Коллективизм и жестокие законы детской стаи

Коллективизм и жестокие законы детской стаи

Самые большие трудности выпадают на долю тех детей, чьи родители «самовыражаются», отыскивая детям нестандартные имена…

0 5068 17 Июля 2016 в 21:28

Помните, в школе были мальчишки, которые не отзывались на свои имена? Ставшее привычным ныне имя Егор в моем поколении звучало как сверх экстравагантное. Это сегодня мы уже не реагируем на Савву, Добрыню и Елизавету. А тогда Егор превращал себя в Гарика. Не знаю, откликается он сегодня на свое имя или так и ушел на пенсию Гариком…

В школе с моими детьми в конце 80-х – начале 90-х училась Снежана. Помню, как моя дочь поделилась этой новостью с нами. В ее словах была явно просматриваемая радость от того, что ее назвали «нормальным» именем.

Она рассказала, что вместе с подружками ходила «смотреть» на Снежану. Их потрясло несоответствие заурядности облика и исключительности имени. Девочки были уверены, что за таким именем должна быть как минимум Снежная Королева, но уж никак не подруга бабы Бабарихи — Ткачиха или Повариха.

Ничего не напоминает?

Эти дети, конечно, «Чучела» не видели. Но мы, будучи школьниками, когда фильм вышел на экраны, рыдали и говорили друг другу: «Неужели дети могут быть такими жестокими?!» Мы жили в другой реальности, в которой такая травля одноклассницы была нонсенсом.

А нынешние дети живут в реальности такой. Для них история Насти Костиной — обычная. Но фильмов на эту тему не ставят. Наоборот, в голливудской продукции жестокости среди детей в американских школах так много, что такие отношения уже воспринимаются их российскими сверстниками как норма. Да и называется это у них не русским словом «травля», несущим в себе негатив, а английским cyberbullying, которое звучит для нашего слуха загадочно и даже мелодично. Травить, может, и нехорошо, но кибербуллинговать — круто!

У «Росатома» есть замечательный детский проект NucleaKids. Ребят из «атомных городов», увлекающихся танцами, музыкой, пением, собирают летом в лагерь, где профессиональные взрослые вместе с ними с нуля создают музыкальный спектакль на волнующую детские сердца тему. И потом они гастролируют с ним по «атомным городам», завершая тур в Москве. В прошлом году они показали ремейк «Чучела».

Раскачать систему. Ветеран МВД о том, как справиться с травлей в школе

Сюжет развивался почти так же, как в случае с Настей: травля шла в соцсетях и мессенджерах. И сожгли Чучело тоже в Сети.

Автор сценария и главный режиссёр спектакля Владимир Карабанов, у которого четверо своих детей, когда погрузился в тему, изучая информацию в Сети, понял, насколько это широко и серьёзно. «Сеть монетизирует цинизм, унижение других, вседозволенность. За циничные посты, унижающие кого-то видео, люди получают просмотры, лайки и деньги, — говорит он. — И это усугубляет такие нравы безнаказанностью. А с другой стороны, ломает психику жертве, ведь в этом возрасте дети всё воспринимают гиперболизированно».

Девочки бьют ногами

На сцене из виртуала в реал вышла сама жертва: в ответ на взлом своих страниц в соцсетях и кражу информации из компьютера Чучело пришла в класс и вручила обидчикам конверты с приватной информацией о них, чем сразила их наповал.

Для 13-леток, набивающих сообщения в мессенджере нецензурной лексикой, такой уровень хакерства, как взлом страниц, недоступен. А по законам жанра сюжет должен был развиваться — и в реал его перенесли зачинщики.

Учатся они сейчас на удалёнке, но гулять после занятий можно и нужно, чтобы двигаться и дышать свежим воздухом. В последний день октября во время прогулки, когда Настя Костина со своей подругой качались на качелях в сквере, который в районе называют по-старому Пушкинским, к ним подошла агрессивная стая детей — тогда она впервые и увидела двух девочек из другой школы. Они сразу начали нецензурно оскорблять и её, и подругу, но мирно настроенные девочки не стали затягивать такое общение и ушли.

Один в поле не воин - главное правило против буллинга

Мама, я — изгой! Чем опасен буллинг и как прекратить травлю Подробнее

Дальше — больше. Инциденты во время прогулок стали регулярными, перешли в преследование, а потом и драки. Вернее, мирно настроенные девочки не дрались — это их били. Били, угрожали. Появилась ещё одна девочка — она снимала происходящее на камеру и кричала, что видео появится в Tik-Tok.

«Агрессивность у подростков была всегда, это возрастная особенность, — говорит руководитель корпоративного университета Российского движения школьников (РДШ) Елена Белорыбкина. — А сейчас смещены гендерные ориентиры. Девочки развиваются раньше мальчиков, а различия между женскими и мужскими ролями в их среде стёрты. И они утверждают себя такими не женскими способами. К тому же в этом возрасте у них возникает конкуренция — за красоту, за признание авторитета. Они из детства ещё не ушли по поступкам, а представляют себя уже взрослыми».

Конфликт не исчерпывается

При следующей встрече с невзлюбившими её девочками Настя позвала на помощь отца. Прибежав, он встал между дочерью и нападавшей на неё и спросил, что здесь происходит. Такой поворот событий был слишком неожиданным, и малолетние агрессоры, испугавшись, убежали. Позже, когда отец Насти шёл по своим делам к метро, он увидел этих девочек в компании других ребят и услышал брань в адрес своей дочери. Подошёл и сказал всем, чтобы оставили Настю в покое. Будучи уверенным, что строгое требование со стороны взрослого человека остановит детскую агрессию, посчитал, что конфликт исчерпан.

Детская жестокость. Что делать, если ребенка обижают сверстники

Вместе с женой он больше беспокоился о другом — о состоянии своей дочери. Они стали замечать в ней перемены раньше. Настя перестала открывать шторы в своей комнате, выходила с красными глазами, стала малоразговорчивой. А за последней прогулкой последовал сильнейший срыв. «Зачем вы меня родили? Почему я такая некрасивая», — в слезах вопрошала родителей девочка. Те отпаивали её успокоительными средствами и согревали свой заботой.

И всё же Настя престала «ходить» на онлайн уроки. У неё проявилось кожное заболевание неврологической природы. Пришлось обращаться за помощью к психологу и докторам.

А тут началась новая серия кибербуллинга. Та самая девочка, которая преследовала и нападала на неё, стала слать новые угрозы: мол, на Настиного отца уже подано заявление в полицию, и теперь его посадят. Это подхватили остальные члены стаи: «Твоего отца посадят! Посадят!» И последовал новый срыв…

Нет коллектива — сбиваются в стаю

В ремейке «Чучела», который называется «Вначале было слово», дети осознают: «Нашими голосами меняют мир полюсами слова». И ещё: «Если мы построим новые города, откроем новые планеты, разгадаем все тайны природы, но не будет в нашем сердце любви, то зачем всё это?»

Коллективизм и жестокие законы детской стаи

Стоит ли родителю вмешиваться, если ребенка обижают в школе? Подробнее

Когда это осознает агрессивная стая школьников? И сможет ли осознать без помощи взрослых?

«По большому счёту, в последние 20-25 лет внимание воспитанию в школе практически не уделялось. В широком смысле — да, что-то делалось в плане передачи культурного опыта, исторического. Но духовно-нравственное воспитание, которое формируется в коллективе, ушло на второй план вместе с тем, как на второй план ушло воспитание в системе оценки труда педагога», — говорит Елена Белорыбкина.

Классы перестали быть коллективами. А подросткам нужно общество. И если нет коллектива, они сбиваются в стаю, у которой свои законы…

«У подростков ведущий вид деятельности — общение. И эту нишу нужно заполнять взрослым, чтобы учить их доброжелательно и культурно общаться», — продолжает Белорыбкина.

«Мой сын жил, как на войне». Мама подростка рассказала о травле в школе

В РДШ историй травли знают много. Поэтому разработали курс антибуллинга для школьников. Заявки на него уже поступили из 500 школ страны. «Правильным взаимоотношениям с окружающими, умению рационально разрешать конфликтные ситуации и защищать собственные границы нужно учить детей так же, как учим их не опаздывать в школу», — считает исполнительный директор РДШ Ирина Плещева.

«Во всём обществе должно формироваться негативное отношение к этому явлению — тогда подростки будут чувствовать рамки дозволенного», — думает Владимир Карабанов.

Но пока что в публичном пространстве обсуждаются в основном бесконечные реформы образования и практически ничего не говорится о таком страшном явлении в детской среде, как травля. Одни делают вид, что его нет, другие не знают о нём. А нужно кричать и бить в колокола.

Инкубаторские цыплятки

Как объясняет Системно-векторная психология Юрия Бурлана детские коллективы — это слепок доисторической человеческой стаи. Здесь ценятся сила, ловкость, отвага, и здесь — все равны. Коллективизм стаи. Тот, кто выбивается из ряда, подвергается отторжению. Внутри коллектива все дети стремятся соответствовать существующему локальному стандарту поведения.

Как бывает невозможно убедить второклассницу надеть новое и красивое, по вашему мнению, платье, только потому, что такие платья в «их школе никто не носит»! Порой ребенок не понимает и не может объяснить, почему он отказывается от предложенной куртки. А если родители слишком настойчивы, то эта куртка будет скомкана и забита в самый дальний угол, как только ребенок выйдет из зоны родительского контроля.

Наверное, многие из нас, став родителями школьников, хоть раз произнесли фразу: «Из школы принес…» Это могло относиться к манере поведения, оборотам речи, устойчивым словосочетаниям и к нецензурной лексике. Нам всем хотелось бы оправдать любой негатив на ангельском личике собственного дитя чьим-то влиянием. Но очевидно одно: дети усваивали стандарты их окружения, стремясь всеми силами быть унифицированной частицей коллектива.

Даже в детском саду малыши очень быстро улавливали коллективный дух маленького сообщества. Четырехлетняя домашняя принцесса, с радостью наряжавшаяся перед зеркалом в королеву, начинала выбирать самую заурядную одежду для детского сада. Она убедилась на своем опыте, что необычный наряд сделает из нее объект не самого доброго внимания: кто-то просто потрогает, а другой дернет или постарается оторвать бантики и бусинки… Мы, родители, с удивлением и раздражением вновь повторяли: «Откуда это?» Не понимали. Утешали себя тем, что ребенок перерастет это и станет похож на нас.

image description

Откуда появился коллективизм?

Детский коллектив подобен первобытному обществу, где в почете ловкость рук и быстрота реакции. Если кому-то не удается соответствовать стандартному поведению, его отторгают. Например, второклассницу невозможно заставить заплести в косы ленточки. А знаете, в чем причина? «Такие прически никто у нас не носит» – важно заявляет она.

Коллективизм и жестокие законы детской стаи

Дух коллективизма быстро усваивается малышами в детском саду. Если большинство ребят носят рубашку навыпуск и сандалии на босу ногу, то никакими уговорами не убедишь свое чадо заправить рубашку в шортики и надеть носочки: «Это неправильно!» – скажет маленький упрямец. И утверждает он это неспроста. Ему довелось убедиться самому в недобрых намерениях одногруппников. Сложенные на стульчик носочки стремительно «улетают» куда подальше. Это дело рук шаловливых босоногих детей.

Коллективизм и жестокие законы детской стаиДетская жестокость. В Омске в детсаду дети избили девочку

Многие родители замечали принесенные из школы фразы или манеры. Очевидно, что дети пытаются соответствовать сложившимся в их окружении стандартам. Таким образом они чувствуют принадлежность к своему коллективу.

Понять ребенка непросто

Любому родителю потребуются знания по воспитанию детей. А именно, разбираться в сложных периодах становления личности. Новый человек приходит в жизнь, и умиленная мама, разглядывая свое счастье, задается вполне логичными вопросами о том, каким он будет: похожим на маму или папу, на дедушку с маминой стороны или на тетю со стороны папы?

В психологии совокупность желаний и возможностей называется векторами. Всего их восемь.

Коллективизм и жестокие законы детской стаи

Природа щедро наградила нас разными векторами. А это значит, что характеристика личности и выбор цели определяется взаимным влиянием одного на другой. Проще говоря, если дочка походит на маму глазами, это совсем не означает, что она будет хозяйкой магазина, как ее мать. Вполне может оказаться, что она романтичная натура и кроме игры на флейте ее ничто больше не интересует. Это реализация врожденных качеств человека и варианты комбинаций невозможно повторить или предугадать.

Возрастные особенности поведения детей запрограммированы природой

Человеку отпущен короткий, но очень значимый период для развития векторов, так как развиваются они до окончания пубертата (примерно до 16 лет). Короткий, потому что всего-то чуть более пятнадцати лет, чтобы постараться подняться до высокого уровня развития врожденных свойств. Значимый, так как жизнь от трех до шестнадцати лет вмещает в себя много больше, чем в период от пятидесяти до шестидесяти. За эти годы становления нужно успеть многое, пройдя дорогу от архетипичного стайного человечка до человека социального, адекватного современному уровню развития мира.

С трех лет у ребенка появляется ощущение своей отдельности от других. Он начинает понимать, что есть «я», а есть другие люди и мир вокруг. Он по-прежнему зависим от родителей, в первую очередь, от матери, а через нее и от отца. Как объясняет Системно-векторная психология Юрия Брулана, самое главное, что мы можем ему дать в этом возрасте — это чувство защищенности и безопасности, и отдать в детский сад, где он приобретет навык социализации, умения находить свое место среди других людей.

image description

Оказавшись в детском саду, малыш делает свои первые самостоятельные шаги, пытаясь вписаться в социальную группу, разобраться в ее правилах, найти в ней свое место. Он бессознательно ведет себя по первобытному принципу, как абориген древней саванны, стараясь быть незаметным на ландшафте, чтобы его не съели дикие звери. Все, что может вытолкнуть ребенка из общего ряда, становится угрозой его выживанию. Возникает эффект социальной мимикрии, когда малыши стараются слиться с социумом, стать незаметными утятами в стае таких же.

Но мало того, что кого-то природа наделила особенностями генотипа, выделяющими из стаи: рост, вес, цвет волос и кожи, походка, так еще и родители вносят свой неразумный вклад в потерю защищенности и безопасности. Мамы, когда-то мечтавшие о красивых платьях, реализуют мечты, отправляя своих принцесс в детский сад в несуразных, не по возрасту купленных нарядах. А туфли на каблуке во втором классе! Хочется пригласить этих любящих мам в инкубатор, чтобы они увидели, как цыплята расклевывают насмерть такого же, как они птенца, потому что на него нанесли каплю красной краски… Просто потому, что он другой!

Так распорядилась природа

Развитие векторов происходит в очень короткий срок (примерно, за шестнадцать лет). Это период полового созревания ребенка. За столь малый отрезок времени врожденные свойства развиваются очень стремительно, как никогда и нигде более. Даже в возрасте от пятидесяти до шестидесяти лет бывает гораздо менее полезных событий.

Коллективизм и жестокие законы детской стаиLittle boy standing apart from other children, high angle view

После того, как ребенку исполнилось три года, у него появляется способность осознавать себя отдельно от других людей. Он начинает понимать, что существует его мир, а также мир других людей. Еще ему становится очевидно, что он продолжает зависеть от своих мамы и папы. Необходимо дать малышу в этом юном возрасте уверенность и чувство защищенности в лице своих родителей.

Отдавая малыша в детский сад, будьте уверены: он получит пример социальной адаптации. Там он найдет себе занятие по душе и свое «Я».

Впервые посетив детский садик, ребенок пытается вписаться в незнакомый коллектив. Ему приходится найти свое место и разобраться в новой ситуации. Можно сравнить его с аборигеном, который вынужден оставаться незамеченным и сливаться с природой, во избежание угрозы быть съеденным заживо. Все, что не вписывается в общий план, является опасным и несет угрозу. Специалисты называют такое явление эффектом маскировки: малыш пытается слиться с социальной группой, в которой оказался. Это, похоже на то, как в стаю утят попадает такой же беспомощный цыпленок, но он начинает копировать поведение большинства.

Коллективизм и жестокие законы детской стаи

Милые мамочки! Детям и без того тяжело вливаться в незнакомый социум!

Хочется напомнить, что надевая на малыша слишком яркие наряды, вы провоцируете ребенка быть заклеванным. На примере инкубатора, легко представить, как одинаковые птенцы реагируют на птенца с красным пятнышком. Они готовы растерзать его только потому, что он не похож на всех вместе взятых. Достаточно того, что от природы все дети имеют отличия по цвету волос и кожи, росту и весу. Да еще родители добавляют фальшивую нотку в образ ребенка, тем самым нарушая его защищенность и безопасность.

Коллективизм и жестокие законы детской стаи

Подросток достоин уважения

Школьная пора быстротечна. Не успели вы оглянуться, как ребенок перешел в разряд подростка (тинейджера). С этих пор у родителей новый повод для шока. Ваше мнение для него становится сродни раскопкам археологов. Вам немного за сорок, но он считает вас некомпетентным динозавром, ничего не понимающем в модных тенденциях. А он, при всем этом, всеми способами готов выделиться из толпы. Одни, одеваются как популярные кумиры. Другие, требуют роскошных поездок в дни каникул. Третьи, хвастаются достижениями родителей. Четвертые свое верховенство показывают на слабых или целой стаей.

Коллективизм и жестокие законы детской стаиКадр из фильма “Юленька”

Странно, куда исчезают премилые детишки? Еще вчера они стремительно подражали друг другу, как цыплята в инкубаторе. Как случается, что общение превращается в соревнование «Кто похвалит меня лучше всех?».

Из вчерашних серых мышек в Жар–птицы

Только родители вошли в ритм школьной жизни, только немного притерпелись к сложностям периода, как происходит обвал устоявшихся отношений. «Тинэйджер» — гордое имя вчерашнего тихого пятиклассника. Больше нет желания быть как все, пришло время показать себя миру. Еще вчера школьная униформа была просто одеждой, а сегодня: «Это же ужас! Я в этой форме на пугало похож(а)…»

Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает объяснение феномену превращения вчерашней куколки в бабочку. К этому возрасту заканчивается период развития, когда ребенок инстинктивно старался повысить свою безопасность и защищенность, мимикрируя в социуме. Куколка бабочки похожа на сухую веточку или жухлый листочек. Нет ярких красок, отсутствует запах. Все способствует сохранению и выживанию. В это время идет формирование и накопление качеств и способностей. Как только необходимый уровень достигнут, бабочка расправляет крылья и устремляется в жизнь. Ей надо не только сохраниться, но и размножиться. Размножение доминирует, и поэтому бабочка имеет все аксессуары для того, чтобы быть замеченной.

Поведение подростков аналогично. Они достигли в своем развитии уровня, когда сами могут обеспечить свою защищенность и безопасность, и теперь перед ними стоит новая задача — размножение. Нельзя больше прятаться среди таких же «куколок — личинок». Не заметят на ярмарке женихов и невест, и останешься один (одна). В этом возрасте еще нет понимания жизни в ее многогранности и сложности, поэтому молодая поросль всеми силами души устремлена в одном направлении — на поиски партнеров. А для этого надо выбиться из общего ряда любыми способами. Одежда — «писк моды», прическа — из Голливуда, манера говорить — из сериалов…

Иногда испытываешь сострадание, глядя на шестнадцатилетних девочек, готовых выпрыгнуть из себя, чтобы только прохожий оглянулся. Они ведь столько усилий вкладывают, чтобы взгляд зацепился именно за них, а не за Иру из соседнего подъезда. Хочется помочь им, направить молодую энергию в конструктивное русло.

Для этого необходимо нам, взрослым и заинтересованным, уяснить для себя смысл и предназначение периода пубертата и следующих за ним лет. Ведь наши дети рождены для счастья и обязанность родителей научить их строить жизнь и отношения с другими так, чтобы это приносило радость, а не горечь разочарований. Понимание происходящего снижает уровень стресса, облегчает жизнь и родителям, и детям.

Современный уровень развития «тинэйджера» вполне достаточен для восприятия базовых знаний Системно-векторной психологии на тренинге Юрия Бурлана, который они могут пройти с 14 лет с согласия родителей. Ну, а тем мамам и папам, дети которых еще не достигли подросткового возраста, знание о векторах поможет сбалансировать собственное состояние, что является наиважнейшим моментом в формировании чувства защищенности и безопасности у ребенка. Кроме этого, они начнут глубоко понимать и психику ребенка, а значит, смогут правильно развить его свойства в этот короткий, но такой ответственный период до окончания пубертата. И не потерять с ним связь в переходном возрасте.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Вчера — гусеница, сегодня — бабочка

В возрасте двенадцати лет, пятиклассника можно сравнить с превращением гусеницы в чудесную бабочку. Если раньше его инстинкты были направлены только на безопасность и защиту себя, то теперь потребности изменились. Легко было оставаться в тени и быть ничем не примечательной гусеницей, лежать в тенечке и никого не трогать.

Но вот появилась новая волна развития – интерес к размножению.

Теперь, чтобы быть замеченной, бабочке надо расправить яркие крылышки. Новый уровень достигнут. «Невозможно оставаться безликой серой массой» – думает подросток. Поэтому, выбирает яркий наряд и рвется в пучину страстей.

Коллективизм и жестокие законы детской стаи

Пока ему не хватает опыта оценить многогранность происходящего. Именно с этим связано стремление в поиске партнера. Любым способом он желает выделиться. Одежда – по последнему каталогу, прическа – из Американского сериала, манера общения – от известного блогера.

Каждому, наверняка, приходилось встречаться с подростком, внешний вид которого будто кричит: «Это я, это я придумал! Посмотрите на меня!». С высоты наших лет кажется нелепым и смешным бритый затылок в сочетании с пучком волос на макушке. Или штаны, висящие как ползунки на младенце.

Коллективизм и жестокие законы детской стаи

Что нам, взрослым, с этим делать? А ничего, это наши дети, и их надо любить!

Задача родителей сводится к тому, чтобы научить подростка не только наполнять свой внешний облик яркими красками, но не забывать о внутреннем содержании: «По одежке встречают, а по уму провожают». Когда, если не сейчас, учиться строить отношения с другими людьми? Если это внушать детям, можно надеяться: в семье будет счастье.

Чтобы не потерять эмоциональные связи с подростком, родителям нужно уважать чувства ребенка. Удовлетворите базовые потребности в его безопасности. И тогда намного спокойнее пройдет половое созревание, а психика быстрее придет в норму.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий