Какие действия ребенка могут свидетельствовать о наличии психологических проблем: примеры

Общение взрослых с детьми — многогранный процесс. При этом словами передается лишь 7% информации, остальное взаимодействие идет на языке тела — через интонации, мимику, позы и жесты. Для дошкольников и детей младшего школьного возраста характерны типичные телесные проявления, которые подскажут, что на самом деле чувствуют и о чем тревожатся малыши.

Содержание

Психическое расстройство и социальные последствия

депрессия

Чем отличаются психиатр, психотерапевт, психолог?

Психиатр – врач, который лечит таблетками. Это специалист, который закончил именно медицинский вуз. Он использует в своей практике медицинские лекарственные препараты.

Психотерапевт тоже врач с высшим медицинским образованием. Он может лечить беседой, но при необходимости назначит и лекарственные препараты.

Психолог врачом не является. Как правило, таких специалистов готовят в вузах педагогического профиля. «Лечит» исключительно беседой.

При обращении к психиатру ребенок автоматически попадает на учет?

На моей практике нередки случаи, когда родители приходят с определенными опасениями по поводу психических нарушений у ребенка. Но после проведенной диагностики оказывается, что ребенок здоров. То есть не каждое обращение к психиатру или психотерапевту влечет за собой заведение карточки, постановку диагноза и диспансерное наблюдение. Много случаев, когда ребенок психически здоров, несмотря на странное, как считают окружающие, поведение.

Если ребенку выставлен психиатрический диагноз, это навсегда?

Психиатрические заболевания у детей очень разные по своей структуре. Действительно, есть такие, которые имеют затяжной хронический характер (пожизненный, можно и так сказать). С ними ребенок попадает под наблюдение сначала детского психиатра (на протяжении всего детского возраста), а потом уже и взрослого. Но процент таких заболеваний небольшой — примерно 3% от общего числа. Подавляющее большинство психических расстройств у детей и подростков можно успешно корректировать. Особенно если своевременно обратиться к специалисту за помощью. Как в случае любого заболевания, соматического или психического, чем раньше вы попали на прием, тем скорее получите помощь, тем больше вероятность того, что расстройство будет быстро и успешно скорректировано, не перейдет в хроническую стадию и не будет иметь никаких социальных последствий в будущем.

Ребенок с расстройством психики и школа

Если ребенок состоит на учете у психиатра, сообщают ли об этом в школу?

Информация, которую собирает врач в процессе наблюдения ребенка, является закрытой. В детскую поликлинику по месту жительства ребенка и учреждение образования (сад, школу) эта информация не поступает. Сообщается она только в отделы внутренних дел (милицию, прокуратуру) по официальному запросу. Исключение составляют случаи, когда в поле зрения врача-психиатра попадают дети с самоповреждениями. Это классифицируется, как парасуицид – попытка суицида. В таком случае мы можем передать эти сведения в школу и в детскую поликлинику, чтобы обеспечить ребенку повышенное внимание и предотвратить повторение парасуицида. Но делается это только с согласия родителей. Если родители против, сведения остаются закрытыми. О случившемся знают только сам ребенок, его родители и лечащий врач.

Может ли ребенок с психическим заболеванием посещать общеобразовательную школу? Что делать, если из-за расстройства поведения ученика учитель не в состоянии организовать учебный процесс и обеспечить безопасность остальных детей?

Как правило, дети с хроническими психическими заболеваниями (а мы уже говорили, что их всего 3%) учатся на дому, если особенности течения болезни представляют какую-то угрозу для одноклассников или педагогов. Но надо понимать, что дети и без психического расстройства могут наносить ущерб и себе, и окружающим – в силу характера, темперамента или вследствие сиюминутных психотравмирующих факторов.

А вот расстройства поведения у дошколят и школьников не редкость. Они бывают как в рамках синдрома дефицита внимания и гиперактивности (начиная с детского сада до подросткового возраста), так и нарушения конкретно поведения у детей и подростков. Но это не повод изолировать их от общества и переводить на домашнее обучение. Если у ребенка СДВГ, то он непоседлив, невнимателен везде и всегда: дома, в саду, школе… Но иногда бывает так, что дома ребенок спокойный, а в школе его будто подменяют: он никого не слушает, срывает уроки, грубит… СДВГ и другие расстройства поведения – это и есть повод прийти к врачу-психотерапевту, разобраться, чем вызваны эти нарушения и получить помощь в их коррекции.

Проблемы с психическим здоровьем и семья

Передаются ли психические расстройства по наследству?

Тут к каждой нозологии нужно подходить отдельно. Что касается шизофрении, биполярного аффективного расстройства, действительно определенную роль играет генетика, наследование болезни. А такие состояния, как депрессия, тревожное расстройство, расстройства поведения и многие другие генетического наследования чаще всего не имеют. В значительной степени играет роль характер и метод воспитания ребенка, атмосфера, в которой он растет и живет.

Может ли бабушка отвести внука на прием к психиатру без ведома родителей?

С ребенком на прием к психиатру или психотерапевту приходят законные представители — мама или папа. Можно вместе, можно поодиночке. Если вы поручаете это дело бабушке, нужно оформить на нее нотариально заверенную доверенность о том, что она представляет интересы вашего сына или дочери. Поскольку бабушка хоть и родной и близкий человек для вашей семьи, но не является законным представителем ребенка. Поэтому у бабушки не получится самолично, без вашего ведома и согласия, отвести на прием к психиатру внука, если она посчитала, что у него проблемы.

Классификация

В Международной классификации болезней 10 (МКБ-10) расстройства поведения выделены отдельной рубрикой. Она включает:

  • РП, ограниченное рамками семьи. Характеризуется диссоциальным, агрессивным поведением, реализующимся в пределах дома, взаимоотношений с матерью, отцом, домочадцами. Во дворе, детском саду, школе отклонения проявляются крайне редко либо отсутствуют.
  • Несоциализированное расстройство поведения. Проявляется агрессивными действиями, поступками в отношении других детей (одногруппников, одноклассников).
  • Социализированное расстройство поведения. Агрессивные, асоциальные поступки совершаются в составе группы. Трудностей внутригрупповой адаптации нет. Включает групповые правонарушения, прогулы занятий, воровство вместе с другими детьми.
  • Вызывающее оппозиционное расстройство. Характерно для детей младшего возраста, проявляется выраженным непослушанием, стремлением разорвать отношения. Агрессивные, диссоциальные поступки, правонарушения отсутствуют.

«Каждый взрослый человек по-своему психолог, можно спросить совет у более опытного родственника/друга и т.д.»

Никто не ставит под сомнение опыт многих поколений, жизненный опыт и просто советы умных людей, но все же по-настоящему общение с этой группой лиц не поможет решить проблему. Как правило, беседы с близкими помогают родителю снять напряжение, а помогают не ребенку. Любой «непрофессиональный» взгляд на проблему будет глубоко субъективным в то время как психолог сможет объективно взглянуть на проблему и найти конструктивные методы ее решения.

Так, когда же необходимо вести ребенка к психологу?

Круг проблем, на которые родителю стоит обратить внимание, довольно широкий, он зависит от множества факторов:

  • возраст ребенка;
  • состав семьи;
  • атмосфера в семье;
  • частые простудные заболевания ребенка и т.д.

Наиболее распространенные психологические проблемы детей и их причины

  • Когда страдает успеваемость в школе. Важно учитывать, что оценки ребенка ухудшаются не из-за того, что он не сильно любознательный или плохо соображает в математике, а по иным причинам. Например, у него конфликт с учителями, одноклассниками. В последнее время частой причины неуспеваемости (особенно в начальной школе) является синдром дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ). Это не психическое заболевание! Просто небольшое изменение в психических процессах, связанное, например, с гормональным сбоем. Читайте также 12 причин почему ребенок плохо учится в школе.
  • Агрессия ребенка, направленная на окружающих или себя. Важно знать, что агрессия — это в первую очередь средство защиты от чего-либо. Если ребенок агрессивен, значит, тому есть причина — чаще всего это душевная рана, которая не затягивается долгое время.
  • Излишняя капризность, проявляющаяся частыми истериками на пустом месте. Истерические тенденции могут говорить о:
    • желании привлечь внимание к себе (из-за работы родители мало проводят времени с ребенком);
    • неконструктивной форме воспитания (ребенку позволяет слишком много — балуют, или же наоборот);
    • нарушениях в работе нервной системы (это может быть вызвано стрессом, продолжительным заболеванием, родовыми травмами и пр.);
  • Наличием сильных страхов, переходящих в фобии. Дети боятся многих вещей окружающего мира: лающих собак, темноты, огня и т.д. Но когда эти страхи и тревоги переходят в патологические, т.е. мешают жизни ребенка, то стоит обратиться с этой проблемой к психологу.
  • Когда чувствуете потерю контроля над ситуацией. Советы близких уже не помогают. И ваши силы уже на пределе — независимо от причины возникшей трудности, если чувствуете, что не справляетесь с поведением ребенка, что становится только хуже — обратитесь к специалисту.
  • Застенчивость, необщительность. Иногда подобные черты характера всего лишь говорят о скромности ребенка, о таком воспитании т.д. Важно следить, чтобы застенчивость не переросла в комплекс неполноценности, а необщительность — в аутистическую тенденцию. Многие дети испытывают затруднения в общении с другими детьми, и важно выяснить причину данной формы поведения. Вполне может быть, что ребенка обижают сверстники и именно поэтому он не тянется к ним. Тогда нужно выяснить, почему они это делают, может быть, сам ребенок является инициатором такой реакции?

Важно, чтобы взрослый вовремя обратил внимание на проблему ребенка, так как многие родители или учителя не всегда придают значения тем или иным проявлениям в поведении ребенка. Старайтесь чаще разговаривать с ребенком, узнавать о его увлечениях и круге общения.

В любом случае если чувствуете беспокойство или сомнение, для начала вы можете лично обратиться за консультацией к психологу — описать ему ситуацию, ваши тревоги и прочее. Хороший специалист сможет просто объяснить возможные причины тех или иных явлений и посоветовать, что делать дальше.

Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Признаки психического расстройства у подростков

Подросток отказывается от еды. Как понять родителям, что это признак психического расстройства?

Расстройства пищевого поведения у подростков (отказ от еды или, наоборот, переедание) достаточно распространены в современном обществе. Связано это в основном с трендом на худобу, навязыванием соцсетями «худых» идеалов красоты. Поэтому уже с 12-13 лет некоторые девочки начинают ограничивать себя в еде.

Если ваш подросток изо дня в день отказывается есть в кругу семьи, чего раньше не было – это повод насторожиться. В будни отследить это сложно: родители, как правило, работают с утра до вечера. Еда на день оставляется в холодильнике в расчете, что дети сами поедят. Но подростки идут на всякие уловки. Например, чтобы не вызвать подозрения у родителей, подросток может просто выбросить свою порцию, а сказать, что съел. Поэтому особое внимание на выходные дни и время семейного ужина. Избегание совместного приема пищи, регулярный, частый отказ без объективных причин, поход в туалет сразу после еды – все это может указывать на расстройства пищевого поведения. Обращайте внимание также на внешний вид и самочувствие подростка. Симптомы расстройства пищевого поведения характеризуются снижением веса, частыми перепадами настроение (в основном оно плохое), раздражительностью, быстрой утомляемостью и т.д.

Самоповреждения у подростков. Зачем они это делают и как избежать подобного поведения?

Подростки (да и дети младшего возраста) могут наносить самоповреждения для снятия внутреннего эмоционального напряжения. Иногда ими движет желание совершить суицид, но банально не хватает физической силы сделать глубокий порез. Почему это должно настораживать? Такой способ снятия напряжения не является физиологичным. Если подросток нарушает целостность кожных покровов (режет, царапает, кусает до крови), доставляет себе боль, то в целом риск совершения в будущем суицида у него выше.

парасуицид

Самоповреждения, как правило, видны. Самое популярное место – тыльная часть предплечья. Иногда дети режут себя в области голени, бедер.

В настоящее время в программу диспансеризации входит визит к психиатру для мальчиков – в 14 лет, для девочек – в 15. Во время приема врач в том числе просит их показать предплечья. Но если ребенок режет себя в области бедер, врач этого не увидит. Поэтому многое зависит от настороженности родителей.

Какие признаки указывают на самоповреждающее поведение у подростка? Он ходит постоянно закутанный, прячет руки, даже в жару у него рубашка с длинным рукавом, под любым предлогом избегает ситуаций, в которых родитель мог бы увидеть его руки или ноги. Иногда подростки демонстрируют самоповреждения, как бы говоря родителю: посмотри, что я с собой делаю, ты в этом виноват. Такая демонстрация – сама по себе крик о помощи, который игнорировать нельзя. Необходима работа с психиатром, психотерапевтом или психологом (иногда с несколькими специалистами сразу). Но это поможет вернуть подростку душевное равновесие и, возможно, спасти жизнь.

Общие закономерности

Расстройство поведения у детей и подростков выделяется стойкими асоциальными, агрессивными, вызывающими нарушениями. Они могут проявляться только в рамках семейных отношений или иметь тотальный характер, распространяющийся на все окружение.

Для постановки диагноза требуется соответствие трем и более критериям, наблюдавшимся в течение предыдущего года, хотя бы 1 раз за последние полгода:

  • конфликты с родителями, несоблюдение установленных общепринятых семейных правил;
  • агрессивное отношение к животным, людям;
  • разрушающие действия, нанесение урона, воровство;
  • лживость, двуличность, подлость.

Манеры держаться настолько деструктивны, что вызывают нарушение взаимоотношений в семье, школе, других коллективах.

Поведенческие дефекты представлены несколькими обобщенными группами:

  • открытый деструктивный образ действий – драки, разбои, хулиганство;
  • скрытый деструктивный – воровство, обманы, поджог, вандализм;
  • скрытый недеструктивный – прогулы, вредные привычки, зависимости, нецензурная речь.

К поведенческим нарушениям детского, подросткового возраста относят гиперактивность, а также эмоциональные сдвиги, тесно связанные с поведением.

Дефекты поведения – это не обычные детские капризы или недисциплинированность подростков. Подобные отклонения являются тяжелыми, стойкими изменениями, способными наложить негативный отпечаток на личность. Как правило, во взрослом возрасте патологические манеры сглаживаются, однако, озаряя ранний возраст, способны перерасти в психопатию.

Поведенческие дефекты также являются проявлением различных психических расстройств. Тогда внимание акцентируется на основном заболевании.

Диагностика

Диагностикой расстройств поведения у детей занимается детский психиатр. Исследование основывается на клиническом методе. Для объективизации данных дополнительно проводится психодиагностика, собираются выписки обследований узких специалистов (невролога, офтальмолога), характеристики воспитателей, учителей, представителей правоохранительных органов. Комплексное обследование ребенка включает следующие этапы:

  • Клиническая беседа. Психиатр выясняет тяжесть, частоту и продолжительность агрессивных, антисоциальных поступков. Уточняет их характер, направленность, мотивацию. Беседует с родителем об эмоциональном состоянии ребенка: преобладании печали, подавленности, эйфории, дисфории. Расспрашивает о школьной успеваемости, особенностях социализации.
  • Наблюдение. Параллельно с беседой врач наблюдает за поведением ребенка, особенностями взаимоотношений между ним и родителем. Учитываются реакции на похвалу, осуждение, оценивается, насколько актуальное поведение адекватно ситуации. Специалист обращает внимание на чуткость родителя к настроению ребенка, склонность преувеличивать имеющиеся симптомы, эмоциональный настрой участников беседы. Сбор анамнеза, наблюдение за внутрисемейными отношениями позволяют определить долю биологических и социальных факторов формирования расстройства.
  • Психодиагностика. Проективные методы, опросники используются дополнительно. Они дают возможность выявить состояние дезадаптации, эмоционально-личностные характеристики, такие как агрессивность, враждебность, склонность к импульсивным поступкам, подавленность, озлобленность.

Дифференциальная диагностика поведенческих расстройств предполагает их различение с расстройством адаптации, синдромом гиперактивности, субкультурными отклонениями, расстройствами аутистического спектра, вариантом нормы. Для этого при обследовании учитывается наличие недавнего стресса, намеренность отклоняющихся поступков, приверженность субкультурным группам, наличие аутизации, развитость когнитивных функций.

Лечение расстройств поведения у детей

Лечение проводится методами детской психотерапии. При выраженных, не позволяющих установить контакт нарушениях поведения применяются медикаменты. Комплексный подход к устранению РП предполагает:

  • Поведенческие методы. Основаны на теории научения, принципах обусловливания. Техники нацелены на устранение нежелательных форм поведения, выработку полезных навыков. Используется структурированный, директивный подход: анализируется поведение, определяются этапы коррекции, тренируются новые поведенческие программы. Соблюдение ребенком требований психотерапевта подкрепляется.
  • Групповые психологические тренинги. Применяются после поведенческой терапии. Призваны способствовать социализации ребенка. Проводятся в игровой форме, направлены на отработку навыков межличностного взаимодействия, решения проблем.
  • Медикаментозное лечение. Предпочтение отдается седативным средствам растительного происхождения. Сопутствующие эмоциональные расстройства, соматовегетативные нарушения корректируются транквилизаторами бензодиазепинового ряда с вегетостабилизирующим действием. Индивидуально назначаются нейролептики (небольшие дозировки).

Лечение ребенка должно быть дополнено семейным консультированием, социально-реабилитационными мероприятиями. Работа с родителями направлена на улучшение семейного микроклимата, установления отношений сотрудничества с четким обозначением границ дозволенного. В форме тренинга проводится обучение правильному стилю воспитания, предполагающему фокусировку на желаемом поведении ребенка, повышении навыков самоуправления, совладания при конфликтных ситуациях.

Причины расстройства поведения у детей

Развитие поведенческих расстройств определяется реализацией биологических задатков и влиянием среды. Исследования подтверждают, что ведущая роль принадлежит воспитанию, а наследственность, психофизиологические особенности относятся к факторам риска. Среди причин расстройств поведения у детей могут быть выделены:

  • Физиологические процессы. Дисбаланс гормонов, процессов возбуждения-торможения, метаболические нарушения способствуют развитию РП. Эпилепсия, детский церебральный паралич ассоциированы с повышенным риском неповиновения, раздражительности.
  • Психологические особенности. Формированию РП способствует эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка, подавленное настроение, искаженное восприятие причинно-следственных связей, проявляющееся склонностью обвинять события, других людей в собственных неудачах.
  • Семейные отношения. Поведенческие синдромы у ребенка формируются при патологических стилях воспитания, частых конфликтах между родителями. Данные причины наиболее актуальны для семей, где один или оба родителя страдают психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, вовлекаются в преступную деятельность, имеют патологические зависимости (наркотическую, алкогольную). Внутрисемейные отношения характеризуются враждебностью, холодностью, суровой дисциплиной или ее полным отсутствием, недостатком любви, участия.
  • Социальные взаимодействия. Распространенность поведенческих нарушений выше в детских садах, школах с плохой организацией учебно-воспитательного процесса, низкими моральными принципами педагогов, высокой текучестью кадров, враждебными отношениями между одноклассниками (одногруппниками). Более широкие влияния социума – отношения на территории проживания. В районах с национальной, этнической, политической разрозненностью высока вероятность поведенческих отклонений.

Реакционные основы дезорганизации действий

Различают определенные типы реакций, свойственные детям при дезорганизованной манере действий.

Для деток младшего возраста таковыми являются:

  • протест. Возникает при усиленном навязывании чего-либо, ограничении активности. Активный протест проявляется агрессией, грубостью, порчей имущества. Пассивный – враждебностью, намеренным молчанием, суицидальными попытками, голоданием, побегами из дома. Физиологические признаки – энурез, пищеварительные расстройства, надсадный кашель;
  • отказ – реакция на неудовлетворение чувства безопасности, общения у совсем маленьких детей. Проявления: отсутствие активности, тяги к общению, безэмоциональность. Отсутствие ответной реакции. Нет стремления к игровой деятельности. Все не интересно, не способны получать удовольствие от сладостей, любимых игрушек;
  • имитация – подражание негативным чертам авторитетных лиц. Дети перенимают вредные привычки, асоциальную деятельность;
  • компенсация – неудачи одной деятельности малыш компенсирует достижениями другой. Неудачи учебной деятельности компенсирует хулиганством, воровством. Страхи, пугливость замещает издевательствами над другими детьми, экстремальной автомобильной, мотоциклетной ездой.

Реакции у подростков:

  • эмансипация – сопротивление установленным взрослыми правилам, отвержение помощи, пренебрежение советами, подсказками;
  • группирование – создание антисоциальных группировок;
  • увлечения – направлены на удовлетворение заинтересованности определенной деятельностью. Азарт удовлетворяется карточными или другими играми на деньги, лидерство – ситуациями предводительства (бандитской группировкой). Но даже если увлечения носят позитивный характер (спорт, искусство, красота), они также способны разрушать приемлемые правила действий. Провоцируют отказ посещать школу, осуществление противоправных деяний, заведение неприемлемых знакомств, игнорирование родных, совершение угрожающих жизни поступков.

Наименее тяжелые виды поведенческих нарушений

Одной из слабых злокачественных форм дезорганизации деятельности является расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Определяется агрессивными, грубыми, жестокими действиями больного исключительно в семейной обстановке относительно близких или одного из домочадцев. Вне семьи дети ведут себя привычным образом. Посторонние не подозревают о наличии проблемы.

Патологическая деятельность ребенка разнообразна: порча вещей, одежды, мебели, воровство, агрессия, применение физической силы. Часто неадекватные действия направлены на одного из членов семьи.

Причиной подобных изменений становится уход одного из родителей, появление отчима или мачехи. Причем необязательно агрессия направляется именно к виновнику – пострадать может любой член семьи.

Патологические деяния способны принимать крайнюю степень развития. Случаются, дети организовывают поджоги, иные глобальные порчи имущества.

Нередко данный тип дефекта провоцирует рождение младшего, следующего по счету, ребенка. Ревность направляет агрессию против нового малыша, тогда нарушитель ломает игрушки «соперника», может ударить, не желает делиться, способен даже принимать регрессивные формы действий: перестать ходить на горшок, потреблять пищу младшего.

Агрессию дети также способны направлять на родителей, становятся гневливыми, отказываются общаться, вступают в противодействие.

Вызывающее оппозиционное расстройство – самая легкая форма дефекта. Встречается среди деток до 10 лет. Характеризуется провокационными, вызывающими, враждебными формами действий, непослушанием, бунтарством. Однако агрессия, жестокость, асоциальные деяния, нарушающие закон, отсутствуют.

Больные раздражены, легко обижаются, теряют самоконтроль. Характерен высокий уровень фрустраций. Склонны обвинять других людей в собственных неудачах, ошибках. Игнорируют замечания, просьбы взрослых. Способны намеренно досаждать, делать назло. Грубые, нередко становятся провокаторами ссор.

Несоциализированное/социализированное нарушение поведения

Несоциализированное расстройство поведения сопровождается агрессией, асоциальными деяниями, направленными на других детей. Это главный отличительный признак дефекта.

Выражается неспособностью наладить взаимоотношения со сверстниками, отвержением детьми, отсутствием близких друзей.

Взаимоотношения со взрослыми сохраняются или также нарушены. Ребенок грубый, гневливый. Это индивидуалист, противостоящий авторитетам. Типично:

  • хулиганство;
  • физическое, психическое насилие, драчливость;
  • жестокость относительно детей, животных;
  • порча имущества.

Петя, 7 лет. Поступив в 1 класс, наметились проблемы взаимодействия с одноклассниками. Был груб, конфликтен. Ни с кем не установил дружеских отношений. Затевал около 15 ссор за день. Чрезмерно жесток. Во время драк наносил тяжелые травмы. Равнодушен к чужой боли.

Нарушал дисциплину. На замечания реагировал словесной агрессией. Неусидчив, разговаривал на уроках. Неуправляем, противостоит режиму. Учителей называл злодеями. Однако проявлял высокие интеллектуальные способности, любознательность.

Был отчислен из школы за плохое поведение. Дома отказывается учиться. Увлекается компьютерными играми, играет игрушечным телефоном. Суетлив, гиперактивен. Успокаивается, когда находит увлекательное занятие. Очень любит слушать, когда мама читает ему книгу. В школу возвращаться категорически не желает.

Социализированное расстройство поведения: характерно агрессивное, антисоциальное поведение общительных подростков, имеющих длительные, налаженные отношения со сверстниками. Нередко становятся членами антисоциальных группировок.

Типичным являются противоправные деяния: разбой, воровство, нападения.

Отношения со взрослыми, обладающими властью (учителя, родители) нарушены, с другими способны сохранять нормальные взаимоотношения.

Вероника, 13 лет, ученица 7 класса. Школу не посещает. Неделями отсутствует дома. С родственниками груба, агрессивна, конфликтна.

Неряшлива. Курит, выпивает, ярко красится. Употребляет до 10 таблеток димедрола, чтобы «поймать глюки». Однажды с подругой напились таблеток, стремясь свести счеты с жизнью. Испытав болезненные последствия, более попытку не повторяли. Предлагали попробовать героин, но отказалась, боясь исхода.

Выносит деньги из дома. Однажды украла деньги на работе у мамы. Дружит с ребятами, старшими по возрасту. Вместе обворовали комнату сестры, вынеся деньги, украшения, после конфликта с мужем сестры.

Издевается над младшим братом, обижает его. Поведение девочки изменилось после смерти отца и рождения брата от второго маминого брака.

Гиперкинетическое расстройство

Развивается в раннем возрасте. Определяется чрезмерной активностью, сложностями концентрации внимания, особенно относительно интеллектуальных задач. Деятельность деток плохо организована: хватаются за новое дело, не окончив предыдущее.

Беспокойны, неусидчивы, легко отвлекаются на посторонние раздражители. Поэтому гиперактивному ученику сложно усидеть на школьных занятиях. Он погружается в собственные мечтания, невнимателен. Проблемы обучения затрудняют усвоение новых знаний, вызывая задержку познавательного развития.

Импульсивность проявляется необдуманными, неожиданными действиями, порой носящими опасный характер. Детки выбегают на проезжую часть, взбираются на крыши, играют с огнеопасными предметами. Импульсивность также выражается бестактными, неуместными выражениями. Настроение быстро меняется. Больные вспыльчивы, неуравновешенны.

Впоследствии такие дети, отвергаемые окружением, становятся агрессивными, выражающими протест, вовлекаются в противоправные деяния.

Кроха постоянно трогает волосы или сосет палец

Если малыш регулярно накручивает прядь волос на руку, грызет ногти, сосет палец, это говорит о том, что он находится в эмоциональном напряжении. Неосознанное действие, которое он повторяет раз за разом, дарит крохе ощущение спокойствия и стабильности. Часто дети прибегают к подобному методу, когда боятся разочаровать маму с папой.

Если родители предъявляют завышенные требования к ребенку, ждут только лучших результатов, малышу жизненно необходимо успокоиться. Он боится не оправдать надежд, которые на него возлагают взрослые. Помощи просить не у кого, ведь родители будут отчитывать и говорить: «Ты уже взрослый. Решай проблемы сам», «Нам надоело все делать за тебя», «Сколько можно повторять: мы заняты!». Если вы говорите такое ребенку, задумайтесь, каково ему слышать подобные фразы от самого близкого человека.

Марина, 23 года:

«В детстве я сосала палец. Продолжалось это до 6 лет. Родители с трех лет отдали меня в секцию фигурного катания, мама дополнительно занималась со мной английским языком, папа учил играть в шахматы. Детства, как такового, у меня не было. Уже потом я поняла, что успокаивалась, только когда палец был во рту. Родители ругали меня за эту привычку, мазали палец горчицей, забинтовывали. Лучше бы, конечно, они отвели меня к детскому психологу, но в то время это было не принято. Да и не согласились бы мои авторитарные мама с папой обращаться к врачу. Им казалось, что они стараются ради меня, а мне это было не нужно. В 6 лет кожа на пальце от постоянно сосания лопнула, мне было очень больно, но родители ни разу не пожалели. Наоборот, говорили, что я сама виновата. Сейчас я ненавижу шахматы и коньки, и своих детей никогда не буду заставлять делать то, чего они не хотят».

Деструкция сексуального поведения

Подростки легко поддаются сексуальным деструкциям, учитывая незавершенность их половой идентификации, неосознанное усиление полового влечения. Обычно подростковые сексуальные перверсии определяются ускоренным или замедленным половым созреванием.

Часто дети с замедленным половым развитием становятся жертвами сексуальных извращений. Они неуверенные в себе, медлительные, неуклюжие, несобранные.

Подростки с ускоренным половым развитием вспыльчивы, агрессивны, жестоки до садистических тенденций. Страдают расстройствами сексуального влечения. Наиболее часто отмечается:

  • визионизм – скрытое разглядывание обнаженных людей;
  • эксгибиционизм – обнажение на публике;
  • совращение малышей;
  • сексуальные манипуляции с животными;
  • групповой онанизм;
  • эротические фантазии, рассуждения с мастурбацией;
  • сексуальное влечение к моче, калу.

Сексуальными девиациями считаются половые контакты, петтинг – обоюдные ласки без половых отношений, случающиеся до полового созревания, промискуитет подросткового периода – многочисленные половые связи с разными партнерами.

Сексуальные перверсии выражаются подростковым гомосексуализмом, носящим ситуативный характер. Возможен в закрытых однополых учебных заведениях.

Во взрослом возрасте при адекватной половой жизни сексуальные перверсии исчезают. В противном случае сохраняются всю жизнь.

Девиантное поведение

Термин применим относительно детей старше 5 лет. Определяется как деятельность, отклоняющаяся от общепринятых норм.

Девиантность характеризуется несколькими основными характеристиками. Подразумевает получение выгоды через неправомерные деяния – разбой, воровство, мошенничество. Второй момент – агрессивные тенденции, направленные против человека: убийство, изнасилование, нанесение телесных повреждений. Третий опознавательный знак – уклонение от поддержания социальных норм: школьные прогулы, зависимости, суицидальные попытки, бродяжничество.

Девиантность выражается антисоциальными поступками, идущими вразрез закону, моральным, культурным, этическим нормам. Данная категория объединяет любые неправомерные деяния: убийства, кражи, изнасилования.

Аутодестоуктивная форма выражается нанесением урона непосредственно девиантной личности.

Делинквентная форма подразумевает деяния, противоречащие общепринятым нормам данного общества, не дотягивающая до криминала. Сюда причисляется хулиганство, прогулы, издевательства, вымогательства, членство в асоциальных группах. В большинстве случаях сопровождается домашними побегами, бродяжничеством. Побеги имеют различную подоплеку:

  • освобождение от контроля, поиск свободной, непринужденной, легкой жизни;
  • избавление от насмешек сверстников, побоев, издевательств. Это дети, воспитанные по принципу золушки, изгоя;
  • демонстративный побег. Совершается для привлечения внимания, возвращение занимаемого прежде положения. Например, любимца семьи после рождения младшего дитя;
  • побеги, провоцируемые неуемной тягой бродяжничества – дромоманией. Настроение больного изменяется. Одолевает скука, появляется желание сменить обстановку. Однако момент скитаний вызывает желание вернуться домой.

Девиантное поведение подростков значительно опаснее, нежели младших детей, поскольку вызывает более разрушительные последствия. Оно требует более сложной корректировки. Ему сопутствует наркомания, алкоголизм, проституция, увлечение азартными играми.

Причинами подобной поведенческой деструкции считаются социальные факторы. Большой процент – 40–80 отводится неполной семье.

Любые расстройства поведения требуют коррекции – вмешательства психолога или невролога. Большинство отклонений с течением времени благополучно проходит. Однако немалая часть перерастает в стойкое психическое нарушение – диссоциальное расстройство личности, требующее более напряженного лечения.

Хлюпает носом, кряхтит, покашливает

Малыши с раннего детства понимают, что во время болезни родители забывают о своих важных, взрослых делах и все время посвящают больному ребенку. Когда дети становятся старше, они могут нарочно громко сморкаться, кашлять, вздыхать, прижимая руку ко лбу. При этом маленькие симулянты чувствуют себя хорошо, просто они хотят привлечь внимание родителей. Деткам хочется, чтобы их пожалели, проявили заботу, обнимали и поили теплым молоком. Происходит это, как правило, в семьях, где родители заняты своими делами и не хотят проводить время с детьми.

Иногда мальчики и девочки «заболевают», чтобы не идти в детский сад/школу. Существует ряд причин, по которым они так себя ведут.

  • В группе или классе ребенку некомфортно. Возможно, у него проблемы с кем-то из воспитанников или одноклассников, а также конфликт с педагогом. Если с родителями нет доверительных отношений, кроха не может честно признаться, почему он не хочет идти в образовательное учреждение. Ему проще симулировать болезнь и остаться дома. Девочка не хочет идти в школу
  • Родители предъявляют завышенные требования. Несмотря на то, что дети полны энергии и сил, они тоже могут уставать. Им также необходим отдых. Если мама с папой этого не понимают, приходится прибегать к хитрости.
  • Ребенку не хватает родительского внимания. Малышам нужно, чтобы родители проводили с ними время: читали, играли, лепили, рисовали. Иногда деткам хочется побыть дома с мамой или папой, вместо того, чтобы идти в сад/школу.

Больной ребенок получает необходимую дозу любви и душевного тепла. Если вы заподозрили, что сын или дочь притворяются больными, разберитесь в ситуации, вместо того, чтобы сразу же ругать ребенка.Девочка укуталалсь в плед

Ксения, мама 6-летней Даши:

«Дочка у меня болеет редко, по пальцам можно пересчитать ее недомогания. Но в последний год я стала замечать, что Даша по вечерам начинала кашлять, чихать и шмыгать носом. Сначала я неслась с градусником, даже несколько раз вызывали педиатра, хотя явных причин простуды не было. Врач говорил, что с девочкой все в порядке. Мы прошли полное обследование в медицинском центре, но все анализы и показатели были в норме. Я не связывала состояние Даши с тем обстоятельством, что мы переехали, и дочка пошла в новый садик.

Оказалось, в группе с ней никто не играл, новых друзей она не нашла, поэтому ходить туда не хотела. Но боялась признаться, ведь мы с мужем работаем, и она не хотела нас огорчать. Я виню себя за то, что не поговорила с Дашей откровенно, не выяснила причины, почему дочка придумывала болезни. Мы много работаем, но никакая работа не стоит того, чтобы забывать о проблемах детей. Сейчас Даша ходит в частный детский сад. В группе у нее сразу же появились подружки, и теперь каждое утро дочка бежит в садик с радостью».

Кусает губы

Если это происходит во время разговора, то ребенок, очевидно, пытается не сказать лишнего. Либо он изо всех сил старается удержать в себе какой-то рвущийся наружу секрет, либо стремится не вступить в спор с собеседником, смолчать, даже если не согласен с говорящим. А вот если малыш закусывает губу в процессе какого-то занятия, это демонстрирует максимальную степень сосредоточенности и трудность поставленной перед ним задачи.

Покусанные губы характерны для детей, которым родители внушают: «Не спорь со старшими!», «Делай, что говорят», «Ты должен».

Важно!

Следи за собой:

  • обращай внимание на реплики, которые ты бросаешь в адрес ребенка, когда устала или рассержена — в те моменты, когда теряешь контроль и можешь сказать что-то лишнее;
  • постарайся избавиться от неконструктивных посланий ребенку. Больше говори ему слов любви и поддержки;
  • давай ребенку больше пространства и возможности для самостоятельных действий и решений. Твои многочисленные советы могут мешать ему творчески мыслить и развиваться, а желание сделать что-то за него не дает ему возможности учиться на собственных ошибках.

Заламывает руки

Это выдает волнение и неуверенность в себе: ребенку кажется, что весь мир смотрит на него — и он должен проявить себя по максимуму, сделать то, что от него ждут. Заламывая руки, ребенок таким образом берет паузу, пытаясь перебрать все возможные варианты действий и выбрать оптимальный. Однако такая привычка может перерасти в уже нездоровые попытки причинить себе вред: щипать себя, царапать руки, ноги и даже лицо, рвать волосы, колоть себя булавкой или карандашом, стучаться головой о стол или стену.

Таким образом ребенок наказывает себя за допущенные им промахи, ему кажется, что он поступил неправильно, даже тогда, когда, казалось бы, ничего и не делал.

Родители часто критикуют детей, бросая ему: «Ты бестолочь», «Лучше б тебя не было», «Ты только все портишь!».

  • «Потому что я так сказала»: 5 фраз, которые нельзя говорить непослушным детям

Ребенок кусает губы

Если вы разговариваете с малышом, а он при этом постоянно кусает губы, возможно, кроха боится сказать что-то лишнее или запретное. Возможно, ребенок изо всех сил сдерживается, чтобы не выдать какой-то секрет. Или он не хочет вступать в спор с оппонентом, даже если не согласен с его точкой зрения.

Ребёнок кусает губы

Важно! Если кроха закусывает губу в момент какого-то занятия (например, рисует картину или лепит из пластилина поделку), скорее всего, он просто сосредоточен и полностью вовлечен в процесс.

Дети кусают губы, как правило, в том случае, когда родители постоянно одергивают, не дают высказываться, не считаются с мнением младших членов семьи. На что нужно обратить внимание взрослым?

  • Старайтесь контролировать, что вы говорите сыну (дочери) даже в те моменты, когда вы сильно рассержены или разозлились. Какие действия ребенка могут свидетельствовать о наличии психологических проблем: примеры
  • Постоянно говорите ребенку, что любите и гордитесь его достижениями. Старайтесь избегать критики и разрушающих теплые отношения реплик.
  • Давайте детям больше свободы. Пускай они проявляют самостоятельность, используют воображение и творчество. Если вы будете делать все за ребенка, он не получит бесценный жизненный опыт. А бесконечные советы родителей только мешают развитию креативного мышления.

Алена, 27 лет:

«Родители воспитывали меня в строгости. Мне не разрешалось высказывать свои мысли, желания, моя жизнь была четко распланирована мамой и папой. «Не спорь со старшими», «Ты должна хорошо учиться», «У тебя никто не спрашивал» – примерно так со мной разговаривали с самого детства. Потом у меня появилась привычка кусать губы. Они покрывались коркой, лопались, вокруг образовывалась зудящая сыпь. Дерматолог прописывал какие-то мази, настойки, но все повторялось снова. Когда я уехала от родителей и обратилась к психологу, мы нашли причину моей привычки, которая, кстати, осталась до сих пор. С родителями я почти не общаюсь, у нас не сложилось добрых отношений, но в этом нет моей вины».

Девушка закусила губу

Ребенок кривляется и паясничает

Когда малыш корчит рожицы и кривляется, тем самым он старается привлечь к себе внимание окружающих. Обычно дети так себя ведут, потому что чувствуют в себе неуверенность. Им кажется, что они хуже остальных девочек и мальчиков, поэтому паясничают и всячески обращают на себя внимание взрослых и детей. Если родители делают замечание, дети только радуются, ведь цель достигнута, и их заметили. Как правило, такое поведение сигнализирует о том, что родители регулярно критикуют ребенка: «Какой ты неуклюжий», «У тебя никогда ничего нормально не получается сделать», «Ты совсем глупый? Сколько раз тебе объяснять одно и то же?».

На заметку! Ребенок может кривляться и паясничать, когда у него появляется младший братик или сестричка. Так он привлекает внимание мамы, которая сутками занята новорожденным.

Девочка показывает язык

Елена, мама 6-летнего Руслана и 3-месячной Евы:

«Руслан всегда был спокойным, вежливым мальчиком. Но еще когда я была беременная Евой, он стал вести себя очень странно. Мог на улице начать кривляться, показывать языки прохожим, бегать и дико кричать в магазине. А после рождения Евы поведение Руслана стало еще хуже. Хорошо, что на форуме опытные мамы двоих и троих детей подсказали, что старшему сыну необходимо мое внимание. Я думала, что он уже взрослый и сам в состоянии себя занять. Но, оказывается, я ошибалась».

В каком случае родителям нужно обратиться в неврологу

Помощь специалиста потребуется, если у ребенка:

  • нервный тик (непроизвольные подергивания мышц)

часто появляется у детей старше 5 лет, особенно у школьников;

  • истерические припадки

ребенок (старше 4 лет) бьется головой, руками или ногами о предметы, падает на пол, выгибаясь дугой. В 3 года эти симптомы могут быть проявлением кризиса и в коррекции не нуждаются;

  • заикание

чаще проявляется у мальчиков 3–5 лет. Но страдать им могут и девочки, а также дети школьного возраста.

  • анорексия (отказ от пищи, рвота во время еды)

часто появляется в ответ на насильственное кормление;

  • энурез и энкопрез (недержание мочи и кала)

чаще встречаются у дошкольников, и особенно беспокоят детей по ночам. Невролог проверит состояние нервной системы малыша и при необходимости назначит медикаментозное лечение. А психолог поможет выявить травмирующие факторы, спровоцировавшие появление расстройств, и убрать их.

Малыш кричит, скандалит, обижает окружающих

Если кроха регулярно устраивает скандалы, это может говорить о том, что малыш скрывает какую-то серьезную проблему. Маленький человек в постоянном стрессе должен выплескивать негативные эмоции, и он это делает так, как умеет: швыряет игрушки, бьет и кусает маму, отбирает у соседского мальчика машинку. Часто такое поведение характерно для детей, которых воспитывает один родитель или бабушки с дедушками.

Самое удивительное, что агрессивные дети могут слышать от взрослых ободряющие слова: «Ты – мой самый лучший ребенок», «Я тебя обожаю», «Ты – моя единственная надежда в жизни». Кроха чувствует серьезный груз ответственности, ведь родители считают его идеальным, поэтому нужно соответствовать. Нервное напряжение, которое растет с каждым днем внутри, не дает ребенку покоя, и приходится с помощью агрессии освобождаться от негативных эмоций.

Малыш скандалит

Когда необходимо обратиться к неврологу и психологу

Что в поведении ребенка должно насторожить родителей:

  • неосознанное подергивание плеча, дергание глаза (нервный тик);
  • приступы истерик в 4-5 лет;
  • заикание;
  • отказ от еды;
  • энурез в дошкольном возрасте.

Чуткие и внимательные родители сразу же обратят внимание на то, что их ребенок странно себя ведет. Чтобы не упустить момент и вовремя решить проблему, нужно разобраться в ситуации или обратиться к специалистам, которые помогут найти выход.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий