Почему от онлайн обучения нет никакого толку, а вот проблемы и вред есть

Потрясшая весь мир пандемия показала, насколько отечественная система образования не готова к дистанционному обучению. А надо бы подготовиться, потому что именно к такому формату обучения плавно переходит образование во всем мире.

На нашем телеграм-канале вы можете отслеживать полезные советы для студента. А в группе можно найти выгодные предложения. Сегодня расскажем, с какими трудностями уже успели столкнуться первопроходцы в дистанционном обучении и как эти трудности преодолевают учащиеся по всему миру.

Содержание

Кому онлайн противопоказан

Исследователи Эрик Беттингер и Сюзанна Лоеб из Стэнфордского университета показали, что онлайн-курсы решительно противопоказаны наименее подготовленным студентам и студентам, не обладающим особыми талантами к обучению. Это подтверждается данными исследования, проведенного в чикагских средних школах. Ученики, завалившие экзамен по алгебре, были произвольно распределены для подготовки к пересдаче либо на онлайн-курсы, либо на обычные курсы. Первые в основном снова завалили экзамен, вторые же сдали гораздо более успешно.

Почему от онлайн обучения нет никакого толку, а вот проблемы и вред есть

Еще одно исследование было проведено профессорами из Гарварда и Стэнфорда на базе сотен тысяч студентов в Университете DeVry, который предлагает онлайн- и очные версии всех своих курсов, используя одни и те же учебники, оценки, задания и лекционные материалы в каждом формате. Несмотря на то что курсы кажутся идентичными, учащиеся, которые поступают в онлайн, чувствуют себя значительно хуже.

В то же время высоко мотивированным людям и людям с повышенными способностями онлайн-курсы могут помочь в расширении знаний как вспомогательные (в дополнение к традиционным) образовательные платформы.

О вреде Болонской системы образования

— Мы должны хорошо понимать, что значит дистанционное образование.

Оно представляет собой глобальный рынок, потому что с тех пор, как началась либеральная неоперестройка, то и европейским странам, и России стали навязывать образование именно как услугу.

Потому что в Америке, откуда пошел весь этот процесс и которая является, как бы, эпицентром дистанционного образования, там большая часть университетов представляет собой частные корпорации. Это рынок. Образование там всегда было именно услугой. Эту модель они навязали европейцам под видом Болонской системы, включив туда Россию.

Речь идет как о высшем, так и о среднем образовании, теперь уже и о дошкольном образовании, которое стало таковым. Это никоим образом не воспитание.

Складывается единый глобальный рынок образовательных услуг, на котором доминируют американские центры. Дистанционное образование тоже разрабатывали американские университеты.

Поэтому все МОП — международные онлайн-платформы являются американскими. Соответственно, и методика, и технологии преподавания (главное, конечно, методики) тоже основываются на американских стандартах. Американские университеты — фактически американские корпорации — и IT-корпорации стали навязывать нам эту систему, которая ставит задачу фактически превратить все народы, все государства как бы в рынок и источник высасывания для себя нужных им мозгов. Ни о чем другом речи не идет. Причем тех мозгов, которые нужны именно им. Соответствующее формирование мозгов под заказчиков, то есть крупных корпораций.

Поэтому дистанционное образование — это проект для транснациональных IT-корпораций, которые никакого отношения к образованию не имеют.

Топ-15 стран по уровню образования
Страна Индекс уровня образования
Германия

0,946

Австралия 0,923
Новая Зеландия 0,923
Дания 0,920
Норвегия 0,919
Исландия 0,918
Ирландия 0,918
Великобритания 0,916
Финляндия 0,915
Швеция 0,914
Нидерланды 0,906
США 0,899
Швейцария 0,896
Бельгия 0,893
Словения 0,893

Кто внедряет порочную практику у нас

Если раньше нашу уникальную систему образования, которую ломали, ломали и никак не могли сломать в 1990-е годы, то в 2000-х годах, когда уже произошли очень серьезные, основательные изменения в наших школах в результате многочисленных реформ: не только ЕГЭ и переход на примитивные образовательные стандарты, не только в результате Болонской системы, постепенное внедрение западных стандартов несколько лет назад стало возможным.

О необходимости перевода нашей школы и университетов в цифровую форму в последние три года откровенно заговорили. Была создана СЦОС, так называемая программа цифрового обучения, куда входили и входят крупнейшие вузы, среди которых главную роль играет Высшая школа экономики, которая фактически является главным агентом, двигателем этого процесса. Как еще и:

  • МИСиС,
  • Институт стали и сплавов, откуда вышел Ливанов.

Фактически МИСиС является мощным оплотом этого дела.

Сегодня, когда у нас произошли эти события, или как их стыдливо называют «ситуация с коронавирусом» (стыдливо, потому что это не пандемия и не эпидемия, никто официально их не объявлял), чтобы вопреки желанию, не обращая внимания на то, что никто не понимает, что это такое, мощно навязали эту систему.

Должен произойти слом, ликвидация традиционных образовательных систем — с 2022-го по 2030-й годы.

Как удаленка отразилась на обывателях

Используя эту ситуацию, они нагло, совершенно преступным образом стали навязывать ее всем и вся. Надо сказать, что они поторопились и фактически окунули людей в пропасть.

Для людей дистанционное образование оказалось, как ушат холодной воды. Мы уже года три отстаиваем незаконность и преступный характер цифровой школы, обосновывая очень многими положениями, потому что собрали очень хороший экспертный совет ученых, которые с разных аспектов рассматривают эту проблему.

Когда мы пытались это объяснить родителям, поскольку они еще не соприкоснулись с этой системой полностью, для них это была абстрактная вещь. Сегодня, когда родителей, студентов и преподавателей окунули в эту систему, то стало ясно, что она собой представляет. В этом плане, наверно, нет худа без добра.

На самом деле, образование никоим образом не может быть дистанционным. Оно несет на себе очень серьезные пагубные последствия, особенно в школе, потому что детей сажают за компьютеры и наносится очень серьезный, серьезнейший вред психике детей и его физическому здоровью. Но речь идет не только об этом. Естественно, это имеет очень много последствий. Это кратко, как это все начиналось и что это собой представляет.

Беседовала Инна Новикова

К публикации подготовил Игорь Буккер

Особенности дистанционного образования в России

В настоящее время Интернет является неотъемлемой частью для каждого человека. Он позволяет не только общаться с людьми, невзирая на расстояние, но и учиться, работать в любом удобном месте.

Дистанционное обучение в России появилось около 10-15 лет назад с развитием Интернет-технологий, но более совершенную и современную форму оно обрело сравнительно недавно. Данный формат не предполагает посещения учебного учреждения, прохождение предметов преимущественно на самостоятельной (больше письменной) основе, слабый контакт между преподавателем и учащимся.

Особенности дистанционного обученияЧто нужно для обучения в дистанционном формате?

При такой форме обучения между учащимися, педагогами нет живого общения. Все необходимые вопросы, нюансы они решают посредством виртуального контакта: онлайн-связь, чат, электронная почта, телефонные переговоры, скайп (видеосвязь) и пр.

Для школьников дистанционное обучение было организовано следующим образом: онлайн-урок (заранее записанный видеоурок или видеосвязь), где учитель разъясняет тему, показывает примеры решения задач и выдает домашнее задание. Далее учащемуся предстоит выполнить упражнения и выслать их на определенный адрес или выложить в определенную виртуальную папку. По статистике, сложнее всего пришлось учащимся начальных классов, которые еще слабо знакомы с компьютерными технологиями и необходимыми программами. Не менее сложно пришлось и старшеклассникам: освоение серьезных предметов (особенно углубленно) давалось непросто.

По результатам 2019-2020 года опытные педагоги отметили, для кого дистанционная форма обучения будет более приемлема:

  • Современная молодежь и родители, которые имеют опыт работы с компьютерами и гаджетами, имеют начальные или базовые навыки по работе с техникой и приложениями. В большинстве случаев онлайн-обучение подходит учащимся среднего и старшего звена, а также студентам СУЗов и ВУЗов;
  • Детям, осваивающим программу на дому, экстернатом или отстающим в освоении учебного плана;
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья.

Достоинства и недостатки дистанционного образования

Новшества всегда внедряются постепенно и сопровождаются выявлением слабых и сильных сторон. В дистанционном обучении также присутствуют как преимущества, так и изъяны.

Достоинства дистанционной формыПреимущества дистанционной формы обучения

К числу явных достоинств нового формата освоения учебной программы относят:

  • Проходить обучение можно в любом удобном месте, но при этом важно, чтобы было интернет-подключение, рабочий гаджет и навыки по работе с ним;
  • Программа обучения предоставляется в разных вариациях: электронная лекция, видеоурок, онлайн-урок и пр. Учащемуся предстоит работа совместная с педагогом (примерно 30%) и самоизучение (70%) темы. При возникновении вопросов и сложностей можно связаться с преподавателем, поговорить, обсудить детали.
  • Приступить к дистанционному обучению можно в любое время года. Сейчас даже школьники могут добровольно перейти на новый формат, если их родители предоставят соответствующее заявление администрации школы. При этом важно, чтобы количество желающих одного потока (класса) было не менее 10-15 человек. То есть школы приступили к формированию «дистанционных классов».
  • Родители могут легко проверить учебную деятельность своего чада: посмотреть электронные задания, видеоуроки, электронный дневник и классный журнал и пр.

К числу очевидных недостатков онлайн-образования можно отметить:

  • Данный формат подходит больше для студентов с чувством ответственности, самостоятельности, чем для школьников. При дистанционном освоении учебного плана учащимся предстоит много самостоятельной работы: разбираться в вопросах, вникать в тему, решать задачи, закреплять пройденный материал, писать рефераты/доклады/контрольные/курсовые и пр. К сожалению, опыт говорит: более 60% школьников не воспринимают новый формат всерьез, прогуливая онлайн-занятия.
  • Минимум живых контактов может негативно сказываться на живом общении, адаптации юных граждан к обществу и новым навыкам.
  • Прогаммы онлайн-образования несовершенны и требуют модернизации: пересмотр хода занятий, более детального и простого разъяснения или увеличения часов на каждую тему, расширение инструментов обучения и пр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

дипломные
магистерские
диссертации

Проблемы ДО и пути их решения

В период дистанционного обучения учащиеся столкнулись с большими проблемами, которые влияют на качество обучения. Давайте рассмотрим каждую более подробно и узнаем, есть ли решение.

Проблема 1: отсутствие личного общения с преподавателем

Теперь не получится в любое удобное время найти преподавателя, чтобы он объяснил вам непонятную тему, поставил зачет во внеурочное время или проверил домашку. Все общение в строго регламентированное время, и уговорами повлиять на сроки выполнения не получится.

Решение: придется приучить себя к дисциплине и фиксированию сложных моментов на бумаге. Потом, во время занятия можно задать интересующие вопросы и ничего не упустить.

Проблема 2: технические проблемы в ходе дистанционного обучения

Система образования не может в один миг решить вопрос связи преподавателя с сотнями студентов по сети для проведения лекции. А что, если один не слышит, а другой не видит? Нужно до автоматизма довести работу технических средств и программ, чего в университетах пока не могут сделать.

Для вуза перевести всех на дистанционное обучение связано с огромными финансовыми затратами. Кроме оснащения всех преподавателей и студентов нужными техническими средствами и ПО нужно найти и подготовить специальные кадры, которые будут помогать решать проблемы технического характера в процессе обучения.

Решение: использовать уже готовые решения, популярные во всем мире. Можно взять успешный опыт онлайн-школ и курсов. Использовать опробованные средства:

  • для проведения видео-конференций Skype, Zoom – здесь каждый участник может задавать свои вопросы и видеть собеседника;
  • инструменты совместной работы над документами Google Classroom и Google Docs;
  • платформы с готовым контентом для самостоятельной работы дома (типа Яндекс.Учебник, Учи.ру, ЯКласс, МЭШ, РЭШ, InternetUrok.ru).

Не забывайте, у нас еще слишком мало опыта. Поэтому ошибки будут неизбежны.

Проблема 3: нет возможности развивать навыки живого общения (с преподавателями, учащимися, администрацией вуза)

Поиск друзей и знакомых по интересам, налаживание связей и полезных контактов, даже возможность списать или договориться насчет конспекта – всего этого теперь нет в дистанционном обучении.

Эта же актуальная проблема ДО в РФ вызывает трудности для учителя при дистанционном обучении: отсутствие живого контакта не дает понимания, чем живет и дышит современная молодежь, чтобы развиваться в том же направлении.

Решение: теперь придется надеяться только на себя. А что до живого общения – придется искать его в других местах: кафе и кино, театрах и выставках. Впрочем, никто не мешает скооперироваться со студентами своего курса и сделать хорошей традицией собираться для отмечания сессии вместе.

Проблема 4: не все профессии можно освоить дистанционно

Сначала мы сталкиваемся с тем, что не любую профессиональную практику можно пройти дистанционно. Например, медицинскую, строительную, на производстве и т.д.

Но теперь перед нами стоит еще более сложная проблема: оказывается, что не каждую профессию в принципе можно освоить удаленно.

Как делать вскрытие или осматривать место преступления по сети? Как лечить животных и делать уколы пациентам? Как проводить буровые работы и проводить археологические раскопки?

Решение: для таких профессий чаще всего существует смешанная система обучения, когда часть занятий проходит дистанционно, а часть вживую. Поэтому не пугайтесь и смело учитесь удаленно.

Проблема 5: отсутствие самомотивации и самодисциплины

Не у всех достаточно силы воли и поддержания мотивации к обучению. Все это осложняется еще и тем, что часто студенты выбирают профессию неосознанно. Они еще не сталкивались вживую с той профессией, которую выбрали для себя. Отсюда и отсутствие осознанного желания скорее к ней приступить, к чему приведет лишь успешное обучение.

Для других хорошим мотиватором является регулярный контроль преподавателя и личный контакт с педагогическим составом.

Особенно это важно для первокурсников, которые еще не приноровились к местным правилам и обычаям и не знают, насколько важна самостоятельная работа. А ведь в школе к этому не готовят (домашнее задание не в счет, оно ни в какие рамки не идет с тем, что задают в университете).

Решение: пробуйте найти свою мотивацию к обучению – для этого существуют разные техники. Работайте над самодисциплиной. Если не удается, соберите группу единомышленников, чтобы помогать друг другу.

Проблема 6: студент не может сравнивать свои достижения с достижениями сокурсников

Речь идет не об оценках, а о работе на занятиях. Ответ у доски, навыки работы на семинарах, выступления на конференции и другое – все это позволяет оценить свои скиллы, навыки окружающих и в итоге стремиться к совершенству. А при ДО этого нет.

Решение: а вот это скорее плюс, ведь теперь вы можете свободно и объективно оценивать себя без оглядки на окружающих. Однако нет и показателей, куда расти. Можно попросить преподавателя составить список критериев, по которым вы могли бы развиваться дальше. Или в общем чате попросите сокурсников смело критиковать вас по существу. А еще обязательно узнайте все возможные способы обратной связи с преподавателем и правила общения с ним (удобное время и способ связи).

Проблема 7: отстраненная оценка материала

При традиционном обучении есть шанс, что даже сухой и скучный материал может увлечь, если преподаватель дает его с огоньком. Эмоциональная окраска и темперамент живой речи преподавателя могут «заразить» и учеников, облегчить понимание тяжелого материала.

Почему от онлайн обучения нет никакого толку, а вот проблемы и вред естьНестор Петрович точно знал, как привлечь внимание учеников

Решение: смиритесь с тем, что информация – это всего лишь информация. Оценивайте ее критично, а не по эмоциональной окраске речи преподавателя. Впрочем, всегда можно найти автора книги по предмету, увлеченного своей сферой и так же увлеченно о ней рассказывающего.

Проблема 8: преподавателю сложно оценить невербальные показатели усвоения и понимания материала

Непонятные взгляды, длительное молчание после подачи материала, задаваемые вопросы – по всему этому можно оценить степень понимания информации. При необходимости преподаватель может даже найти слабое место и е его пояснить здесь и сейчас, приводя новые примеры, изменяя темп речи и даже способ подачи материала.

ДО же ограничивается сухой подачей и контролем, потому что такой тесной связи с учениками нет.

Решение: все недовольства и непонятные моменты привыкайте озвучивать сразу же. Помните: преподаватель не умеет читать мысли и может даже не видит вас. Помогите ему увидеть слабые места и устранить их.

Институты дистанционного образования по ошибке воспринимаются как низкокачественные, даже если отзывы выпускников и работодателей на высоте. Нужно провести работу по информированию населения о том, что на самом деле такой вид обучения – новый этап развития системы образования во всем мире, а не способ удешевить его.

Проблема 9: обезличивание преподавателя и студентов

Когда преподаватель видит перед собой ученика, он видит личность: со своими достоинствами и недостатками, проблемами и жизненной ситуацией, особенностями усвоения информации. Все это позволяет подходить к каждому индивидуально. И вот тут возникают основные сложности дистанционного обучения.

При ДО учеников воспринимают как объектов, общую массу. Это создает определенные психологические проблемы в организации эффективного дистанционного обучения.

Почему от онлайн обучения нет никакого толку, а вот проблемы и вред есть

Решение: научитесь видеть здесь свои плюсы. Например, преподаватель не знает вас, а значит, и умышленно «валить» на экзамене тоже вряд ли кто-то будет. Отношение ко всем будет равное. А это создает более психологически спокойную среду для учащихся.

Проблема 10: соблазн несамостоятельной учебы и плохого контроля выполнения домашнего задания

Отсутствие личного контакта и общения приводят к тому, что ученик перестает видеть смысл и ценность в самостоятельном выполнении работы. А преподаватель не имеет возможности проверять работу студентов достаточно качественно.

Решение: тут нужно просто созреть и понять, что учеба нужна в первую очередь вам, и только при самостоятельном обучении в голове отложатся нужные знания. Ну а если раз в год понадобится помощь на стороне, на знания это никак не повлияет.

Не у всех есть возможности учиться онлайн. И дело не только в деньгах, но и в отсутствии высококачественной связи во многих регионах России. Это делает ДО затрудненным или вовсе невозможным.

Многие пугаются, что при ДО ученик остается один на один со своими проблемами. И пока система не доведена до совершенства и автоматизма, скорее всего так и было бы.

Но к счастью, у вас есть надежный помощник в виде студенческого сервиса, который не оставит на произвол судьбы и поможет в период карантина решить основные проблемы и трудности перехода на дистанционное обучение в вузе России без больших потерь.

Проблема – организационная

Школьники из тех семей и городов, где нет проблем с хорошим интернетом, сталкиваются с другими проблемами. Например, рост активности на образовательных платформах часто приводит к их зависанию и поломке на серверах, ведь никогда ранее с такой «популярностью» они не сталкивались. А ведь уроки никто переносить не собирается, и начинать их нужно как положено – утром.

дистанционное обучение

К тому же, часто сами преподаватели не могут определиться между собой с единственной платформой, и работают на разных площадках.

Уследить за новыми заданиями и информацией на каждой из них может быть сложно даже взрослому, а от детей этого ожидать и вовсе не стоит.

Учителя жалуются:

Я больше не могу так работать, у коллег и учеников постоянные проблемы со Школьным порталом, рухнул РЭШ, на который мы возлагали надежды, Фоксфорд по нормальной ссылке от учителя переводит на платный курс.

Мое утро начинается с переписки в чатах с детьми и их мамами. Что выполнить? Как прикрепить? Как войти? Как отправить?

Я работаю с дистанционным обучением второй день, и за это время успела проверить не больше 20 работ. У меня опускаются, руки, коллеги.

Учитель на дистанционке

Проблема – пусть она и на третьем месте, но она самая главная – мотивационная

Вокруг весна – пусть гулять и нет особой возможности, все друзья онлайн, многие ресурсы открывают бесплатный доступ к современным компьютерным играм, сериалам, развлечениям.

Кто в таких условиях будет настроен на обучение без понимания, зачем ему учиться и какие могут быть последствия безделья?

Очень мало детей инициативны в период карантина. Поэтому большинству необходим контроль от родителей, а работающие или занятые взрослые не могут следить за своим ребёнком в первой половине дня.

Деи играют за компьютером

Кроме этих трeх основных проблем, есть еще менее крупные, но менее важные проблемы для ребят школьного возраста.

Сопутствующие проблемы:

  • Изолированность от привычных социальных контактов со сверстниками;
  • Отсутствие прямого контакта с учителем и материалами;
  • Чрезмерное количество времени ребёнка, что проводится за компьютером.

Родители обращают внимание на такой момент: их волнует здоровье своих детей. Согласно нормам СанПиНа 2.2.2/2.4.1340-03, дети до 10 лет могут непрерывно работать за компьютером не более 15 минут, до 15 лет — не более часа.

А если посчитать 6 уроков по 30 минут?

Плюс гиподинамия, плюс весенний авитаминоз, плюс — нагрузка на зрение. К тому же, уроки проводятся одновременно, а часто для нескольких детей в семье нет отдельных помещений, чтобы они не мешали друг другу. Наушники — не выход, а опасный удар для слуха, да и сосредоточиться ребенку в таких условиях нереально.

Зрение и онлайн обучение

Учителя тоже не в восторге: она за свой счет ведут образовательный процесс, из кармана оплачивая интернет и электроэнергию, кроме того, им пришлось обзавестись интернетом, если его не было, приобрести дополнительные устройства.

Как все-таки помочь школьнику включиться в онлайн обучение с результатом

Возникает закономерный вопрос, что же делать и как организовать электронное обучение более удобно и для учителей, и для учеников. Попробуем ответить вместе.

Во-первых, предыдущие карантины (часто – на неделю или две) воспринимались школьниками как внеплановые каникулы, и на них учителя тоже не загружали ребят работой. Неудивительно, что сейчас, услышав заветное слово «карантин», часть учеников восприняла его опять с предвкушением полной свободы и безделья. Поэтому важно первым же делом объяснить своему ребёнку, что нынешняя ситуация может затянуться надолго, а бросать обучение на столь внушительный период – крайне губительно.

Не поощряйте лень и наплевательское отношение, следите, чтобы ребёнок просыпался вовремя и присоединялся к занятиям.

Старайтесь найти хотя бы несколько минут в день, чтобы искренне поинтересоваться обучением вашего ребенка, выполнением его домашних заданий. Также не стоит ему отказывать, если школьник просит помощи в каком-то задании – объясните и дайте пример, как должны решаться подобные задачи, но делать всю работу за ребёнка не нужно.

Ребенок удаленное обучение

Списывать тоже стало в разы проще, ведь теперь учитель даже не находится в одном помещении с учеником – а ведь в школе все ухищряются списывать буквально под носом преподавателя. Объясните ребёнку, что если материал приходится подглядывать, то над его усвоением он поработал недостаточно, и куда более ответственно с его стороны будет хотя бы попытаться выучить тему самостоятельно, а не пытаться выглядеть компетентным с помощью сети.

Ведь рано или поздно школа вновь перейдет в режим реального времени, и тогда учителя легко заметят разницу между знаниями дома и в классе.

Порой сами учителя относятся к урокам так, что «убивают» остатки воодушевления у детей – например, просто кидают им несколько файлов с материалом и даже не пытаются ничего объяснить, связаться, помочь. В этом случае, особенно если подобное повторяется на систематической основе, обсудите сложившуюся ситуацию с другими родителями и администрацией школы – если по предмету дети будут вскоре сдавать государственные экзамены. Если предмет не так важен, а в школьной программе только для общего развития ребёнка, помогите ему освоить материал сами или поспособствуйте формированию группы между самими учащимися – пусть они разбирают материал между собой и «подтягивают» друг друга.

Сложно поспорить с тем, что домашнее обучение расслабляет – дома и так много отвлекающих факторов, что и раньше создавало проблемы для работы над домашними заданиями, и сейчас – и вовсе изобилие развлечений.

Школьная же атмосфера дисциплинирует. Поощряйте мотивацию ребёнка, воспитайте в нём ответственность и понимание, зачем же ему учиться – и тогда большая часть проблем уйдёт сама собой. Обязательно сохраняйте оптимизм и помните, что рано или поздно всё вернется на круги своя, и тогда ваш ребенок скажет вам «спасибо» за контроль и помощь во время дистанционного обучения.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий