Ребенок не боится чужих людей: как обеспечить его безопасность – совет практикующего психолога

Детские страхи, пожалуй, самые обсуждаемые и вызывающие множество вопросов у родителей. Буквально месяц назад ребенок хорошо ладил с чужими людьми, улыбался им в ответ, а сегодня при виде дяди или тети он прижимается к маме и пытается спрятаться. Это явление у психологов называется боязнь чужих, которое может проявляться истериками, слезами и серьезными психическими расстройствами.

Ребенок не боится чужих людей: как обеспечить его безопасность – совет практикующего психолога

Страх перед чужими людьми обычно появляется у детей с восьми месяцев и требует внимательного отношения и понимания со стороны мамы

Содержание

Почему ребёнок боится чужих людей

Многим родителям знакома ситуация, когда ребенок, комфортно чувствующий себя в семье, при виде незнакомца начинает громко плакать, бежит к маме и старается за нее спрятаться. Другой вариант развития событий — при приходе домой гостей малыш не выходит из своей комнаты. В психологии такое поведение называется «боязнь чужих». Такого ребенка можно также охарактеризовать как излишне застенчивого.

Страх посторонних людей впервые возникает чаще всего в семь-восемь месяцев, хотя у некоторых малышей он может развиться и позже. Вначале боязнь проявляется в виде слез (а иногда и истерики), а после года ребенок уже начинает стесняться, отказывается разговаривать с чужим человеком.

Ребенок не боится чужих людей: как обеспечить его безопасность – совет практикующего психолога

Плач — естественная реакция при приближении незнакомца

Такое поведение является вполне обоснованным: младенец больше всех любит свою маму (ведь, это она за ним постоянно ухаживает). Появление же незнакомца (особенно мужчины) на уровне подсознания вызывает страх разлуки с ней. Кроме того, в раннем возрасте ребенок еще не в состоянии постоять за себя, и малышу кажется, что чужой человек хочет причинить ему вред.

Интересно, что в разряд «чужих» людей могут попасть не только незнакомцы, но и родственники, например, папа, который по характеру своей работы часто отсутствует дома (командировки, служба вахтовым методом), бабушка или дедушка, которые далеко живут и редко приезжают в гости. Причина детских слез во всех случаях будет одна и та же — малыш боится потерять свою любимую мамочку или считает, что его самого могут обидеть.

Естественная боязнь незнакомцев, как правило, продолжается до двухлетнего возраста, а потом незаметно проходит. Но некоторых ребят такая черта характера, как излишняя застенчивость, сопровождает еще очень долго и нередко остается на всю жизнь.

В некоторых случаях боязнь чужих людей трансформируется в гипертрофированные формы, что обусловлено уже какими-то дополнительными травмировавшими психику ситуациями: это может быть визит в поликлинику, связанный со стрессовыми ощущениями, либо незнакомый человек, не вовремя заглянувший в коляску. После двухлетнего возраста большинство малышей начинают посещать детский сад, и боязнь чужих может обернуться для них большими проблемами и психическими травмами. Такие ситуации уже, конечно, требуют консультации специалиста, хотя основную помощь ребенку может оказать только чуткое отношение родителей.

Боязнь в возрасте старше двух лет часто связана с узким кругом общения ребенка. Если малыш все свое время проводит лишь с мамой, папой, бабушкой и дедушкой (особенно, если это единственный ребенок в семье), то у него возникает иллюзия, что посторонние люди ему вовсе и не нужны. Поэтому, когда он выходит на улицу, то не идет на контакт с другими людьми (и даже с детьми). Реже возможен и другой вариант — агрессивное поведение с незнакомцами, обусловленное не характером ребенка, а неумением общаться в широком кругу людей.

Следует более подробно рассмотреть ситуацию, когда сын или дочь боится контактировать с другими детьми. Нормально развивающиеся дети спокойно воспринимают друг друга в любом возрасте. Если же двухлетний малыш боится детей, то это часто обусловлено тем, что его ранее обидели другие ребята и ему не хочется снова испытать негативные эмоции. Другой вариант — ребенок слишком привязан к матери и при этом редко выходит в общество. Он просто не знает, как вести себя с другими детьми, как дружить с ними. За счёт того, что ребенок всё время проводит время со взрослыми, ему трудно идти на контакт со сверстниками. Малыш может охотно собираться на прогулку, выбирать игрушки, но как только приближается к детской площадке, где видит детвору, его охватывает тревога (очевидно, что интерес к детям присутствует, но застенчивость его пересиливает). Он уже не хочет играть, прячется за маму, придумывая отговорки, вроде «Здесь уже все занято», «Мне хочется на другую площадку» и пр.

Ребенок не боится чужих людей: как обеспечить его безопасность – совет практикующего психолога

Ребенок, который привык к общению в узком семейном кругу, плохо идет на контакт со сверстниками

Еще одна разновидность детской боязни чужих людей — это страх толпы (в психологии такое понятие носит название «демофобия»). Если одни дети любят оживленные праздники на городских площадях, чувствуют себя комфортно среди скопления народа, то другие ребята при этом напрягаются, сковываются, а иногда даже впадают в панику (это может быть ребенок и школьного возраста). Встречаются ситуации, когда ребята, посещающие детский сад и нормально общающиеся со сверстниками, боятся, например, утренников или спектаклей, где собирается довольно большое количество народа. Подобные страхи берут свое начало в раннем детстве, откладываются в подсознании. Как правило, толпы боятся малыши, у которых в детстве были проблемы, связанные с нарушением личного пространства.

Иногда ребенок боится не просто посторонних, а представителей определенного пола. Чаще встречается боязнь мужчин: это бывает в неполных семьях (когда малыша воспитывает мать-одиночка) либо связано с агрессивным поведением отца (который причинял физический или моральный вред ребенку или его маме). Боязнь женщин может возникнуть при воспитании малыша слишком строгой либо чересчур тревожной матерью. Такие ситуации требуют обязательного вмешательства психолога, поскольку у ребенка в будущем наверняка возникнут проблемы в общении с противоположным полом.

Признаки страха

признаки

Страх – это острая эмоция, он обязательно сопровождается одним или несколькими физиологическими признаками:

  • общее беспокойство, дрожь, тремор рук;
  • внезапный плач и крик, которому не предшествовали демонстративные действия;
  • потеря ориентации в пространстве, растерянность;
  • расширенный зрачок, несвойственная ребенку мимика;
  • жалобы на головокружение, головную боль во время или после приступа страха.

Почему ребенок боится других детей, нужно выяснить у малыша в доверительной беседе. Но если тревожные реакции стали частыми, следует обратить внимание на психологическое здоровье чада, посетить детского психотерапевта и невролога.

Осторожность и боязнь – это норма, страх – устойчивая реакция. И ему нельзя давать переродиться в фобию!

Основные формы детских страхов

Если мы имеем дело именно с психологической особенностью возраста, то ее легко определить по закономерным формам поведения, вызванного страхом.

От 0 до 1,5

Испуг впервые возникает в первом полугодии жизни, а к концу первого года окончательно приобретает свои черты: вздрагивание, плач, крик, отмахивающие движения ручками и ножками, учащенное дыхание.

Такую реакцию могут вызывать звуки, смена освещения, чужие люди или ситуации, связанные с болью (появление врача). Боязнь других детей в конце первого года жизни или чуть позднее проявляется в «прилипании к маме».

Вариант нормы. Малыш может закрывать личико, отворачиваться от сверстников, проситься на руки. Здесь не столько страх перед другим ребенком, сколько страх потерять связь с мамой. И это нормально – развивается эмоциональная чувствительность и контакт с родными.

От 1 до 4

Контакт с родными продолжает формироваться и теперь, становясь более осмысленным. Ведущий страх – одиночество и его физический аналог – темнота. Формирующиеся чувства любви, нежности, жалости, сострадания, сочувствия с одной стороны и кризис самостоятельности с другой ставят малыша в неловкое психологическое положение.

В этот период на отношения со сверстниками большое влияние оказывает мнение старших, «хороший мальчик» обязательно станет другом, а «плохого» (по мнению мамы или бабушки) нужно обходить стороной и даже побаиваться.

Вариант нормы. Кроха отказывается от общения с детьми на площадке и просит папу или маму поиграть вместе под предлогом «Мне что-то не нравится этот мальчик».

Основная форма страха этого возрастного периода – избегание, иногда подкрепляемое выдуманными историями о том, как двухлетний «плохой» ровесник обидел или напугал.

От 3 до 6

В период, когда тенденции «Я сам!» наиболее активны в поведении чада, заставлять его с кем-то дружить совершенно бесполезно. Дружба – это чувство, которое должно сформироваться глубоко внутри. Страха по отношению к сверстникам в этот период обычно не бывает – трехлетки активны и общительны. Страхи могут сохраниться из предыдущего этапа, либо, если ребенок развивается чуть быстрее сверстников, на общении могут сказаться новые страхи: очень индивидуальные, абстрактные и фантазийные.

Вариант нормы. При попытке включить ребенка в игру вы слышите «Не хочу!» и «Не буду!» «Он плохой». Типичное поведение для кризиса 3 лет. Другая возможная преграда – отрицание дружбы с детьми другого пола.

От 5 до 8

Это самый боязливый возраст. Буквально все вокруг заставляет малышей испытывать тревогу: болезнь мамы, перестановка в комнате, страшные сны и сказочные персонажи. Особенности взаимоотношений с детьми-сверстниками проявляются либо в агрессивных действиях (обычно защитного характера), либо в форме привлечения внимания («Он меня обидел, накажи его!»).

К 7–8 годам страх перед одноклассниками уже не считается нормой. В этом случае следует разобраться, не было ли негативного опыта, педагогических проблем или нарушений процесса социализации.

Иные причины негативного поведения

В поисках причин коммуникативных затруднений нужно рассматривать не только истинный страх, но и другие возможные состояния, способные нарушать равновесие в настроении ребенка:

  • Необщительность (интроверсия) как черта характера, замкнутость, предпочтение самостоятельных игр. Эту черту характера нужно четко разграничивать с нарушениями аутичного спектра!
  • Подражание интровертным родителям.
  • Гиперопека, следствием которой стала гиперзависимость ребенка от родителей.
  • Страх есть, но это страх не перед другим ребенком, а перед самим фактом игры с ним. Бывает и такое!
  • Ошибки социализации, болезнь, строгие карантины – все это возможные причины несформированности коммуникативных качеств ребенка по возрасту.
  • Негативный опыт. Память места и ситуации довольно часто оказывает влияние на детское поведение.

    Важно как можно скорее рушить дурные стереотипы, утилизировать конфликты между малышами и формировать у них добрую память друг о друге.

Интересный факт. Девочки больше подвержены страхам в целом, и число взаимосвязей между разными объектами страха достигает максимума в 3–5 лет. Звенья мнимой опасности цепляются одно за другое, весь период проходит под знаком восклицания «Ой!» Старайтесь не ругать дочку, когда она снова начнет «истерить». Ребенку нужно помочь пережить возраст.

Фобии у детей: боязнь незнакомцев

боязнь незнакомцев

Малыши до трех лет не могут долго обходиться без мамы, поэтому взрослые, отнимающие ее внимание, автоматически становятся врагами, которых нужно бояться. Дети реже пугаются женщин, ведь они похожи на самого близкого человека. А мужчины с бородами или усами, которые громко басят и выглядят устрашающе, вызывают у малыша слезы страха и истерику.

Если родители попытались выйти с ребенком на прогулку, но первый встречный, просто проходивший мимо, стал причиной испуга, специалисты рекомендуют искать корень проблемы в прошлом. Возможно, кто-то из взрослых вел себя агрессивно или случайно шокировал малыша. Он запомнил эти чувства и теперь не может справиться с негативными эмоциями.

Мамино понимание важнее всего

Чтобы поборот страх чужих людей, важно найти правильный подход к ребенку. Ни в коем случае не нужно стараться перебороть детский страх, оставляя малыша с кем-то чужим, пускай, например, это бабушка или дедушка, тетя или дядя, которых он очень редко видит. Также не стоит насильно заставлять малыша общаться с такими людьми, ведь это наоборот может напугать его еще больше. Но в то же время игнорировать подобный детский страх не нужно, ведь для малыша важно, чтобы его понимали, окружали любовью и заботой.

Ребенок не боится чужих людей: как обеспечить его безопасность – совет практикующего психолога

Что делать, чтобы ребёнок перестал бояться: советы психологов

  • Быть спокойными. От родителей зависит многое. Например, они могут своим поведением ещё больше усугубить ситуацию, а могут сделать так, что кроха успокоится и начнёт воспринимать незнакомых взрослых нормально. Специалисты настаивают, что не нужно нервничать и переживать в присутствии малыша. С рождения у младенца и матери сильная эмоциональная связь, поэтому если женщина будет спокойна, те же эмоции будет испытывать и ребёнок. В любой ситуации стоит держать себя в руках и не паниковать, чтобы не давать повода крохе расплакаться ещё больше.
  • Знакомить малыша с чужими взрослыми постепенно. Конечно, маме тоже нужно свободное время, у неё могут быть дела. И не всегда получается оставить кроху с папой или бабушкой. Например, сегодня очень популярны няни. Но главная ошибка родителей — в первый же день знакомства оставить кроху с незнакомым человеком и уйти. Это слишком большой стресс для младенца, поэтому необходимо в течение нескольких дней настраивать ребёнка и знакомить его с новыми людьми.

    Когда мама подходит к незнакомцу и общается с ним, малыш замечает, что самый родной человек никуда не уходит, спокоен и вежлив. Постепенно он начинает присматриваться к взрослому, проявлять доверие, а затем и спокойно общается с ним. Главное в этом вопросе — не спешить.

  • Не заставлять ребёнка. Даже самые маленькие дети по-разному относятся к людям. С одними они идут на контакт практически сразу, а к другим относятся настороженно или начинают плакать и бояться. Задача родителей не форсировать события. Не стоит заставлять кроху подходить к незнакомому человеку и общаться с ним. Особенно если ребёнок плачет, нельзя отдавать его в руки другому взрослому. Так можно ещё больше усугубить ситуацию и кроха станет паниковать при виде других людей.
  • Показывать, что общение не страшно на своём примере. Отличный вариант, держать кроху на руках у мамы, при этом общаясь с незнакомым малышу взрослым. Ребёнок чувствует себя в безопасности рядом с родителем и видит, что мама улыбается, смеётся и спокойно себя ведёт с чужим человеком. Такое поведение самого родного человека своеобразный сигнал, что бояться нечего и можно расслабиться и присмотреться к новому другу.
  • Пересмотреть своё поведение. Нередко причиной появления боязни становится гиперопека: мама не доверяет своего кроху никому, даже папе, бабушке или дедушке. Она находится с ребёнком двадцать четыре часа в сутки, не разрешает другим детям или взрослым взять малыша на руки и поиграть с ним. Из-за этого у младенца формируется искажённая модель восприятия окружающих: он думает, что они враги, которые могут забрать его у мамы. Психологи утверждают, что крохе необходима социализация, поэтому общение с людьми крайне важно.
  • Придерживайтесь режима. Дети чувствуют себя спокойно, когда всё идёт по плану, так, как они привыкли. Поэтому в период знакомства с другими взрослыми не стоит кардинально менять установленный распорядок дня, питания и прогулок. Любая перемена — стресс для крохи, который может негативно отразиться в момент нового общения.
  • Не ругать и не стыдить ребёнка. Это одно из главных правил, ведь для малыша важна поддержка и понимание родителей. Стоит быть терпеливыми и не обзывать кроху, не называть его трусом и плаксой. Наоборот, нужно поддержать его, попытаться объяснить, что бояться нечего и мама всегда рядом, готова помощь и не дать в обиду своего сына или дочь.
  • Проиграть ситуацию на примере. Можно рассказывать ребёнку истории из своей жизни о том, как мама или папа боялись, а потом перебороли страх и все прошло хорошо. Если такого не было на самом деле, можно и придумать рассказ. Главное — донести смысл до малыша. А также психологи рекомендуют ролевые игры в качестве средства в борьбе со страхом. На куклах или других игрушках можно показать, как герои начинают общаться с новыми знакомыми и не боятся их.

Мама ругает дочку

Родителям на заметку: чего не нужно делать, чтобы не вызвать у ребёнка ещё больший страх

Иногда мама или папа сами виноваты с том, что малыш никак не может справиться с боязнью и не хочет идти на контакт с незнакомыми людьми. Поэтому специалисты обращают внимание на некоторые моменты, которых необходимо избегать:

  • как только кроха начинает плакать, мама сразу уходит подальше от незнакомого для малыша человека и больше не подходит к нему. Это неправильный подход, так ребёнок не привыкнет к тому, что нужно общаться с другими взрослыми, а будет думать, что стоит ему заплакать и внимание матери снова полностью сконцентрировано на нём;
  • родители начинают сами нервничать: такое часто бывает, когда к малышу подходит другой человек. Тон мамы меняется, она заметно нервничает и эти эмоции ощущает ребёнок. На подсознательном уровне кроха улавливает связь: чужой человек — опасность, а потом проявляется страх перед всеми незнакомыми людьми;
  • мама и папа заставляют малыша общаться с чужими несмотря на слезы и нежелание с его стороны. Такие кардинальные методы не принесут желаемого результата, а только станут причиной психологической травмы у малыша;
  • наказывают ребёнка за нежелание общаться со взрослыми. Этого категорически нельзя делать, чтобы не усугубить ситуацию и не дать перерасти небольшому страху в фобию.

Ещё одной ошибкой родителей становится полное отрицание проблемы. Многие мамы и папы уверены, что в постоянных истериках нет ничего страшного, однако это неверное утверждение. Да, проявления страха — это нормально, но и оно бывает разным. Например, когда кроха на улице бежит к родителям при виде незнакомца — это норма, а вот ужас, паника, сильнейшие истерики при выходе на улицу, где ходят другие люди — это повод обратиться за помощью к психологу.

Специалисты обращают внимание на то, что полное отсутствие страха у ребёнка до двух лет также не считается нормой. Например, если малыш в возрасте 1–2 лет спокойно идёт к незнакомцу, начинает общаться с ним и может даже уйти за чужим мужчиной или женщиной, не обращая внимания на родителей и не проявляя настороженности и опасения, стоит проконсультироваться с неврологом и психологом.

Видео: как бороться с детскими страхами

Формируем навыки общения

Старайтесь избегать отрицающих конструкций. Убеждайте на своем опыте или приводите яркие примеры:

  • Ты же знаешь, что Баба-яга в молодости была очень красивой? Просто сейчас она стала старенькая, мало ухаживает за собой, никто о ней не заботится, она живет одна и все время злится на весь мир. Поэтому и выглядит так страшно. Но на самом деле она очень несчастная (взываем к сочувствию)/задорная (покажите песенку из мультфильма «Летучий корабль»)/умная (прочитайте отрывок из сказки, где Яга дает советы путникам).
  • А я в детстве тоже боялась других деток, и папа боялся.

    Но мы же с папой подружились и стали семьей! А представляешь, если бы мы так и сидели, как буки, по разным углам? (эмоции, мимика и настроение родителей в таких диалогах – основная действующая сила).

Если страхи ребенка вписываются в возрастные нормы, а редкие проявления боязливости не нарушают покой и сон семьи, то родители вполне способны самостоятельно справиться с психолого-педагогической задачей:

  • С младенцем проводите больше времени, не чуждаясь тактильного и эмоционального контакта.
  • С младшим дошкольником разыгрывайте кукольные ситуации, в которых побеждает добро и умение вести диалог.
  • Пятилетке прочтите сказки о дружбе и команде. Присядьте на лавочку в стороне и наблюдайте за игрой ровесников. Укажите, что вон тем деткам очень весело. А вот эти нашли что-то интересное и вместе изучают.
  • Посетите групповые занятия детей с психологом (предварительно специалисты дадут консультацию и помогут подготовить малыша).
  • Хвалите и мотивируйте к общению, но не заставляйте отдавать игрушки или целовать «недругов». Действуйте постепенно и радуйтесь вместе каждому новому шагу.
  • В борьбе с негативным опытом прошлого постарайтесь превратить воспоминания о ситуации в нейтральное или смешное событие.
  • Позвольте бояке общаться с ребятами помладше, которых он может чему-то научить и стать среди них лидером.
  • Исключите тревожные мультфильмы, ужастики, мистические истории и пугание Бабаем.
  • И поддерживайте, поддерживайте! Интересуйтесь, обсуждайте в позитивном ключе, сравнивайте вчерашние успехи с сегодняшними.

    «Ты сегодня играл с детками больше чем вчера, тебе понравилось? А в какую игру вы играли?»

Не совершайте эти ошибки

Самая большая ошибка родителей – наказание за страх. Особенно этим «грешны» папы, которые либо стыдят детей, либо угрожают «Иди и сделай это, иначе я тебя накажу». Никогда не пытайтесь оставить ребенка один на один с его страхом: запереть в темной комнате, бросить в воду, посадить на высокую ветку. Такие экстремальные методы даже взрослых способны сломать!

Запрещены в борьбе с коммуникативными барьерами:

  • Очная ставка один на один со страхом: «Иди, играй с детьми. А то сейчас уйдем домой!»
  • Акцент на проблеме, прямое указание и негативное отношение к ней: «Ты так их боишься, что готов отказаться от прогулки!»
  • Угрозы и наказания: «Я тебя накажу/лишу чего-то, если ты не пойдешь сейчас на площадку».
  • Унижения и оскорбления за проявление опасения: «Ты такой жалкий, когда боишься. И было б чего!»
  • Разрыв эмоциональной связи с ребенком одного или обоих родителей: «Ну и сиди один. Не хочу с тобой общаться. Трус!»
  • Излишняя опека и неверные оценки ситуации со стороны матери или бабушек: «Тут какие-то злые дети. Пойдем-ка погуляем без них».
  • Родительская невнимательность в 1–2 года может стать причиной развития выраженных расстройств аутичного спектра к 3–4 годам!

Повод для профессиональной коррекции

Если время идет, меры принимаются, а прогресса нет, пора обратиться к специалистам. И тем более это нужно сделать, если появились признаки развития тревожности и невроза:

  • снижение аппетита, ухудшение сна;
  • сбои в режиме сна, бодрствования и туалета;
  • паника и истерика при приближении к детской площадке или отдельным детям;
  • тремор рук и подбородка, тики;
  • ночные кошмары, потливость, энурез;
  • присоединение других страхов;
  • частые истерики, капризы, агрессивное поведение.

Несмотря на то, что взрослые когда-то были детьми, они зачастую недооценивают, насколько мучительными бывают детские опасения перед окружающим миром. В мире детей царствует фантазия, наделяющая чертами людей неживые предметы. От родителей зависит то, как воспримет малыш скрип старого шкафа: как кряхтение немощного старичка или рычание грозного монстра. Опасения и боязнь не ходят по одной. Они всегда следуют цепочкой. Поэтому борясь с коммуникативными сложностями, проводите профилактику комплексно.

Если страх перед сверстниками настолько велик, что парализует ребенка при каждой новой встрече, это нельзя оставлять без внимания, надеясь на то, что «перерастет», «еще маленький». Однажды сформированный и непобежденный страх может перерасти в фобию или стать причиной развития патологических черт характера, серьезных коммуникативных нарушений.

Придерживайтесь общепедагогических рекомендаций в воспитании. Откажитесь от психологических экспериментов и советов посвященных мамочек. Любую информацию и рекомендации пропускайте через призму индивидуальных особенностей своей семьи и важнейшей ее части – маленького человечка, которому страшно.

Как помочь ребенку, который боится чужих

По словам психологов, признать проблему — значит, наполовину решить ее. Родители прежде всего должны принять тот факт, что их ребенок страшится чужих, что он чересчур застенчив.

Тактика поведения родителей

Ни в коем случае не нужно игнорировать чувства малыша, а тем более попытаться «сломать» его (настаивать на знакомстве с чужим человеком).

Попытки подтолкнуть ребенка к общению с посторонними людьми лишь навредят его психике — кроха еще больше замкнется в себе, и страх только усугубится.

Задача близких — своим чутким отношением помочь преодолеть особенности поведения ребенка. Ведь, от реакции мамы и папы зависит дальнейшая социальная адаптация сына или дочери. Если ребенок чувствует, что родители недовольны его поступками, то он растет зажатым и неуверенным в себе. И, напротив, уважение и поддержка со стороны близких поможет сформировать уверенную в себе личность.

Кроме того, непростительная ошибка — сравнивать свое чадо с другими, более смелыми и раскованными детьми. Это приведет к снижению самооценки малыша, ощущение собственной никчемности.

Также мама ведет себя неправильно, когда при приближении незнакомца начинает переживать, меняет тон голоса. Ребенок моментально это чувствует, ему передается волнение. Бывают случаи, что при появлении гостей малыша уводят в отдельную комнату: не нужно этого делать, поскольку ребенок будет пользовать этой тактикой и в дальнейшем, не меняя своего поведения.

Ребенок не боится чужих людей: как обеспечить его безопасность – совет практикующего психолога

Подобное поведение не решит проблему, а только усугубит ее

Нужно дать малышу время: пусть он привыкнет к голосу незнакомца, его внешности. Во время общения с посторонними людьми маме хорошо взять ребенка на руки: так он будет чувствовать себя защищенным. Не нужно забывать, что каждому малышу требуется разное время, чтобы пойти на контакт с новым для него человеком: иногда на это требуется несколько дней.

Большое значение имеет пример самой мамы. Своим приветливым видом, улыбкой, ровным тоном голоса она дает ребенку понять, что нет причин бояться незнакомца. Женщина должна показать, что знакомиться с новыми людьми очень интересно. Например, мама может взять своего сына или дочь за ручку и вместе подойти к другим малышам на игровой площадке.

выливается у ребенка в регулярные истерики, он не желает воспринимать доводы мамы, то в этом случае стоит обратиться к профессиональному психологу. Ведь, такие гипертрофированные формы страха могут быть патологическими, связанными со сбоями в работе нервной системы.

Сказкотерапия

В борьбе с разного рода детскими страхами хорошо зарекомендовал себя метод сказкотерапии. В борьбе с излишней застенчивостью уговоры и нравоучения бесполезны, а вот если облечь родительский совет в ненавязчивую сказочную форму, то ребенок живо воспримет его.

Данный прием можно образно сравнить с горькой таблеткой, подмешанной к сладкому варенью. Сказки способны оказывать влияние на формирование характера малыша: дают ему возможность взглянуть на себя со стороны и освободиться от комплексов.

В сказке Татьяны Холкиной «Как Андрюша гостей встречал» главный герой сам по себе смелый мальчик (не боится грозы, тигра, пылесоса). Но когда в дом приходят гости, мальчик очень стесняется: не здоровается с ними, не разговаривает, а убегает, прячется под кроватку, притворяется каким-нибудь предметом. И вот однажды, когда в очередной раз нагрянули гости, Андрюша притворился мышкой. Он побежал к мышиной норке и встретил настоящего маленького мышонка. Они разговорились, мышонок рассказал, что убегает от страшной кошки, которая хочет его съесть. Андрюша, в свою очередь, сообщил, что скрывается от гостей, которые хотят с ним поздороваться. Все мыши в норке очень испугались, стали прятаться, закрывать глазки, стали рассказывать друг другу об ужасных гостях. И мальчику вначале стало смешно, а потом стыдно: ведь, он сам похож на этих мышек, он так же прячется от гостей, словно те хотят его съесть. И Андрюша стал успокаивать мышек, и чтобы доказать им, что гости вовсе не страшные, он вышел к ним, смело поздоровался и сел пить чай с тортом. А маленький мышонок гордился свои отважным другом, который не боится ничего на свете.

Эта поучительная сказка позволяет ребенку оценить свое поведение и подводит его к мысли, что в общении с посторонними людьми нет ничего страшного.

В произведении Ирис Ревю «Сказка про стеснительного мальчика» у главного героя Саши Светикова такая же проблема — стеснительность. Мальчик не может свободно общаться с людьми, хотя он многое умеет: фотографировать, ловить рыбу и многие другие вещи. Саша боится поздороваться, поддержать разговор, смотреть собеседнику в глаза и даже улыбнуться. И вот однажды к ребенку, который в парке прячется за скамейкой, подлетает любопытная сорока и начинает задавать ему вопросы. Саша признается ей, что прячется от людей, хотя они не кусаются и не обижают его. Сорока не может осознать, почему человек боится тех, кто ему не угрожает. Она допытывается у мальчика, не больной ли он. В результате Саша осознал, что сорока говорит правду и решил навсегда избавиться от своей стеснительности, ведь, она мешает нормально жить. Он благодарит птицу за помощь, выходит из своего укрытия и здоровается с первым проходящим мимо мальчиком.

Ребенок не боится чужих людей: как обеспечить его безопасность – совет практикующего психолога

Иллюстрация к сказке Ирис Ревю

Данное произведение опять-таки помогает ребенку понять, что его стеснительность не имеет никаких серьезных обоснований: нужно просто отбросить свой страх и начать общаться с людьми.

В другой терапевтической сказке «Как слоненок перестал стесняться» главный герой — животное. Слоненок живет на острове и очень хочет завести друзей, но стесняется подойти первым. Поэтому он всегда грустит. Однажды герой встретил большого слона, который помог ему: обнял малыша хоботом и повел к зверятам. Слон подбодрил слоненка, внушил, что он обязательно всем понравится. Воодушевленный слоненок подошел к зверятам, первым с ними поздоровался. Все вместе стали весело играть.

Эта короткая история поможет ребенку раскрепоститься, поверить в себя, стать уверенным. Он поймет, что нет ничего страшного в том, чтобы подойти к другим детям и заговорить с ними.

Игротерапия

Преодолеть излишнюю застенчивость и зажатость ребенка поможет игротерапия. Правильно подобранные игры научат малыша снимать физическое и эмоциональное напряжение, свободнее выражать свои чувства, сделают его более уверенным в себе. Игровые упражнения способны обхитрить скованность и замкнутость:

  • «Давай поговорим!». Родитель сообщает ребенку, что хотел бы превратиться в волшебника, фокусника, дворника (и т.д.) и рассказывает, почему ему этого хочется. Взрослый побуждает малыша задавать вопросы. А потом уже фантазирует сам ребенок.
  • «Пойми меня!». Взрослый читает стихотворения А. Барто, а малыш должен с помощью мимики и жестов изобразить действие или эмоцию, описанную в каждой строчке (данное игровое упражнение способствует раскрепощению, свободному выражению чувств).
  • Ту же цель преследует игры «Чья походка?» (ребенок и взрослый поочередно изображают, как ходит малыш, старушка, медведь, кошка, канатоходец в цирке и пр.), «Преображение» (ребенок надевает маску животного, супергероя, персонажа сказки или мультфильма и копирует его голос и манеру поведения).

В преодолении стеснительности и зажатости большое подспорье — сюжетно-ролевые игры. Взрослый с ребенком проигрывают ситуацию из жизни, которая вызывает у малыша тревогу. Например, Зайчонок подходит к зверятам, чтобы познакомиться, кукла приходит на концерт, где много народа, или на салют (можно зажечь бенгальские огни).

Ребенок не боится чужих людей: как обеспечить его безопасность – совет практикующего психолога

Такие игры помогают ребенку раскрепоститься и побороть страх общения с людьми

Интересен вариант, когда щенок или котенок теряет своего хозяина на прогулке и подходит к добрым прохожим на улице, чтобы они помогли ему отыскать дорогу к дому.

Причины возникновения детских страхов

Ребенок не боится чужих людей: как обеспечить его безопасность – совет практикующего психолога

Часто родители совершают ошибку, заставляя ребёнка разговаривать с тетями или играть с другими детьми. Когда ребенок боится общения с окружающими, лучше пусть посмотрит со стороны за тем, как общаются родители с другими людьми. Маме нужно рассказывать ребенку о том, что общения не нужно бояться. Для малыша, пойдет на пользу, если родители будут гулять с ним, рядом с детскими садами и площадками. Малышам нравится смотреть за детками немного старше.

Если ребенок, все-таки боится общаться с другими детьми, то необходимо проанализировать ситуацию. Возможно, кто-то выражался грубо в адрес малыша, ведь люди разные и, к сожалению, не каждый человек воспитан должным образом. Может быть, у него кто-то отобрал игрушку. Какой бы не была причина страха общения, ее необходимо устранять. Ведь характер ребенка формируется в детстве и страх общения может остаться с человеком надолго.

Ребенок боится людей: чего категорически нельзя делать

Если вы обнаружили, что ребенок боится людей, важно понимать – есть ряд табу в отношениях с ним. Это действия, которые только навредят малышу, усугубят ситуацию. Поэтому запомните то, чего делать нельзя: 1. Не пытайтесь настаивать на знакомстве ребенка с чужим взрослым. Это только побудит его больше замкнуться в себе, страх никуда не денется, а усилится. 2. Старайтесь не показывать свое недовольство ситуацией. Да, ничего положительного в страхе ребенка перед взрослыми нет. Но это проблема, прежде всего, для самого малыша. Не усугубляйте это своим недовольством. Малыш его чувствует – и такие дети вырастают очень зажатыми и неуверенными в себе. 3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, которые без проблем идут на контакт со взрослыми. Это занижает самооценку, развивается чрезмерная стеснительность. 4. При приближении незнакомца на улице не показывайте ребенку своего волнения, не акцентируйте его внимание на нем. Также не уводите ребенка в другую комнату, когда приходят гости. Проблемы это не решит, а в будущем он будет сам уже прибегать к подобной тактике. 5. Не называйте ребенка трусом, ни в коем случае не высмеивайте. Он должен ощущать поддержку и защиту со стороны родителя. При встрече с незнакомыми людьми, возьмите ребенка на руки – это будет давать ему ощущение защищенности. И помните о том, что каждый ребенок уникален – кто-то достаточно быстро преодолевает страх, а кому-то понадобится намного больше времени.

Советы психологов по решению проблемы

Многие психологи придерживаются мнения, что боязнь чужих людей у детей часто обусловлена негативным опытом в прошлом, когда общение с посторонними доставило малышу неприятные эмоции. В данной ситуации очень важно терпение и тактичность со стороны родителей. Сын или дочь, прежде всего, должны быть уверены, что близкие понимают, но никак не осуждают их поведение.

В борьбе с детской застенчивостью очень эффективны рассказы родителей о собственных похожих страхах в детстве и способах преодоления этой проблемы. Также хороший терапевтический прием — проигрывание собственных страхов при помощи кукол.

Интересно, что многие специалисты считают, что отсутствие каких-либо страхов у ребенка — это не норма, а, напротив, тревожный симптом. И если годовалая кроха никак не реагирует на посторо, не прижимается к маме при их появлении, то не лишним будет проконсультироваться у невропатолога.

Детский педагог-психолог Т. Шишова утверждает, что появление страха незнакомцев у годовалых малышей — сигнал того, что ребенок начал отличать «своих» от «чужих», свидетельство инстинкта самосохранения. Специалист советует родителям заранее предупреждать сына или дочку о приходе гостей, при этом в воображении малыша нужно создать положительный образ. Очень важно хвалить ребенка за его достижения: сдержал слезы, поздоровался и т.д.

Т. Шишова настоятельно рекомендует родителям не отдавать малыша в детский сад, если он психологически еще не готов расстаться с мамой. Это чревато психологическими трудностями и усугублением страхов.

Психолог Л. Самарская подчеркивает, что детей пугает все неизвестное и непонятное. Именно по этой причине многие из них боятся большого скопления народа во время салютов, концертов и пр. В борьбе с этой проблемой очень важна реакция мамы или папы на происходящее. Нужно искренне восхищаться салютными залпами, песнями, обеспечивая при этом ребенку тактильный контакт (обнять, взять за руку).

Видео: как помочь ребёнку перестать бояться

Причины страха ребенка перед общением

Однако случается, что старшие дети продолжают бояться посторонних людей. Почему это происходит: 1. Узкий круг общения ребенка – если он все время проводит только с родителями, это не дает ему опыта общения со взрослыми и другими детьми. 2. Страх других детей может появиться, если малыша раньше обидели его сверстники. Тогда он отказывается присоединяться к играм на площадке, а вот самостоятельно играет охотно. 3. Страх мужчин может возникнуть в неполной семье, где он общается только с мамой. Также такой страх появляется, если отец есть, но он проявляет агрессию к нему или матери. 4. Страх посторонних женщин может появиться из-за слишком тревожной или строгой мамы. В любом случае, чтобы выяснить конкретную причину проблемы вашего ребенка, необходимо обратиться к специалисту. Зная причину, будет намного легче бороться с иррациональным страхом и его последствиями.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий