Принципы воспитания детей

12 принципов правильного воспитания ребенка

Каждый малыш – это личность и нельзя его воспитывать и развивать “под общую гребенку”. Поэтому возникает резонный вопрос – а бывает ли “правильное воспитание ребенка”? Для меня воспитание “правильное”, если ребенок вырос здоровым физически и психически и ему привиты общечеловеческие ценности. Поэтому сегодня я расскажу 12 принципов воспитания ребенка, а остальное – ваше творчество.

Принципы воспитания детей

Современный подход к процессам воспитания позволяет выделить следующие принципы воспитания:

  • Принцип единства, целостности и взаимосвязи компонентов, слагающих воспитательный процесс. На личность необходимо воздействовать с разных сторон через взаимосвязь процесса воспитания и самовоспитания, систему целей, требование необходимости использования комплекса соответствующих воспитательных средств и методов. Принцип предполагает комплексное применение всех звеньев и составляющих многостороннего воспитательного процесса, а также требует учитывать факторы, участвующие в воспитании (семья, учебное заведение, общественность, трудовой коллектив, согласованность и единство и их действия).
  • Ведущая роль преподавателя в воспитательной деятельности. Преподаватель воплощает в себе целостность и единство воспитательного процесса, гарантирует согласованность его частей и последовательное использование его принципов. Наиболее эффективным средством воспитательного воздействия является личный пример преподавателя. Преподаватель организует все виды активности обучающихся, все виды деятельности, их учебу, труд, устанавливает порядок и объем упражнений и заданий, сроки их выполнения, обеспечивает материально и организационно возможность решения любой воспитательной задачи, осуществляет регулярную помощь в работе, учебе, оценку и контроль качества и количества труда, стимулирует морально и материально затраченные усилия.
  • Принцип организации активной деятельности воспитуемых. Активное руководство преподавателя должно сочетаться с активной деятельностью учащихся и воспитанников. Эффективное развитие личности возможно только в процессе его собственной активной деятельности. Воспитатель выступает в роли организатора различных видов деятельности, поощрять их творчество.
  • Принцип связи воспитания с жизнью. Воспитательная деятельность подчинена государственной стратегии воспитания согласно идеологическим установкам в государстве, на формирование необходимого социального типа личности, на всестороннее развитие личности, жизненное и профессиональное самоопределение.
  • Принцип гуманизма в воспитании. Базируется на возможности получения положительных результатов воспитания и предполагает опору на положительные задатки, присутствующие в каждой личности. Необходимо выявлять и развивать положительные черты, опираясь на которые можно решать задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. Эффективное решение воспитательных задач невозможно без сочетания доверия и уважения.
  • Принцип опоры на коллектив. Воспитательный эффект во многом обусловлен воздействием микрогрупп, в которых происходит процесс воспитания личности. Существенным фактором воспитательного процесса выступает микроклимат в данных группах. Данный принцип требует умения определять характер малых групп, разбираться в индивидуальных особенностях людей и регулировать социально-психологический климат групп.1. Принцип использования самовоспитания. Самовоспитание — самостоятельная целенаправленная деятельность, которая ведет к наиболее полному развитию, реализации и совершенствованию личности. Принцип требует овладения воспитанниками главными приемами самовоспитания: саморегуляции, самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Замечание 2

Все принципы воспитания тесно между собой взаимосвязаны, обнаруживают единство и целостность процесса воспитания, помогают понять пути повышения его эффективности.

Советы родителям: что нельзя делать

Основные ошибки

  • Гиперопека. Как причина чрезмерной заботы о детях выступает повышенная тревожность мамы или папы. Такая опека тормозит развитие самостоятельности и независимости, в целом негативно сказывается на стремлении ребенка познавать мир.
  • Авторитарность. Выделяются только жесткий контроль и постоянные требования, доминируют эмоционально-холодные отношения. Противоположным, но тоже неверным, может быть либеральный, попустительский стиль воспитания.
  • Инфантильность. Если родители не достаточно зрелые, то многие жизненные вопросы они не смогут решить самостоятельно. В воспитании малыша могут помогать ближайшие родственники – бабушки, дедушки.
  • Приоритет умственного развития. Помимо стимулирования ума, необходимо физическое и нравственное развитие. Из-за специфики детской психики – ее неустойчивости – большое внимание стоит уделять и способности распознавать, проявлять и управлять эмоциональной сферой.
  • Пренебрежение психолого-педагогической литературой. В научных трудах содержатся общие закономерности и основы воспитательной деятельности. Недостаточно опираться только на опыт старшего поколения. Теоретическая информация тем и полезна, что облегчает понимание всех процессов, происходящих с ребенком, особенностей его становления и содержит соответствующие рекомендации.

Секреты правильного воспитания

Отталкиваясь от перечисленных ошибок, которые в той или иной мере совершаются взрослыми, можно перечислить ряд простых секретов взаимодействия с ребенком:

  • Честность и открытость своих действий, чувств в отношении с супругом/супругой и ребенком.
  • Уважение к ребенку, понимание, что он уникальная молодая личность. Демонстрация ценности ребенка, учет его права голоса в семье.
  • Доверие и общая теплая атмосфера: показать ребенку, что его всегда поймут, дадут защиту и успокоят.
  • Ответственность: главным является родитель, он отвечает за то, как складываются детско-родительские отношения. Взрослые предъявляют требования и ведут спрос, в первую очередь, с себя.
  • Учет возрастной специфики детского развития и особенностей становления конкретного ребенка.

Резюмируя тему воспитания детей, можно посоветовать осознанно подойти к своей родительской миссии. Необходимо не только теоретически подготовиться к рождению малыша, приобретя полезные знания, но и осуществить самую сложную работу – работу над собой, своими не умениями, ограничениями и отрицательными качествами.

Родительский авторитет

Умение оставаться авторитетом для ребенка никак не связано с нашими заслугами и авторитетностью в обществе. Для ребенка значимы две составляющие:

во-первых, то насколько он может доверять нам: как мы реагируем на его ошибки – принимаем и помогаем или наказываем и осуждаем; чувствует ли он себя в безопасности рядом с нами;

во-вторых, насколько мы сами справляемся с жизнью, как достойно выходим из разных сложных жизненных ситуаций. Дети постоянно оценивают, готовы ли они повторить наше поведение в той или иной ситуации.

И чем лучше родитель управляет собой и справляется с собственной жизнью, может показать ребенку, как достойно выйти в любой ситуации, тем авторитетнее он в глазах ребенка.

Когда родитель истерит, срывается по малейшему поводу, не готов справляться с маленькими ежедневными трудностями, не готов оставаться справедливым и строгим, добрым, а не добреньким, ребенок ставит под сомнение родительский авторитет и начинает.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий