсказки.

Раньше нейропсихологи занимались только людьми, которые получили травму или перенесли инсульт, но сегодня специалисты в этой области используют полученные знания для объяснения индивидуальных различий, что применимо ко всем людям.

Чаще всего к нейропсихологам приводят детей, которые испытывают трудности в учебе. При этом трудности не всегда можно объяснить ленью и отсутствием мотивации. В некоторых случаях ребенок просто не может понять, что и как нужно делать. Причиной может быть незрелость некой части головного мозга, что не дает эффективно выполнять конкретные задачи.

Например, проблемы с математикой могут являться следствием того, что у ребенка слабее развит участок мозга, отвечающий за пространственное представление. Из-за этого он может путать, где право, где лево, что больше и что меньше. Нейропсихолог проводит диагностику, выясняет причину и помогает устранить проблему.

Почему стоит обратиться к детскому нейропсихологу и как проходят занятия?

Помощь нейропсихолога рекомендуется, если ребенок:

  • плохо запоминает тексты, картинки или информацию в другом виде;
  • гшиперактивен или наоборот заторможен;
  • сложно воспринимает новый учебный материал;
  • имел травмы головы;
  • не ползал или совсем мало ползал в раннем детстве;
  • быстро утомляется и рассеян во время учебного процесса;
  • заменяет или пропускает буквы во время письма.

Посещение нейропсихолога позволяет сделать обучение более эффективным, даже если серьезных трудностей во время обучения ребенок не испытывает.

Показания к началу применения

Нейропсихологические упражнения для детей младшего и старшего школьного возраста − это своего рода тест, который позволит точно определить и оценить состояние здоровья.

Во время оценивания специалист предлагает ребенку выполнить несложные задачи, после выполнения которых, можно точно рассказать об особенностях развития малыша, его возможностях. Будет очень полезно узнать сильные и слабые стороны малыша, чтобы в дальнейшем правильно с ними работать.

Нейропсихологические упражнения для детей дошкольного, младшего школьного возраста, с ЗПР, СДВГ, ОВЗНейропсихология также будет эффективна, если у ребенка:

  • есть проблемы с памятью, работоспособностью и общением со сверстниками;
  • наблюдается задержка развития речи, логопедические нарушения;
  • есть нарушения психомоторного развития, сна, аппетита;
  • гиперактивность или наоборот заторможенность;
  • импульсивность;
  • проблемы с учебой, он плохо усваивает предложенный материал.

Нейропсихологические упражнения для детей помогают улучшить ситуацию в таких случаях:

  • недоразвитость речи;
  • ЗПР (задержка психического и психоречевого развития);
  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность);
  • аутизм;
  • ОВЗ (ограниченные возможности развития);
  • минимальные функции мозга;
  • недоразвитость тела мозга;
  • умственные и эмоциональные нарушения.

Специально подобранный комплекс поможет специалисту последовательно активизировать каждую зону мозга в отдельности. Программа разрабатывается индивидуально, за счет чего удается благодаря тактильно-кинестетическим упражнениям убрать все нарушения.

Суть нейропсихологических занятий

Психические процессы, которые происходят в мозге, изучает наука под названием нейропсихологии. В данные процессы входят внимание, речь, память и т. д. Данный процессы являются основополагающими для успешного обучения ребенка в школе.

Если они плохо развиты, то ребенку сложно учиться, у него развиваются психосоматические заболевания. Данные занятия проводятся от 3 до 12 лет.

К специалисту требуется обратиться, если у ребенка имеются следующие признаки:

  • Он невнимателен и у него имеются проблемы с памятью.
  • Ребенок не может сидеть на одном месте, очень суетится или, наоборот, слишком медлительный.
  • Движения ребенка неловкие и неуклюжие.
  • Когда ребенок рисует или пишет, он производит движения ногами или языком.
  • Получено послеродовая травма.
  • Родился недоношенным или посредством кесарева сечения.
  • У него повышен или понижен тонус мышц.
  • Ребенок состоит на учете у невролога и у него имеются неврологические проблемы.
  • Имелись травмы мозга.
  • Был общий наркоз.

Мозг формируется всю жизнь. Его развитие происходит через определенные стадии. Возможно их нарушение, что может привести к проблемам в развитии.

Занятия с нейропсихологом: на что стоит обратить внимание

Полезные рекомендации

Чтобы упражнения принесли максимальную пользу, нужно следовать нескольким правилам:

  • Не стоит сразу ожидать результатов. Начинать тренировки следует с концентрации внимания на одной из функций. Нужно быть терпеливым, ведь у ребенка не сразу может получаться, он будет отвлекаться. Не стоит одергивать малыша, ему после того сложнее концентрироваться. Только терпение и усилия приведут к положительному результату.
  • Нельзя переутомлять и перевозбуждать малыша. Нужно периодически переключать внимание ребенка, меняя виды игр, но делать это не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить полноценный сон, спокойную обстановку.
  • Установить внешние рамки. Ребенку нужно точно объяснить, что можно, а что нельзя. Стоит учитывать, что ребенок долго ждать не может, поэтому поощрения и наказания должны проявляться вовремя. Это может быть доброе слово, небольшой сувенир, но все должно быть предоставлено вовремя.
  • Начинать занятия лучше индивидуально. Когда ребенок немного привыкнет, можно вводить его в групповые игры. Если сразу начать заниматься в группе, ребенку сложно сосредоточиться, он смотрит на других детей и копирует их ошибки.
  • Во время работы лучше использовать сразу несколько игр: для развития внимания, для снятия напряжения, для регуляции воли, для закрепления результатов.

Нейропсихологические упражнения для детей дошкольного, младшего школьного возраста, с ЗПР, СДВГ, ОВЗКурс нейропсихологических упражнений лучше начинать с индивидуальных занятий с детьми

Только следуя всем правилам, набравшись терпения и следуя разработанной программе занятий, можно добиться от ребенка хороших результатов.

Что дают занятия

Занятия помогают улучшить состояние ребенка при наличии следующих проблем:

  • Речь плохо развита.
  • Имеются задержки психического развития.
  • Ребенок гиперактивен и у него недостаточно внимания.
  • Имеется аутизм и недоразвитость мозгового тела.

С помощью занятий специалист активирует определенную часть мозга. Для каждого пациента разрабатывается индивидуальная программа лечения. Используются два основных способа коррекции:

  • Активная. Стимулируются определенные зоны коры мозга, отвечающие за движения, за лучшее взаимодействие между полушариями, развивает ассоциативные связи.
  • Когнитивная – предполагает развитие познавательных навыков. Также она способствует преодолению трудностей в учебе.

Все занятия проводятся в игровой форме, чтобы ребенок был заинтересован. Курс включает от 20 занятий. Одно занятие длиться от 40 до 80 минут. Время зависит от возраста.

��������

Закрепление результата

Детям с нейропсихологическими расстройствами важно внимание родителей. Психологи сделают свою работу, но и взрослым нужно быть внимательным к детям, особенно тем, которые уже пошли в школу.

Специальный комплекс, разработанный специалистами для выполнения в домашних условиях, помогает повысить уровень активации мозга, привести в норму тонус мышц, сформировать произвольное внимание, улучшить показатели сенсомоторной активности.

Очень важно между выполнением домашнего задания проводить физкультурные паузы, которые включают:

  • прогулки на свежем воздухе;
  • массаж;
  • водные процедуры.

Также следует соблюдать режим дня, снизить к минимуму умственные и физические нагрузки. Можно добавить в расписание посещение секций и лучше пусть это будут спортивные, где нужно больше двигаться.

Нейропсихологические упражнения для детей дошкольного, младшего школьного возраста, с ЗПР, СДВГ, ОВЗВыполнять домашнее задание нужно с перерывами в 10-15 минут после каждого часа. Если у ребенка серьезное расстройство нервной системы, и он долго не может усидеть на месте, то ему учебные задания следует выполнять по 20 минут, а 10 минут перерыва.

Хорошо было бы во время перерыва провести самостимуляцию нервной системы. Например, можно дать ему помять мячик, ногами покатать подушечки, наполненные крупой, нижними конечностями катать мяч.

Нельзя ребенку во время перерыва смотреть телевизор и пользоваться гаджетами. Подобный отдых снижает показатели нейродинамики, истощает школьника и приводит к тому, что школьная программа усваивается хуже.

Когда стоит ожидать эффекта

Нейропсихологические упражнения для детей принесут положительные результаты уже после прохождения первого курса. Всего следует пройти 2 курса, состоящие из 24 занятий. Продолжительность каждого занятия рассчитана на полчаса.

В основном занятия проходят в микро группах, в которые входит 2-е детей или же с каждым ребенком индивидуально по 1 занятию 2 раза в неделю в течение 3 месяцев. Программа подбирается индивидуально каждому малышу в соответствии с его особенностями и возрастом.

Следует запомнить, что после 6 занятия могут наблюдаться ухудшения состояния, но уже после 10 урока будут наблюдаться улучшения. После 1 курса ребенку назначают нейропсихологическое обследование, и решается вопрос о том, когда проходить повторно курс, и нужен ли он вообще.

Нейропсихологические упражнения принесут пользу ребенку, если строго соблюдать все рекомендации специалиста.

Для детей важна своевременная коррекция, благодаря которой он не только не отстает в развитии, но у него еще и сохраняется желание учиться, стать более успешным в жизни и учебе.

Кто такой нейропсихолог

Если про логопеда, дефектолога и психолога родители еще слышали, то нейропсихолог для большинства остается малоизученным явлением. Этот специалист помогает детям, которым сложно сосредоточиться на обучении или другом виде деятельности. Из-за трудностей в концентрации и переключении внимания у них возникают проблемы в овладении чтением, письмом, счетом. И преодолеть нарушения помогает ⚡️ нейропсихолог.

Его работа направлена на диагностику высших психических функций (ВПФ), их восстановление и развитие.

На консультацию приводят детей, про которых родители и педагоги говорят: «рассеянный», «трудно заинтересовать чем-то», «умный, но ленится». Но не всегда причины кроются в нарушении ВПФ, поэтому перед началом занятий проводят нейропсихологическую диагностику.

Что происходит на консультации?

В качестве основных методов коррекции нейропсихолог использует физические упражнения и интеллектуальные задачи. В большинстве случаев, если нет тяжелых заболеваний, которые требуют постоянного приема препаратов, никакие медикаменты не назначаются.
Во время первой консультации врач обследует ребенка, предлагая ему выполнить несложные задания: сложить разрезанную картинку, нарисовать рисунок на заданную тему, запомнить цепочку слов или предметов, ответить на ряд вопросов и т. д. Родители должны заранее подготовить следующую информацию:

  • особенности беременности и родов;
  • как развивался ребенок в раннем детстве;
  • перенес ли он какие-либо заболевания и т. д.

В конце приема нейропсихолог сообщит вам, какие именно есть нарушения, объяснит способы их коррекции и предложит план занятий.

Особенности нейропсихологической диагностики

Ее проводят в тихом, хорошо проветренном помещении. Ребенку предлагают выполнить специальные задания, разработанные А.Р. Лурией, которые адаптировали под детский возраст для оценки работы ВПФ.

Их сформированность и лежит в основе успешного освоения школьной программы. Диагностику проводят в присутствии родителей. Специалист задает уточняющие вопросы об анамнезе ребенка. На основе полученных данных принимают решение о ✈️ записи на нейрокоррекцию и составляют программу с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Когда обращаться за помощью

Занятия с нейропсихологом необходимы, если:

  • есть трудности в усвоении школьной программы;
  • в анамнезе были или имеются расстройства эмоционально-волевой сферы, когнитивной деятельности;
  • имеются речевые нарушения различной степени;
  • была родовая травма, травма головы, операции;
  • ребенок неуклюжий, плохо координирует движения;
  • ребенку трудно усидеть на месте;
  • повышенная утомляемость;
  • частые перемены настроения;
  • леворукость.

Заниматься с нейропсихологом можно с 3-х летнего возраста. Чем раньше начать коррекционную работу, тем успешнее будет результат. Но не поздно обратиться за помощью в начальной школе, потому что в этот период коррекция также эффективна.

Как проходят занятия

Они состоят из двух частей: двигательной (напоминает ЛФК) и когнитивной (познавательной деятельности). Нейрокоррекция не подразумевает прием ☘️ лекарственных препаратов. Совмещая упражнения на развитие моторной сферы и ВПФ, получается работать сразу по всем направлениям.

Занятия чаще проводят совместно с родителями. Родители смотрят технику выполнения упражнений, параллельно отрабатывая ее.

Кроме коррекционных занятий, нужно выполнять домашние задания на закрепление новых навыков.

Продолжительность нейрокоррекции

Все индивидуально, но нейропсихологи рекомендуют посещать занятия 2 раза в неделю полгода. Иногда у ребенка появляется регрессия. Не стоит этого бояться, это временное явление, возникающее как защитная реакция головного мозга на занятия.

✔️ На эффективность занятий влияет много факторов: обстановка в семье, соматическое состояние ребенка и др. Главная ошибка большинства родителей – они перекладывают ответственность за результат на нейропсихолога.

Но если не следовать рекомендациям и не выполнять домашние задания, не стоит ожидать прогресса.

Поэтому на занятиях нейропсихологии проговаривают цель и задачи каждого урока. Дают пояснение, почему нужно выполнять упражнения. И объясняют родителям важность создания ситуации успеха у ребенка, чтобы замотивировать на дальнейшее обучение.

Нейропсихологическая коррекция — что это такое

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.

Занятия с нейропсихологом: на что стоит обратить внимание

Физическое развитие малыша

Эти процессы являются основными, определяющими успешность развития и обучаемости ребенка. Если они не сформированы, то обучение дается тяжело, появляется нелюбовь к учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний.

Обратите внимание! Методика применяется для коррекции нарушений в психических функциях детей от 3 до 12 лет. Считается, что все они имеют общий корень: дефицит адаптивных или наличие неадаптивных нейронных связей в мозге.

Нередко родители понимают, что что-то не так, но никаких действий не предпринимают, что в дальнейшем приводит к проблемам. Чтобы этого избежать, следует посетить нейропсихолога для консультации, если у малыша:

  • имеются проблемы с памятью, общением, работоспособностью;
  • логопедические нарушения, задержка речи;
  • нарушения психомоторного развития, сна, аппетита;
  • проблемы общения;
  • заторможенность или гиперактивность;
  • низкий уровень самоконтроля, импульсивность;
  • проблемы с освоением письма, чтения, счета.

К сведению! Процесс формирования мозга длится всю человеческую жизнь. Он имеет строгий порядок, проходит через определенные стадии. По тем или иным причинам они могут нарушаться, что приводит и к общим проблемам в развитии.

Кроме того, некоторые психические функции могут быть сформированы не полностью или в искаженной форме. В таком случае показана коррекция поведения. Следующие признаки указывают, что ребенка следует отправить на диагностику:

  • зеркально пишет;
  • пропускает буквы;
  • переставляет части слов при письме;
  • имеет проблемы с переключением;
  • плохо концентрирует внимание;
  • не любит рисовать;
  • запинается, быстро утомляется;
  • присутствуют тики или навязчивые движения;
  • рассеян;
  • имел в прошлом сотрясение мозга, общий наркоз, тяжелые болезни;
  • мало ползал.

Коррекция помогает улучшить ситуацию при наличии таких проблем в развитии:

  • задержки речевого развития, недоразвитость речи;
  • задержки психического и психоречевого развития (ЗПР);
  • гиперактивность и дефицит внимания;
  • аутизм;
  • минимальные мозговые функции;
  • недоразвитость мозгового тела;
  • эмоциональные и умственные нарушения.

Занятия с нейропсихологом: на что стоит обратить внимание

Работа специалиста

Важно! Благодаря специальному комплексу упражнений специалист может последовательно активировать каждую зону мозга. Программа разрабатывается индивидуально на основе методов тактильно-кинестетической корреляции и наиболее эффективных подходов из смежных дисциплин.

Компоненты нейрокоррекции в детском возрасте

В детском возрасте применяют две методики коррекции:

  • двигательную;
  • когнитивную.

Первый метод способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие ассоциативных связей. Когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей в учебе.

Обратите внимание! Чтобы мотивировать малыша, все нейропсихологические занятия с детьми проводятся только в игровой форме. Курс нейропсихологической гимнастики должен составлять не менее 20 занятий, а длительность одного из них 40-80 мин. в зависимости от возраста.

Нейрокоррекция для детей: упражнения дома для начинающих в зависимости от возраста

Каждое упражнение рассчитано на определенный возраст. До 5-6 лет важно хвалить ребенка, даже если у него не получается. Постоянное напоминание о недостатках может отбить охоту заниматься. Позже дети могут распознавать ложные похвалы, поэтому следует стимулировать к успеху.

Обратите внимание! По этой теме было написано немало интересных книг. Одна из наиболее качественных — практическое пособие В. С. Колганова и Е. В. Пивоварова.

Занятия с нейропсихологом: на что стоит обратить внимание

Полезные пособия для начинающих

По следующим примерам легко понять, что такое нейропсихологическая коррекция, упражнения ее представлены ниже.

Обратите внимание! Количество заданий, которые можно использовать, достаточно большое.

«Речка-берег»

Эта игра обычно используется на праздниках, но в нейропсихологии она изменена таким образом, что ее можно проводить и с одним участником.

  • Понадобится веревочка, ее нужно положить на пол, чтобы она обозначала береговую линию.
  • Участник становится с одной стороны веревочки, с другой течет река. Психолог предлагает ребенку выполнять его команды «речка», «берег». Ребенок должен прыгать соответствующим образом.
  • В первой части игры психолог в случайном порядке дает команды и смотрит, может ли ребенок их правильно выполнять. Потом начинает их давать в правильном порядке до тех пор, пока малыш не привыкнет.
  • Внезапно порядок меняется, задача ребенка — переключиться. Если он регулярно ошибается, его нужно попросить не торопиться. Это хорошо помогает справляться с импульсивностью.

Важно! Данное упражнение хорошо подходит для детей от 5 лет, чтобы развивать навыки реакции и внимания.

«Мама-робот»

Это упражнение направлено на то, чтобы ребенок сам рассказывал другому человеку, что нужно делать. Причем он в основном должен говорить, а не показывать.

  • Следует представить, что мама разучилась делать самые обычные вещи и ей нужен проводник, который бы в этом помог.
  • Делать то, что ребенок говорит, следует буквально, не добавляя ничего от себя. Если для создания бутерброда хлеб отрезать не нужно, то именно это и повторить. Важно, чтобы малыш увидел, что результат его планирования не совсем такой, как нужно, и сам скорректировал свои действия.

Тесты для подготовки в школу детей-дошкольников 6-7 лет дома

Еще один вариант — завязать маме глаза, и пусть ребенок объясняет, как ей добраться до определенного места или предмета. Делать это нужно, указывая количество шагов.

Занятия с нейропсихологом: на что стоит обратить внимание

Дочь рассказывает маме как печь пирог

Для более старших детей можно использовать вариант упражнения с графическим диктантом. Ребенок рисует какой-то предмет на листочке в клеточку, повторяя только уже начертанные линии, позже этого объясняет маме, как по клеточкам нарисовать такой же.

Обратите внимание! Упражнения подходят для детей от 5 лет. Выполняются индивидуально и в парах. Способствуют развитию навыков планирования.

«Муха»

Нужно взять листок бумаги и расчертить его на 16 клеток (4 на 4). Отдельно нарисовать муху и вырезать ее (можно использовать предмет, который будет ее символизировать, например, пуговицу. Поставить муху на произвольную клетку и приказывать ей двигаться в определенном направлении.

После нескольких таких приказаний (клеточка вверх, две вниз и т. д.) спросить у ребенка, где муха находится сейчас. Если прозвучал правильный ответ, передвинуть ее на соответствующую клетку, если нет, повторить и продемонстрировать ее движение.

Игра для развития внимания «Корректор»

В первую очередь следует объяснить ребенку, чем именно занимается корректор. Далее взять большой журнал или книгу и выбрать в ней «неправильные» буквы, например, Ж, Й, Ъ. Причем делать это нужно за определенное время.

Обратите внимание! Если ребенок выполнил упражнение верно, похвалить его.

Если были допущены ошибки, их пересчитать и отслеживать ежедневную динамику. Успехом будет считаться ситуация, когда ошибок будет становится меньше. Игра очень полезна для невнимательных детей.

Занятия с нейропсихологом: на что стоит обратить внимание

Поиск букв на время

«Молчу — шепчу — кричу»

Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.

Подобные нейропсихологические игры и упражнения развивают навыки управления у гиперактивных детей. Они помогают им регулировать громкость своих высказываний и молчать, когда это нужно.

«Прикосновения»

Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.

К сведению! Игра помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение у гиперактивных детей. Она подойдет и для детей младшего возраста.

Эффект от занятий обязательно будет, если выполнять все регулярно и правильно. Только нужно запастись терпением и, что бы ребенок не делал, реагировать спокойно.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.