Что такое перинатальные матрицы и как они влияют на судьбу

Перинатальные матрицы и их влияние на жизнь ребенка

Ира Чернова

00:00 / 00:00

беременность рождение ребенка здоровый ребенок

В этой статье вы узнаете:

  • Что такое перинатальные матрицы;

  • От первой до четвертой перинатальная матрица и их влияние;

  • Последствия для жизни ребенка осложнений при беременности и родах;

  • Нивелирования последствий негативного прохождения матриц.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, от чего зависит ваша судьба? Ваши решения? Ваша жизнь, в конце концов? Думаю, да, ведь это перечень вопросов, которые каждый человек ставит себе довольно часто.

Конечно, на ход событий в нашей жизни влияет огромное количество различных факторов, об одном очень неожиданном пойдет речь в данной статье.

Перинатальные матрицы

Основателем теоретической базы считается Станислав Гроф, американец чешского происхождения. Он вывел теорию перинатальных матриц. Эта теория с вдохновением пересматривается множеством последователей.

Кратко его основные положения заключаются в следующем. У человека перинатальные события фиксируются в виде 4 основных матриц (клише, штампов), соответствующих процессу беременности, родов и послеродового периода. Они называются базовыми перинатальными матрицами.

1. Матрица наивности.

2. Матрица жертвы.

Формируется с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскрытия шейки матки. Примерно соответствует 1 периоду родов. Ребенок испытывает силы давления схваток, некоторую гипоксию, а «выход» из матки закрыт. При этом ребенок частично сам регулирует свои роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери через плаценту. Если нагрузка на ребенка слишком высока, есть опасность гипоксии, то он может несколько затормозить свои роды, чтобы успеть скомпенсироваться. С этой точки зрения родостимуляция нарушает естественный процесс взаимодействия матери и плода и формирует паталогическую матрицу жертвы. С другой стороны, страх матери, боязнь родов провоцирует выброс матерью стресс гормонов, происходит спазм сосудов плаценты, гипоксия плода и тогда матрица жертвы также формируется паталогическая. При плановом кесаревом сечении эта матрица сформироваться не может, при экстренном — формируется.

3. Матрица борьбы.

Примерно соответствует 2 периоду родов. Формируется с конца периода раскрытия до момента рождения ребенка. Она характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной или выжидательной позиции нечто зависит. Если мать вела себя в потужном периоде правильно, помогала ребенку, если он чувствовал, что в период борьбы он не одинок, то в дальнейшей жизни его поведение будет адекватным ситуации. При кесаревом сечении, как плановом, так и экстренном, матрица, видимо, не формируется, хотя это спорно. Скорее всего она соответствует моменту извлечения ребенка из матки в процессе операции.

4. Матрица свободы.

Начинается с момента рождения и формирование ее заканчивается в либо в период первых 7 дней после рождения, либо в первый месяц, либо создается и пересматривается всю жизнь человека. Т.е. человек всю жизнь пересматривает свое отношение к свободе и собственным возможностям, учитывая обстоятельства своего появления на свет. Разные исследователи по разному оценивают продолжительность формирования 4-й матрицы. Если ребенок по некоторым причинам разлучен с матерью после рождения, то во взрослом возрасте свободу и независимость он может расценивать как обузу и мечтать о возвращении в матрицу невинности.

Считается, что полноценным грудным вскармливанием до года, хорошим уходом и любовью можно компенсировать негативные перинатальные матрицы (например, если было кесарево сечение, если ребенок попал сразу после рождения в детскую больницу и был разлучен с матерью и т.п.).

Перинатальные матрицы: Пути передачи информации

Сам С. Грофф, занимаясь перинатальными матрицами, проводил опыты с использованием ЛСД на 5 тысячах человек. Он сравнивал разные типы галлюцинаций у этих людей с обстоятельствами их рождения. Кроме того Грофф пытался установить связь базовых перинатальных матриц с теми психосоматическими заболеваниями (язвенная болезнь, гипертония, колит, нейродермит и т.п.), которыми испытуемые болели во взрослом возрасте. Сейчас для взрослых существуют методики прохождения и исправления своих матриц с помощью методик холотропного дыхания, т.е. дыхания с созданием управляемой гипоксии. Это довольно сложное мероприятие проводится только специалистами — психологами.

Пути передачи информации.

Если мы признаем наличие у плода и новорожденного возможности зафиксировать информацию о перинатальном периоде на всю жизнь, то тут же встает вопрос о путях передачи этой информации от беременной плоду и обратно. По современным представления существуют 3 основных пути:

1. Традиционный — через маточно-плацентарный кровоток. Через плаценту передаются гормоны, уровень которых частично управляется эмоциями. Таковы, например, гормоны стресса, эндорфины, и т.п.

2. Волновой — электромагнитное излучение органов, тканей, отдельных клеток и т.п. в узких диапазонах. Например, есть гипотеза, что яйцеклетка, находящаяся в благоприятных условиях, может принять не любой сперматозоид, а только тот, который совпадает с ней по характеристикам электромагнитного излучения. Зигота (оплодотворенная яйцеклетка) тоже извещает материнский организм о своем появлении на волновом уровне, а не на гормональном. Так же больной орган матери излучает «неправильные» волны плоду и соответствующий орган у будущего ребенка может сформироваться тоже патологическим.

3. Водный — через водную среду организма. Вода может являться энергоинформационным проводником и мать плоду может передавать некую информацию просто через жидкостные среды организма.

Электромагнитное поле беременной женщины работает в миллиметровом диапазоне, изменяется в соответствии с изменениями окружающей среды и играет роль одного из механизмов адаптации. Ребенок, в свою очередь, тоже обменивается с матерью информацией в этом же диапазоне.

Интересно, что проблема суррогатного материнства может быть рассмотрена совсем с другой стороны. Суррогатная мать, вынашивающая чужого (генетически) ребенка в течении 9 месяцев, неизбежно информационно влияет на него и это получается частично ее ребенок. Вынашиваемый ребенок так же влияет на свою биологически неродную мать.

Проблема «нежеланных детей «, т.е. детей нежеланных для одного из родителей или для обоих, детей нежеланного пола, детей с дальнейшим нарушением социальной адаптации — это хлеб большой армии специалистов в цивилизованных странах.

«Нежеланность» — очень расплывчатое понятие. Кому из родственников мешает появление этого ребенка, когда, по какой причине — всегда по разному. Как дети в перинатальный период узнают о своей нежеланности? Может быть потом на нежеланность спихиваются все проблемы человека, которые больше не на что списать.

Занимаются этими проблемами энтузиасты и все это не более чем гипотезы, хотя и очень красивые и, хочется верить, в чем- то верные.

Перинатальные матрицы: Пути передачи информации

Практические выводы

Если ребенок может подвергаться влиянию матери, то можно ли его воспитывать внутриутробно? Перинатальная психология утверждает, что не только можно, но и необходимо. Для этого существуют программы пренатального (дородового) воспитания.

Главное — это достаточное количество положительных эмоций, испытываемых матерью. Классически беременным предлагалось смотреть на красивое, на природу, на море, не расстраиваться по пустякам. Очень хорошо, если мать рисует, даже не умея этого делать и в рисунке передает свои ожидания, тревоги и мечты. Огромный положительный эффект имеет рукоделие. К положительным эмоциям относится «мышечная радость», которую испытывает ребенок при занятиях мамой физкультурой и спортом, при длинных прогулках.

Для восприятия всего этого плод использует свои органы чувств, которые внутриутробно развиты в разной степени.

Осязание

Раньше всего у плода появляется осязание. Примерно в 7-12 недель плод может чувствовать тактильные раздражители. Новорожденный тоже испытывает «тактильный голод» и существует понятие «тактильного насыщения», которое должно произойти к 7 месяцем, если ребенка достаточно носят на руках, массируют и вообще трогают. В Голландии есть система, называемая «гаптономия». Это система тактильного взаимодействия матери и плода. Можно беседовать с ребенком, говорить ему ласковые слова, спрашивать, как его зовут, похлопывать по животу и по его толчкам определять ответ. Это — формы первой игры. С ребенком может играть и отец.

Слух

Слуховой и вестибулярный аппараты плода формируются к 22 неделям беременности. Новорожденные слышат достаточно хорошо. В первые дни им может мешать жидкость в полости среднего уха — это околоплодные воды, которые не успели вытечь или всосаться.

Некоторые дети сразу слышат хорошо. Внутриутробно дети тоже слышат, но им мешает шум материнского кишечника, сосудов матки, стук сердца. Поэтому внешние звуки доходят до них плохо. Но мать они слышат хорошо, т.к. акустические вибрации доходят до них через организм матери. Новорожденные узнают песни, которые им пели матери, стук сердца и ее голос.

Музыкой и беременностью занимается множество специалистов во всем мире. Доказано, что дети, матери которых пели во время беременности, имеют лучший характер, легче обучаемы, способнее к иностранным языкам, усидчивее. Недоношенные, у которых в кювезе играет хорошая музыка, лучше прибавляют в весе. Вдобавок поющие матери легче рожают, т.к. у них нормализуется дыхание, они научаются регулировать выдох.

Для того, чтобы ребенок мог услышать отца, необходимо сделать большой картонный рупор, положить его на живот и говорить или петь в него.

Можно класть на живот наушники или засовывать их за бандаж и включать спокойную музыку. Но долго глушить ребенка музыкой нельзя, т.к. это все же является некой агрессией. По поводу того, какая музыка нужна ребенку и когда, есть множество версий и даже в Консерватории проф. Юсфин этим занимается. Некоторые считают, что ребенку нужен Моцарт и Вивальди, некоторые — что народные протяжные песни и колыбельные, некоторые — что популярная легкая музыка.

Зрение

Реакция зрачков на свет наблюдается с 24 недель беременности. Проходит ли красная часть спектра в матку, как некоторые считают, не очень ясно. Новорожденный видит достаточно хорошо, но не умеет фокусировать свое зрение, поэтому видит все расплывчато. Точно не ясно, какие объекты он видит лучше — на расстоянии 25-30 см (т.е. лицо матери, когда ребенок лежит у груди) или 50-70 см (игрушка — карусель). Скорее всего, это расстояние индивидуально. Но игрушку вешать надо при первой же возможности.

Игрушки по некоторым наблюдениям, должны быть черно-белыми или блестящими, или желтыми. Идея, что ребенок видит все в перевернутом виде не находит подтверждения.

Существует понятие «бондинг» («присоединение», «запечетлевание») — это очень важное мероприятие по восстановлению первого эмоционального контакта новорожденного с матерью после рождения.

Обычно через несколько минут после рождения ребенок начинает смотреть матери в глаза очень осознанно и разглядывать ее лицо. Часто это происходит до того, как он взял грудь, иногда через час-два после родов. Действительно ли он разглядывает черты ее лица или нет — сказать трудно, но это очень впечатляет всех.

Вкус. Обоняние

Предлагаемый текст отражает собственное мнение автора и ни в коей мере не претендует на полноту, объективность и глубину постижения проблемы. Перед большим количеством утверждений необходимо приставлять слово «якобы». Читатель может приставлять это слово по своему желанию и в зависимости от своих убеждений.

  • Литература
  • 1. Коваленко Н.П. Перинатальная психология. СПб, 2000
  • 2. С.Грофф. За пределами мозга.
  • 3. Психика и роды. Под ред. Айламазяна
  • 4. Материалы 5-и Конференций по Перинатальной психологии в родовспоможении. СПб 1997-2001
  • 5. Материалы Конференции по Перинатальной Психологии и Медицине, Иваново, 2001 г.
  • 6. Перинатальная психология и акушерство, Волгоград, 2001 г.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Нивелирования последствий негативного прохождения матриц

Ошибочно считать, что при всех вышеперечисленных проблемах обязательно проявится та или иная психологическая проблема, это вовсе не обязательные явления. Но, если они все же присутствуют, существует ряд техник, которые могут снивелировать негативные последствия неправильного протекания родов.

Один из них является универсальным, он может применяться как для детей, так и для взрослых – это медитация. Основное условие ее эффективности — представлять те образы, которые соответствуют определенным матрицам. Закономерно, что самими тяжелыми для воображения будут именно проблемные элементы запрограммированных компонентов психики. Для удобства разделим образы медитации-визуализации соответственно очередности перинатальных матриц:

1) Матрица наивности включает в себя такие положительные образы:

  • Живописные, полные гармонии картины природы, сады, пение птиц.
  • Котенок, который нежится в лучах солнышка, бабочка в цветке, дельфинчик в волнах и тому подобное.
  • Плоды на дереве, земля после дождя, цветочек, который тянется к солнышку.
  • Лодка или парусник, плывущий по спокойной воде в хорошую погоду.

2) Неприятности в период матрицы жертвы могут нивелироваться за счет:

  • Образа морских просторов, вида с высокой горы, светлой лужайки с цветами.
  • Табуна лошадей в степи, стаи птиц, семьи пчел и т. д.

3) Сглаживание негативных последствий матрицы борьбы возможно при использовании таких образов:

  • Луч света, который светит в морскую глубину, растение, что пробивается сквозь асфальт.
  • Сильный ветер или шторм в океане.

4) Матрица свободы имеет следующие положительные образы:

  • Кошка, вылизывающая своего котенка, птичка, которая кормит птенца.
  • Звонкий родничок, или небольшой водопад.
  • Звездное небо и самая яркая звезда.

Если вы взяли за цель проработать сразу несколько негативных последствий неправильного прохождения перинатальных матриц, то важно соединить все визуальные образы в логическую цепочку. Они должны будто плавно переходить из одного в другой.

Также перед началом вашего «путешествия» нужно четко представить путь «домой», но уже новым и счастливым человеком.

Тут будет размещена реклама

Теория перинатальных матриц подвергается критике со стороны ученых, из-за своего недостаточного подтверждения фактами. В общих чертах считается научной, но в психологической и психиатрической литературе все же рассматривается в сочетании с эзотерическими взглядами.

Воспринимать, или не воспринимать данную теорию личное дело каждого, но знать о возможных последствиях собственных мыслей и действий все же необходимо.

Ира Чернова

Если вы видите, что данная статья нарушает авторские права, перейдите по этой ссылке.

Чтобы оценить статью, авторизуйтесь. Войдите в личный кабинет.

Матрица №1

Название матрицы обусловлено комфортными условиями формирования плода в данный период. Четких временных рамок, на которые распространяется «Матрица наивности» нет. Принято считать, что границы определяются моментом зачатия и началом предродовых схваток. Охарактеризовать состояние плода в это время можно представлением человечества о понятии рая:

  • Хорошо.
  • Комфортно.
  • Состояние полной безопасности.

Этот период формирует будущий потенциал личности, а также умение адаптировать приобретенные навыки и возможности.

Для психического состояния будущего ребенка это самый комфортный и безопасный отрезок времени. Но это только в том случае, если среда обитания будет благоприятной. Она зависит от многих факторов: родители желают этого ребенка, время беременности протекает без серьезных потрясений матери и ряда других условий.

Что такое перинатальные матрицы и как они влияют на судьбу

Первая матрица пройдена неправильно. Чем это грозит?

Если рассматривать «Матрицу наивности» в свете негативных последствий, необходимо понимать какие факторы и условия на это влияют.

  • Беременность не планировали. Это формирует у будущего ребенка понятие того, что он появиться не вовремя.
  • Были мысли о том, чтобы прервать беременность. Программирование суицидальных наклонностей. Страх смерти.
  • Будущая мама страдает от токсикоза. Это условие формирует понятие «Этот мир вызывает у меня тошноту».
  • Материнские болезни. Запускается программа «Когда я расслабляюсь, это приносит боль и страдания».
  • Неблагоприятная семейная обстановка. Формирует устойчивое понятие о негативной, а во многих случаях, опасной окружающей среде.

Будущий ребенок при воздействии негативных условий испытывает чувства страха, дискомфорта, настороженности и даже агрессии.

Матрица №2

Данная матрица вступает в активную фазу с момента первых схваток будущей матери. Это самый конфликтный период в отношениях мамы и ребенка. Этот отрезок связан с дискомфортом и болью. Ребенок перестает получать кислород и питательные вещества в необходимых количествах, что вызывает состояние паники, стресса и обиды. Проявляется агрессия. Начинается клаустрофобия. Именно поэтому период называется «Матрица жертвы».

Что такое перинатальные матрицы и как они влияют на судьбу

Если в период второй перинатальной матрицы необходимо вмешательство врачей, это нарушает привычный ход событий и накладывает свой отпечаток на формирование подсознательных программ.

  • Запланированное кесарево сечение. Негативные последствия практически отсутствуют.
  • Незапланированное – формирует паническое настроение «Мне самому не справиться. Я нуждаюсь в помощи».
  • Использование наркоза запускает программу «отчуждения» в тех жизненных ситуациях, когда необходимо принять твердое решение.
  • Стремительный процесс родов. Вырабатывает в человеке неспособность долгого решения проблемы. Отсутствие сиюминутного решения ведет к отказу от поиска выхода из сложных ситуаций.
  • Долгие роды. Если процесс родов затянулся, это приводит к тому, что человек будет ощущать себя жертвой. Во многих жизненных ситуациях таких людей подавляют, они страдают. Однако такое положение их устраивает.
  • Стимуляция при родах. Применение при родах различных стимуляторов формирует программу «Вы меня подтолкните, направьте, тогда я что-то сделаю».

Матрица №3

Этой матрице отведен отрезок, связанный со второй частью родов. Если процесс родов проходит в правильном русле, ребенок ощущает помощь и поддержку матери. Это способствует положительному формированию «Матрицы борьбы».

Что такое перинатальные матрицы и как они влияют на судьбу

Если же при родах возникают осложнения, варианты могут быть разные:

  • Если роды проходят стремительно или применяются стимуляторы, формируется установка «Когда у меня не получается, это сделает кто-то другой». У человека отсутствует стремление борьбы для достижения результата.
  • В процессе неправильного течения родов, матрица может сформировать гиперкомпенсацию. Это состояние постоянной борьбы с окружающим миром. Неважно, есть в этом необходимость или нет.
  • Асфиксия при родах может привести к опасным жизненным увлечениям, играм со смертью, а также к устойчивому чувству вины.
  • Состояние клинической смерти у ребенка при родах в дальнейшем приводит к тому, что человек будет проявлять суицидальные наклонности.

Матрица №4

Последнюю матрицу относят к первому месяцу жизни ребенка. Она начинается в момент появления на свет.

В это время у малыша проявляется чувство любви и привязанности, ощущение свободы, оценка своих возможностей и способностей. Из этого следует и название «Матрица свободы». В ее окончательном формировании принимают участие послеродовые особенности:

  • Если родители ожидали ребенка другого пола, впоследствии могут проявляться гомосексуальные наклонности, стремление к изменению пола. Нарушается половая самоидентификация.
  • Появление на свет близнецов вызывает в детях необходимость присутствия рядом любящих людей. Тот, кто появился первым, ощущает вину и чувствует себя предателем. У второго ребенка присутствует обида и отверженность.

Что такое перинатальные матрицы и как они влияют на судьбу


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий