Каких детей принято считать проблемными в современной педагогике и медицине

Как поменялось отношение к воспитанию детей?

«Мир меняется, а вместе с ним — и подход к воспитанию детей. На протяжении многих веков физическое насилие в воспитании подрастающего поколения считалось нормой практически во всем мире. Детей (в основном мальчиков) учили послушанию с помощью розг, линеек, крапивы. Вспомните „Черную курицу“ Погорельского (1829 г.): главного героя, Алешу, в наказание за вранье высекли розгами, и это никого не смутило», — объясняет Татьяна Буцкая, председатель всероссийского общественного движения «Совет матерей», эксперт ОНФ, педиатр.

Как отмечает Буцкая, телесные наказания в России еще долго считались нормой. В средней и старшей школе их запретили в 1864 году (в начальной школе — в 1904 году). Сделано это было на волне прогрессивных реформ Александра II, отменившего крепостное право. Впрочем, то, что насилие отрицательно влияет на формирование личности ребенка, было понятно и его предшественникам. Они говорили о том, что, с одной стороны, мы растим рабов (из тех, кто боится наказания), с другой — растим палачей, ведь детей часто секли такие же дети, только постарше.

«Недавнее прошлое. (Перед поркой).» Художник Николай Орлов.

Кнут правду сыщет? Какие телесные наказания были в почёте на Руси Подробнее

«В советское время „рукоприкладство“ педагогов было под строгим запретом. Однако еще 25-30 лет назад учителя могли себе позволить и подзатыльник дать, и линейкой огреть, и запустить стулом в ученика. Тогда это (при условии, что ребенок не пострадал) было вполне рядовым событием», — отмечает Татьяна Буцкая. Сейчас это неприемлемо, и педагог после любого из этих действий будет уволен. Домашнее насилие по отношению к ребенку тоже перестало восприниматься как норма. В первую очередь Татьяна Буцкая связывает это с расцветом психологии и развитием общества. Ребенок оценивается как личность. Специалисты в один голос повторяют старую истину: жестокое обращение приведет к тому, что ребенок либо превратится в трусливое забитое существо, либо станет тираном.

Взрослый должен на собственном примере учить детей решению проблем не с позиции силы, а с помощью договоренностей.

Основные направления теорий Ушинского и Макаренко

«Постулаты, которые были в этих системах, были направлены на формирование эстетического переживания, чувства прекрасного, чувства долга, чувства, что есть какой-то значимый другой, которого нужно слушать, так как он является образцом. Та педагогика была рассчитана на внутренний мир, то есть на ценностно-смысловые ориентации», — говорит кандидат психологических наук, психоаналитик, клинический психолог высшей категории Алексей Мелехин. Ценностные ориентиры, подчеркивает специалист, были нужны человеку для построения собственного стержня. Ведь они определяют законы, по которым человек развивается.

Эксперт отмечает, что та педагогика была построены на двух аффектах: страхе и стыде. Выстраивались границы, в рамках которых было бы очень стыдно делать то, что не поощряется обществом. Выстраивание границ было нужно для выстраивания некоей иерархии взаимодействия и отношений друг с другом, говорит Алексей Мелехин.

Тут важно остановиться на системе наказаний, которая сегодня многими считается некорректной и опасной для психики ребенка. Уже упоминавшиеся ранее розги выполняли определенную функцию в системе воспитания, отмечает Алексей Мелехин. «Наказание по Ушинскому — это другая история. Оно не выполняло функцию какого-то физического избиения, а именно использовалось для формирования границ и соотношения „свой-чужой“. Даже если использовалось физическое наказание, оно не было запугиванием, а расценивалось как следование законам: родительским, педагога, общества и целого строя», — объясняет Мелехин. Та педагогика, и в этом была ее негативная сторона, как говорит психоаналитик, нужна была, чтобы вписать человека в правило, машину идеологии.

Сейчас тоже есть система наказаний, но заметно отличающаяся от той, что практиковалась сотню лет назад. «Современная педагогика тоже говорит о наказании, но о наказании специфичном: оно может быть словом, определенным воздействием. При этом отмечается уход от наказания физического, потому что современный ребенок не понимает, к чему привязан удар, шлепок и т. д. Кроме того, различные исследования показали, что на страхе физического наказания не формируются правила, потому что в этом случае психика находит обходные пути», — говорит Алексей Мелехин.

Каких детей принято считать проблемными в современной педагогике и медицине

Опасные шлепки. Психолог, священник и юрист о физических наказаниях детей Подробнее

Отвержение

Данный тип воспитания заключается в том, что ребенка в семье не принимают таким, какой он есть, со всеми недостатками и особенностями характера. Здесь имеет место постоянная критика и попытки его переделать.

Отличительные характеристики отвержения:

  • завышенная требовательность со стороны взрослых по отношению к ребенку;
  • демонстрация разочарования, если ребенок не соответствует ожиданиям.

Детей всячески игнорируют, не принимают, на их потребности не обращают внимания.

Отвержение может проявляться в двух формах:

  • скрытая – высмеивание и ирония, завуалированные повышенной заботой;
  • явная – при помощи упреков и оскорблений: ты ничего не можешь, уйди.

Этот стиль воспитания, согласно психологическим исследованиям, оказывает наиболее негативное влияние на развитие и становление личности. Более того, возможно развитие психопатий.

Детям с ослабленным иммунитетом

Такие дети являются очень слабыми и хилыми. Они постоянно капризничают, вялые, моментально привыкают к тому, что из-за того, что они себя плохо чувствуют, окружающие проявляют к ним повышенное внимание. В данном случае они все понимают и умело пользуются этим. Согласно статистике, такие дети рождаются в семьях, где родители употребляют спиртные напитки.

Каких детей принято считать проблемными в современной педагогике и медицине

Педагоги работают с такими малышами, стараются не нагружать их работой, многое прощают. Но стоит помнить, что такое отношение к ребенку может существенно сказаться на развитии и воспитании, причем в худшую сторону.

Ребенок с задержкой психического развития или умственно отсталый

У таких детей также появляется большая проблема с обучением. Интерес к сложным предметам, а потом и ко всей учебе, у них моментально пропадает. Дети с нарушениями интеллектуального развития могут добиться больших успехов в учебе, но только в том случае, если задержка психического развития будет во время диагностирована. После диагностики таким малышам необходима качественная психологическая и педагогическая помощь.

Каких детей принято считать проблемными в современной педагогике и медицине

Спустя несколько лет они смогут догнать своих одноклассников, которые не страдают такой проблемой.

Дети с ограниченными возможностями или инвалиды

Малыши с такими особенностями нуждаются в специальном уходе, воспитании, обучении. К данной категории относятся дети, у которых проблемы со слухом, зрением, речью, опорно-двигательным аппаратом, комплексные нарушения. Безусловно, они совершенно по-другому воспринимают этот мир.

Каких детей принято считать проблемными в современной педагогике и медицине

Для того, чтобы правильно развить, воспитать, обучить ребенка с особыми нуждами в настоящее время существуют специальные садики, школы, интернаты. Очень важно помнить, что большую роль в развитии могут сыграть как родители, так и педагоги, занимающиеся с такими детьми.

Дети, которые требуют индивидуального подхода в развития, воспитании и обучении

В первую очередь большие трудности с такими малышами возникают у родителей. Они понимают что ребенок не такой, как сверстники, и стремятся сделать все, чтобы он был таким, как все. Но порой такое стремление для родителей и воспитателей заканчивается очень плохо. Против природы не пойдешь. А такая деятельность довольно-таки серьезно может травмировать самого ребенка.

К данной категории детей относятся:

  • Левши — это самая распространенная категория детей, которая страдает от непонимания взрослых, родители стараются заставить свое чадо также выполнять все действия, как и его сверстников – именно правый рукой. Очень часто такие дети имеют большие проблемы с родными. Из-за этого ребенок начинает драться, становится агрессивным.
  • Медлительный ребенок. Такие дети очень сильно раздражают родителей, которые постоянно торопятся, а ребенок за ними не успевает. Медленно он делает своих родителей еще более раздраженными. Чтобы не опаздывать, мама и папа делают за малыша все, что он начал, тем самым приучая его не доделывать дела до конца. Стоит помнить, что медленного ребенка сделать быстрым абсолютно невозможно.
  • Гиперактивный ребенок. Это совсем другая крайность. Чрезмерно активный малыш делает жизнь родителей просто невыносимой.

Каких детей принято считать проблемными в современной педагогике и медицине

Ребенок с нарушениями в эмоционально-волевой сфере

Такое случается в том случае, если ранее были допущены серьезные ошибки в воспитании. Не секрет, что для таких детей важно быть либо лидером, либо поддаваться стадному чувству. Они вспыльчивы, постоянно конфликтуют со всеми, не принимают чужого мнения, склонны употреблению спиртных напитков, наркотиков.

К данной категории можно отнести:

  • Избалованных детей. В дальнейшем ребенок, относящийся к этой группе, начинает испытывать серьезные проблемы в школе. Поскольку он уже не является центром внимания, как это было дома.
  • Отвергнутых детей. Абсолютно неподготовленный ребенок для дальнейшей жизни. Он чувствует себя никому ненужным, отвергнутым, особенно со стороны родных. В таком случае родителям нужно обязательно общаться со своим отпрыском, именно этого ему и не хватает.
  • Недолюбленных детей. К этой группе относятся те малыши, которые не получили от матери достаточное количество любви и ласки. Помимо этого, они вынуждены сами о себе заботиться. Такое может произойти в том случае, если сами родители не получили должного внимания и забоьы в своем детстве. Такое же нарушение может произойти в тех семьях, где воспитанием детей занимаются няни. Поскольку родительской любви такие дети также лишены.

Каких детей принято считать проблемными в современной педагогике и медицине

Дети, растущие в неблагополучных семьях

Каких детей принято считать проблемными в современной педагогике и медицине


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий