Когда воспитание равно наказанию

Многие родители сомневаются в правильности воспитания своего чада. Главное сомнение, конечно, всегда касается использования наказаний. Разговор идет вовсе не о ремне и порке, а о наказаниях вообще – таких, как угол, лишение компьютера или личных денег.

Мировой опыт и советы психолога

Физическое наказание в виде порки, стояния в углу, ударов по ладошкам до ХХ века применялось повсеместно и никого не смущало. Детей били родители, наказывали учителя, затем – мастера.

Этот опыт перекочевал из рабовладельческого строя, где тот, кто стоит на ступеньку выше по статусу, имел право утверждать свою власть, применяя побои по отношению к более низким классам.

физическое наказание, за и против

Но сегодня мы живем в демократическом (почти везде) обществе, где утверждается верховенство права. Бить детей нельзя по закону уже в 45 развитых странах, таких как Нидерланды, Австрия, Швеция. Недавно в их число вошла Япония.

Во многих странах СНГ действуют нормы Конвенции о правах ребенка и применяется уголовное преследование за жестокое обращение с детьми. Но четкой формулировки этого понятия не существует.

Что касается Великобритании, то там ситуация диаметрально противоположная. С 2011 г. ребенка можно наказать за плохое поведение прямо в школе, применив порку. Британцы настолько «накушались» либеральных свобод, что стали закручивать гайки.

США также не отказались от физического наказания учеников. Точнее, некоторые штаты отказались, но некоторые – нет. Учитель может не просто шлепнуть, а нанести серьезные побои ребенку, чтобы наказать его за непослушание, и дирекция займет сторону педагога.

Тем не менее, с человеческой точки зрения, применять насилие к маленькому ребенку, чтобы утвердить свою власть над ним – не самый мудрый путь. Ведь когда малыш подрастёт, он обязательно припомнит родителям, что они его били «ни за что».

Психологи рекомендуют мамам и папам во время наказания ребенка, скажем, за воровство, обязательно рассказывать, по какой причине они вынуждены его обидеть, как им горько, что приходится наказывать любимого сына или дочку.

Обязательно упомяните, как вы расстроены, что такой мерзкий поступок совершил ваш малыш, которого вы считали хорошим. А как теперь о нём думать?

Ребенок должен уяснить, что его любят по-прежнему, но наказание неминуемо, и родители будут вынуждены применять его каждый раз, когда правила будут нарушены. Только тогда чадо осознает свою вину и постарается больше так не поступать.

Элемент сочувствия к матери, которая совсем расстроилась от краха иллюзий о своей деточке – еще один психологический прием, помогающий родителям отбить у ребенка желание врать, воровать или как-то по-другому разочаровывать любимых родителей.

Главное – не просто наказать за вранье или что-то ещё, а именно сделать так, чтобы ребенок понял, что поступал неправильно, и САМ захотел изменить поведение в лучшую сторону.

Что же такое наказание?

Это — дополнительный мотиватор, который ограничивает ребенка в каком-то действии. Но ребенок должен бояться не наказания, а закономерных последствий своих действий. Наказывая, мы учим его избегать расправы, врать, изворачиваться. Естественные же последствия неотвратимы. Лучше сконцентрировать внимание на них. Не убрал игрушки — не нашел любимого солдатика. Вот оно, наказание!

Наказывать ли ребенка за непослушание? Возможно ли обойтись без наказаний?

2

Родитель, добровольно выбравший этот путь, сталкивается с множеством сложностей. Но стоит понимать, что отсутствие наказаний — это вовсе не вседозволенность. Этот метод воспитания не лишает человека правил и норм поведения, и совсем не означает, что, если карапуз ударит соседа по песочнице, то его за это погладят по головке.

Частые причины непослушания ребёнка

Многие родители убеждены, что их чада не слушаются из вредности, скверного характера или нежелания идти на компромисс. Однако мотивов и предпосылок для «недостойного» детского поведения на самом деле множество.

  • Возрастной кризис. Психологи выделяют несколько кризисных периодов в жизни ребёнка: 1 год, 3 года, 7 лет, 11 — 13 лет (приблизительные сроки). В это время в психике и физиологическом развитии детей происходят перемены, в результате чего поведение может меняться в худшую сторону.
  • Чрезмерное количество запретов. При многочисленных ограничениях ребёнок может протестовать, добиваясь большей свободы. Чтобы понять, насколько много запретов в семье, стоит подсчитать, сколько раз вы произносите слово «нельзя» в течение суток.
  • Непоследовательность. Некоторые родители ведут себя непоследовательно, сегодня разрешая что-то, а завтра уже запрещая ровно то же действие. Естественно, что ребёнок теряется в ориентирах, совершает проступок, но не понимает, почему и за что его наказывают.
  • Несоответствие слов и действий. Иногда дети ведут себя неправильно, поскольку родители обещают, к примеру, наказать за что-то, но не держат слово. В результате ребёнок игнорирует указания родителей и относится к ним несерьёзно.
  • Различные требования домочадцев. Подобная причина возможна, когда в семье не установлено единое мнение насчёт запретов и разрешённых действий. Например, отцом предъявляется суровые требования к подростку, мама же, напротив, балует его. В таком случае ребёнок может преступать «закон» втихомолку, надеясь на защиту матери.
  • Неуважение родителей. Ребёнок растёт, однако родители продолжают относиться к нему, как к несмышлёнышу, отказываются признавать в нём личность. Неудивительно, что подросток начинает протестовать, нарушать требования и запреты.
  • Невнимание. Нередко дети ведут себя неправильно лишь для того, чтобы привлечь к себе родительское внимание. Их логика проста: пусть лучше мать накажет за проступок, чем вообще не замечает и игнорирует.

Маленькие дети от природы любопытны, поэтому нередко стараются выяснить, что произойдёт, если нарушить то или иное правило. Это также нужно учитывать.

За что нельзя наказывать ребёнка?

Специалисты рекомендуют взрослым выстраивать своеобразную градацию проступков и дисциплинарных мер. Это поможет понять, за что не следует наказывать детей, а когда введение «санкций» обоснованно и, более того, обязательно.

Наказание допустимо, если ребёнок преднамеренно совершает запрещённый поступок. Степень дисциплинарного воздействия будет зависеть от тяжести совершённого «злодеяния». Например, кража денег, избиение брата или сестры, своевольный уход из дома.

За что нельзя наказывать ребёнкаПеред наказанием всё же следует выявить мотив проступка, чтобы удостовериться, что столь серьёзное деяние было совершено злонамеренно, а не по не знанию, случайно или из благих пожеланий.

Не рекомендуется наказывать ребёнка:

  • за стремление к познанию: прыжки в лужах (чтобы проверить их глубину), разборка предметов (пусть даже дорогих) на части, исследование собственных половых органов;
  • за особенности возраста и физиологии: неумение ходить в горшок, за гиперактивность, низкий уровень внимания, слабая память, проблемы с засыпанием;
  • за поведение, обусловленное болезнью: неврозами, психиатрическими заболеваниями;
  • за естественные эмоции: бунт трёхлеток, зависть к чужим вещам, ревностные проявления к брату или сестрёнке;
  • за неосторожные поступки: испачкался на улице, разлил молоко на кухне.

Рассмотрим распространённую ситуацию: ребёнок разбил чайник из дорогого сервиза. Однако при изучении этого случая выяснилось, что малыш собирался заварить чай и налить кружечку этого напитка любимой маме. Оправдано ли наказание в подобной ситуации?

Нет, ведь поступок изначально был положительным, а ребёнок исходил из самых добрых побуждений. Наоборот, малышу необходимо посочувствовать, поддержать и помочь, подсказав, как избежать подобных промашек в дальнейшем.

Основные принципы воспитания детей без наказаний

  • Терпение. Родители, отважившиеся на воспитание без наказаний, выбирают сложный и тенистый путь. На нем будет немало проблем, но при соблюдении всех условий они вырастят счастливого и самодостаточного человека.
  • Детей надо любить не за то, что они нам дают (чувство уверенности, полноценности и гордости), а любить просто так. Конечно, проще наказать, чем разбираться в причинах плохого поведения. Но в этом проявляется эгоизм родителей. Они делают легче для себя, ущемляя своего ребенка – маленькую личность.
  • Принимать своего ребенка таким, какой он есть, со всеми проблемами, неприятностями и капризами. Он должен чувствовать, что его любят и ценят.
  • Нужно уделять своему чаду достаточное количество внимания. Ведь именно его дефицит вызывает непослушание.
  • Признавать личность ребенка. С самых малых лет, когда карапуз еще не умеет говорить, он уже выбирает себе одежду, игрушку. У него есть свои чувства и страдания. Нельзя ими пренебрегать. Ведь это губит индивидуальность.
  • Воспитание личным примером. Если запрещаете ребенку врать — не врите и не приукрашивайте сами. Соблюдайте правила всей семьей. Врожденный инстинкт ребенка подражать взрослым действует на подсознательном уровне. Попробуйте, и вы поймете, что это так.
  • Чем больше давления, тем больше сопротивление. Если постоянно пилить — убери игрушки, сделай то, сделай это, не бери, не ломай, не трогай, то можно создать такую напряженную атмосферу, что ребенку захочется из нее сбежать. Что он и будет пытаться делать в капризах, протестах и истериках.
  • Наказания подтверждают, что на каждую силу найдется еще большая сила. Малыш вырастет и ваш силовой и финансовый авторитет пропадет. Тогда придет понимание, что наказание – это ошибка воспитания, но будет уже поздно.
  • Последовательность — помощник в соблюдении правил. Сказали, что не дадите конфету до ужина — не давайте. Если сегодня нельзя, а завтра можно, то можно всегда.
  • Поддерживать нужное поведение поощрением. Дети быстрее забывают о наказании, которое грозит в случае шалости, но помнят о презентах за прилежное поведение.
  • Родитель должен постоянно развиваться, учиться, чтобы взрослеющий малыш не поставил его в тупик сложными вопросами.
  • Не вестись на провокацию — истерики, упреки, грубость. Будьте равнодушны к таким эмоциональным взрывам.

Известно, что дети, которые растут без наказаний, менее агрессивны. Ведь грубость — это месть за боль. Наказания порождают горькую обиду, которая глушит все, включая здравый смысл.

То есть, этот негатив ребенку некуда деть, а он жжет изнутри. Поэтому дети часто срываются на младших братьях, сестрах и домашних животных.

3

Что необходимо знать родителям о воспитании детей без наказания — как научиться этому искусству?

  • Упрямство и капризы – способ самовыражения ребенка, когда ему не хватает свободы. Часто они возникают в кризисные периоды жизни — кризис 3 лет, переходный период. С каждым годом добавляйте ребенку свободы и личного пространства, а не обязанностей. Ведь свобода — это принятие решений.
  • Допускать естественные последствия – истинные наказания.
  • Прочувствовать вместе выход из проблемы. Например, ребенок взял без спроса чужую вещь. Нужно пояснить, что хозяин вещи расстроится, если не найдет ее на месте. Ведь она ему так дорога. Надо вернуть ее хозяину!
  • Взрослый должен задавать интерес у ребенка к нужному поведению, а не зацикливаться на нежелательных действиях. Т.е. родитель не предупреждает, если тронешь цветок, выпорю. А говорит, сиди, играй с куклой, пока я не приду.
  • А как же быть с маленькими детьми? Они не понимают неправильности своих действий, и объяснить им это практически невозможно. Тогда нужно просто физически удалить малыша из опасной обстановки и создать для него безопасную среду. Если лезет к дворовой собаке, то надо унести кроху в другой двор и отвлечь игрушкой.
  • Много разговаривать с ребенком. Объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Моделировать ситуации на куклах и решать проблемы в игре.
  • Не накладывать запреты на необходимые действия. Ребенок не может сидеть тихо на стуле около 40 минут в очереди. Детям полезно бегать, играть, прыгать и резвится. На то они и дети, а желание иметь удобного ребенка – это требование родительского эгоизма.

5

Воспитание без наказаний не приводит к эгоизму. Ведь эгоисты — это недолюбленные дети, которые во взрослом состоянии пытаются наверстать упущенное.

Воспитание без наказаний — большая и тяжелая работа. Главным образом, это работа над собой – ведь, что бы мы ни делали, дети все равно будут похожими на нас.

Конструктивные методы наказания ребёнка

Итак, основные правила применения дисциплинарных мер воздействия известны. Теперь осталось разобраться, как правильно наказывать ребенка и какие лояльные методы наказания можно включить в свой родительский арсенал.

  • Лишение привилегий. Этот метод особенно подходит для подростка. В качестве наказания можно использовать ограничение доступа к компьютеру или телевизору.
  • Исправление совершённого. Если ребёнок намеренно разрисовал столешницу фломастером, вручите ему тряпку и моющее средство – пусть исправляет свой проступок.
  • Тайм-аут. Маленького «хулигана» отсаживают в отдельное помещение на несколько минут (одна минутка на каждый год). В комнате не должно быть игрушек, ноутбука, мультиков.
  • Извинение. Если ваше чадо кого-либо обидело, нужно заставить его извиниться и по возможности исправить ситуацию. Например, нарисовать рисунок вместо разорванной картинки.
  • Игнорирование. Подойдёт больше для маленьких детей, однако слишком часто применять этот метод нельзя. Откажитесь от общения с вредничающим ребёнком, выйдите из комнаты.
  • Получение негативного опыта. В некоторых ситуациях нужно разрешить ребёнку сделать то, чего он хочет. Естественно, нужно следить, чтобы ребёнок не навредил себе.
  • Ограничение общения с ровесниками. В случае серьёзного проступка стоит на короткий срок ввести «комендантский час», ограничив общение ребёнка с приятелями.
  • Наделение обязанностями. В ответ на проступок родители назначают ему «общественные работы». Это может быть внеочередное мытьё посуды, уборка в гостиной и т.д.

Не стоит забывать и об ещё одном эффективном методе – порицание и осуждение. С учётом возраста и тяжести проступка родители рассказывают о том, почему детское поведение неправильно и какие неприятные чувства оно вызвало.

Запрещённые приёмы

Знание, как правильно наказывать ребёнка, действительно важно. Однако необходимо понимать, что в вопросах выбора дисциплинарных мер существуют и определённые табу.

Неправильное поведение взрослых может привести к протестам, трудностям в учёбе, замкнутости и нежелании детей общаться с собственными родителями. Обиды могут перейти и в будущее.

Запрещённые приёмыКаких же крайностей стоит избегать при назначении наказаний? Специалисты советуют отказаться от нескольких перегибов:

  • Унижение. Выбранная дисциплинарная мера никоим образом не должна унижать достоинство ребёнка. То есть нельзя говорить, что он дурак, бестолочь и пр.
  • Вред здоровью. Речь идёт не только о порке, но и о таких жестоких методах воспитания, как приседание, обливание холодной водой, принуждение к голоданию. Нельзя также ставить детей на коленки в угол.
  • Одновременное наказание за несколько ошибок. Правильный принцип: одно «прегрешение» – одно наказание. Лучше всего наказать за самый тяжкий проступок.
  • Публичное наказание. Как уже было отмечено, наказание на публике наносит психологическую травму подростку или вредит его репутации в детском коллективе.
  • Необоснованный отказ от наказания. Будьте последовательны: если уж решили принять меры, выполняйте обещание. Иначе вы рискуете потерять авторитет.
  • Отсроченное наказание. Нельзя заставлять ребёнка ждать, мучиться из-за ожидания неминуемой «кары», представлять, что его ждёт. Это своеобразное моральное издевательство над детьми.

Помимо этого, нельзя применять ограничения и наказания в качестве мести или превентивной меры. Важно подходить к этому процессу крайне взвешенно и продуманно. Ведь главная задача – улучшить поведение ребёнка, а не испортить с ним отношения.

Самые распространённые ошибки родителей

Часто на улице можно встретить мамочку, ругающую малыша за то, что он промочил ноги в луже. Или такая ситуация: девочка играла в песочнице и испачкала нарядное платье. Или вот ещё: дома (в гостях) кроха разобрал какую-то вещь, и она сломалась. Правильно ли поступают взрослые, критикуя ребенка?

Ответ зависит от мотивов поступка. Это основное правило.

Прежде, чем наказывать свое чадо, выясните причины, подвигнувшие его так поступить.

Если мама попросила перед выходом из дома в поликлинику, гости и т. п. обходить лужи, потому что ботиночки промокнут, а малыш ослушался, тогда наказать нужно. Но если вы вышли после дождя на прогулку, надев соответствующую одежду, обув резиновые сапожки, то ругать дитя за исследование глубины луж не стоит: так вы прервёте творческий импульс.

Когда девочка вымазала платье в песочнице, спросите себя, а куда вы шли? Если в гости мимо детской площадки – это одно. А если на прогулку – зачем надевать нарядную одежду? Покрасоваться перед мамашами?

Ваш ребенок – не атрибут, а живой человечек. Можно хвалиться новой сумочкой, а малышку нужно развивать, создавая ей все возможности. Идете в песочницу – надевайте одёжку попроще и поудобнее, чтобы не сковывать движений. А коллегам-родительницам покажите красивый маникюр.

Если мальчик ломает что-то в попытке разобрать и заглянуть внутрь, это в нём проснулся дух юного исследователя. Ругать за расчлененную куклу сестры не стоит, если только малыш не резал её ножом с диким взглядом. Наилучшим выходом будет подарить малышу увлекательный конструктор, а папа может вместе с сыном смастерить скворечник или взять его с собой в гараж, где полно инструментов.

Подобных проступков много:

  • разбитая посуда – случайно, специально или кроха хотел приготовить что-то любимым родителям, но тарелка (чашка) выскользнула из рук;
  • вынутые из шкафчиков кастрюли;
  • покрашенные животные.

Везде необходимо выяснять причины. Наказание за доброе намерение недопустимо.

За что наказывать нельзя

Отдельной строкой идут физиологические особенности развития малышей, за которые нельзя наказывать ни в коем случае:

  • исследование собственных половых органов;
  • проступки, вызванные психическими заболеваниями: неврозами, синдромом дефицита внимания, аутизмом и др.;
  • если ребенок не в состоянии выполнить требование взрослого (не привык ходить на горшок, плохо запоминает, не понимает, что от него хотят, мочится в постель);
  • проявление эмоций (ревнует родителей к братикам или сестричкам, завидует или просто бунтует).

Бунты бывают разными, от милого неповиновения трехлетнего малыша, которого отправили в детский сад (и там он копирует поведение лидера группы) до гормональной перестройки в организме подростка (с чем он не совладает).

Ругать за них бессмысленно. Лучше помогать отпрыску справиться с проблемой при помощи доверительной беседы и любви.

Публичное наказание

Ещё одна распространённая ошибка взрослых: наказывать детей прилюдно.

детей нельзя наказывать прилюдно

Психологи утверждают, что публичное наказание ребенка ведет к унижению достоинства личности в глазах окружающих. Ругая или другим способом наказывая своего сына или дочь, вы не добьётесь раскаяния, а вызовете ответную реакцию в форме протеста.

Конечно, проще отчитать или отшлепать своё чадо, когда он обидел другого малыша, но нужно поступать мудрее, вы же взрослый.

  • Отведите отпрыска в сторонку, наедине выясните, зачем он так поступил.
  • Выразите свое отношение к его выходке.
  • Спросите, как он намерен исправлять ситуацию: нужно заставить его принять ответственность за свои действия.
  • Предложите вместе подумать, как лучше поступить.
  • Проконтролируйте исполнение решения.

Если действие малыша не случайное, а намеренное, нужно принимать меры. Предупредите его, что дома его ждет наказание, чтобы малыш знал, что за плохие поступки придется платить.

Говорите с детьми простым, понятным для них языком, потому что иначе они опять не поймут, чего от них хотят, а из страха будут кивать головой.

Не делайте из ребенка жертву

Перед тем, как мы перейдем к тем мерам, которыми можно наказывать детей, отметим ещё одно.

Порой родители срываются на детях в конце дня, когда силы уже на исходе: работа, стояния в очередях, уборка и готовка выматывают; поэтому сил на то, чтобы сдерживаться, просто не остаётся.

Шумные игры детворы, беготня или разбитая ваза вызывают сверхбурную реакцию. Так делать нельзя. Это называется сублимация, или перенос энергии с источника недовольства на доступную жертву.

Не делайте из ребенка жертву. Это ваше дитя, которое вы любите. Если вы поругались с близким человеком, отчитал на работе шеф или оштрафовал ГАИшник, ребенок не виноват.

Бить или не бить

Очень важно не делать малыша виноватым в спонтанном всплеске эмоций. Это впоследствии стирает грань между представлением о преступнике и представлением о жертве. Из-за этого, в будущем, малыш станет обвинять себя в произошедшем в том случае, если окажется в роли жертвы. Или, совершив преступное деяние, будет считать виновной в происходящем жертву.

Если решите обойтись без анализа ситуации, то можно вполне обойтись обыкновенными извинениями и избегать повторения возможных шлепков.

Проблемы начинают возникать, когда термин воспитание приравнивается к физическим наказаниям.

Существуют, ситуации в которых психологи или педагоги нередко приравнивают элементы насилия над детьми к воспитательному процессу. Причем это выступает зачастую именно в форме призыва к активному использованию подобных методов. Также люди продолжают придерживаться мнения о том, что обижать тех, кто меньше или слабее, плохо и даже неправильно, осуждают поступки подобного рода. Но гораздо хуже, когда это поощряется на постоянной основе. Например, такое нередко встречается в церковных реалиях. Люди берут это за основу оправдания.

Наказание

Люди постоянно придерживаются одобрения большинства. А те, кто против, зачастую вызывают волну негатива. Отсутствие насилия в процессе воспитания ребенка может вызывать мнение о том, что дети обязательно вырастут плохими людьми.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий