Почему нельзя подавлять естественную агрессию у детей

Александр Сазерленд Нилл, английский педагог, новатор в области образования, основатель школы Саммерхилл, как-то сказал: «Когда отсутствует давление страха и дисциплины, дети не проявляют агрессии». Многие психологи утверждают, что это ёмкое выражение отражает всю суть данного явления. Драки, девиантное поведение, мстительность, живодёрство, истерики — всё это есть не что иное как протест против окружения, ответная реакция на жестокость, подавление, насилие, несправедливость.

Родителям нужно знать, чем именно продиктована агрессия у ребёнка, чтобы помочь в решении возникшей проблемы. Без этого борьба с ней будет однозначно проиграна.

Общие сведения

Агрессивное поведение выявляется у детей всех возрастов. Первично служит способом выражения негативных эмоций – раздражения, гнева, злости. Наблюдая результат такого поведения, ребенок оценивает его полезность. Вторично он демонстрирует агрессию с определенной целью – заполучить игрушки, еду, привлечь внимание родителей, доказать силу, значимость, подчинить окружающих. Чем чаще достигается желаемое, тем прочнее закрепляется агрессивность в поведении, становясь качеством характера. Распространенность данного феномена определить затруднительно, поскольку каждый ребенок в течение жизни проявляет агрессию. У мальчиков она возникает раньше, носит открытый характер. У девочек проявляется косвенно.

Агрессивное поведение детей

Признаки

Почему нельзя подавлять естественную агрессию у детей

Во-первых, ребёнок проявляет агрессию через поведение и поступки:

  • дерётся или просто замахивается;
  • пинается;
  • кусается;
  • бросается игрушками и другими предметами;
  • толкается;
  • плюётся;
  • царапается;
  • плачет, кричит, истерит;
  • щипается;
  • рвёт одежду;
  • отбирает игрушки.

При этом агрессивное поведение выставляется напоказ, чтобы все обратили на него внимание. Попутно он демонстративно отказывается соблюдать правила (не идёт есть, не ложится спать, не одевается) и не признаёт своих ошибок. Поэтому бесполезно в такие моменты объяснять, что он поступает плохо.

Во-вторых, агрессивный ребёнок использует словесные приёмы, чтобы излить злость:

  • всех задирает;
  • обзывается;
  • угрожает;
  • матерится;
  • оскорбляет;
  • спорит;
  • насмехается.

Некоторые агрессивные дети используют только один шаблон поведения, закреплённый на подсознательном уровне.

Пример из практики. На приём к психотерапевту привели 4-летнюю девочку, которая в моменты ярости всех вокруг начинала царапать. Она не кричала, не плакала, не дралась. Только изображала злобу на лице и впивалась когтями в кожу того, кто находился рядом. В ходе работы с ней оказалось, что 2 года назад она попыталась отобрать игрушку у кошки, и та в ответ сильно её поцарапала. Двухлетняя малышка запомнила этот метод защиты и стала активно применять.

Но чаще всего агрессия проявляется в комплексе. То есть идут одновременно и гримасы злобы, и поведение-насилие, и словесное выражение эмоций.

Если приступ переходит в истерику, это первый признак того, что поведение становится патологическим и требует психотерапевтического вмешательства.

Почему ребенок проявляет агрессию

Малыш на бессознательном уровне дает понять: ему некомфортно, он нуждается в защите, внимании, принятии, уважении, любви. Он привлекает внимание родителей и окружающих к себе.

Психологи указывают на причины агрессии ребенка к родителям и чужим людям:

  • Отсутствие эмоциональной связи. Враждебно реагируют дети, у которых нет близости с родителями. Усугубляет ситуацию отсутствие теплых и уважительных отношений между супругами. Не ссорьтесь при детках, не обвиняйте их в своих проблемах — усугубите ситуацию. Малыши подражают маме и папе: для них такие реакции — норма;
  • Неуважительное отношение. Пренебрежительно высказываетесь о малыше, оскорбляете, унижаете или отмахиваетесь? Этим вы формируете у него комплексы. Они выливаются в гнев, сильную агрессию, злость;
  • Низкая самооценка. У враждебно настроенных дошкольников часто самооценка занижена. Они не уверены в себе и в других людях, ото всех ждут подвоха, опасности. Эти чувства порождают страх и стремление защищаться. Ребята предпочитают напасть первыми, чтобы их не успели обидеть;
  • Чрезмерная опека или ее дефицит. У контролирующих и опекающих родителей растут тревожные, уязвимые дети. Они повзрослеют и ответят маме и папе протестом — злостью. Аналогичные реакции вызывают и безучастные родители;
  • Перфекционизм. Агрессия ребенка к другим детям проявляется, если от него требуют (или он хочет того сам) быть первым — в спортивной секции, кружке, садике;
  • Влияние извне. Современные мультики, сказки, компьютерные игры часто агрессивны. Даже для достижения добрых целей герои применяют силу. Дети воспринимают это как единственную модель поведения и призыв к действию — перенимают опыт в реальную жизнь.

На психоэмоциональный фон влияет физическое состояние, умственное истощение, гиперактивность, злоупотребление шоколадом и какао, низкая влажность в комнате — это повышает возбудимость и сопровождается злостью, гневливостью, раздражительностью.

Почему нельзя подавлять естественную агрессию у детей

Ребенок проявляет агрессию: мотивы

Малыши не осознают собственной враждебности. Она возникает как реакция на раздражитель — оскорбительные слова, насмешки, обвинения, несправедливое отношение. Негативная реакция — это психологическая защита от провокаторов. Она необходима для минимизации или устранения чувства вины, тревоги, страха, которые возникают в конфликтной ситуации.

Психологи считают такую форму поведения нормальной и необходимой маленькому человеку.

Классификация

Разработано множество классификаций агрессивного поведения. По направленности действий различают гетероагрессию – причинение ущерба окружающим, и аутоагрессию – нанесение вреда себе. По этиологическому признаку выделяют реактивную агрессию, возникающую как реакция на внешние факторы, и спонтанную, мотивируемую внутренними импульсами. Практическое значение имеет классификация по форме проявления:

  • Экспрессивная агрессия. Методы демонстрации – интонация, мимика, жесты, позы. Диагностически сложный вариант. Агрессивные акты не осознаются либо отрицаются ребенком.
  • Вербальная агрессия. Реализуется посредством слов – оскорблений, угроз, ругани. Наиболее распространенный вариант среди девочек-школьниц.
  • Физическая агрессия. Ущерб наносится с применением физической силы. Данная форма распространена среди детей раннего возраста, школьников (мальчиков).

Уроки добра

Во всех случаях необходимо, чтобы вы действовали с искренней любовью и уважением к ребенку. Не стоит оскорблять, унижать его, запугивать, применять к нему физические наказания. Малыш впитывает все, что вы делаете и говорите, и вы должны подавать ему пример. Если у вас сложности с контролем своей собственной агрессии или со своей реакцией на агрессию со стороны ребенка, возможно, вам стоит обратиться к психологу.

Часто дети проявляют гнев физически просто потому, что не знают, что можно выражать негативные чувства по-другому. Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу давать кому-то в глаз. Ребенок постепенно освоит язык чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т. д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим «ужасным» поведением. Дайте ему понять без чтения нравоучений, что он может активно рассказывать о своих переживаниях, а вы готовы его слушать.

Научите ребенка выражать чувства разными способами: например, можно порвать бумагу, скомкать газету, побить специально заведенную для этого «злую подушку», покусать и покричать в нее. Злость можно рисовать, лепить монстрика из пластилина, а потом запускать его в «космос», можно устроить войну между игрушками или покидать со всей силы в угол мягкие мячики.

Если ребенок кричит, пытается вас ударить – обнимите его, крепко прижмите к себе. Постепенно он успокоится, со временем ему будет требоваться для этого все меньше времени. Позже вы сможете сказать ему, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

Обучите ребенка разным способам выхода из конфликтных ситуаций, придумайте их вместе с ним. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им.

Статьи по теме:
Как объяснить ребенку, почему и чем он болеет?
Советы родителям: как справиться с детской ревностью

Предоставьте малышу возможность для эмоциональной разрядки – в спорте (лучше всего в этом случае помогают командные виды спорта, например, футбол), в ролевых играх, где вы можете меняться ролями и показывать последствия агрессии для ее жертвы.

Внимательно следите и контролируйте передачи, которые смотрит ваш ребенок по телевизору. Ограничивайте просмотры передач с насилием (включая новости и излишне жестокие мультфильмы).

Драки между старшим и младшим ребенком в семье – неизбежное явление, особенно если разница в возрасте невелика. Чем меньше родители будут реагировать на ссору или драку, тем лучше, за исключением тех случаев, когда дети могут пораниться. В такие моменты лучше развести детей, как можно дальше друг от друга.

Рассказывайте ребенку о своих истинных чувствах, чтобы для него не были неожиданностью ваш гнев или раздражение. Кроме того, он будет таким образом учиться говорить о своих чувствах и доверять вам.

И, конечно, не забывайте хвалить своего умницу за его успешные действия! Сосредоточьте свои усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного. Скажите ему: «Мне нравится, как ты поступил». Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

В каких случаях ребенок проявляет агрессию

Во-первых, в ответ на фрустрацию. Эмоциональное равновесие малыша нарушено, он не получает желаемое — пытается добиться этого нападением.

Во-вторых, при подражании. В семье ребенка принято решать вопросы через конфликты, любимый киногерой применяет силу — кроха повторяет за авторитетом.

В-третьих, поведение обусловлено биологическими факторами. Неврологический статус, психосоматические заболевания, наследственность, генетические факторы влияют на поведенческие реакции людей.

В-четвертых, ребенок исчерпал другие способы. Он хочет удовлетворить свои потребности. Мирные способы не дали результата — идет на крайнюю меру.

Ребенок проявляет агрессию: ошибки в воспитании

Модель семьи, отношения между ее членами и к крохе, методы его воспитания играют важную роль в формировании личностных черт маленького человека. Перечислим факторы:

  • в семье нет сплоченности;
  • дитя опекают или безразличны к нему;
  • тотальный контроль со стороны папы и мамы;
  • у мамы и папы разные подходы к воспитанию крохи;
  • агрессивные родители — у чада нет иного образца для подражания;
  • родители поощряют в крохе проявление силы, злобности;
  • равнодушное отношение к успехам и достижениям чада;
  • физические наказания;
  • вербальное насилие, унижение, угрозы, ограничения;
  • чадо не хвалят, не поддерживают, не поощряют;
  • родители не понимают, что своим поведением подают пример подрастающему поколению.

Вредит неконтролируемое использование ноутбука, смартфона. Гаджеты истощают нервную систему, провоцируют негативную реакцию. Маленьким деткам можно смотреть мультики не более 30 минут в день.

Влияние мамы на формирование личности ребенка

Отношения с мамой складываются у человека до 1-го года. Они влияют на всю его дальнейшую жизнь. Сложились теплые, доверительные отношения — 68% деток вырастает доброжелательными, общительными, уверенными в себе. Они неконфликтны, управляют своими эмоциями.

Мама относится к малышу равнодушно, не занимается им или применяет метод воспитания «кнутом» — он страдает от дефицита внимания и заботы. Результат — ребенок проявляет агрессию к маме, другим взрослым, детям. Большинство насильников, маньяков и убийц — люди, у которых нет эмоционального контакта с матерью.

Причины

Причины агрессии разнообразны – накопившееся эмоциональное напряжение, неумение выражать словами обиду, недостаток внимания взрослых, желание получить чужую игрушку, показать силу сверстникам. Часто дети причиняют вред окружающим или себе, потому что чувствуют беспомощность, грусть, обиду, но не могут разобраться в собственном состоянии, не владеют коммуникативными навыками для разрешения проблемы. Выделяют следующие группы причин агрессивности:

  • Семейные отношения. Формированию агрессии способствует демонстрация жестокости, насилия, неуважения, частые конфликты в семье, безразличие родителей. Ребенок копирует поведение матери, отца – спорит, провоцирует драки, открыто проявляет гнев, непослушание с целью привлечения внимания.
  • Личностные особенности. Неустойчивость эмоционального состояния проявляется озлобленностью, раздражением. Через агрессию выражается страх, усталость, плохое самочувствие, компенсируется чувство вины, заниженная самооценка.
  • Особенности нервной системы. К агрессии склонны дети с неуравновешенным слабым типом ЦНС. Они хуже переносят нагрузки, менее устойчивы к воздействию физического и психологического дискомфорта.
  • Социально-биологические факторы. Выраженность агрессивности определяется полом ребенка, ролевыми ожиданиями, социальным положением. Мальчикам нередко внушается мысль, что мужчина должен уметь драться, «давать сдачи».
  • Ситуационные факторы. Эмоциональная лабильность детского возраста проявляется вспышками раздражения, гневливости при случайном воздействии внешних неблагоприятных событий. Спровоцировать ребенка может плохая школьная оценка, необходимость выполнять домашние задания, физический дискомфорт, вызванный голодом, утомительной поездкой.

Лечение агрессивного поведения детей

При выраженной агрессии требуется коррекция методами психотерапии. Применение медикаментов обосновано, когда гнев, импульсивность, озлобленность являются симптомами психического расстройства (психопатии, острого психоза). Вылечить агрессивность навсегда невозможно, она будет возникать у ребенка в определенных жизненных ситуациях. Задача психологов, психотерапевтов – помочь разрешить личностные проблемы, обучить адекватным способам выражения чувств, разрешения конфликтных ситуаций. К распространенным методам коррекции относятся:

  • Игровые упражнения. Представлены экспресс-методами безопасного выражения агрессии. Ребенку предлагается выплеснуть гнев, раздражение, злость без вреда для окружающих. Используются игры с мячом, сыпучими материалами, водой, «листками гнева».
  • Тренинги коммуникации. Групповая работа позволяет ребенку выработать эффективные стратегии общения, способы выражения эмоций, отстаивания своей позиции без ущерба для других. Дети получают обратную связь (реакцию участников), анализируют успехи, ошибки с психотерапевтом.
  • Релаксационные занятия. Направлены на уменьшение тревожности, эмоциональной напряженности – факторов, увеличивающих риск вспышек агрессивности. Дети обучаются восстанавливать глубокое дыхание, достигать мышечного расслабления, переключать внимание.

Психологический портрет маленького агрессора

Ребята выделяются на фоне других малышей. Они драчуны и грубияны. Сразу пускают в ход кулаки. Сверстник перед ними или мама — неважно.

Они активны, кричат, ломают игрушки. У них плохо развиты коммуникативные навыки и игровая деятельность, низкий уровень самооценки и саморегуляции. Не умеют играть и ладить со сверстниками.

Не осознают и не оценивают свое поведение. Не понимают, что оно негативно влияет на отношение к ним других людей. Принять ребенка сложно другим ребятам и родителям.

Агрессия — последствие чувства страха и незащищенности, которые испытывает дитя. Поэтому среди характерных черт личности малыша — пугливость, тревожность, враждебность. Его позиция: весь мир настроен против меня — надо защищаться.

Почему нельзя подавлять естественную агрессию у детей

Виды

Почему нельзя подавлять естественную агрессию у детей

Существует множество классификаций детской агрессии. Её виды продиктованы разными причинами, проявляются совершенно по-разному и требуют особых подходов в работе с негативным паттерном.

В зависимости от экстраверсии различают открытое (экстравертное) и скрытое (интровертное) агрессивное поведение.

  • Открытое

Чаще всего наблюдается у дошкольников, которые ещё не научились контролировать свои эмоции, или у детей с патологиями нервной системы. Все отрицательные проявления демонстрируются на публику. Чем больше внимания — тем громче крик, тем сильнее истерика. Главное в такие моменты — игнорировать, не идти на поводу, а затем наказывать и проводить разъяснительные беседы о том, как это плохо.

  • Скрытое

Гораздо большую опасность и для ребёнка, и для окружающих представляет скрытая агрессия. Основные причины — страх наказания, насилие, авторитарный или подавляющий стиль преподавания в школе или воспитания в семье, психотравма, отсутствие близости с родителями.

Развивается у школьников и подростков. Для большинства окружающих (чаще всего взрослых — родителей, учителей) они — спокойные, уравновешенные, даже скромные и послушные. Но в определённом кругу (среди одноклассников, уличной компании, в соцсетях) — злые, грубые, жестокие. Среди проявлений — месть, интриги, наговоры, шантаж. В дальнейшем такие дети вырастают лицемерами и манипуляторами. Справиться с такой формой агрессии способен только профильный специалист в тесном тандеме с родителями.

В зависимости от направленности:

  • гетероагрессия — направлена на окружающих;
  • аутоагрессия — направлена на самого себя (чаще всего обнаруживается в подростковом возрасте).

В зависимости от этиологии:

  • реактивная — ответ на провоцирующие факторы извне;
  • спонтанная — мотивируемая внутренними импульсами.

В зависимости от формы проявления:

  • экспрессивная — демонстрируется интонацией, мимикой, жестами, позами;
  • вербальная (словесная) — через слова;
  • физическая — через применение физической силы.

В зависимости от темперамента:

  • сангвиническая — посредством слов;
  • холерическая — комплекс всех проявлений;
  • меланхоличная — через слёзы, истерику;
  • флегматичная — скрытая.

Данные виды агрессии используются в психотерапии для выбора наиболее эффективного метода коррекции поведения.

Диагностика

Диагностика агрессивного поведения детей актуальна при чрезмерной частоте, выраженности проявлений. Решение обратиться к врачу-психиатру, психологу формируется у родителей самостоятельно или после рекомендации педагогов. Основой диагностического процесса является клиническая беседа. Врач выслушивает жалобы, выясняет анамнез, дополнительно изучает характеристики из детского сада, школы. Объективное исследование включает применение специальных психодиагностических методов:

  • Анкеты, наблюдение. Родителям, педагогам предлагается ответить на ряд вопросов/утверждений об особенностях поведения ребенка. Наблюдение проводится по схеме, включающей ряд критериев. Результаты позволяют установить форму агрессии, ее выраженность, причины.
  • Личностные опросники. Применяются для обследования подростков. Выявляют наличие агрессивности в общей структуре личности, способы ее компенсации. Распространенные методики – опросник Леонгарда-Шмишека, патохарактерологический диагностический опросник (Личко).
  • Рисуночные тесты. По особенностям рисунков определяется выраженность симптомов, причины, неосознаваемые эмоции. Используются тесты Несуществующее животное, Кактус, Человек.
  • Интерпретационные тесты. Относятся к проективным методам, выявляют неосознаваемые, скрываемые переживания ребенка. Обследование проводится с помощью Теста фрустрационных реакций Розенцвейга, Hand-теста (теста руки).

Как проявляется агрессия

Психологи советуют родителям обратить внимание на нюансы в поведении чада.

  • Не может себя контролировать. Не руководит эмоциями, не сдерживает слова, действия, расторможенные. Иногда безуспешно пытается контролировать себя;
  • Конфликтный. Ругается с окружающими, спорит, провоцирует конфликтные ситуации;
  • Разрушает все вокруг. Ломает игрушки, срывает растения, портит вещи, рушит башни и куличики в песочнице. Получает от этого позитивные эмоции;
  • Не придерживается правил. Игнорирует чужие указания, просьбы;
  • Стремится вызвать негативную реакцию. Нарочно совершает запрещенные действия, «плохие» поступки;
  • Злопамятный. Долго помнит обиды, строит планы мести;
  • Отсутствие здоровой самокритики. Не признает свои ошибки, обвиняет других, оправдывается;
  • Не слушает взрослых. Это характерно для дошкольников.

Отметили у чада несколько из перечисленных моментов, они регулярно повторяются на протяжении полугода? Обратитесь к психологу — необходима коррекция поведения.

Психологические особенности

Почему нельзя подавлять естественную агрессию у детей

Специалисты выделяют отдельные психологические особенности детей, склонных к агрессии, которые не свойственны тем, кто не проявляет данную эмоцию на постоянной основе. Условно их разделили на 3 группы.

Импульсивно-демонстративный психологический тип

Цель — привлечение внимания.

Проявления: яркие, шумные, но мимолётные, ситуативные, без жестокости.

Характер агрессии: непроизвольный, непосредственный, импульсивный.

Реакция на замечания взрослых: отсутствует, не слушаются, не подчиняются.

Нормативно-инструментальный психологический тип

Цель — достижение желаемого.

Проявления: через подчинение и подавление других, прямая физическая агрессия без жестокости, равнодушие к обидам чужих, ориентир только на собственные желания.

Характер агрессии: целенаправленный, осознанный.

Реакция на замечания взрослых: присутствует, останавливаются в ответ.

Целенаправленно-враждебный психологический тип

Цель — получение удовольствия от боли и унижения других.

Проявления: прямое физическое воздействие, характеризующееся жестокостью и хладнокровием, мстительность, злопамятность.

Характер агрессии: продуманный, жестокий.

Реакция на замечания взрослых: отсутствует, отрицательные оценки не воспринимаются.

Общие психологические особенности:

  • агрессия — маска, под которой — несчастный ребёнок, глубоко неуверенный в себе;
  • через силу и власть демонстрируется глубокая беспомощность;
  • отсутствие чувства собственного достоинства;
  • уверенность в собственной ненужности;
  • нахождение в состоянии постоянного стресса;
  • чувство полного одиночества.

Таким образом, агрессия у детей и подростков свидетельствует прежде всего о наличии глубоких внутренних противоречий и конфликтов. Они нуждаются в экстренной помощи со стороны взрослых.

Агрессия присуща каждому человеку, ведь это реакция на окружающий мир

Главная задача агрессивности – это отстаивание границ, по-другому не получится. Вы только понаблюдайте за детской площадкой и за тем, как мамы разрешают или запрещают что-либо делать. К примеру, есть свободные качели, но оба ребенка сломя голову бегут к одной, сталкиваясь лбами. При этом ни один из них не ставит перед собой задачу навредить друг другу, главное – успеть добежать до нее первым. Как поступает в этой ситуации мама? Она просит старшего ребенка уступить младшему, тем самым подавляя естественный импульс ребенка к освоению мира. Он не находит понимания и считает свое действие постыдным.

Мама качает ребенка на качелях

В этой ситуации маме следует поддержать малыша – дать ему сесть на эти качели, похвалить за скорость, но обратить внимание на младшего ребенка, его интересы. Именно такой подход улучшает качество активного усвоения. Также здесь стоит учитывать чувства взрослого человека, ведь не каждая мама сможет отстоять права своего ребенка, некоторые испытывают страх социального осуждения.

Раньше, когда детишки играли на улице в казаков-разбойников, им легче было осознать разные эмоции и повысить навыки социально коммуникации. Ведь в такой игре у них была возможность побывать в конкурентной среде, сражаться за победу, выигрывать, обгонять и т. д.

Сегодня все по-другому: детям прививают вежливость, порядочность, спокойствие, при этом подавляя их естественную агрессию. Однако такие дети при попадании в школу вынуждены конкурировать: хочешь рассказать стих – подними руку. Его словно подталкивают к тому, чтобы он бежал к этим качелям на перегонки, при этом он уже наперед знает, что их надо будет уступить.

Дети поднимают руку на уроке

Как помочь ребенку с агрессией

Хотите научить дитя конструктивно реагировать на раздражители? Психологи разработали правильную тактику поведения. Не спешите обучать ей малыша — научитесь сами. Потом покажете сыну или дочке на личном примере.

Давайте выход эмоциям. Социум требует от нас подавлять, «зажимать» их. Они накапливаются, потом вырываются и ураганом обрушиваются на окружающих. Научите дитя давать эмоциям конструктивный выход. Любые эмоции — это нормально!

Говорите о своих переживаниях. Делитесь с малышом своими эмоциями и чувствами. Злитесь на его непослушание — так и скажите. Не держите негативную эмоцию в себе и учите кроху делать так же. Результат — он понимает, что проще сразу высказать свое недовольство, чем привлекать внимание деструктивными способами.

Будьте правильным образцом. Хотите, чтобы малыш конструктивно выражал свои переживания — выражайте их аналогично. Требуйте от него только то, что можете и делаете сами. Вы — пример для сына, дочки.

Ищите экологичный способ выражения негативных эмоций. Отличный вариант — активные игры, спортивная секция.

Говорите по душам. Интересуйтесь переживаниями крохи, страхами, волнением.

Формируйте высокую самооценку. Хвалите за успехи, акцентируйте внимание на сильных сторонах чада, говорите слова любви. Не бойтесь перехвалить и разбаловать.

Понижайте самокритику. Здоровое критичное отношение к себе — хорошо. Дитя склонно к самоедству? Искореняйте, пока оно не стало чертой характера.

Ограждайте от влияния извне. Компьютерные игры, боевики, грубые и бранные слова, физические наказания, агрессия в семье — постарайтесь из жизни чада исключить.

Говорите на равных и держите слово. Хотите быть примером для подражания? Ваши слова и дела должны совпадать. Учите, что ругаться нельзя? Не ругайтесь сами.

Развивайте коммуникативные навыки. Обучайте чадо правилам знакомства, дружбы, способам решения конфликтов.

Обнимайте. Чадо кричит, лупит вас ногами, ломает игрушки? Подойдите и крепко обнимите. Держите, пока не успокоится. Потом донесите, что вы всегда рядом, готовы выслушать и понять. Беседуйте с глазу на глаз.

Принимайте дитя. Гневливые, вспыльчивые малыши — не редкость. Ваш такой же? Примите это, выявите причину и устраняйте. Не можете принять — обратитесь за помощью к психологу. Он поможет вам проработать собственные эмоции.

Почему нельзя подавлять естественную агрессию у детей

Что делать дальше

Хорошо, если приступ агрессии был единичным или повторился только спустя полгода. Значит, патологии нет, переживать не стоит, так как это была, скорее всего, кратковременная эмоция в целях самозащиты или продиктованная усталостью, стрессом, переутомлением. Описанных выше воспитательных мер будет достаточно.

Но что делать, если приступы повторяются снова и снова — дома, на улице, в магазине, в детском саду, школе? Если ребёнок агрессивен постоянно, значит, и работать с проблемой надо тоже регулярно.

Предварительный ликбез

Прежде чем бороться с агрессией ребёнка, которая выходит из-под контроля, родители должны осознать несколько важных моментов:

  • Даже психотерапевтическое лечение не гарантирует 100% избавление от агрессивного поведения.
  • Методы психотерапии принесут пользу, только если работа с агрессией попутно будет проводиться в семье.
  • Родители должны быть готовы пересмотреть систему воспитания и взаимоотношения в семье.
  • Нужно устранять агрессию как черту характера, но не как эмоцию, которая в большинстве случаев выступает как самозащита в ответ на внешние нападки.
  • Чем раньше начать работать, тем больше шансов на успешный исход лечения.
  • Задача — помочь ребёнку разрешить внутренние противоречия и проблемы, которые стали провоцирующим фактором.

Сложность именно в том, чтобы не дать эмоции, выполняющей функцию самозащиты, стать устойчивым паттерном поведения и развиться до самостоятельной черты характера, с которой придётся идти по жизни.

Установление контакта

Чтобы снизить агрессивность у детей, родителям нужно в первую очередь пересмотреть систему воспитания в семье:

  • уделять ребёнку больше внимания;
  • хвалить за малейшее достижения, демонстрировать свою гордость за него;
  • не наказывать физически;
  • сменить авторитарный стиль воспитания на гуманистический;
  • следить за тем, что он смотрит по телевизору, в какие игры играет на компьютере и в телефоне;
  • узнать, с кем общается;
  • научить доверию;
  • самим держать себя в руках и не проявлять агрессии ни к кому.

С маленькими можно ежедневно выполнять упражнения для снятия агрессии, по совету психологов:

  • «Пылевыбивалка» — подушка, с которой в течение 5-7 минут можно делать всё что угодно: пинать, бросать, колотить (выброс негативной энергии);
  • «Фейерверк» — пачка цветной бумаги (картона), которую надо мелко изрезать и устроить дома настоящий цветной фейерверк (перевод негатива в радостные эмоции посредством мелкой моторики);
  • «Упрямый ослик» — лечь животом на кровать, бить по ней руками и ногами и кричать протесты: «Не хочу!», «Не буду!», «Отстаньте!» (проговаривание эмоций снизит их актуальность).

Подобные упражнения призваны снять стресс, выплеснуть эмоции, убрать накопившуюся раздражительность. После них ребёнок чувствует себя приятно уставшим и расслабленным. В таком состоянии он уже не проявляет агрессии, так как на неё элементарно нет сил.

Альтернатива данным упражнениям — совместные занятия спортом (погулять по парку, покататься на велосипеде, сходить в бассейн) или трудотерапия (опять-таки вместе помыть посуду, убраться в шкафу и т. д.). Мальчиков, склонных к агрессии, полезно записать на секцию борьбы.

Психотерапия

Родителям нужно увидеть тот момент, когда агрессию необходимо лечить уже у психотерапевта. В каких случаях следует обратиться к специалисту:

  • если приступы носят регулярный характер и длятся более месяца;
  • если они доставляют дискомфорт другим (в детском саду, в школе);
  • если становятся неуправляемыми;
  • если длятся более получаса;
  • если заканчиваются истериками;
  • если привели к проблемам со здоровьем.

Особенно страшно, если агрессия принимает пугающую форму и становится опасной (мучает животных, не контролирует физическую силу). В этом случае необходимо записаться на приём к психотерапевту как можно быстрее. Чаще всего назначаются детские успокоительные препараты в соответствии с возрастом и используются специфические методы лечения. Наиболее эффективные — арт-терапия, символдрама, психодрама и телесно-ориентированная психотерапия.

Отдельные случаи

Почему нельзя подавлять естественную агрессию у детей

Что делать, если ребёнок…

…проявляет агрессию к маме?

Такая ситуация характерна для 2-4-летнего возраста. В первую очередь нужно выяснить причину и устранить её. Таким образом малыш может демонстрировать:

  • ревность (по отношению к папе, другим детям в семье);
  • дефицит внимания (особенно если мама рано вышла из декретного отпуска);
  • усталость от гиперопеки (если мама не даёт крохе свободы, находится с ним 24 часа в сутки).

В таких случаях самое эффективное лекарство — дозированное внимание и искренняя любовь без навязчивости.

…проявляет агрессию к другим детям?

Выяснить, почему он это делает. Если самоутверждается — показать ему, что есть другие способы. Если выплёскивает негативную энергию — ежедневно выполнять вышеописанные упражнения.

По возможности, сменить круг общения. Может быть, дело в личной неприязни и конфликте с каким-то конкретным ребёнком.

Записать на спортивные секции, увлечь чем-то, направить энергию в другое русло.

Больше читать сказок и произведений о добре и зле, разговаривать о правилах поведения в обществе.

Детская агрессия — это серьёзная проблема и для родителей, и для воспитателей в саду, и для учителей в школе. Но в первую очередь — для самого ребёнка. Это своеобразный сигнал бедствия о внутренних противоречиях и конфликтах, с которыми он не может справиться самостоятельно. Нужно вовремя протянуть руку помощи, пока злость не приобрела патологические формы и не стала чертой личности.

Вам также может быть интересно:


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий