Секреты трудового воспитания детей дошкольного возраста

Невозможно вырастить успешного человека, не привив ему трудолюбия. Но оно не дается нам от рождения, как основной инстинкт. Трудовым навыкам ребенка нужно учить. Родителям предстоит не просто научить малыша трудиться, а сделать так, чтобы труд стал для него источником радости. И самый благоприятный период для этого – дошкольный возраст. Как правильно организовать трудовое воспитание дошкольников, мотивировать их, научить ценить результат своего и чужого труда? Для этого недостаточно только работы воспитателей дошкольных учреждений. Основы трудовой деятельности ребенок получает в семье – на примере и под руководством родителей.

Ребенок моет посуду

Содержание

Основные направления трудовой деятельности дошкольников

Для воспитателя детского сада задачей №1 является помочь малышам познакомиться с миром взрослых. Ребята должны научиться выполнять простые действия сами: мыть руки и умываться, подметать пол, стирать . Родители не всегда осознают, что в основе всех умений их чада лежат именно трудовые навыки, которые формируют самостоятельность, целеустремленность, прилежание. Эти качества потом помогут ребенку скорее и легче найти свое место в социуме.

Основной целью трудового воспитания малышей в детском саду, по ФГОС, является формирование у них положительного отношения к труду. Достичь этого возможно, только взяв во внимание возрастные особенности воспитанников. От возраста малышей зависит вид, сложность деятельности, в которую их планируется вовлечь.

Какие цели преследует педагог в процессе занятий с дошкольниками:

  • пробудить у детей желание помочь взрослым, привить им позитивное отношение к трудовой деятельности;
  • желание углублять и совершенствовать трудовые навыки;
  • добиться стойкой привычки к занятости, ответственности, бережному отношению к своим и чужим продуктам труда;
  • заложить основы умения организовывать свой труд;
  • научить ребят доброжелательному отношению к занятиям других, умению, при необходимости, делать тактичные замечания, оценивать результат своей деятельности, работы товарища.

Задачи в ДОУ

В соответствии с ФГОС, трудовые занятия дошкольников происходят по таким направлениям:

  • усвоение навыков самообслуживания, что важно для любой возрастной группы;
  • навыки в быту и ведении хозяйства, труд в природе также характерны как для младшей группы, так и для подготовительной;
  • ручной труд присутствует в старшей и подготовительной группе.

?

Работа по формированию трудовых умений должна быть тесно связана с созиданием. Для раскрытия талантов творческой личности видеть в работе радость – необходимое условие.

Для чего нужна трудовая деятельность в детском саду

Трудовое воспитание дошкольников является одним из ведущих компонентов развития волевых, интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, эффективным приёмом формирования культуры социальных отношений. Разумно организованный труд развивает физический потенциал, пространственное восприятие мира, укрепляет здоровье ребёнка.

Будущее отныне принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда. В сущности, оба они составляют одно целое, ибо мыслить — значит тру­диться.

Стратегическая цель трудового воспитания — формирование позитивного отношения к труду. Реализовать эту цель можно двумя путями:

  • Сформировать понимание ценности и социальной значимости труда.
  • Развить и усовершенствовать элементарные трудовые умения и навыки, воспитывая трудолюбие, организованность и ответственность.

Мотивы детского труда могут быть разными:

  • похвала и высокая оценка детских усилий со стороны взрослых;
  • самоутверждение в среде сверстников;
  • желание помочь взрослым и товарищам, принести реальную пользу;
  • внутренний интерес к освоению новых умений, стремление ощутить себя взрослым и самостоятельным.

Контроль гигиены, требования СанПиН

С воспитанием должного отношения к фауне и флоре в связи с новыми требованиями СанПиН возникла проблема. Труд в природе фактически запрещен, детям можно только поливать цветы, попугайчикам и рыбкам не место в помещении группы. Если раньше ребята сами застилали постели, то теперь эта обязанность лежит на помощнике воспитателя. Не у всех есть бабушки в сельской местности, поэтому дети не представляют, как растут огурцы и яблоки. Без практики они становятся не соратниками, а наблюдателями за трудом родителей и педагогов.

Гигиенические условия, безусловно, важны для правильной организации деятельности малышей. Занятия должны проходить в помещении с хорошим освещением, вентиляцией. Воспитатель должен привлечь внимание ребят к положению тела, приучить их следить за своей осанкой, пользоваться малейшей возможностью позаниматься на улице в хорошую погоду.

Для ручного труда необходимы безопасные материалы и инструменты, они должны соответствовать возрасту воспитанников, быть удобными, привлекательными на вид.

Взаимодействие с родителями

Успеха в воспитании трудолюбия можно добиться при условии совместной деятельности ДОУ и семьи. В индивидуальных встречах, беседах воспитатель рассказывает о требованиях и о той работе, что проводится в стенах детского сада. Родителям необходимы конкретные рекомендации о содержании и организации труда детей дома.

Для этого мы подготовили отдельный материал «Рекомендации по трудовому воспитанию для родителей».

Не все родители понимают, что качественного выполнения задания они могут ожидать от своего чада лишь тогда, когда показали и объяснили, как и что нужно делать, что нельзя наказывать трудом, важно подмечать старание, благодарить. Для детской помощи нужно создать необходимые условия, которые включают удобное место и оборудование, само занятие должно вовлекать ребенка в деятельность семьи.

Значение труда в воспитании переоценить трудно. Совместная задача взрослых – помнить, что ребенок может не справиться или бояться ошибиться. Родители и воспитатели должны поощрять любую попытку трудиться, поддерживать гордость и уверенность воспитанника в том, что он взрослый и способен на хорошие великие дела.Рекомендации для родителей

Трудовое воспитаниедошкольников: труди игра дошкольников

Организация: МБДОУ детский сад №52 «Лебедушка»

Населенный пункт: Брянская область, г. Брянск

В воспитании дошкольников посильный труд, связанный с жизнью ребенка в дошкольном учреждении и дома, с его интересами и потребностями, является одним из основных видов деятельности и важным воспитательным средством.

Главная задача трудового воспитания – формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Действия, совершаемые детьми в процессе игры, часто направлены на изображение того или иного трудового процесса, который дети наблюдают у взрослых: приготовление пищи, мытье посуды, уборка комнаты, стирка белья. Она свидетельствует о желании ребенка подражать взрослым. Это желание дети удовлетворяют в игровой ситуации: как будто моют посуду, готовят обед и т.п.

Активные действия ребенка с предметами возникают в раннем детстве и носят характер игры. По своему характеру, содержанию, причинам возникновения или мотивам труд и игра различны.

В процессе труда всегда ставится цель, для ее осуществления изыскиваются средства, продумывается последовательность действий и, наконец, достигается результат. Процесс труда реален, в нем нет мнимой ситуации, поскольку ребенок имеет дело с реальными предметами, которые он преобразует в ходе деятельности или с помощью которых преобразует материал.

Игра не приносит никакого видимого результата, но вызывает у детей радость, удовлетворение.

Игра как деятельность развивается сами ребенком. Педагог, осуществляя руководство ею, считается с замыслом и интересами ребенка, сам же не всегда является участником игры, да его непосредственное вмешательство в игру не всегда и нужно. Здесь ведущее значение имеет развитие замысла ребенка. Затрата усилий, достижение результата обусловливается его желанием, интересом к игре. Игра протекает или индивидуально, или в общении с другими детьми. Игра может быть завершена на любой стадии ее развития, от этого она не теряет для ребенка своей привлекательности, а при возобновлении она чаще всего начинается сначала. Труд всегда имеет конечный результат, в нем его основной смысл.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется своеобразно. Основным содержанием труда является самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки самообслуживания, ребенок чувствует большую самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого. В процессе обучения навыкам самообслуживания редко обращаются к игровой ситуации. Иногда используется какая-либо игрушка: мишка или кукла, «которые смотрят, как чисто умываются дети, аккуратно вешают свою одежду на спинку стула». В процессе формирования первых трудовых навыков детей, связанных с повседневным самообслуживанием, необходимо опираться на показ действия, поощрение при попытках самостоятельно справиться с одеванием, умыванием, даже незначительных достижений детей.

Связь игры и труда детей младшей группы можно проследить в процессе выполнения ими дел, необходимых для игры: провести, например, уборку в кукольном хозяйстве, помыть игрушечную посуду, перевести строительный материал к месту постройки и т.п.

В среднем дошкольном возрасте отчетливо выступает линия самостоятельной трудовой деятельности, хотя в отдельных случаях содержание труда приводит их к игровой деятельности. Особенно часто это можно наблюдать в играх бытового характера. Трудовые процессы в игре детей этого возраста носят эпизодический характер, возникают по их собственной инициативе и получают поддержку воспитателя.

В тех случаях, когда у детей еще не сформированы навыки работы с инструментами, а ясного указания к использованию инструмента не дано, преобладающей является игровая, а не трудовая деятельность. Не зная свойств и качества материала и инструмента для труда, дети используют их как игрушки. Педагог должен четко разъяснить им характер предстоящего задания, цель, дать указания о том, как следует использовать материал и инструменты.

По мере того как дети овладевают навыками работы с инструментами и научатся практически использовать материал, процессуально-игровые действия наблюдаются все реже, взаимоотношения игры и труда меняется. Дети начинают устанавливать известную зависимость между свойствами инструмента и материала и тем результатом, который они хотят получить; работая данным инструментом, начинают использовать его по назначению.

Если ребенок с инструментом только играет , это должно быть для педагога сигналом – он не владеет навыком. Значит, надо искать пути для воспитания у него нужно умения. Например, для того чтобы научить детей работать с ножницами, использовать такой методический прием: детям предложить делать «лапшу», т.е. нарезать ножницами полоски бумаги, а потом использовать ее в игре — варить обед.

В процессе воспитания у детей правильного отношения к труду применяют разнообразные методы: поощрение за старание при выполнении трудового поручения, привлечение внимания коллектива детей к работе старательного, инициативного ребенка. Иногда педагог привлекает игру для закрепления у детей бытовых знаний и трудовых навыков. Игра «Накроем на стол», позволяет закрепить знания названий блюд, посуды и умения правильно подготовить стол к завтраку, обеду и полднику.

В процессе развития трудовой деятельности у детей старших дошкольников, воспитатель опирается на присущую детям этого возраста активность трудовой деятельности в игре, на их стремление мастерить что-то своими руками. В старшей группе игровой замысел для детей сохраняет свою актуальность.

Связь игровой и трудовой деятельности сохраняется у них при господствующем положении игры, которая пронизывает трудовой процесс. Дети спешат выполнить работу, чтобы продолжить игру. Расширение замысла игры происходит по влиянием литературных произведений, рассказов взрослых, телевизионных передач.

Если замысел игры определяют в основном впечатления, полученные детьми из разных источников, то многообразие игровых действий, позволяющих реализовать замысел, создается разнообразием игрушек, поделок, приспособлений, они придают игре новизну.

Изготовление игрушек, необходимых для игры, на какое-то время отвлекает от нее детей, но, как только работа заканчивается, перед ними открываются новые перспективы. Игрушка, сделанная своими руками, охотно используется детьми в игре, обогащает ее содержание.

Используемая литература:

  • Трудовое воспитание в детском саду по ФГОС, Л.В.Куцакова
  • Учим детей трудиться М.Д.Миханева, О.В.Скворцова
  • Воспитание дошкольников в труде В.Г.Нечаева
  • Дошкольник и труд Р.С.Буре.
Опубликовано: 04.04.2018

Как организовать трудовую деятельность малышей

Достижение целей трудового воспитания детей более эффективно, когда педагог задействует целый комплекс мер, включая элементы трудовой деятельности в повседневную жизнь группы.

Формы детского труда

В дошкольном образовательном учреждении можно применять следующие формы детского труда:

  • Коллективные и индивидуальные поручения — задания, которые даются с учётом уровня развития ручных умений, а также возрастных и индивидуальных особенностей:
    • малышей включают в активную деятельность с помощью несложных и конкретных поручений (расставить тарелки на столе, принести лопатку, собрать игрушки в коробку);
    • детям постарше можно усложнить задачу и поручить стирку кукольных вещей, мытьё игрушек, подметание дорожек;
    • детям старшего дошкольного возраста поручают самостоятельную уборку книжных стеллажей и полок с игрушками, простой ремонт книг, коробок для настольных игр. Поскольку навыки самостоятельной и совместной работы развиты ещё слабо, воспитатель терпеливо разъясняет способы выполнения задания, помогает детям распределить обязанности внутри группы, согласовать общие действия, убрать инвентарь и инструменты после выполнения работы, кроме того, приучает к уважительному и внимательному отношению друг к другу, старается сформировать основы коллективного труда.

      Дети рассматривают ведро с мусором

      Позволить ребятам внести свой вклад в уборку территории — полезно для их трудового воспитания

  • Ежедневные дежурства — обязательное выполнение детьми трудовых обязанностей в интересах коллектива:
    • Четырёхлетние дети постепенно включаются в выполнение работ, связанных с дежурством по столовой. Каждый стол накрывает один ребёнок. Воспитатель помогает, подсказывает, контролирует, оценивает качество выполненной работы, благодарит за проявленные трудолюбие и старательность. Со второго полугодия составляется график дежурств по подготовке рабочих столов к занятиям по лепке, рисованию, конструированию; как правило, дети работают в парах.
    • Старшие дошкольники систематически ухаживают за растениями в уголке природы.

Видео: дежурство в детском саду (старшая группа)

Приёмы трудового воспитания

В ходе работы по трудовому воспитанию педагог может использовать самые разнообразные приёмы, при необходимости сочетая их друг с другом.

Наглядные приёмы

Применение картинок, наглядных пособий и т. п. необходимо для лучшего усвоения информации детьми:

  • наблюдение за профессиональной деятельностью взрослых, экскурсии;
  • рассматривание картинок и сюжетных иллюстраций по теме, схем-моделей, алгоритмов в рисунках;
  • демонстрация:
    • выбора инвентаря или инструмента;
    • способа организации рабочего места;
    • последовательности выполнения операций, уборки.

Словесные приёмы

Словесные приёмы помогут в воспитании даже самых маленьких дошколят:

  • рассказ воспитателя, пояснения и советы;
  • беседы:
    • «Любимые игрушки»;
    • «Наведём порядок в нашем доме»;
    • «Пришли гости»;
    • «Маленькое дело лучше большого безделья».

Чтение художественной литературы

В детской литературе обыграно и описано большое количество поучительных историй:

  • Братья Гримм «Голый король», «Храбрый портной»;
  • А. Лопатина «Золотая иголочка»;
  • В. Маяковский «Кем быть»;
  • С. Михалков «А что у вас?», «Все сам»;
  • Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?», «Какого цвета ремёсла?»;
  • В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок»;
  • Я. Аким «Неумейка»;
  • А. Барто «Девочка чумазая»;
  • Л. Воронкова «Маша-растеряша».

Игровые приёмы

Игра является одним из лучших методических средств в дошкольных образовательных учреждениях. Воспитатель может использовать для целей трудового воспитания ролевые, дидактические, театрализованные игры. Многие из них основаны на простых принципах (подбор подходящей картинки или разгадывание загадок) и адаптируются воспитателем под актуальные педагогические задачи.

«Книжкина больница»

Сочетание игры и трудовой деятельности даёт отличный эффект: дети запоминают, что трудиться — приятно

Примеры дидактических игр:

  • «Чьи это предметы?»;

    Дидактическая игра-пазл «Чьи это предметы?»

    Играть в «Чьи это предметы» можно, предъявляя детям такие пазлы

  • «Подбери нужные картинки»;
  • «Угадай профессию»;

    Дидактическая игра «Угадай профессию»

    Материалы для многочисленных дидактических игр можно скачать из сети и распечатать самостоятельно

  • «Свари суп и компот»;
  • «Угадай на вкус»;

    Дети готовятся к игре «Угадай на вкус»

    Игра «Угадай на вкус» — начальная ступень на пути в мир кулинарного труда

  • «Времена года»;
  • «Угадайте, что я делаю»;
  • «Четвёртый лишний»;
  • «Одень куклу»;

    Игра «Одень куклу» (коробка)

    Игра поможет донести до детей знания о различных профессиях

  • «Что растёт в саду и в огороде?».

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Чаепитие»;
  • «Накроем стол для кукол»;
  • «Принимаем гостей»;
  • «Строители»;
  • «Магазин»;
  • «Поликлиника».

Игровые ситуации:

  • «Научим Хрюшу одеваться»;
  • «Помоги Пятачку»;
  • «Мыльные пузыри»;
  • «Чистые ладошки».

Практические приёмы

К ним относятся:

  • совместное с ребёнком выполнение трудовых операций;
  • поэтапная самостоятельная работа детей.

Как организовать занятие по трудовому воспитанию

Занятие в детском саду традиционно имеет свою логическую структуру:

  • Вводная часть, мотивация (до пяти минут) — обычно включает приёмы, способствующие развитию чувства единения, созданию благоприятного психологического настроя, например, взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться.
  • Основная часть (от 10 минут в младшей группе до 30 минут в подготовительной) — непосредственная трудовая деятельность, самостоятельная работа детей, игры, символическое путешествие, задания и упражнения на релаксацию или с целью интеллектуального и творческого развития ребёнка.
  • Рефлексия, выводы (2–3 минуты) — подводя итоги занятия, педагог благодарит детей за участие, интересуется мнением детей по поводу проведённых игр. Ориентировочные вопросы для завершения:
    • Расскажите, чем мы сегодня занимались?
    • Что научились делать?
    • Что понравилось и было интересным?
    • Какое у вас настроение после занятия?
    • Что нового вы узнали?

Дети играют в больницу

Дети с энтузиазмом примеряют на себя роли взрослых-специалистов

Вводную часть занятия важно провести необычно, интересно, увлекательно и творчески. Необычное, интересное начало занятия создаст позитивный эмоциональный настрой, пробудит познавательный интерес, подтолкнёт к поисковой деятельности и желанию экспериментировать. Эффективными мотивационными приёмами могут стать:

  • сюрпризный момент, выстраиваемый вокруг оригинальной сюжетной легенды, связанной с появлением игрушечного персонажа или виртуального обращения сказочного героя, который расскажет о своей проблеме, обратится с просьбой о помощи, вовлечёт в диалог или познавательную игру, пригласит детей в весёлое путешествие;
  • чтение фрагмента произведения художественной литературы, потешек, поговорок, стихотворений и загадок;
  • разнообразные игры;
  • беседа с детьми;
  • музыка, демонстрация иллюстраций и познавательных презентаций, видеоматериалов или мультипликационных фильмов.

Видео: сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Методические материалы и пособия по трудовому воспитанию

В зависимости от возраста воспитанников и задач, стоящих перед педагогом, он может подобрать для детей оптимальный вариант среди множества пособий.

Фотогалерея: презентация «Все профессии важны, все профессии нужны»

Фотогалерея: схемы и рисунки для детского труда и тематического оформления группы

Таблица: пословицы и поговорки о труде

Таблица: стихотворения и загадки о труде

Таблица: картотека тем по трудовому воспитанию

Таблица: сценарии занятий по трудовому воспитанию (в сокращении)

Видео: предметное обеспечение для трудовой деятельности в детском саду

Особенности занятий по труду у слабослышащих и глухих детей

Особенности развития слабослышащих детей, поступающих в коррекционные группы детского сада:

  • слабое владение навыками самообслуживания в силу чрезмерной опеки со стороны взрослых;
  • нарушения в речевом развитии, как следствие — низкий уровень развития предметной и игровой деятельности.

Алгоритм работы со слабослышащими детьми:

  • Первый этап (2–4 года) – манипулятивная деятельность с бытовыми предметами. У слабослышащих детей главный канал восприятия — зрительный, поэтому основным педагогическим методом, нацеленным на выработку устойчивого навыка, является показ — педагог показывает каждую операцию, комментируя свои действия. Затем педагог выполняет совместные действия вместе с малышом, например, берёт руки малыша в свои, намыливает, смывает, протирает насухо полотенцем. Так у ребёнка формируется и закрепляется элементарный сенсомоторный навык. Постепенно ребёнку предоставляется больше самостоятельности и свободы действий. Педагог контролирует процесс выполнения операций и результат, затем только конечный результат.
  • Второй этап (4–7 лет) – к бытовым предметам добавляются орудия труда взрослых, а к педагогическим методам присоединяется использование карточек-схем и рисованных алгоритмов. В процессе труда ребёнок учится понимать и выполнять трудовые поручения, согласовывать и планировать свои действия («сначала нарисуем форму детали, затем вырежем, сначала наметим, затем пришьём»), усваивает значение новых слов и терминов, развивает коммуникативные навыки.

Диагностика результатов трудовой деятельности в детском саду

Исследование уровня трудовой деятельности проводится педагогом в начале и в конце учебного года. Критерии оценивания (нормы):

  • Два-три года:
    • Самостоятельно выполняет элементарные операции по самообслуживанию (одевается, обувается, с помощью взрослого справляется с кнопками, липучками, пуговицами и шнурками).
    • Старается выполнять требования окружающих его взрослых.
    • Откликается на просьбу о помощи и активно включается в работу.
    • Выполняет элементарные трудовые операции с помощью взрослых.
    • Различает и называет трудовые действия, совершаемые близким взрослым окружением (мама моет посуду, стирает бельё, убирает в комнате, гладит мокрое бельё и т. д.).
    • Знает, кем работают родители и другие члены семьи (мама работает в школе, папа работает на заводе).
  • Три-четыре года:
    • Самостоятельно одевается и раздевается, соблюдая определённую логичную последовательность.
    • Самостоятельно складывает игрушки, расставляет стаканчики, тарелки и т. д.
    • Испытывает чувство эмоционального удовлетворения в процессе выполнения поручений и важной работы.
    • Владеет знаниями о разных профессиях (пожарный, шофёр, учитель, врач, портной и т. д.).
  • Четыре-пять лет:
    • Аккуратно складывает и убирает одежду.
    • Проявляет трудолюбие во время выполнения обязанностей дежурного по столовой, подготовке рабочих мест к занятиям.
    • Развитые волевые качества позволяют доводить начатое дело до конца.
    • Не только владеет информацией о разных профессиях, но и использует свои знания в процессе ролевых игр.
  • Пять-шесть лет:
    • Умеет следить за одеждой и обувью, содержать вещи в порядке.
    • Регулярно чистит зубы, моет руки, умывается.
    • Выполняет операции по уходу за растениями в уголке природы.
    • Поддерживает чистоту и порядок в групповой комнате и на площадке.
    • Может оценить результаты своей деятельности.
    • Знаком с широким диапазоном профессий, в том числе творческих и артистических.
    • Ценит и уважает результаты человеческого труда, бережно относится к игрушкам и вещам.
  • Шесть-семь лет:
    • Самостоятельно следит за опрятным внешним видом.
    • Продумывает последовательность трудовых операций, осуществляет отбор материалов, инвентаря для выполнения поручения или продуктивной деятельности и игр.
    • Сознательно и ответственно относится к обязанностям дежурного.
    • Создаёт поделки на основе собственного замысла.
    • Терпеливо заканчивает начатое дело, с радостью воспринимает результаты коллективного труда.
    • Понимает важность трудовой деятельности человека, с благодарностью относится к представителям разных профессий.

Таблица: протокол диагностики

Уровни оценивания:

  • Высокий уровень — ребёнок справляется с поставленными задачами самостоятельно, без помощи взрослых.
  • Средний уровень — ребёнок выполняет работу частично самостоятельно, прибегая к помощи взрослых.
  • Низкий уровень — ребёнок не может действовать самостоятельно, с трудом решает поставленные задачи даже с помощью педагога.

Трудовое воспитание нацелено на развитие навыков самообслуживания, умения поддерживать чистоту и порядок в групповой комнате и на участке, приобщение детей к уходу за растениями и животными, развитие полезных практических навыков ручного труда. Стоит помнить, что любая форма трудового воспитания, будь то дежурство или поручение, принесёт свои положительные плоды только тогда, когда работа будет систематичной и продуманной.

  • Автор: Наталья Фоминых
  • Распечатать

44 года. Высшее педагогическое образование, специальность: история и право, аспирантура. Стаж работы в высшей школе — 22 года. Сфера профессиональной деятельности — проведение лекционных и семинарских занятий, учебно-методическая и научная работа (есть научные публикации).

Подвижные игры в старшей группе: движение, радость, творчество Предыдущая статья

Трудовое воспитание в средней группе – полезная и увлекательная деятельность Следующая статья

Из чего состоит трудовое воспитание?

Итак, какому именно труду нужно учить малыша? Трудовое воспитание включает в себя 4 основных аспекта.

  • Самообслуживание (гигиена, одевание-раздевание, сервировка стола, приготовление несложных блюд, уборка постели, своей игровой зоны, стола после себя, уход за одеждой и обувью).
  • Хозяйственно-бытовой труд (помощь во время готовки, стирки, уборки, ухода за животными или растениями).
  • Труд на природе (уход за посадками и посевами, уборка дворовой территории).
  • Ручной труд (изготовление различных поделок).

Для каждого возраста объем этих навыков будет различен, что обусловлено общим уровнем развития ребенка: его умением управляться с предметами, выполнять просьбы, держать концентрацию внимания, не утомляться, мыслить логически и т. д.
Каждый из этих видов труда дает ребенку возможность развиваться умственно и физически:

  • осваиваться в окружающем мире;
  • строить коллективные взаимоотношения;
  • быть общительным;
  • развивать память, мышление, моторику;
  • изучать предназначение и правила использования орудий труда;
  • расширять кругозор;
  • учиться самостоятельности, дисциплинированности;
  • развивать силу, ловкость, выносливость;
  • учиться уважать старших, ценить результаты труда (не только личные, но и совместные, и чужие), повышать ответственность, самооценку.

Дети моют пол

Принципы приучения дошкольников к труду

Обучение трудовой деятельности – важный этап становления маленькой личности, ее социализации.

Основные задачи трудового воспитания:

  • привитие трудовых навыков;
  • воспитание позитивного, целостного отношения как к собственному труду, так и к труду других людей;
  • формирование умения ценить результаты труда и бережно к ним относиться;
  • формирование верных представлений о роли труда в жизни человека и обществе;
  • формирование умения строить межтрудовые отношения со сверстниками и старшими людьми;
  • развитие способностей к удовлетворению собственных потребностей;
  • формирование стремления к созидательности.

Эти качества формируются постепенно, по мере совершенствования навыков во всех видах труда. Но как прививать эти навыки правильно? Чего при этом делать не нужно?
Девочка со скалкой
Вот основные принципы трудового воспитания малышей дома.

  • Теория «запретного плода» не действует. С самого юного возраста ребенку свойственны попытки изучения окружающего мира, в том числе посредством личного участия. Поэтому он довольно рано начинает пробовать «взрослые» дела: «помогает» мыть посуду, вытирать пыль, подметать. Понятно, что поначалу такая помощь принесет маме только хлопоты (все будет разлито-разбито). Но, запрещая малышу таким образом проявлять участие в труде («ты еще не умеешь, ты маленький, разобьешь, насвинячишь, а мне потом убирать»), взрослые навсегда отбивают у детей желание трудиться. Не пролив и не уронив ничего, он не научится делать правильно. А получив уничижительный «от ворот поворот», не только потеряет интерес к труду, но и станет воспринимать его как что-то плохое, порицательное, потеряет веру в себя.
  • Корыстная мотивация искажает понимание труда. Часто, пытаясь мотивировать ребенка сделать что-то, взрослые начинают с ним торговаться: если сделаешь – получишь конфету (разрешим поиграть на компьютере, подарим машинку). Любви к труду это не привьет: ребенок будет механически выполнять работу, ожидая обязательного вознаграждения. Таким образом, вместо трудовых отношений в семье начинают развиваться товарно-денежные.
  • Чувство собственной важности и значимости повышает у ребенка желание трудиться. Можно поручить ему, к примеру, ухаживать за цветком на окне, объяснив, что он уже взрослый и ответственный, поэтому мама доверяет ему такое важное дело. При этом первое время работы проводят совместно, мама рассказывает и показывает ребенку все важные операции (полить, порыхлить, побрызгать, убрать желтые листья), периодически мягко напоминает об этой работе. И при любом удобном случае хвалит малыша перед посторонними: он у нас уже такой взрослый, ответственный, у него есть собственное сложное дело, и он с ним прекрасно справляется! Искренняя благодарность и восхищение взрослых заставляют ребенка гордиться своими успехами. Малыш будет чувствовать свою значимость, важность своей помощи. А значит, он сможет приучиться прикладывать усилия, чтобы испытывать от труда удовольствие.
  • Ребенку нужно чувство, что он не остается один на один со сложной задачей. Обучая его застилать постель, накрывать на стол или мыть посуду, взрослые должны всегда давать ему установку «вместе» (я всегда рядом, я помогу, у нас все получится). Нужно донести до малыша, что не уметь не стыдно, главное – стремиться, пробовать; что результат всегда будет хорошим, даже если не получится с первого раза. Настойчивость приведет к успеху. Тогда такая работа не вызовет у дошкольника чувства отторжения.
  • Труд должен давать ребенку возможность думать, исследовать, пробовать и хотеть действовать. Эти качества присутствуют в каждом ребенке, важно лишь не убить их родительской гиперопекой. Это ломает волю, отучает быть самостоятельным, ответственным.
  • В отработке навыков самообслуживания главное — следить, чтобы все процедуры выполнялись ежедневно, в должном порядке, чтобы ребенок приучался к аккуратности и соблюдению чистоты вокруг себя. Взрослые должны контролировать и помогать, а не ругать и наказывать за неумение.
  • Пример родителей. Пожалуй, самый важный из всех принципов трудового воспитания детей дошкольного возраста. Мы можем сколь угодно долго и жестко требовать от ребенка выполнения тех или иных дел. Но если при этом не подаем ему постоянный пример трудовых отношений в семье, не демонстрируем обязанностей каждого члена семьи, не проявляем аккуратности – результат всех наших «увещеваний» будет нулевым.

Важно!

Приучая ребенка к постоянным домашним трудовым обязанностям, постарайтесь донести до него следующие важные мысли.

  • Не всегда даже взрослым приходится делать только то, что они умеют лучше всего, или то, что хочется. Часто такие обязанности выполняются потому, что нужно.
  • В семье обязанности есть у всех: у папы – одни, у мамы – другие. В семье Ивановых папа с мамой тоже выполняют свои обязанности. Это необходимо, чтобы получить от труда что-то хорошее.
  • К сожалению, даже взрослым часто приходится жертвовать своими желаниями, чтобы сделать по дому то, что входит в их обязанности. Это нужно, чтобы в семье все спорилось, царили чистота и уют, чтобы каждый уставал в меру сил (потому что неправильно, когда все по дому делает только мама: от постоянной усталости она может даже заболеть).

Ребенок играет в повара

Трудовое воспитание применительно к разным возрастным группам

Дошкольный возраст – лучшее время для формирования основных навыков ухода за собой , определенных умений, наблюдательности. С каждым этапом нагрузка усложняется, требует от ребят соответствующих действий. Взрослым необходимо помнить о возрастных особенностях, проявлять терпение, доброжелательность, чтобы не вызвать у малыша отрицание.

  • Пальцы ребенка пока еще недостаточно развиты и плохо его слушаются.
  • Последовательность действий малышу тоже не дается, запомнить все с первого раза трудно.
  • Привлечь на помощь волевые усилия младшему дошкольнику не удастся, эти способности еще только формируются.

Педагоги, как правило, знают, какие методы работы применимы для каждой возрастной группы. На них лежит обязанность давать рекомендации родителям, чтобы дети развивались гармонично.

Учитывая физиологические и психологические особенности воспитанников, нужно помнить, что для малышей 3-4 лет оптимальная длительность работы 10-15 минут. Ребята 6-7-летнего возраста занимаются физически максимум полчаса. Состояние каждого малыша необходимо контролировать. Обращают внимание на потливость, покраснение кожи, при появлении которых лучше сменить род деятельности. Чтобы дети не утомлялись, лучше переходить к другим занятиям через 10-15 минут. При их дозировании обязательно учитывают объем физической нагрузки, ее сложность.

Занятия с методическим пособием Колесниковой по математике для 3-4 лет

Трудовое воспитание в младшей группе

Дети 3-4 лет активны, часто сами говорят о желании участвовать в той или иной деятельности. Но они быстро утомляются, им трудно сосредоточить внимание, поэтому чрезмерно нагружать их не стоит. Поручения взрослых в младшей группе имеют более индивидуальный характер, воспитаннику будет достаточно развесить полотенца или расставить приборы к обеду.

Нюансы, которые следует учесть:

  • трудовое воспитание носит ситуативный характер, для трехлетки главное, чтобы задания были просты, понятны;
  • детей нужно хвалить за любые успехи;
  • чтобы малыш понимал смысл своих действий, воспитателю нужно объяснять задачи, давать оценку результатам;
  • прежде, чем что-то делать, малышу требуется понаблюдать за тем, как справляется с этим взрослый; затем следуют действия ребенка с пошаговыми комментариями воспитателя.

Основным методом работы по трудовому воспитанию с детьми 3-4 лет является личный пример. Ребята наблюдают за действиями старших, ручной труд, различные упражнения проходят в игровой форме. Знания закрепляются на примере таких известных произведений как «Федорино горе» или «Мойдодыр».Трудовое воспитание дошкольников в детском саду

Трудовое воспитание в средней группе

К четырем годам малыш вполне справится с подметанием дорожек или стиркой кукольной одежды. Задания постепенно усложняются, дети уже имеют некоторые навыки самоорганизации. Им можно поручить дежурство по столовой или подготовку к занятиям, ребятам вполне по силам выполнить несложный уход за зверушками в уголке природы.

В методике работы важно:

  • отметить желание ребенка помочь;
  • работа проводится в игровой форме (аппликация и конструирование, правила поведения в различных ситуациях закрепляются через сюжетно-ролевые игры);
  • используются наглядные пособия;
  • проводятся беседы о содержании будущих действий, взаимоотношениях.

Трудовое воспитание в старшей группе

С детьми 5-7 лет уже используют коллективные поручения. При взаимодействии друг с другом дети учатся координировать усилия, о чем-то договариваются, делят обязанности между собой. Игра для детей, по-прежнему, основной вид деятельности, но они идут навстречу воспитателю, помогают заменить постельное белье в спальне или собрать листву на участке.

Педагогу важно организовать рабочее пространство и инвентарь. Лопатки, лейки должны быть яркими, удобными, чтобы вызывать у детей желание с ними заниматься. Нарядные фартуки будут создавать ощущение праздника. Продолжительность занятий не должна переутомлять.

?

Основной целью процесса трудового развития в ДОУ является воспитание почтительного отношения к занятиям взрослых, знакомство с основными профессиями, понимание их значимости, желания помогать.

Трудовое воспитание в подготовительной группе

Для старших дошкольников труд принимает систематический характер, его становится больше. Дети самостоятельно ремонтируют книги или коробки, пришивают пуговицы. Под присмотром воспитателя готовят к занятиям необходимые пособия, счетный материал, вырезают заданные элементы из пластиковых бутылок. Ребята сами замечают непорядок на участке, поливают цветы, убирают опавшие листья.

Детские песни для танца с повторяющимися движениями

На седьмом году жизни воспитанники помогают накрыть к обеду стол, дежурные следят за наличием мыла и полотенец, качеством мытья рук, присматривают за живым уголком.

Чем старше – тем умелее

Итак, взрослея, ребенок постепенно улучшает свои трудовые навыки в результате постоянного развития. В каждом возрасте ему можно поручать определенные домашние дела: чем ребенок старше, тем сложнее могут быть эти поручения. При этом не обязательно наваливать на малыша все дела, которые он в состоянии делать. Но определенный список обязательных поручений установить нужно.

Например, в 3 года малыш в состоянии:

  • убирать по местам свои игрушки;
  • относить грязную одежду в корзину для стирки;
  • вытирать за собой разлитое;
  • помогать убрать книги (журналы);
  • вытирать пыль;
  • накладывать домашнему питомцу еду в миску.

К 4 годам к этим навыкам добавляются новые:

  • застилать свою постель;
  • убирать со стола;
  • выбрасывать мусор;
  • поливать растения;
  • готовить завтрак из молока и хлопьев;
  • складывать чистые полотенца.

В 5 лет малыш становится еще более умелым, он уже в состоянии, кроме всего перечисленного, выполнять следующие действия:

  • наливать себе воду или другое питье;
  • готовить бутерброды;
  • одеваться и завязывать шнурки;
  • помогать загружать посуду в посудомойку;
  • сортировать белье для стирки на цветное и белое;
  • помогать взрослым в уборке двора, мытье машины;
  • убирать за домашним питомцем лоток.

Шестилетний дошкольник может еще больше, ему можно поручать более сложную работу:

  • подмести мусор (в том числе во дворе);
  • доставать почту из почтового ящика;
  • помогать закладывать белье в стиральную машину и развешивать его на веревку;
  • отвечать на телефонные звонки;
  • выгуливать домашних животных;
  • работать граблями и тяпкой;
  • вешать свою одежду в шкаф;
  • чистить овощи.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – работа планомерная, систематическая, построенная на взаимодополняемости действий воспитателей и родителей. Для этого потребуется немало терпения, участия, любви. Но игра стоит свеч, ведь вырастить ребенка трудолюбивым в конечном счете значит сделать его успешным и счастливым.

Ольга Шумская

Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

@razvivaem_zanimaem

Куколка с сюрпризом: что рассказать про матрешку детям?

Как появились деньги – увлекательная история для детей и их родителей

Какие занятия полезны для развития детей 3 – 4 лет?

Какие развивающие занятия подходят для детей 6 лет?

Новое видео на канале!

Как готовить вместе с ребенком

Посмотреть

Самообслуживание.

Соблюдение правил гигиены, является первой и основной трудовой деятельностью малышей. Родители должны ненавязчиво, постепенно приучать детей с ранних лет обращать внимание на свой внешний вид, мыть с начала с помощью взрослого, затем самостоятельно, руки перед и после приёма пищи, по возвращении с прогулки, по мере загрязнения и т. д; самим одеваться и раздеваться, правильно сворачивать вещи и убирать на место; аккуратно, неторопливо принимать пищу. Эти, на первый взгляд, привычные действия вызывают у ребёнка массу сложностей, нежелание этим заниматься, поэтому важно правильное поведение родителей – запастись терпение и ни в коем случае брать эти обязанности на себя. Если ребенок правильно воспитывался в предыдущие годы, то к 4-5 годам он уже практически полностью самостоятелен в самообслуживании. Наличие сформировавшихся умений и навыков у детей 6-7 лет позволяет родителям повысить требования к качеству и темпу самообслуживания. Дети должны уметь не просто быстро одеваться и раздеваться, но и сами замечать недостатки в своём внешнем виде и устранять их.

Труд в природе.

Помимо того, что занятость с природными объектами доставляет детям не мало положительных эмоций, труд в природе имеет своей целью развивать наблюдательность, любознательность, устанавливать взаимосвязь между объектами экосистемы, воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому. Трудовая деятельность способствует получению и расширению знаний:

  • о почве, её видах, способах ухода за ней, орудиях труда;
  • о растениях, их строении, стадиях роста, особенностях развития, способах ухода;
  • о животных, их внешних особенностях, условиях жизни, питании.

Труд в природе меняется на разных возрастных этапах, различны его формы и содержание. Малыши 2-3-х лет могут участвовать в поливе комнатных растений, протирать большие листья тряпочкой. Так же можно привлечь к посадке луковиц или крупных семян, для этого подготовить ящик с грунтом. Малыши вместе с родителями будут поливать и наблюдать за всходами. Если в семье есть животные, то дети могут их кормить, конечно, с помощью взрослого. На этом возрастном этапе родители должны помнить, что все трудовые действия сопровождаются показом и объяснением и обязательной похвалой.

В 4-5 лет дети уже должны самостоятельно набирать воду в лейку и поливать комнатные растения, протирать крупные листья, вместе со взрослым опрыскивать их, рыхлить грунт в горшках. Они пробуют самостоятельно дозировать корм для рыбок и насыпать в аквариум, помогают чистить клетку птиц, хомяков. Конечно, не стоит забывать, что навыки детей еще далеки от совершенства, поэтому необходим контроль, чтобы не был нанесён вред живым объектам. В этом возрасте взрослый может оценивать результаты трудовой деятельности по качеству, а значит делать замечания и просить исправить ошибку.

Старшие дошкольники самостоятельно поливают и рыхлят грунт, опрыскивают растения, удаляют сухие листья и цветы, помогают пересаживать и подкармливать растения, высаживать рассаду, сажают мелкие семена. Детям этого возраста можно доверить кормление животных. Задача родителей заключается в контроле их деятельности, помощи в затруднительных ситуациях.

Ручной труд.

Ребёнок убирает рабочее место по окончании занятийОн помогает детям получить первичную информацию о свойствах различных материалов, способах работы с ними. С этим видом труда дошкольников следует знакомить не раньше 4-х лет, потому как он подразумевает работу с разными видами бумаги и ткани, нитками, кожей, природным и бросовым материалом, тестом, гипсом, бисером, ножницами, клеем, шилом. Ручной труд превращает детей и родителей в творцов, поскольку позволяет проявить фантазию, изобретательность при изготовлении красивого изделия, которое можно использовать как игрушку, предмет быта, подарок. Вариантов работ великое множество: коллажи, панно, мягкие игрушки, салфетки, декоративные украшения, мелкие скульптуры и т.д. В семье можно организовывать тематические дни, например, «Мастерская Деда Мороза», «Мамина помощница», «Художница-зима» и т. д. Ручной труд подразумевает совместное творчество родителей и ребёнка.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий