Что такое метод «Зелёной ручки» и почему он так эффективен

  • Теги:
  • Методики воспитания
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет

Тайна зеленой ручки: как научить ребенка ошибаться

Действительно инновационный педагогический подход «зеленой ручки» использовала в воспитании дочери известный блогер Татьяна Иванко. О самом подходе и о том, как родители могут его применять в воспитании, рассказывает Я – Родитель.

В чем суть этого подхода?

Идея предельно проста: при проверке письменных заданий учитель подчеркивает не ошибки, а удавшиеся, правильно написанные моменты. И вместо пугающего красного цвета пасты он использует зеленый — не ассоциирующийся у школьников с ошибками и учительским порицанием. Таким образом, ученик видит, как сделать лучше, какой результат стоит закрепить, как постараться, чтобы зеленых выделений в тетрадях становилось больше.

Авторство этой идеи принадлежит выдающемуся педагогу, автору поныне используемых трудов по педагогике Шалве Амонашвили. В интернете авторство метода зеленой ручки ошибочно приписывают другим людям, жившим намного позже, но все же мысль отказаться от красных подчеркиваний впервые описана Амонашвили.

Что такое метод «Зелёной ручки» и почему он так эффективен

Вот так выглядит проверенное задание методом зеленой ручки

Метод зарекомендовал себя при проверке упражнений по написанию букв, слов и символов. Прописи для детей подразумевают написание однотипных элементов: выделять зеленым из всего ряда можно самые ровные и аккуратные буквы, крючочки и т.д. Менее данный метод подходит для математических задач, сочинений, больших диктантов и прочих заданий, где невозможно выделить локальные удачные места, а можно только оценить правильность хода работы в целом.

Но учитель может и там выделять, например, предложения или абзацы без единой ошибки, решенные кратчайшим способом задачи, и т.п.

Что и как «обводить зеленым»?

Что и как «обводить зеленым»?

Замечание или наказание по поводу ошибки и похвала, когда что-то сделано правильно и хорошо, – это два полюса, каждый из которых требует от родителей особого внимания. С одной стороны, не стоит концентрировать внимание на негативе, а с другой, нельзя хвалить ребенка направо-налево, руководствуясь принципом «чем больше, тем лучше».

Президент Ассоциации игровой психотерапии, практикующий психолог Елена Пиотровская считает, что похвала не должна быть абстрактной и дежурной. Она должна быть разумной и развивающей. Например, если ребенок принес рисунок, который только что нарисовал, то недостаточно просто сказать ему – «Ты молодец!». Гораздо более ценной реакцией в данном случае будет не прямая похвала, а живой, искренний интерес: «Ой, кажется, ты нарисовал лес! А это у тебя кто – лисичка? Да здесь еще и лисенок!» И так далее.

Дежурная фраза-отговорка «Ты – молодец!» не несет никакого смысла. Она приводит к нежелательным последствиям – ребенок «подсаживается» на похвалу. Его перестает интересовать сам процесс творчества, он начинает делать все ради того, чтобы получить очередной «плюсик». При этом, как ни парадоксально, психологи заметили, что дети, которых в детстве много хвалили, вырастая, чувствуют меньше уверенности в себе, чем те, кого хвалили в меру. , – считает Елена Пиотровская.

Как заинтересовать ребенка учебой

Упражнение 1: Соревнования между предметами

Введите дома рейтинг школьных предметов. За хорошие оценки, успешно выполненные задания и просмотренные курсы добавляйте предмету баллы. Постарайтесь больше акцентировать внимание ребенка на том, что нового он узнал сегодня по предмету, что его заинтересовало, а не на оценках учителя.

Вы можете представить рейтинг в виде таблицы, рисунка или использовать любимые игрушки ребенка: красная машинка играет за математику, синяя — за русский. Поддерживайте всех участников, но обратите внимание на фаворита, возможно, именно тут и скрыт талант вашего ребенка.

Упражнение 2: Пять видов контента

Обычно в школе используют стандартные подходы к объяснению тем, но ведь все дети разные: кому-то легче понять схему, кому-то подавай метафоры, а другим нужны рисунки.

Попробуйте подключить фантазию и предложите ребенку рассказать одну и ту же сказку 5 разными способами. Это могут быть пантомима, комикс, сценка из лего, видеоролик, спектакль. Этот же трюк можно применять при изучении школьных предметов. Если трудно дается математика — считайте на шоколадках, рисуйте и используйте схемы.

Упражнение 3: Дерево достижений

Нарисуйте большое и красивое дерево на листе бумаги. Каждый день прикрепляйте к нему листочки, на которых вместе с ребенком записывайте или рисуйте его достижения. Обсуждайте все успехи, только не критикуйте.

Чтобы поддержать ребенка, подмечайте, что ему удается лучше всего, и добавляйте новые листочки самостоятельно. Эта простая практика поможет ребенку принимать и любить себя безусловно, а не через призму оценки и отношения окружающих. Стабильная самооценка поможет в дальнейшем адекватно принимать и свои победы, и неудачи.

«Дерево достижений — мощный инструмент и отличная традиция для вашей семьи. Сначала вы будете помогать ребенку, а потом он и сам начнет видеть, что может и умеет. Уделять этому занятию достаточно по 5 минут в день», — комментирует Виктория Шиманская.

Почему нельзя говорить «молодец»

Ребенок зависим от взрослых и полностью опирается на их мнение, поэтому даже хвалить его нужно правильно. Когда мы произносим «молодец», он думает: «Нужно запомнить, что я сделал для такой оценки, и в другой раз повторить, чтобы снова стать хорошим». Так ребенок учится манипулятивному поведению.

Лучше использовать «я-сообщения», применяйте такую формулу и когда хвалите, и когда ругаете: «Я чувствую.., потому что ты…, и я хотел бы..», например, «Я рада, что ты сам помыл посуду, и я хотела бы, чтобы ты делал это почаще» или «Я чувствую раздражение, потому что в комнате беспорядок, а я хотела бы, чтобы в доме был уют».

Сначала от «молодцов» будет непросто избавиться, но ради здорового психологического развития ребенка стоит постараться.

Правила домашнего обучения

Чтобы накопленная усталость и раздражение не портили отношения в семье, нужно договориться о правилах. Объясните близким, что всем придется пойти на компромиссы, коль скоро вы работаете дома.

  • Подготовьте таблички «Мама работает», «Папа занят», «Идет учеба» — используйте их, когда нужно сосредоточиться на важном. Расскажите детям, что когда мама работает, она не может отвлекаться на игры и вопросы, а когда папа сидит за компьютером, ему нельзя мешать и громко включать мультики.
  • Устройте перезагрузку. Снять усталость поможет десятиминутка танцев: подготовьте «семейный плейлист», пусть каждый член семьи выберет свою любимую песню. Выберите время между делами и просто потанцуйте все вместе.
  • Следуйте «принципу зеленой ручки». В школе учителя используют красную ручку, когда выделяют ошибки. Таким образом ежедневно внимание ребенка акцентируют на том, что ему не удается, это может уничтожить желание учиться. Родителям лучше обращать внимание на положительные поступки ребенка, выделять то, что получается. Без напоминания ребенок пошел чистить зубы — похвалите, «подчеркните зеленой ручкой».
  • Создайте домашнюю книгу жалоб и предложений. Для этого возьмите 2 стаканчика — красный и зеленый — и стикеры. Все замечания, которые у вас возникают в течение дня, пишите на стикерах и кладите в красный стаканчик, все похвалы — в зеленый. Только помните, что если критикуете, то стоит и похвалить. Вечером можно собраться всем вместе и обсудить результаты дня, вместе найти новые решения, которые помогут меньше раздражаться и больше радоваться достижениям.

Социальные навыки десятилетки

После того, как разобрались со школьными знаниями, стоит обратить внимание на социальное развитие. Вы можете проверить своего ребенка, используя следующий чек-лист. К 10 годам ребенок должен уметь:

  • Представиться и рассказать о себе;
  • Просить о помощи;
  • Следовать инструкциям;
  • Концентрироваться на задаче;
  • Корректно выражать несогласие;
  • Принимать отказ;
  • Выражать благодарность;
  • Извиняться;
  • Контролировать эмоции;
  • Нести ответственность и принимать критику.

Помните, что именно эмоциональный интеллект особенно сильно влияет на будущее ребенка, на его способность делать осознанный, взвешенный выбор.

Нужна ли работа над ошибками?

Это первое, что приходит в голову после ознакомления с методом «зеленой ручки». А если правда – ошибки? Орфографические и грамматические или – что хуже – ребенок постоянно проливает щи на пол, режет ножницами диван, рисует на обоях? Надо ли делать «работу над ошибками»?

Конечно же, надо. В данном случае вы можете научить ребенка причинно-следственной связи. Как это сделать?

Например, дать попробовать суп, который малыш «приготовил», если в нем нет угрозы для жизни. И спросить, нравится ли вкус такого блюда. Посадить на разрезанную обивку дивана, поинтересовавшись, удобно ли на нем сидеть. Поехать в магазин за новыми обоями вместо запланированного посещения аквапарка.

Помните, что ваша задача – не наказать, а показать, к каким последствиям приводят неправильные действия, и с участием ребенка эти последствия устранить.

Наталья Королева

Ваш стиль воспитания

Ответив на вопросы теста, вы сможете узнать, какой стиль воспитания характерен для вас, о его особенностях, преимуществах и недостатках, а также получите информацию об альтернативных стилях воспитания и их специфике.

Пройти тест

Могут ли родители использовать метод зеленой ручки?

  • Психологи убеждены, что агрессией и злостью учить ребенка не совершать ошибки нельзя. Нужно показать ему, что необдуманные поступки могут доставить массу неудобств окружающим.
  • Если ребенок решил последовать примеру мамы в готовке, и рассыпал муку, то не следует его обвинять. Можно спокойно поговорить с ним: «Ты большая молодец, настоящая помощница. Но, сырая мука не вкусная. Давай вместе сейчас приготовим пирог?».
  • Также можно показать ребенку, что его ошибка имеет неприятное последствие. Если он порезал обивку дивана, достаточно его посадить на поврежденный участок. Пусть он почувствует, что это доставляет ему дискомфорт. Не следует обвинять его в проступке. Можно просто спросить: «Удобно ли тебе?». После этого малыш поймет, что так делать нельзя. Злость со стороны родителей за проступок может обернуться психологической травмой для ребенка.
  • Поговорите спокойно с ребенком о причинах его поведения. И вы увидите, как на самом деле добры его намерения. Допустим, фломастером на обоях он хотел нарисовать картину для мамы. А разбив яйцо, старался порадовать родителей завтраком. Поддержите малыша, ведь поддержка родителей — основа формирования здоровой самооценки ребенка. Не концентрируйтесь на негативе, а старайтесь выделить и акцентировать внимание на позитиве.

Родителям также можно использовать данный метод даже в воспитании

Метод зеленой ручки – это уникальный метод, который помогает наладить связь с ребенком. Им могут пользоваться не только учителя, но и родители. Если все сделать верно, то ребенок больше не будет совершать подобных ошибок, и овладеет навыками анализа собственных действий.

Полезные статьи о детях и для детей:

  • Ребенка обижают в школе — что с этим делать
  • Почему кряхтит, выгибается и тужится новорожденный ребенок
  • Какая группа крови будет у ребенка от родителей: таблица
  • Как научить ребенка сморкаться
  • Садик без слез: как правильно начинать водить ребенка в детский сад

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий