Беспорядок и дети – позволять или запрещать

«В доме, где есть маленькие дети, всегда праздник – срачельник!», — так гласят демотиваторы из Интернета. А между тем бардак – это боль многих людей. Расторопные интернет-пользователи уже научились зарабатывать на бардаке, зовут пройти антибардачные тренинги, а книги по наведению порядка стали популярнее, чем любовные романы. Склонность к разбрасыванию вещей стали поводом для новых исследований европейских ученых.

Хозяйке в помощь. Как сделать чистящие средства своими руками

Челябинский психотерапевт Андрей Бабин убежден, что бардак- это жизнь, а порядок — это тупик и создан порядок для того, чтобы его ломать. Всё о порядке и беспорядке в материале «АиФ-Челябинск».

С этим вообще можно как-то бороться?

Кризис подросткового возраста. Неряшливость подростков: как заставить ребенка убраться в комнате? Как приучить подростка к порядку и чистоте. Что делать, если раздражает беспорядок в комнате ребенка.

  • А это точно беспорядок?
  • Почему у подростка в комнате беспорядок
    • Ребенок бунтует
    • Ребенок экспериментирует
    • Ребенок не чувствует комнату своей
    • Ребенок не контролирует ситуацию
  • Как добиться чистоты у ребенка в комнате
    • Не нарушайте личные границы ребенка
    • Предложите помощь
    • Предложите идеи
    • Пригласите друзей

Признайтесь, вы тоже заглядываете в комнату своего подросшего чада, как агент ФБР из детективного сериала: осторожно приоткрывая дверь и опасливо водя фонариком по темным углам? И не удивительно! У многих подростков комнаты выглядят так, словно только что закончилась большая криминальная разборка между уличными бандами и фестиваль фастфуда, причем эти два мероприятия чудесным образом совместили.

Понятно, что первый вопрос, который у вас возникает: «За что мне все это?» Но не будем на нем останавливаться, лучше сразу перейдем к двум другим: «Можно ли без этого обойтись?» и «Как это прекратить?»

Чего нельзя запрещать ребенку категорически?

  • Самостоятельно кушать. Конечно, гораздо проще быстро скормить кашу с ложечки чаду, сэкономив себе время, а заодно и порошок для стирки «убитых» футболок и кофточек. Но тем самым мы лишаем ребенка первого шага к самостоятельности — ведь донести ложку до рта, не уронив ее содержимое, это процесс ответственный и требующий максимальной усидчивости. Да и когда наступит время для детского сада, вам не придется следить за «злой воспиталкой», которая запихивает обед в вашего неумеху-малыша. Потому что он уже будет кушать сам! Как маленький герой. Не жалейте времени на первые взрослые шаги своего малыша — это упростит вам процесс воспитания в последующие годы.
  • Помогать маме с папой. «Не трогай, уронишь!» или «Нельзя! Прольешь!», — кричит мама, а спустя время жалуется подружкам, что дитя совершенно ничего не желает делать. Не лишайте чадо возможности вам помочь. Помогая вам, он чувствует себя взрослым и нужным. Ничего страшного, если после уборки ребенка вам придется в 2 раза дольше отмывать кухню — зато он помог маме. Выделите для крохи детский набор для уборки — пусть взрослеет. Хочет отнести посуду в раковину — дайте ту, что не жалко разбить. Хочет помочь вам с сумками — дайте ему пакет с батоном. Не отказывайте малышу — все добрые привычки нужно прививать с «младых ногтей».
  • Рисовать красками. Не отбирайте у крохи возможность самовыражения. Краски развивают творческое начало, мелкую моторику, фантазию, снимают стресс, успокаивают нервную систему, повышают самооценку и пр. Купите малышу нетоксичные краски, наденьте на него старую футболку (или фартучек), постелите на пол (на большой стол) клеенку и пусть малыш самовыражается «на всю катушку». Хочет рисовать на стенах? Прикрепите поверх обоев пару больших листов ватмана — пусть рисует. Можно даже отвести под эти шалости целую стену, чтобы было, где разгуляться.
  • Раздеваться в доме. Малышам свойственно сбрасывать с себя лишнюю одежду, бегать босиком или даже голышом. Это вполне естественное желание. Не спешите кричать «немедленно оденься!» (если, конечно, у вас не голый бетон на полу). При обычной комнатной температуре малыш может совершенно безболезненно провести 15-20 минут босиком (это даже полезно).
  • Выражать свои эмоции. То есть, прыгать/бегать, визжать и веселиться, кричать и пр. Одним словом, быть ребенком. Понятно, что в поликлинике или в гостях следует соблюдать правила приличия, но дома позволяйте малышу оставаться собой. Для него это способ выплеснуть энергию, сбросить стрессы, расслабиться. Как говорится, «не мешайте баянисту, он играет, как умеет».
  • Лазать на улице по турникам или спортивным комплексам. Не нужно дергать малыша за рукав и с криками «не лезь, опасно» утаскивать его в песочницу. Да, опасно. Но на то и нужны родители, чтобы объяснить правила безопасности, показать, как спускаться/подниматься, подстраховать внизу, чтобы кроха не упал. Лучше ваше чадо сразу научится контролировать свое тело (в вашем присутствии), чем потом он без вас (и без опыта) залезет на турник.
  • Играться с водой. Ну конечно, малыш устроит потоп. И намочится от макушки до пяток. Но зато сколько счастья будет в глазах, и какая эмоциональная разрядка для него! Не лишайте кроху такого удовольствия. Выделите для него зону, в пределах которой можно плескаться от души, брызгаться и пр. Выдайте разные емкости (лейки, кастрюльки, ложки, пластиковые стаканчики).
  • Шлепать по лужам. Лужи — это настоящий источник счастья. Причем, для всех детей без исключения и даже для некоторых взрослых. Купите крохе яркие сапожки и отпустите в «свободное плавание». Положительные эмоции — залог психического здоровья.
  • Трогать бьющиеся вещи. Каждый малыш отличается пытливостью ума. Ему просто обязательно нужно потрогать, рассмотреть, попробовать на вкус и пр. Не спешите отбирать из его рук подаренную вам чашку или статуэтку. Просто объясните, что эта вещь вам очень дорога, и с ней нужно обращаться осторожно — для игр она не предназначена, но подержать и рассмотреть очень даже можно. Если все-таки вещь разбилась — не кричите и не пугайте малыша. Скажите «к счастью!» и вместе с малышом соберите осколки (пусть он подержит совочек, пока вы будете их сметать).
  • Иметь свое мнение. Мама — она, конечно, лучше знает, какая маечка подойдет к этим шортикам, как расставить игрушки, и в каком порядке кушать блюда с праздничного стола. Но ваш кроха — это уже полноценная личность. У него есть свои желания, мысли и мнение. Прислушивайтесь к малышу. «Я так сказала!» и «Потому что!» для ребенка совершенно не аргументы. Убедите его, что вы правы, или имейте смелость согласиться с его мнением.
  • Играть с посудой. Опять же, все опасное и дорогое прячем повыше и поглубже, а лопатки, ложки, кастрюльки, контейнеры — это не просто посуда, а развивающие материалы для карапуза — пусть играет! Если вам не жалко круп, то и этого удовольствия лишать малыша не нужно, ведь так приятно пересыпать из кастрюльки в кастрюльку макароны с фасолью и гречкой.
  • Спать со светом. Малыши, особенно, начиная с 3-4 лет, боятся спать в темноте. Это нормально: психологический «отрыв» от мамы нередко сопровождается ночными кошмарами. Не переусердствуйте, приучая ребенка ко сну в отдельной кроватке или комнате. Если кроха боится темноты — установите ночник.
  • Не доедать. Не стоит пытать ребенка кашами и супами, которые он не хочет. Обед должен быть не мучением, а удовольствием. Только в этом случае он пойдет на пользу. А чтобы аппетит крохи был выше, устраивайте ему поменьше перекусов между приемами пищи, и строго соблюдайте режим питания.
  • Фантазировать. Вы, как никто, знаете своего ребенка. Учитесь отличать «художественный вымысел» (фантазии) от явной и намеренной лжи. Выдумки — это игра и собственная вселенная малыша. Ложь — недопустимое явление и признак недоверия ребенка к вам.

Жизнь как армейская кровать

Есть расхожее мнение, что бардак присущ творческим натурам. И это не безосновательно. «Часто бывает, что убираясь на своем рабочем столе, я понимаю, что убирать-то и нечего, хотя вроде бы много всего, но все лежит именно так, как мне удобно: и кисти, и краски, и клочки бумаги и всякие принадлежности, — делится мнением вольный художник Татьяна.

Если одежда перестала помещаться в шкаф, самое время избавиться от ненужных вещей.

Расхламляемся. Как избавиться от старых вещей и навести порядок в доме Подробнее

Вот и Абрахам Маслоу, автор известной пирамиды потребностей, в книге «Дальнейшие рубежи развития человека» настоятельно рекомендует руководителям компаний не заставлять сотрудников блюсти идеальный порядок, а принимать как данность небрежность, поскольку беспорядок на рабочем месте может способствовать зарождению и созреванию новых перспективных идей.

Кстати, знаменитый художник Репин много лет не позволял никому мыть свою любимую чайную кружку. Для него она имела особую ценность и даже философичность. Чай из посуды с осевшим на стенках черным налетом казался ему вкуснее. А когда кружку все же помыли, то художник очень разгневался, а потом впал в уныние. Творческие люди творчески даже в своем беспорядке.

«Квартира одного моего знакомого (он известный в Челябинске человек искусства) заставлено и завалено все. Сухие травы сушатся под потолком, стоят на полу бутылки всех калибров, лежат диски, газеты, кажется, что все вперемешку. Но есть в квартире одна тропка, по которой он и ходит обычно. И ему так нравится. Это его порядок.

А есть другой приятель, который сбежал от любовницы, потому что она была жуткая аккуратистка. В ее квартире всегда была идеальная чистота. Когда он хотел привычно засунуть вещи в шкаф, то заметил, что там все вещи лежат идеальными рядами. Ему сразу вспомнилась натянутая и гладкая армейская кровать. Она ласково обещала ему, что будет рада купать его в ванной каждый день. Он блаженно представлял себе эту картину. Но при мысли, что так будет изо дня в день, он взял из шкафа свои помятые джинсы и больше решил не возвращаться. Порядок – это дисциплина и постоянный контроль, как в армии. Но армейскую муштру терпят год или два, а не всю жизнь, — констатирует доктор Бабин.

Откровения горничных. Как нас обманывают в гостиницах и отелях

Итак, категорически нельзя…

  • Бить других и драться. Жестокость следует пресекать на корню, обязательно объясняя ребенку — почему именно нельзя. Если малыш гиперактивный, и агрессивен по отношению к сверстникам — учите его «выпускать пар» цивилизованно. Например, рисовать, колотить боксерскую грушу, танцевать и пр.
  • Обижать братьев наших меньших. Учите малыша помогать животным и заботиться о них. Заведите питомца (пусть даже хомячка), свозите ребенка на экскурсию в конюшню и познакомьте с лошадками, посетите приют для животных и подайте крохе личный пример (урок милосердия).
  • Брать чужие вещи. Эту аксиому ребенок должен впитать еще с пеленок. Присваивать чужие игрушки, лазить по родительским вещам или надкусывать конфеты в магазине — нельзя. Ругать не нужно — нужно объяснять, чем заканчиваются такие поступки (без прикрас, начистоту). Если не помогает, попросите кого-нибудь из знакомых сыграть роль полицейского.
  • Не здороваться. Не отвечать на приветствие и не прощаться — невежливо. С пеленок учите кроху здороваться, говорить «спасибо и пожалуйста», извиняться. Безусловно, наиболее эффективный метод — личный пример.
  • Убегать от мамы. Одно из ключевых «нельзя». Малыш должен понимать, что от родителей уходить нельзя никуда и прежде чем отлучиться (до песочницы, например, или до соседнего прилавка в универсаме), нужно сказать об этом маме.
  • Залезать на подоконники. Даже, если у вас стоят пластиковые окна и приняты все меры безопасности. Этот запрет категорический.
  • Играть на проезжей части. Это правило малыш должен знать назубок. Идеальный вариант — изучить его в картинках и закрепить эффект полезными мультфильмами. Но и в этом случае вариант «погуляй, я из окошка пригляжу» — безответственный. По закону подлости мяч с детской площадки всегда улетает на дорогу, и уберечь ребенка можно просто не успеть.
  • Бросать вещи с балкона. Неважно — игрушки это, шарики с водой, камни или что иное. Все, что создает опасность для окружающих людей — запрещено. Не говоря уже о том, что это просто некультурно.
  • Пихать в розетки пальцы или предметы. Просто заглушек и маскировки МАЛО! Объясняйте ребенку, почему это опасно.
  • Нарушать нормы морали. То есть, бросаться в других людей различными предметами, плеваться, прыгать по лужам, если кто-то идет рядом, сквернословить и пр.
  • Играть с огнем (спичками, зажигалками и пр.). Эту тему раскрыть малышу легко — сегодня масса полезных материалов на эту тему, разработанных специально для детей в виде мультфильмов.

Запреты для детей – правила для родителей

Чтобы запрет был ребенком усвоен и не встретил отпора, обиды, протеста, следует усвоить ряд правил запретов:

  • Не выбирайте осуждающий тон для запрета, не стыдите и не обвиняйте ребенка. Запрет — это граница, а не повод обвинить малыша, что он ее преступил.
  • Всегда и в доступной форме объясняйте причины запрета. Нельзя просто взять и запретить. Нужно объяснить — почему нельзя, чем опасно, какие могут быть последствия. Без мотивации запреты не действуют. Формулируйте запреты четко и ясно — без длинных лекций и чтения моралей. А еще лучше — через игру, чтобы материал лучше усвоился.
  • Обозначив границы, не нарушайте их (особенно, когда дело касается абсолютных запретов). Нельзя вчера и сегодня запретить ребенку брать мамины вещи, а завтра разрешить, чтобы он не мешался под ногами, пока вы болтаете с подружкой. «НЕТ» должно быть категоричным.
  • Ограничения не должны быть повсеместными. Минимум абсолютных ограничений — этого достаточно. В остальном ищите компромиссы и будьте хитрее. Не «прекрати капризничать, здесь люди, так нельзя!», а «Сынуля, пойдем, выберем подарок для папы — у него скоро день рождения» (игрушку для кошки, лопатку для сковороды и пр.).
  • Запреты не должны идти вразрез с потребностями малыша. Нельзя запретить ему прыгать и дурачиться, фантазировать, зарываться в песке по самые уши, шлепать по лужам, строить домики под столом, громко хохотать и пр. Потому что он — ребенок, и такие состояния для него — норма.
  • Заботясь о безопасности чада, не переусердствуйте. Лучше максимально обезопасить все пути передвижения малыша в квартире (заглушки, мягкие накладки на углы, убранные на самый верх опасные предметы и пр.), чем каждые 5 минут кричать «нельзя».
  • Запрет должен исходить не только от вас — от всей семьи. Если мама запретила, папа не должен разрешать. Согласовывайте свои требования между всеми членами семьи.
  • Чаще читайте крохе умные и полезные книжки. Смотрите специально созданные для расширения кругозора мультфильмы. Дефицита в них сегодня нет. Морализмы от мамы утомляют, а вот сюжет из мультика (книги), как «Вася играл со спичками» запомнится надолго.
  • Будьте примером своему малышу. Зачем говорить, что в обуви ходить по спальне нельзя, если вы сами позволяете себе заскочить (пусть даже «на цыпочках») в сапожках за сумочкой или ключами.
  • Предлагайте ребенку выбор. Это не только избавит вас от необходимости давить своим авторитетом, но и повысит самооценку малыша. Не хочет надевать пижаму? Предложите крохе выбор — зеленую или желтую пижаму. Не хочет купаться? Пусть он самостоятельно выберет игрушки, которые возьмет с собой в ванну.

А еще помните: вы — мама, а не диктатор. Прежде чем сказать «нельзя», задумайтесь — а вдруг все-таки можно?

А как вы относитесь к запретам вашему ребенку? Правильно ли вы запрещаете и всё ли получается?

Порядок – это болезнь?

Некоторые психологи сходятся во мнении, что особое бдительное отношение к порядку – это признак психического расстройства. Психотерапевт Андрей Бабин подтверждает это примерами из своей практики.

«Есть женщины, которые воспринимают беспорядок или грязь как катастрофу. Они бесконечно моют, стирают, убирают. Нередко так проявляется синдром повышенной тревожности. Долгая уборка приводит к успокоению и усталости. Наверняка среди ваших знакомых есть те, кто после неприятностей на работе может до полуночи ходить по дому с тряпкой, вытирая пыль с полок, отмывая раковину или натирая до блеска пол.

Нередко идеальный порядок бывает и профдеформацией. Иногда гонка за стерильностью дома случается у медиков, которые привыкли к идеальной чистоте на работе», — рассказывает психотерапевт.

Впрочем, от беспорядка тоже бывают депрессии. Поэтому в каждом конкретном случае нужно прислушиваться к своему внутреннему чувству комфорта и жить так, как удобно.

Рассуждая о беспорядке и аккуратности, Андрей Бабин советует не впадать в крайности. «Не спешите судить о человеке по тому, кладет ли он вещи на свои места. Беспорядок может быть милым и уютным, а порядок нужен для того, чтобы его нарушать. Ведь все мы со временем меняем и обои на стенах, и мебель в квартирах, задавая своему жилищу и жизни новый порядок. Так стоит ли привязываться к порядку, если он по природе своей создан, чтобы его нарушать», — поделился своей жизненной философией эксперт.

Что касается аккуратности, многие ошибочно думают, что это врожденное чувство.

Лайфхаки для кухни. Кулинарные советы для тех, кто не умеет готовить

«На самом деле воспитать в себе или в другом человеке какое-то качество можно. В том числе и аккуратность. Но задумайтесь, нужна ли она. Ведь аккуратность – обезличивает. Если бы каждый из нас был аккуратен, то мы все носили бы одинаковую одежду и одинаковую прическу, одинаково разговаривали и были бы похожи друг на друга. Но нас привлекает индивидуальность. И это правильно».

Проверенные советы челябинцев по наведению порядка в доме

Анна Викалюк: «Рекомендую в этом плане книгу Мари Кондо «Магическая уборка». Эта книга не про чистоту, она скорее про отношение к вещам. А переняла я именно подход к отбору нужных и ненужных вещей. И дочку приучаю к этому же подходу. Книга читается легко и на одном дыхании, уборка делается не сразу, но очень эффективно! Надо навести один раз такой порядок, который очень легко поддерживать в ежедневном режиме».

Дарья Филичкина: «Маленькие дети и порядок? Это невозможно. Мы с детьми придумали свой лайфхак — «окей гугл сет таймер фо ту минитс» и за две минуты собираем раскиданное в специальную коробку. Через пару минут – порядок».

Мария Хворостова: « Я склонна к бардаку. Носков не разбрасываю, но посуду мою «завтра», на стол скидываю в одну кучу банки с кремом, нужные записки, поделки ребенка и важные документы (которых потом не могу найти, когда требуется). А самое страшное — это обувь не по сезону. А я жуткая сороконожка, у меня триллион пар обуви всевозможной. Сначала все мои летние сандалии, босоножки, мокасины, кеды и шлепанцы как минимум до конца осени «украшают» коридор, где-нибудь в начале зимы наконец перемываются, ставятся сохнуть, пока не зарастут новой пылью, потом еще раз перемываются, сушатся… А все потому, что мне страшно их убирать! Так как в шкафу и так свалка из обувных коробок и пакетов с обувью. Их там просто горы! А в теплый сезон вся та же песня повторяется с зимней обувью. За нее я, как правило, берусь не раньше майских праздников…

Если жизнь пропахла дымом. Как избавить от запаха дом, авто и одежду

Дочь (5 лет) тоже может побросать вещи как попало. Оставить кукол на полу, где играла, закинуть резиночки с заколочками на подоконник, оставить мячик на кухонном столе… Но ее не так уж сложно замотивировать на порядок (тьфу-тьфу-тьфу). Говорю ей, что знаю, какой она может быть аккуратной и как у нее обычно здорово получается все убрать на свои места. В процессе горячо одобряю. Ну и обязательно хвалю результат и ее саму за этот результат. Говорю: правда, самой приятно, когда у тебя в комнате такой порядок? Сразу становится уютно и красиво. Она соглашается, ей очень нравится».

Ирина Колесникова: «Порядок в доме — это моя боль. Но я стараюсь использовать такой прием, как «флай-леди». Например, я сегодня вымыла половину микроволновки и вытерла пыль с подоконников. А завтра домою вторую половину и наконец-то ототру следы мелков с пола и дверцы шкафа в детской. А когда-нибудь я доберусь до духовки, на которую пока только грустно, но с надеждой смотрю».

Наталья Штеле: «Мы с мужем сходимся в том, что дома должно быть чисто. Именно чисто — не пыльно. Живем без пятен, со свежими шторами, обивка мягкой мебели чистая, чистые обои. Вещи, как правило, лежат на своих местах. Вдвоем мы с ним смогли определить эти места и друг с другом договориться. Но сейчас нас четверо, и у каждого может быть свое представление о размещении предметов — мы ищем удобные варианты. Детям 3,9 и 1,7 лет. В формате игры мы вместе собираем игрушки в корзину и ящики, «укладываем» кукол по домикам, убираем детскую одежду в шкаф. Дочь помогает протирать пыль, просто ходит за мной с тряпочкой и машет по мебели, но это веселое совместное занятие. Я сама не очень люблю домашнюю рутинную работу, и это растёт из детства. Мама всегда очень уставала: на работе наработается, потом домашняя смена — готовка, уборка, стирка, глажка… Нас с сестрой привлекала и мы безрадостно тянули это вместе с ней. Повзрослев, я стала понимать необходимость этой работы, но большого удовольствия от создания уюта и кулинарных экспериментов все же не получаю. Хочется, чтобы моя дочь относилась к домашним делам иначе, чтобы они не тяготили ее».

А это точно беспорядок?

Возможно, вы сами склонны к педантизму и порядок для вас – это рубашки, развешанные по цвету и кружки, расставленные ручкой в одну сторону. Не будьте слишком строги, установите не только верхнюю, но и нижнюю границу порядка!

” Попробуйте принять на веру, что если вещи чистые и лежат на своих местах – это уже норма. Теперь осмотритесь в комнате ребенка еще раз, а точно ли там так ужасно?

Допустим, вы осмотрелись и убедились, что это точно он – бардак. Чистые вещи вперемешку с грязными валяются на полу, немытые кружки из-под кофе уныло выстроились возле монитора, а мумии яблочных огрызков можно встретить в самых неожиданных местах, например, под подушкой. Да от одного взгляда на все это вы непроизвольно начинаете чесаться! Как он может так жить?

Почему у подростка в комнате беспорядок

Ребенок бунтует

Не самая частая форма выражения протеста, но и не самая редкая. Если порядок для вас приоритетен, если вы не просто предлагали ребенку жить по установленным вами правилам, а жестко их навязывали, наконец, и это уже крайняя форма потери контакта, если большинство ваших разговоров в последнее время сводились к вопросам уборки (а не к мыслям и чувствам ребенка), то вы все поняли совершенно верно: он свинячит вам назло. Это одновременно и способ дистанцироваться от вас, и интуитивная попытка наладить диалог, поскольку самый верный способ достучаться до мамы – наступить на любимую мозоль. То, что диалог сводится к конфликту – это уже следующий вопрос.

Как только цель будут достигнута и взаимоотношения с родителями – восстановлены, относительный порядок образуется в комнате сам собой. Другое дело, что поговорить по душам бывает куда сложнее, чем пропылесосить…

Ребенок экспериментирует

Возможно, вы никогда не запрещали ребенку устанавливать собственные порядки на своей территории, и теперь с огорчением отмечаете, что ваш либерализм принес неожиданные плоды в виде тех самых мумифицированных огрызков. Как так?

Спокойно, это временный этап! Ребенок экспериментирует, пытаясь определить, какая именно модель окружения подходит ему больше всего. И, как и в три года, когда он пытался сперва натянуть ботинки, а потом – колготки, и очень возмущался, что ничего не получается, к оптимальному результату он придет не сразу.

Конечно, то, что к оптимальному результату ведет такой длинный путь из проб и ошибок – это педагогическое упущение родителей; все-таки их задача – показать ребенку велосипед и избавить от необходимости его изобретать, позволив заниматься более интересными и важными вещами. Но еще не поздно кое-что исправить!

Ребенок не чувствует комнату своей

Вы, конечно, милостиво выделили часть квартиры ребенку, и даже декларировали свободу и независимость на подростковой территории, но большинство детей все равно чувствуют искусственность этой конструкции. Подросток словно «банановая республика» в лоне какой-нибудь глобальной корпорации: и независимость, и власть, и собственное мнение – вроде все это есть, но какое-то игрушечное.

Если постоянно подчеркивать, что «это твоя комната, твоя территория, я не захожу, не смотрю, не контролирую», то можно добиться обратного эффекта: ребенок своим поведением демонстрирует «отказ от подачек», стремясь к реальной независимости. Бардаком он словно подчеркивает: «Это все не мое, это все ваше».

Ребенок не контролирует ситуацию

Иногда бывает, что ребенок и рад бы жить в чистой и уютной комнате, но не в состоянии контролировать ситуацию. Причин может быть много: от эмоциональной нестабильности (влюблен, стал жертвой школьной травли, находится в депрессии) и астении из-за перегруженности до отсутствия необходимых навыков уборки (он точно знает, как включается пылесос?) Он, в принципе, не против уборки, просто никак не может втиснуть ее в список своих приоритетов.

Изредка случается, что подросток просто не чувствует, в буквальном смысле «не видит» грязи. Обычно это происходит, когда на высокую учебную нагрузку накладывается «скачок роста», связанный с половым созреванием. Некоторые родители жалуются, что их чадо не только за порядком в комнате не следит, у него (у нее) и с личной гигиеной не все в порядке! И это не удивительно: в стремительно меняющемся внешнем мире подросток получает еще и «новое тело» и новой гормональной системой и новыми потребностями. Слишком много нового, где тут упомнить про огрызки…

Это, пожалуй, наиболее благоприятный вариант с точки зрения борьбы за чистоту. Хотя чистота и порядок, как вы уже, наверное, понимаете, это не самостоятельная проблема, а сигнальная лампочка, указывающая на наличие других, куда более серьезных.

Поэтому первое, что стоит сделать, все-таки понять, кого вы вырастили: бунтаря, экспериментатора, чистюлю-неудачника, или какой-то гибрид этих форм. Что происходит в его жизни? О чем «кричит» его комната?

А теперь несколько практических советов по уборке в комнате подростка. Они не наладят ваши отношения и не избавят подростка от проблем. Но вы хотя бы перестанете чесаться, заходя на пораженную территорию.

Как приучить детей к порядку

Родители часто используют метод запугивания для того, чтобы дети приучились наводить порядок в своей комнате: «Если не уберешь игрушки, мы не пойдем в кафе», «Как тебе не стыдно, у тебя такой бардак в комнате». Этого делать ни в коем случае нельзя, иначе можно добиться обратного эффекта. Какие методы можно использовать, чтобы ребенку захотелось прибраться в своей комнате?

Совместные игры

  • Если дети любят слушать, как родители читают им книжки, можно совместить уборку и чтение интересной истории. Например, мама читает дочке «Гарри Поттера», пока та складывает игрушки в коробку. Если ребенок отвлечется от уборки и будет слушать маму, сидя рядом, не стоит акцентировать на этом внимание. Продолжайте читать, и дочь через какое-то время снова займется своим делом, при этом слушая сказку.
  • Родители часто водят детей не только в садик/школу, но и отдают в спортивные, музыкальные, танцевальные кружки, также с раннего возраста практически все малыши начинают учить иностранные языки. Это обуславливается тем, что взрослым хочется дать ребенку как можно больше, чтобы эти знания пригодились в дальнейшем. С одной стороны, ребенок занят интересным делом, но, с другой, он очень устает. Если вечером, после напряженного дня, мама начнет заставлять его заниматься уборкой, он наверняка возмутится. В этом случае уборку лучше отложить на выходные. Даже если вас раздражает бардак в комнате сына или дочери, постарайтесь не обращать на него внимание, а в субботу или воскресенье посвятить какую-то часть времени на наведение порядка.
  • С маленькими детьми можно вместе придумать места, где должны находиться их игрушки и книжки. Соберите все игрушки в центре детской комнаты и предложите малышам самим разложить их по поверхностям и шкафчикам. Они будут чувствовать свою самостоятельность и ответственность за принятие решения. Родители не навязала им свое мнение, и это очень важно в становлении детской психики. Можно купить несколько ящиков для игрушек и подписать каждый: «Куклы», «Конструктор», «Пазлы» и т.д. Главное – не давить на детей, не заставлять раскладывать вещи по местам, а лучше сделать это вместе, в формате игры.
  • С радостью принимайте любую помощь, которую предлагают малыши. Довольно часто бывают такие ситуации, когда на предложение дочки помыть с мамой полы она довольно грубо отвечает: «Не надо, я сама все сделаю быстрее и лучше». Потом не стоит удивляться, что дочка не прикоснется к швабре в старшем возрасте. Пускай малыши разольют воду, когда будут возить тряпочкой по полу, но со временем они поймут, как мама моет полы, и с радостью примут участие в уборке.
  • Не навязывайте дочке/сыну свои понятия о чистоте. Ваш ребенок – личность со своим видением и характером. Возможно, ему комфортно, когда в комнате в хаосе разложены книжки, вещи, игрушки. Когда вы говорите: «У тебя все должно лежать на своих местах», тем самым, навязываете свое личное мнение. Вместо этого, предложите совместными усилиями придумать, как оптимизировать пространство в детской комнате. Обязательно выслушайте мнение дочки/сына и примите совместное решение.

Как приучить ребенка к порядку

Пускай лучше в доме будет беспорядок и детский смех, чем стерильная чистота и испорченные отношения в семье. Относитесь ко всему с улыбкой, не злитесь, если малыш пролил сок или рассыпал крошки от печенья. Вместе займитесь уборкой, превратив ее в игру, и вы увидите, что ваш ребенок останется довольный. В мире нет идеальных людей, а беспорядок – точно не причина для того, чтобы ссориться.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий