Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Изучение окружающего мираЕсли задуматься над вопросом о том, что должно в себя включать дошкольное образование, то на ум приходят классические навыки обучения: чтение, письмо, воспитание, развитие речи и мелкой моторики. Список может быть очень длинным и содержать большое количество различных навыков и знаний. Но мало кто задумывается, что все эти навыки являются частью одного более широкого навыка – познания окружающего мира.

Адаптация в мире с рождения до года

Еще находясь в животике у мамы – малыш «привыкает» к ограниченному пространству и после рождения нуждается в столь же ограниченном состоянии. Успокаивается на руках у мамы, в тесной пеленке, рядом с грудью (ореола которой пахнет, как околоплодные воды). То есть, чтобы «прийти в себя» — необходимо почувствовать себя в среде, близкой к предшествующей – тогда будет понимание – МНЕ БЕЗОПАСНО.

После полутора месяцев, ребенок с интересом осматривает комнату… на руках у мамы. Это по-прежнему важное условие его адаптации в большом пространстве – быть рядом с безопасностью.

Потом начинает ползать, недалеко от мамы и близких. Может самостоятельно изучать понравившиеся вещички, оглядываясь, чтобы «точка опоры» была рядом. Нету? Крик!

Гуляя на улице, мама впервые ставит ребенка на землю. Как бы ему не были интересны птички во дворе, качели, другие дети – далеко от мамы он отходить не будет. Он разглядывает все это, «привыкает», осваивается. День за днем – малыш будет двигаться все дальше и дальше – изучать и взаимодействовать со всем, что ему попадется, зная, что в случае опасности, боли – он найдет, куда вернуться.

Улавливаете суть? Главное в адаптировании – чувство безопасности. Если его нет – страх, паника, истерика.

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

СОЦИАЛЬНАЯ адаптация

Социальная адаптация начинается у малыша еще дома. Когда он знакомится с бабушками, тетями, сестрами, друзьями родителей, их детьми и всеми, к кому мама и папа доброжелательно относятся.

Мы помним, что ребенку важно научиться взаимодействовать с людьми любого возраста, поэтому с удовольствием даем «поводиться» и пожилым бабушкам, и юным племянникам.

Нужно ли его СПЕЦИАЛЬНО куда-то водить? Нет. Для ребенка важно принятие, которое он получит от близких. Тогда он постепенно САМ захочет осваивать мир за пределами дома.

Он будет наблюдать, как мама и папа общаются друг с другом – и для него это будет модель любви и взаимоотношений. Как относится младшее поколение к старшему – принимать и отражать. Как заботиться о младших, просить прощения, выходить из конфликтов, благодарить и многое другое – от всех, кто находится рядом с ним.

А как же общение с равновозрастными детьми – спросите вы?

Как ребенок научится вливаться в компанию, быть «своим», отстаивать свои интересы и защищаться, в случае нападок?

Ему нужно общество с такими, как он, чтобы учиться приспосабливаться к миру!

Нужно, никто не спорит. Вопрос в том – надо ли его создавать искусственно? Это скорее даже – а надо ли отдавать ребенка в детский садик, чтобы стал «как все»?

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Предвижу сотни вопросов и возмущений – мол, не пойдет в садик – будет изгоем, не сумеет влиться в коллектив, вырастет «маменькиным», бесхребетным и прочее.

Тогда возьмем в пример другую крайность (а ребенок не умеет жить в полутонах, для него любая обида, неприязнь – огромное событие, где он чувствует себя нелюбимым).

Отдали в садик, а ему там не нравится. Хочет быть рядом с мамой. С ней тепло и безопасно. А воспитательница страшная. Хоть и имеет 8 высших образований и 90 похвальных грамот. Он страдает. Мир – страшный. Меня не слышат в нем. Я – неважный. Я ДОЛЖЕН быть рядом с теми, кто мне не нравится, чтобы выжить. Чтобы мама меня любила (а не расстраивалась, что я не хожу в садик), мне нужно дружить с нелюбимой воспитательницей. Так закладывается сценарий поведения по жизни. Став взрослым – человек (страдая и жалуясь) устраивается на нелюбимую работу, живет с нелюбимым человеком, просто потому… что по-другому не умеет. Он НЕ ЗНАЕТ, что у него есть выбор.

Поэтому, психологи рекомендуют ориентироваться на ребенка индивидуально. Пусть соседская девочка с удовольствием и дальше ходит в ясли-садики. Если ваш малыш протестует (и заметных причин, по которым садик ему не нравится – нет) – подумайте, стоит ли программировать ребенка на выбор без выбора? Для социальной адаптации ему ДОСТАТОЧНО будет того окружения, что у него есть. Ведь мы все гуляем во дворах, ходим и приглашаем в гости – общения с детьми будет полным-полно.

Всегда так было

Да, раньше молодых мам ставили в жесткие рамки. Декретный отпуск длился всего год – за это время нужно было успеть закончить ГВ и устроить ребенка в садик, чтобы выйти на работу. Не вышла? Потеряла стаж, считаешься тунеядкой, живешь на иждивении общества!

А еще раньше – декретный отпуск составлял всего… 2 месяца. Это послевоенное время. Когда необходимость в рабочей силе была особенно высока. Политика была не на стороне детей. То есть – демография, конечно, была важна. Но и терять ценного работника в лице женщины не хотелось. Были лозунги и плакаты, активно шла пропаганда, что специальные заведения (ясли, садики) воспитают вашего ребенка лучше, чем родная мать! Женщинам внушали, что своими силами они не справятся – малыш будет недоразвит, не воспитан, неспособен ни к чему. Только власть сможет вырастить достойного человека.

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Давление было сильное – выбора у наших бабушек-прабабушек не было.

Моя бабушка рассказывала, что они с сестрой ходили в ясли-сад, он же был интернатом, куда детей отдавали в понедельник, а забирали в субботу. Такой же была и их школа, с разницей, что в школу и из нее – ездили уже самостоятельно.

Обид и непонимания у детей по отношению к родителям, конечно, не было. Ведь это устойчивое общественное мнение – ТАК ДОЛЖНО БЫТЬ. И разбирать детское состояние, ощущение недолюбленности и прочее – не более, чем блажь, ведь есть цели поважнее.

Сейчас нет таких жестких норм. Кроме того, что в 3 года нужно либо выходить на работу, либо с нее увольняться. Мы можем – как отдавать ребенка в садик, так и воспитывать самостоятельно. Все мифы по поводу того, что нужна команда профессионалов, которые научат ребенка читать/писать/лепить/рисовать и прочее – развенчаны. С этим может справиться любая мама, у которой есть желание. Тоже самое касается социальной адаптации. И без садика она «войдет» в малыша.

К 7ми годам ребенок САМ захочет знакомиться с миром без присутствия взрослых. С уверенностью, что если его не примут – он сможет прийти в родной дом, где его поддержат. И он отправится в путь вновь.

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Когда проблемы с позвоночником – трудно ходить, лежать, стоять, двигаться. И далеко не уйдешь – все будет ныть и просить облегчения. Семья – наша опора, наш хребет. И дать ребенку почувствовать, что он всегда может получить помощь, поддержку и тепло – значит дать ему возможность легко преодолевать любые трудности и испытания в жизни. Что и будет его приспособленностью и выживаемостью.

Слушайте своих детей и не насилуйте тем, что им не нравится. Приглядитесь – может то, что рекомендуют, не более, чем внушение? Которое не имеет ничего общего с гармоничным развитием ребенка.

Как вы считаете – нужно ли что-то делать специально, чтобы ребенок адаптировался в обществе?

Уроки жизни

“Задумывались ли вы когда-нибудь, какие задачи должна решать школа? Научить ребенка писать, читать, таблице Менделеева и склонению существительных? Вот и я так думала, что школа должна давать знания. Но мало кто задумывается, что школа должна при этом научить ребенка эти знания брать. У ребенка огромный познавательный интерес. Он хочет быть хорошим, умным, взрослым. Готов слушаться мудрых взрослых и учителей.

Есть еще одна задача школы, от которой она всячески открещивается, но все этого ждут по умолчанию – это социальная адаптация. Учителя утверждают, что за воспитание отвечают родители, а школа только дает знания. Отчасти, они правы. Родители первичны и фундаментальные представления о мире ребенок получает в семье. Но глупо утверждать, что, находясь по 6 часов в стенах школы ребенок только получает знания. Он адаптируется в том социуме, который ему предоставили родители, объявив (по факту) учителей, как своих заместителей, уважаемых и безопасных…”

Елизавета вполне обоснованно, и спорить тут наверное с ней никто не будет задается вопросом: А все ли учителя уважаемы и безопасны? Ведь

“Ребенок живет чувствами, принимая мир по факту(безоценочно) и живет он быстро. Если он оказывается в ситуации несправедливости, которая не соответствует его ощущению правильности, он проживает боль, обиду, злость, унижение и прочее молниеносно, практически сразу, как событие произошло. При этом стараясь быстро забыть это, потому что для него это, во-первых, некомфортное состояние, а во-вторых, он хочет быть хорошим и на фасад родителям будет выносить то, что сделает его хорошим в их глазах. Меня всегда веселят разговоры взрослых:” Я своей дочери сказала, что если что будет в школе не так, чтобы она обязательно мне рассказала, я за нее заступлюсь и во всем разберусь!» Ну откуда, скажите ради Бога, ребенок знает что так, а что не так? Вот если мальчик обижает, то она, когда будет совсем невмоготу расскажет, потому что к 7 годам она знает, что драться, это «не так». А если учитель сделает что-то такое, что больно цепанет вашего ребенка, несправедливо рассудит конфликт или просто проигнорирует просьбу, разве ребенок знает, что это «не так»? Нет, он думает, что учитель все делает «так» и постарается забыть, решив, что он неправильный. Ребенок не может, как взрослый заниматься самоанализом, отследить, идентифицировать, а уж тем более ясно изложить свои чувства в той или иной ситуации. Это навык, которому его учит взрослый сопровождая и отслеживая чувства ребенка и облекая их в слова, давая им выход и демонстрируя выход из ситуации.

Поэтому не ждите, отдавая в школу ребенка, что с его слов вы будете контролировать процесс. Вы сможете понять, что же там происходит только по результатам.”

Как пример, история из моего детства. …Конец 80-х в стране ж…, мне 3 года. В детский сад меня отдали в 1,5 и мама туда же устроилась работать. Помню, что воспиталка И.Ю. мне категорически не нравилась и ходить к ней я не хотела. Мама мне так и говорила “Если что не так ты мне скажи я с ней поговорю и вообще я тут рядом и пр..” Ничего я конечно вразумительного сказать ей не могла. Но вот однажды папа маме подарил клипсы, они были такие красивые, так они мне нравились! Что через пару недель я тайком от родителей в коробке из под спичек в кармашке детского платья принесла их в детский сад. И.Ю. быстро обнаружила их у меня и пригрозив пальчиком забрала. Вы наверное можете себе представить с каким ужасом я ждала вечера и разбора полетов: “Зачем взяла? Почему без спроса? Ты знаешь сколько они стоят? А если бы ты их потеряла?”. Но его не случилось ни вечером, ни на следующий день, вообще никогда. Уважаемая И.Ю. “хорошая, просто строгая” не вернула клипсы маме. Чувство вины за эту потерю, а больше за то, что я не нашла в себе силы рассказать родителям о случившимся, живо во мне до сих пор.

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

В семье ребенок общается не только с родителями, но и с родственниками, соседями, друзьями, часто ходит с мамой в магазин или поликлинику. Это первые люди, с которыми он взаимодействует за пределами квартиры. Очень важно, чтобы он видел, что его родители относятся к ним доброжелательно – тогда это “безопасные” люди.

Затем происходит знакомство со сверстниками, первая дружба, детские игры… Родители должны контролировать это общение, но ненавязчиво, не показывая своей роли.

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Ребенок должен учиться самостоятельно выстраивать отношения, а роль мамы или папы заключается в том, чтобы вовремя уловить тот момент, когда что-то пошло не так, и скорректировать его. Ни в коем случае нельзя решать проблемы за ребенка, можно только помочь ему, но не заменять его.

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Важно создать ребенку условия общения со сверстниками: детский сад, игровая площадка, дети друзей. Взаимодействие с родственниками важно, но социальный мир намного шире, чем даже самая большая и дружная семья.

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями сложнее ввиду отличия их от большинства. Здесь все зависит от особенностей отклонения.

  • Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

    Почему ребенок дерется: советы психологов и рекомендации родителям как отучить детей от излишней агрессии

  • Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

    Гиперактивность у детей — признаки, симптомы, причины и методы лечения

  • Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

    Хобби для детей: полезные, современные и интересные увлечения для детей и взрослых

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Какие-то недуги незаметны окружающим и практически не играют роли в общении, какие-то требует работы с психологом. Тем не менее нельзя оставлять таких детей вне процесса социализации, но контролировать это придется сложнее и с учетом всех нюансов.

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Это только общие советы о том, как помочь ребенку в социальной адаптации, на деле же каждый человек – личность, которая требует индивидуального подхода. Кто-то без специальной помощи родителей будет общительным и самостоятельно заведет много друзей и поклонников, кто-то же несмотря на все старания замкнется в себе и начнет испытывать сложности среди чужих людей.

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Нужно обратить внимание на особенности конкретного маленького человека и с их учетом помогать ему, при необходимости консультируясь с психологом.

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

  • Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

    Проблема отцов и детей — основа конфликта, социальная нагрузка причины и особенности решения

  • Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

    Страхи детей: причины, методы преодоления и коррекция восприятия. Советы психологов для детей всех возрастов

  • Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

    Синдром дефицита внимания: причины, признаки, коррекция поведения и воспитания

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

  • Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

    Ребенок кусается — полезные советы что делать родителям и советы как отучить правильно

  • Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

    Избалованный ребенок — признаки проявления и советы по перевоспитанию детей

  • Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

    Детская агрессия: поиск причины, советы и рекомендации родителям и возможные последствия

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

  • Почему ребенок дерется
  • Гиперактивность у детей
  • Хобби для детей
  • Проблема отцов и детей
  • Страхи детей
  • Синдром дефицита внимания
  • Ребенок кусается
  • Избалованный ребенок
  • Детская агрессия
  • Переходный возраст
  • Плохой сон у ребенка
  • Плохое поведение ребенка
  • Почему дети врут
  • Ребенок боится темноты
  • Стеснительный ребенок
  • Ребенок ворует
  • Психология развития ребенка
  • Поощрение детей
  • Общий язык с ребенком
  • Депрессия у подростков
  • Адаптация к школе
  • Депрессия у детей
  • Кризис у детей

Каким образом ребенок познает окружающий мир?

Наделенный с рождения возможностью слышать, видеть, чувствовать ребенок жадно глотает информацию и познает скрытые от него секреты мира. Взрослым порою сложно понять и подстроится под то, что ребенку все в новинку. То, что кажется обыденным или даже скучным, может представляться ребенку невероятным приключением. Важно не упустить эту возможность и поддержать интерес к открытиям надолго.Каждый день глядя на один и тот же предмет ребенок изучает его с разных сторон. Внешний вид, тактильные качества, со временем ребенок начинает искать то, каким образом этот предмет взаимодействует с другими. Пытается узнать, какие звуки получаются при воздействии на разные объекты, какие они на вкус.

Главными в жизни ребенка до 6 лет являются два вида времяпровождения. Игра и деятельность, направленная на извлечение новых знаний.

Эти два типа познания во многом определяют то, насколько в дошкольном периоде ребенок сможет подготовиться к школьной и взрослой жизни. Игра неразрывно связана с деятельностью по познанию мира, а все занятия должны проходить в форме игры. Но такая связь не говорит о том, что каждая игра ребенка должна быть наполнена видимым для взрослого смыслом. Ребенок должен иметь возможность выражать свои внутренние позывы самостоятельным проявлением игровой активности.Влияние младшего возраста на дальнейшую жизнь и характер ребенка существенно. Очень важно для родителей разобраться в том, что и как нужно делать, что бы помочь малышу чувствовать себя комфортно и постигать мир без страха и неуверенности.Основой для понимания процессов происходящих с ребенком лежит в понимании:

  • каким образом ребенок воспринимает информацию;
  • и как она становится теми знаниями, которыми мы пользуемся не задумываясь.

Основные инструменты восприятия

Каждый здоровый ребенок с рождения наделен пятью сильными и наиболее полными инструментами для восприятия им окружающего мира.

  • Слух;
  • Зрение;
  • Осязание;
  • Обоняние;
  • Вкус.

Именно эти пять инструментов становятся тем мостиком между миром и ребенком. Используя различные механизмы для познания, благодаря этим инструментам, стимулируется полноценное развитие нового человека.Для того чтобы помочь ребенку овладеть всеми необходимыми навыками родители должны понимать какими механизмами пользуется ребенок.

Механизмы познания окружающего мира

Первичный механизм, которым пользуется ребенок сразу после рождения это – чувственное восприятие. Новорожденный еще не осознает, но слышит, видит и чувствует все то, что происходит вокруг него.Благодаря этому механизму он составляет первое впечатление об окружающих предметах, запоминает свои ощущения и формирует базовый опыт. Этот опыт приводит в действие механизм наблюдения. Еще не умеющий передвигаться в пространстве ребенок получает новый опыт, сравнивая и отмечая разницу в окружающем его мире.Стремление к изучению новых сторон жизни побуждает ребенка развиваться физически и стремиться освоить новые навыки, которые позволят ему достигнуть новых горизонтов. Таким образом, ребенок начинает двигаться и изучать предметы, которые ранее ему были недоступны. Мир наполняется огромным количеством разнообразных новых ощущений и опыта.Накопление большого количества знаний стимулирует логическое мышление для обработки постоянно поступающих знаний. Включение логики побуждает малыша экспериментировать и моделировать, используя то, что было получено ранее для получения новых знаний.Уже с получением первого опыта от экспериментов в голове ребенка начинает работать механизм постижения мира при помощи дополнительных средств, технических приспособлений и орудий деятельности.Таким образом, от первых звуков, ощущений и картинок ребенок переходит к полноценному изучению окружающего. Способный пользоваться пятью механизмами ребенок, может понять большое количество информации, а при помощи родителей обработать ее быстрее и качественнее.

Сроки и скорость включения различных механизмов в жизни ребенка зависят от того, какой из инструментов восприятия является основным от природы.

Одни дети больше любят слушать, другие рассматривать, а третьи непоседливы и стремятся что-нибудь разобрать или сломать. Различие детей по темпераменту заложено от природы и вызвано тем, что у разных детей восприятие нового идет по разным каналам. Кто-то лучше понимает услышанное слово или музыку, кто-то жаждет увидеть. В зависимости от того, что лежит в основе и формируется характер исследования мира ребенком.Правильным способом помощи в изучении окружающего мира ребенком будет определение того, какой канал восприятия мира наиболее развит у ребенка.

Как понять эмоциональные всплески детей

Родители с волнением ожидают момента, когда ребенок сможет рассказать о своих мыслях и переживаниях. Тогда станут понятными причины неожиданных капризов, смены настроения.

Представьте ситуацию – малыш увлеченно играет в песочнице, лепит куличики и довольно улыбается. Мама отвлекается на несколько секунд от ребенка и слышит отчаянные крики. На вопросы: «Что случилось? Как помочь?» в ответ раздаются рыдания.

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Родители пытаются обнять малыша, но маленькие ручки отталкивают их. Как понять, почему так происходит – ребенок устал, заболел, обиделся? Как объяснить сыну, дочке, что пока они не расскажут причины происходящего, мама с папой не смогут помочь?

Вы забираете ребенка из детсада на рождественские каникулы и вернетесь сюда через месяц. Воспитательница попросила забрать детские вещи, потому что планируется генеральная уборка группы. Малышу объяснили, зачем необходимо унести одежду и игрушки с собой, но он отчаянно сопротивляется и требует оставить вещи в саду. Началась истерика – пока мама собирала вещи, ребенок кричал, плакал, толкался. Через полчаса, когда измученные родители принесли его в машину и позволили выплеснуть гнев, всё неожиданно прекратилось. Взрослый адекватно воспринял ситуацию, а как отобразилось происходящее у трехлетнего ребенка, какие мысли роились в его голове?

Когда маленький человек не понимает происходящее, ему страшно. Детское сознание включает защитный механизм, чтоб обезопасить себя. Понять и скорректировать психологическое состояние малыша возможно, если знать, как возраст влияет на восприятие мира.

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Ступени развития ребенка

Чтобы понять других, прежде следует понять себя. Малыш считает себя центром мира, где события вращаются вокруг него и думает, что все видят и понимают действительность аналогично ему. Постепенно он учится отделять себя от внешнего мира.

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

  • 6 месяцев: ребенок определяет свои желания, точно знает, что ему нужно, но не выражает словами;
  • между 15 и 24 месяцами выражаются и определяются эмоциональные состояния, особенно при поддержке взрослых: «Смотри, братик грустит, потому что ты не поделился с ним игрушкой»;
  • 18 месяцев: узнает своё отражение в зеркале и высказывает желания, эмоции;
  • 30 месяцев: рассказывает о мыслях, убеждениях;
  • 36 месяцев: понимает, что у людей разные вкусы;
  • 3-4 года: учится сопереживать, проявляется эмпатия;
  • 4-5 лет: начинает абстрагироваться от других людей, понимает, что различаются не только желания, но и убеждения, восприятия.

Ребенок, который учится выражать и определять эмоции, переживания, становится чувственно сбалансированным человеком. Когда малыш умеет разделять и анализировать отношения между собой и окружающим миром, он способен различить, грустит человек или радуется, обиделся или счастлив.

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Возраст малыша и ступень социального развития: игры-тесты

Попробуйте провести эксперимент: посередине стола соорудите «гору», спереди поставьте игрушечный домик, а сзади – куклу. Перед домиком посадите ребенка и спросите: «Как ты думаешь, кукла знает, какого цвета домик?» У детей разного возраста ответы будут отличаться. Если ребенок уже осознаёт разницу в восприятии мира, ответит: «Нет, не знает. Кукла не видит домик». В противоположном случае ответит: «Конечно, знает» и назовёт цвет.

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптацииS

Следующий тест продемонстрирует разницу в восприятии действительности. Возьмите пустой коробок спичек и положите внутрь ластик. Позовите малыша и спросите, что спрятано внутри. Вы получите ответ: «Спички». Откройте коробок и покажите спрятанный ластик. «Как ты думаешь, если показать закрытый коробок другому человеку и спросить, что находится внутри – каков будет ответ?» Участник теста возрастом до 4-5 лет скажет: «Ластик». Ребенок постарше понимает – другой человек не знает, что скрывается внутри, потому ответит: «Спички».

Чтобы понять, насколько умение абстрагироваться изменяет мышление, поиграйте с детьми в более сложную игру.

Обыграть сюжет помогут две куклы: «Аня» и «Маша», две корзинки и мячик. Пригласите двоих участников: двух- и пяти лет и расскажите историю, которая произошла с куклами. «Аня и Маша взяли корзинки и пришли в комнату играть. Аня находит мячик, кладёт в свою корзинку и выходит, оставляя игрушки. В отсутствие Ани, Маша перекладывает мячик к себе в корзинку. Когда Аня вернётся, где будет искать мячик в первую очередь?» Позвольте младшему ребенку ответить первому. Ответ впечатлит: «В Машиной корзинке –я видел, как мячик переложили в неё». Старший участник рассудит иначе: « Аня не знает, что мячик перекладывали, и будет искать в своей корзинке».

Это невероятно – дети видели одно и то же, а ответы разные. Использование подобных тестов- игр показывает уровень социальной адаптации детей и ориентирует взрослых, как понять ребенка.

Как ребенок познаёт окружающий мир: ступени социальной адаптации

Немного истории

“Вы знаете какой декретный отпуск был в послереволюционные годы? 72 дня. Представляете? Это чуть больше дух месяцев. После этого женщина была обязана сдать ребенка в ясли и выйти на работу. Иначе она становилась тунеядкой (а раньше была статья за тунеядство, кто не помнит). Ценность женщины в роли матери, которая сидит дома с детьми, была разрушена в ноль. Это была государственная политика, которая преследовала свои цели. Первая – рабочая сила, которая нужна была для восстановления молодого социалистического государства. Вторая – вырастить человека с удобным мышлением. Родителей убеждали, что в яслях, садах, школах, лагерях профессионалы, которые смогут позаботиться об их детях лучше, чем они, что там хорошие условия, диетическое питание, игрушки, забота и прочее. Родители свято верили, что только в таком искусственно созданном мире дети получают истинное развитие. Некоторые не верили, но у них не было выбора. На уровне всего народа была в голову крепко засажена мысль, что родители сами не могут позаботиться о своих детях, что у них есть более великие цели. И на тот момент, в года разрухи, повальной безграмотности и голода, это наверное, было правдой. Народ выживал.

Я не знаю, когда именно продлили срок декретного отпуска. Но! Поколение наших бабушек уже имели полное право сидеть дома с ребенком аж полгода! Потом ясли и работа. В противном случае – осуждение общества, штамп тунеядки, потеря стажа, потеря всех коэффициентов к зарплате, пенсии и прочее. Не было альтернативы. Тоже самое было и в садах и в школах. Выживай детеныш – выбора нет. Вы осознайте масштаб! Точно выверенная политика на разрушение института родительства «Разделяй и властвуй». Наши дети будут жить лучше в светлом будущем.”

Радуйтесь, мы в будущем! И у нас есть выбор, осталось его сделать:)

Но давайте продолжим размышлять…

“Задача социальной адаптации – научиться взаимодействовать с людьми разного пола и разного возраста. Добавлю – эффективно и конструктивно взаимодействовать. То есть научиться групповому поведению. Что значит взаимодействовать? Пойдем от взрослых – мы же хотим именно этот педагогический результат получить?

Взрослого, адекватного социуму человека со свободным мышлением, способного приспосабливаться к любым новым условиям.

У взрослого человека есть (условно) три круга взаимодействия. Первый – самый близкий круг. Круг “своих”. Это наши любимые, друзья, подруги, единомышленники. Хорошо, если в этот список мы включаем родителей и других родственников, но это бывает крайне редко. Общение с этим кругом всегда идет на очень глубоком уровне. Мы расслаблены, открыты, готовы попросить помощь и принять ее от них. Эти люди адекватны нам, у них схожие ценности и морально-нравственные принципы. Они нас понимают, поддерживают и слышат. Именно этих людей мы спокойно оставим с нашими детьми, точно зная, что они поддержат наш родительский авторитет, подтвердят наши ценности, дадут нашим детям пример для подражания.

Второй круг – чужие свои. Это те люди, с которыми мы контактируем в жизни часто и по каким-то причинам. Это могут быть коллеги по работе, родственники. Туда же могут входить родители, если отношения с ними напряженные, и они не отвечают вашим ожиданиям от своих. Они могут быть прекрасными людьми, а могут не очень прекрасными или откровенно враждебными. Могут не поддерживать ваши ценности, ваши взгляды на жизнь. Общение с ними не всегда бывает комфортно, приходится всегда быть в тонусе, чтобы слышать этих людей, понимать их мотивации, договариваться, сводить картинки, обозначать свои границы и потребности, проходить конфликты.

Третий круг – это чужие. Это временные контакты, люди с которыми мы соприкасаемся в процессе жизни. Это продавщица в магазине, женщина в паспортном столе, соседи, таксисты, мастера по починке крана и прочие. Мы все время контактируем с людьми, которые нас окружают.

Описанные три круга взаимодействия – это и есть тот самый социум, который должен освоить ребенок к взрослому возрасту. И начинает с первого, где получает личностную основу. Доминанту. Фундамент. То как “тут живут”. Именно наблюдая за вами и вашим взаимодействием с людьми, ребенок, выполняя функцию сопровождения, безоценочно запечатлевает (импринтинг) все модели взаимодействия людей разных возрастов и разного пола на каждой ступени иерархии. Чему он учится? Ну, во-первых, каким должен быть человек в том или ином возрасте. Ребенок, подросток, взрослый, пожилой, старый – он смотрит на предоставленное вами окружение и запоминает (запечатлевает) что собой представляет человек в том или ином возрасте.

Во-вторых, он учится моделям взаимодействия людей между собой. Как взаимодействуют дети в разном возрасте, подростки и дети, подростки и взрослые, взрослые и старики, старики и дети, ну и достройте сами всевозможные связи. Взаимодействие грубо можно разделить на навыки: навык общения, как обмена информацией; конструктивное общение, направленное на достижение цели; прохождение конфликтов, как сведение картинок. Внутри каждого пункта есть следующие навыки: слышать собеседника, понимать, что от него хотят, держать свои потребности (границы), отделять важное от неважного, видеть суть и цель общения, приходить к взаимопониманию. А использует он в этих навыках различные инструменты: прямолинейность, честность, вранье, шантаж, шутка, угроза, уговоры, лесть, похвала, восхищение, унижение и так далее. Модель “дать в морду”, я тут не рассматриваю, хотя если он это видит среди себе подобных, он этому тоже учится. Все, что он увидел в своем первом окружении, закладывается как база. Остальные инструменты он нарабатывает сам, приобретая новые навыки в процессе адаптации во втором и третьем круге, но они являются для него непривычными, второстепенными.

Как он учится? Сначала наблюдает, потом пробует. Если модель эффективна, то есть с ее помощью он достигает ожидаемого результата (эффекта), то он ее запоминает как правильную. Если не эффективна, он ее купирует и (желательно) пробует новую. В человеческом мозгу усваивается огромная база моделей поведения в той или иной ситуации. И чем больше будет эффективных, тем лучше.

Так вот, не думаю, что сделаю открытие, если скажу, что базовые социальные навыки, которые ребенок приобрел в том обществе, которое ему предоставили родители в качестве доминанты, используются потом во всех кругах взаимодействия. Ну, к примеру – в семье конфликты решались с обвинениями и оскорблениями. Такой человек будет “взрываться” и среди своих, и в рабочем коллективе, и на продавщицу в очереди, в любой, конфликтной ситуации. Не потому что он скандальный, а потому что для него это привычно. Если ребенку демонстрировались навыки конструктивного прохождения конфликтов, он будет стараться договориться и с друзьями и с начальником и с девушкой из паспортного стола. Если договориться не удается, он взорвется, потому что видел (и пробовал) эту модель среди чужих. Но она идет у него как второстепенная (адаптационная).

Следующий момент, который стоит осветить, что ребенку нравятся живые люди и живые реакции. Даже если мама тихая и интеллигентная, а в окружении есть человек, который быстро и эффективно добивался своих целей матерной строчкой, то будьте готовы к тому, что ребенок возьмет эту “живую и эффективную” модель как основу. Поэтому, помещая ребенка в доминантное окружение, отдавайте себе отчет в том, что с любого человека из него ребенок возьмет что-то. В этом есть свой плюс – если вы понимаете, что не обладаете нужными навыками – дайте ребенку тех людей, где он сможет это взять. Окружение очень мощный инструмент формирования личности.

Ребенок рано или поздно пойдет в “чужой социум”. И это нормально. Нельзя держать его под колпаком. Ему надо осваивать и познавать этот мир. Все, что мы можем сделать – это заложить основу.”

Подготовлено @zlidnya и @evgeniya

Tagged адаптациявзрослымМетодики развитияпсихологиясоветы экспертов

Этапы социальной адаптации

“Первичная социальная адаптация происходит до 9 месяцев, когда ребенок находит свою мать после рождения, убеждается в ее безопасности и выстраивает с ней отношения в симбиозе, где ребенок зависим, а мать ведшая.

Ведущая роль матери в данном контексте заключается в том, чтобы демонстрировать модели поведения в социуме, поправлять ребенка, если он неадекватен в своих проявлениях и давать адекватный выход из ситуации.

С 9 месяцев (срок приблизительный) ребенок начинает обращать внимание на окружение. И вот тут внимание – он начинает исследовать безопасное окружение, которое ему предоставляет мать, то есть окружение «своих». Свои – это то самое поддерживающее окружение, которое удовлетворяет все врожденные ожидания малыша, о которых я писала. То есть ожидание принятия, доверия, веры, обратной связи и т. д. Есть чужие – это просто люди, которые во вне. Ну как есть квартира, а есть улица. Чужие не плохие, не хорошие. Они могут быть любыми и с ними надо со временем научиться взаимодействовать, когда будет освоено взаимодействие со своими.

Свои – это база, тыл, к которым ребенок всегда может прийти и передохнуть. Раньше эту роль исполняли семья, род. Сейчас это по большей части друзья и единомышленники. Я имею ввиду не только взрослое население, но и детей этих взрослых, которые и образуют ту самую пресловутую детскую стаю. Не надо создавать какого-то специального общества для ребенка. Он ожидает, что мама и папа социально активные существа и у них есть круг общения своих, с которыми он и будет осваивать социальные модели. Предвижу вопрос – если окружение ребенка будет доброжелательным, то не будет ли он потом в чужом обществе бит и повергнут жестокостью мира и сможет ли постоять за себя? Отвечу – а что, разве среди «своих» не бывает конфликтов? Разве в гостях с ребенком у подруги, у которой тоже есть ребенок вы не наблюдаете конфликтов между детьми? Конечно бывает. Мы же не создаем парниковых условий с роботами. Это такое же живое общество. Просто когда это свои – вы точно можете быть уверены, что все изначально безопасны для ребенка, не осудят, помогут, поддержат, примут и то, чему он научится в данном обществе достойно подражания.

А что делать если такого общества нет? Вот это то над чем стоит задуматься. Вы знаете, что в большинстве своем у родителей, страдающих социофобией дети социально неадекватны, вне зависимости от того ходят они в сад и школу или учатся дома.

С 9 месяцев до 3-х лет ребенок наблюдает за социумом, пытаясь с ним взаимодействовать. Но это пока попытки. В основном он при матери или опекуне (безопасном). Он идет в детскую стаю, например, постоит и возвращается. Потом идет и взаимодействует и опять возвращается. И так до тех пор, пока он не почувствует в себе сил вступить в этот социум на правах участника. В этом возрасте ребенок должен иметь достаточно возможностей наблюдать в безопасной среде за детьми, взрослыми и стариками. Таким образом он записывает (импринтингует) модели взаимодействия социума в котором родился.

К трем годам у него достаточно набранных моделей и он честно идет все это пробовать, то есть познавать себя как социальную единицу. Оговорюсь опять – в безопасной социальной среде, то есть среди тех детей, взрослых и стариков, которые составляют круг общения родителей. Вы знаете, что это обязанность родителей обеспечить своего ребенка поддерживающим окружением разного пола и разного возраста?

Ребенок точно знает – родители плохого не пожелают и раз сказали живи тут, значит это свои и все что тут происходит – правильно. Он не понимает, что мы идиоты и помещаем его в заведомо чужую среду, с которой сами общаться бы вряд ли стали.

С 7-9 лет ребенок пробует выходить из круга своих и общаться самостоятельно с чужими. Он уже с удовольствием посещает кружки, гуляет во дворе, заводя новые знакомства. Сначала по чуть-чуть, потом все больше и больше. Но! Это добровольное общение. Он знает, что ему не надо тут выживать во чтобы то ни стало. У него есть «свои», а когда есть такой тыл, то можно за чужими наблюдать, пробовать, уходить, возвращаться и опять пробовать – одиночкой он все равно не останется. Он хочет познать этих «чужих» и делает это постепенно в комфортном для себя темпе и стиле.”

Все логично, но как не привычно! Читаешь и закрадывается чувство безысходности и обиды. Мы хоть и взрослые, но живем в системе, где есть традиции и правила, мы к ним адаптировались-привыкли и как не хочется их ставить под сомнение!


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий