Дикие и домашние животные: их значение в развитии ребёнка

Домашние животные – лучшие друзья для ребенка или лишняя нагрузка для всей семьи? Аргументы легко привезти в пользу каждого мнения, а истина, разумеется, где-то посередине. Детский Монтессори клуб «Созвездие» разобрался, стоит ли приобретать домашних питомцев в семью с маленькими детьми.

Почему мы заводим животных?

Человек приручил диких животных тысячи лет назад, и с этого момента жизнь наших предков была тесно связана с ними. Однако, нельзя не отметить, что роль животных в жизни людей сильно менялась: от использования их в качестве живого инструмента до возведения буквально в статус равноправного члена семьи.

Современные семьи чаще всего заводят животных, чтобы получать удовольствие от общения с ним, в качестве модного или статусного элемента, для защиты или использования в работе, часто осознанно или нет животным заменяют недостающего члена семьи.

Почему мы заводим животных?

Обычно люди теряются, если их спросить, зачем им нужен питомец. Это случается, так как наши эмоциональные порывы часто сложно описать словами, а ведь с животными ситуация именно такая: мы заводим их, чтобы расширить круг общения, не чувствовать себя одиноко, иметь рядом кого-то, в ком можно быть уверенным, чувствовать любовь и благодарность в свой адрес.

Часто семьи отвечают, что завели животное для ребенка. Мы верим в то, что уход за питомцем научит ребенка ответственности, сделает его более общительным и добрым. Но так ли это и при каких условиях между ребенком и его питомцем разовьется настоящая дружба?

Викторина «Домашние и дикие животные». Для детей 6-лет

  • Этот зверь очень большой, примерно 2 м высотой и весом 350 кг. Уши и хвост его небольшие. Всю зиму спит в своей берлоге, просыпаясь лишь весной. (Медведь)
  • Может ли пингвин летать? (Нет)
  • Зубы у этого домашнего животного растут на протяжении всей жизни. (Кролик)
  • Детёныш какого животного при родах может упасть с высоты 2-3 метра и при этом не пострадать? (Жираф)
  • Как иначе называется большая панда? (Бамбуковый медведь)
  • Для чего у крота ладошки вывернуты наружу? (Чтобы рыть землю)
  • Назови детёныша барана и овцы. (Ягнёнок)
  • С этим лесным зверьком в одной норе может ужиться лиса. (Барсук)

Посещение зоопарка с мамойПосещение зоопарка будет интересно и родителям, и ребенку

Животные для детей должны быть доступны не только в теории, но и на практике. Представьте малышу возможность лицезреть их в настоящем виде, а не на картинке. Посетите зоопарк или ферму.

Совет: Если изобразить лай собаки или мурлыканье кошки довольно легко, то вопрос о том, как говорят животные леса или, например, саванны, может поставить вас в тупик.

Даже если вы знаете как трубит слон, вряд ли вы сможете изобразить этот звук. Тогда на помощь могут прийти различные аудиозаписи, подберите как можно больше и разнообразнее.

Энциклопедия животных - унижкаЭнциклопедия животных должна быть у каждого ребенка

А ещё детям, наверняка, будет интересно узнать, как говорят животные на других языках мира. Да-да, даже эти звуки жители каждой страны воспроизводят по-разному (хоть и слышат одно и то же). Например, в Англии свинья не хрюкает, а произносит «оинк», турецкая собака говорит «хов-хов», а итальянский петух – «чикчиричи».

Игрушечный зоопарк - животныеИгрушечный зоопарк – коллекция животных

О домашних любимцах

Если для большинства взрослых кошка или собака – это просто домашние питомцы, то для детей животные являются товарищами, фраза «братья наши меньшие» звучит для них в буквальном смысле. В общении с животными ребёнок учится доброте, ответственности, заботе, отзывчивости, становится более раскрепощённым.

Какие домашние животные для детей подходят, а какие нет? На этот вопрос нет однозначного ответа, он требует индивидуального подхода. Понятно, что вы не приведёте в дом корову или лисицу. Но если у ребёнка аллергия, то и самая безобидная кошечка будет весьма опасна. Это первое, на что любой родитель должен обратить внимание.

Домашний питомец - кошкаДомашний питомец для ребенка – это важно

Кроме того, выбирая питомца, учитывайте темперамент и характер ребёнка.

Для легковозбудимых и эмоциональных малышей лучше всего подойдут рыбки в аквариуме. Наблюдая за ними, малыш не только успокоится, но и укрепит зрение. Замкнутым и малообщительным детям раскрепоститься помогут собаки. Только стоит повнимательнее подойти к выбору породы: бойцовские агрессивные животные не подойдут для семей, где есть ребёнок. Не стоит выбирать мопсов и пуделей, хоть они и безобидны, но зато очень ревнивые.

Занятие в живом уголке с кроликамиЗанятие в живом уголке развивает любовь к животным

Также подумайте, прежде чем завести малышу хомячка или морскую свинку. У этих милых созданий довольно короткий срок жизни. Привязавшись к питомцу, ребёнок испытает стресс из-за его смерти.

Полезный совет для родителей, у чьих детей наблюдаются проблемы с речью: заведите малышу говорящего попугая.

Попытки научить птицу разговаривать благотворно скажутся на его собственной дикции. Да и вообще, специалисты считают, что любая птица способна укрепить нервную систему, улучшить настроение, а милое щебетание способно даже избавить человека от многих болезней.

Ипотерапия для больных детейИпотерапия для детей – это и радость. и лечение

Совет для родителей ребёнка с ДЦП (или заболеваниями опорно-двигательного аппарата): хотя бы 2-3 раза в месяц водите своё чадо в школу верховой езды. Иппотерапия достаточно эффективна.

Экологическое развитие и воспитание детей не менее важно, чем любое другое. Его зачатки закладываются с ранних лет, когда ребёнок только учится разговаривать.

Уровни представлений о животных у дошкольников

  • Низкий. У детей незначительный объем знаний о животных. Дошкольник знает и при помощи взрослого может выделять определенные внешние признаки строения животного, наиболее яркие поведенческие особенности животных и их реакции. Он может наблюдать за ними только если это предлагает взрослый. Причем представления о признаках живых существ очень неустойчивы. Интерес к природе достаточно ситуативен, эмоции ребенка выражены слабо.
  • Средний. Дошкольник знает и может назвать несколько представителей животного мира, опираясь на их признаки. Он безошибочно может определить живых животных, находить в них не только существенные, но и несущественные признаки. Проявление интереса и желание ухаживать за животными избирательны и неустойчивы. Ребенок редко самостоятельно наблюдает за животными.
  • Высокий. Дошкольник знает достаточно много животных и их характерных признаков. Он может правильно определить их принадлежность к живым существам, выделяя у определенных объектов признаки живого. Он способен проявить интерес к особенностям жизни, получает радость от общения, учит проявлять сочувствие попавшим в беду животным. Он стремится оказывать им помощь. У него осознанное отношение к животным, ребенок легко определяет их состояние.

Выбираем питомца

Если вы всё же решили завести собственного любимца, потратьте время на то, чтобы внимательно изучить, какой вид и порода животного подойдёт именно вашей семье и позвольте детям активно участвовать в процессе выбора и подготовки, ведь эта часть тоже может многому научить ребенка: берите их с собой на знакомства с заводчиками, на выставки, читайте вместе необходимую литературу.

Выбираем питомца

Кошки более независимые животные, им меньше требуется общение с человеком и себе подобными, они требуют меньше времени для ухода. Тем не менее, следует помнить, что в отличие от собак, кошки больше привязаны к месту, поэтому им сложнее переносить переезды и временные передержки. К тому же кошки часто вызывают аллергию, что может стать серьезным препятствием.

Птицы (особенно попугаи) могут многому научить ребенка. У них разнообразное поведение, некоторые из них очень социальные и прекрасно запоминают своего хозяина. Проблемой может стать шум, издаваемый птицами, а также размер пространства, занимаемый клеткой.

Последнее время всё чаще первым питомцем детей становятся грызуны. Это социальные животные, за которыми интересно наблюдать, многие из них поддаются дрессировке, они требуют относительно мало места и времени для ухода, а продолжительность их жизни меньше, чем у кошек и собак.

Черепахи часто попадают в семьи с детьми. Их минус в том, что они уже не проявляют так ярко и понятно свои эмоции и не демонстрируют привязанности к хозяину, но, тем не менее, за ними интересно и несложно ухаживать.

Интересным выбором может стать приобретение крабов, улиток или насекомых: всё более популярны муравьиные фермы, за которыми так любят наблюдать дети, нередко детям заводят крабов-отшельников в разноцветных ракушках и огромных улиток. За такими животными интересно не только наблюдать, но и обустраивать их жилище, собирая ветки и причудливые листики для террариума.

Выбираем питомца

Какого питомца вы бы не выбрали, постарайтесь узнать максимум информации о нём из разных источников: в чем различия между породами, какой у животного режим активности, какие требуются условия, во сколько обходится содержание. Никогда не покупайте животных в ближайшем зоомагазине, они могут быть больными. Делайте выбор в пользу профессиональных заводчиков: они предоставят необходимые документы и ветеринарные справки, будут рады дать рекомендации по уходу, предупредят о возможных проблемах. Старайтесь по возможности посетить несколько заводчиков, чтобы иметь возможность сравнить животных и сделать выбор в пользу более подходящего варианта. Не бойтесь записаться в лист ожидания на ещё не рожденные помёты — ответственное решение не терпит спешки, а ожидание даст вам время ещё раз всё обдумать.

Варианты домашних питомцев не заканчиваются на кошках и собаках, иногда полезнее присмотреться к более мелким животным: грызунам, птицам, черепахам и даже насекомым. Они требуют меньше внимания, а их содержание обходится дешевле, хоть и эмоциональной отдачи от них тоже меньше. В любом случае, перед покупкой животного следует тщательно взвесить все «за» и «против».

Формирование представлений о животных через дидактические игры

Самым эффективным методом развития представлений о диких и домашних животных считаются дидактические игры, в которых дети могут систематизировать, пополнять и закреплять представления.

Согласно Н.Г. Лаврентьевой, дидактические игры – это эффективные средства для знакомства с окружающим. По характеру изученного материала, дидактические игры можно разделить на игры с игрушками и предметами, на словесные и настольно-печатные игры. Дети могут закрепить и усвоить знания в процессе практических действий с картинками.

Во время дидактической игры многие явления начинают расчленяться на простые, а единичные явления обобщаются. Многие игры дидактического характера позволяют подвести дошкольников к классификации и обобщению, к использованию слов, с помощью которых можно обозначить обобщенные понятия.

Понимая значение дидактических игр, мы может описать следующие для них требования:

  • каждая такая игра должна дать упражнения, которые были бы полезны для интеллектуального развития детей и их воспитания;
  • в дидактических играх обязательно должна быть увлекательная задача, от решения которой зависят умственные усилия, преодоления определенных трудностей.
  • увлеченность игрой позволяет мобилизовать умственную деятельность, облегчить выполненную задачу.

Сегодня резко возрастает внимание исследователей к проблеме дидактических игр. Появляется потребность в том, чтобы более глубоко и разносторонне изучить отдельные вопросы этого типа игровой деятельности. это может быть связано с тем, чтобы найти наиболее рациональные и эффективные пути обучения и воспитания ребят, ввести игровые приемы в практику обучения детей младшего школьного возраста , использовать новые виды игровой деятельности.

Важное место в системе экологического образования играют дидактические игры. Во время дидактических игр дети стараются уточнить, закрепить и расширить имеющиеся у них представления. Значит, игры обладают большим значением для формирования личности ребенка и могут использоваться в арсенале воспитателей.

Воспитатель не просто знакомит дошкольников с животными, но и обучает их относиться с ними внимательно и бережно.

Нужно пробуждать у дошкольников с младшего возраста любовь и интерес к миру животных. Это позволяет сформировать правильное отношение к фауне. Также это развивает более сложные нравственные эстетические чувства, которые предполагают активную позицию детей в отношении объектов природы.

Использование наглядного материала

Формирование представлений о диких и домашних животных у младших школьников можно осуществить при работе с изображениями. Их используют для того, чтобы решать познавательные задачи. Для этого применяются иллюстрации с изображением животных, которые группируются по принципу обобщений:

  • домашние;
  • обитатели леса;
  • экзотические.

Дошкольники младшего возраста могут познакомиться не только с животными, но также и с их детенышами. Вместе с детьми рассматриваются реалистические картинки, обращается внимание на детенышей животных, много раз произносятся их название. Для сравнения предлагаются картинки с изображением отличительных признаков животных.

Для знакомства дошкольников с дикими и домашними животными можно использовать дидактические игры, словесные и настолько печатные игры. Природоведческие подвижные игры основаны на подражании повадкам животных, образу их жизни, явлениям неживой природы. Дети имитируют звуки, движения и действия животных. Так лучше усваиваются знания, формируется эмоциональный положительный настрой, углубляется интерес к природе.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий