Когда ребенка можно самого отпускать на прогулку

Время чтения: Нет времени читать?


ребенок на пешеходном переходе

Немало копий было сломано в спорах о том, когда ребёнка можно отпускать на улицу одного. Одни считают, что в 10–12 лет школьник уже в состоянии самостоятельно добираться до учебного заведения и возвращаться домой, другие водят чадо на уроки вплоть до выпускного класса. Где же истина — та самая «золотая середина», которую упорно ищут родители? Постараемся разобраться.

Вспомните своё детство. Опустим советские времена, остановимся на первой декаде после перестройки. Назвать «лихие девяностые» благополучными было нельзя, но отчего-то родители намного охотнее отпускали детей гулять. Каждое утро можно было заметить толпу школьников, идущих на уроки, а днём — тех же личностей, возвращающихся домой.

«Чем раньше — тем лучше»

Почему родители с раннего возраста отпускают ребенка гулять одного:

— Это формирует характер. Ребенок учится быть более ответственным и независимым, начинает сам отвечать за свои поступки и узнает гораздо больше информации один, чем под строгим родительским взглядом.

Подробнее о том, как научить ребенка быть ответственным, в нашем материале: Воспитание ответственности

— Потому что это безопасно. Двор видно из окна, на даче высокий забор и т. д. Ребенку мало что может навредить, а в таком случае — почему бы и нет?

— У родителей нет выбора. Работа отнимает слишком много времени, забрать из школы некому, и ребенок сам ходит домой из школы.

— Ребенок получает больше информации и общения. Если постоянно лезть в дела малышей, разнимать драки и вступать в диалог — ребенок не научится сам правильно строить коммуникацию. А дворовое общение — хороший способ поучиться разговаривать со сверстниками не по школьным вопросам.

— Это показывает родительское доверие. Детям важно знать, что мама и папа доверяют им и считают их достаточно взрослыми.

— Так поступают другие родители. Часто решение отпустить ребенка зависит от того, поступают ли также другие. И для малыша, и для мамы часто бывает важно не отличаться от остальных, чтобы ребенок не стал «белой вороной».

Мнения родителей:

  • «Если ребенка не учить самостоятельности, то он и во взрослом возрасте не сможет оценить опасность. У меня сын нынче летом в лагере сломал ключицу. Я ни в суд, ни в прокуратуру не пошла, т.к. считаю, что произошел несчастный случай, в котором вину можно возложить на меня: недостаточно, видимо, объясняла правила поведения на горке. Но если я или другие взрослые всегда будут держать его за руку, не давать ему кататься на горке, то он и не научится на ней кататься. Он полезет на нее в первый раз в 20 лет и свернет себе шею».
  • «Ничего страшного не случится, если шестилетка под родительским контролем самостоятельно зайдет в магазин и что-то там купит, например. Или погуляет в закрытом дворе (тут все зависит от степени безопасности места для прогулок вообще-то, а не от возраста. В соседнем с нами закрытом дворе, где родители явно не люмпены, все дети гуляют одни со старшего дошкольного возраста. Он закрыт, безопасен и в нем нет машин. В чем проблема?».
  • «У меня подругу в 5 лет с сестренкой 3х лет в 7 утра одну отправляли в садик — пройти 300 м до автобусной остановки, сесть в нужный автобус, доехать, так выйти, пройти 200 м, сдать сестренку и пойти самой в группу. Сейчас она с квадратными глазами маме — Мама!!! Как ты могла?, на что мама ей отвечает: а куда мне деваться было? у папы автобус на 6,30, у мамы в 7,10 на другой остановке. Детей отправляла — смотрела вслед и бежала на автобус на работу…»
  • «Сын в 7 лет учился в первом классе, в школу-домой со второй четверти ходил один, школа рядом, дорога односторонняя неоживленная, переходить просто, как дворовой проезд, с тех пор ему было разрешено гулять в определенном квадрате улиц, это было четко и строго оговорено. А во 2 классе один начал ходить еще и в спортшколу (не всегда получалось сопровождать, а бросать было жалко), это довольно далеко, сначала страшно было, потом привыкли все, „квадрат“ дозволенного тоже расширился. Когда ему было 9, мы переехали, а школа осталась по старому месту, возить было некому и некогда, сам добирался на транспорте, возвращался домой, один обедал, собирался в секцию и снова ехал, еще дальше, чем в школу. Справился, научился. Несмотря на то, что сам по себе он парень бесшабашный, очень ответственно к этому подходил. Никаких незапертых дверей, включенных утюгов, стояний на окнах и половины класса в гостях не случалось. С тех пор он гуляет один в принципе, где хочет, главное — мы должны точно знать, где он и быть на связи всегда. Но думаю, что дочку отпускать от себя буду попозже. И только в силу необходимости, без особой надобности биться за самостоятельность не собираюсь».

Когда ребенка можно самого отпускать на прогулку

«Чем позже — тем лучше»

Почему родители не хотят отпускать детей гулять одних:

— Оживленное дорожное движение. Если дети на улице сталкиваются с наземными переходами или рядом со двором есть оживленная дорога, родители вполне естественно беспокоятся о том, что может произойти авария.

— Незнакомцы. Вторая большая опасность — «добрый» незнакомый дядя. Дети не всегда знают, как реагировать на то, если с ними заговорил чужой взрослый с набором фраз от стандартной «хочешь конфетку?» до «мама зовет, давай провожу…».

— Различные травмы. Многие родители боятся, что их ребенок может без надзора получить серьезную травму и никто не успеет быстро среагировать, поэтому предпочитают следить за тем, чтобы их наследник ниоткуда не свалился самостоятельно.

— Старшие товарищи. Многих детей обижают в школе, и двор — это место столкновения с обидчиками. И если мама может уладить любой спор так, чтобы до драки не дошло, то сами дети скорее всего быстро перейдут от слов к делу.

— Ребенок психологически не готов к этому. Он слишком рассеян, может потеряться или потерять половину своих вещей. Придет домой — шапка неизвестно где, портфель в школе забыл и штаны на нем чужие.

— Ребенок сам не хочет гулять один. У него есть фобия, если он не видит маму с папой, ему становится некомфортно и страшно.

Мнения родителей:

«Я боюсь одних отпускать, в основном из-за машин и собак. Боюсь, что на авто тупо не видно ребенка. (сама вожу, и знаю, как они мечутся). А собака — даже просто может подбежать от любопытства, а мои боятся, начинают удирать и тогда азарт — кусают их))) (у самой 5 собак было, как так с детьми получается не понимаю)))».

«У нас вот засада, никогда не отпущу, видимо, магазин через дорогу напротив дома, мусорка тоже через дорогу и все это нерегулируемые переходы/перебегания, до пешеходника и светофора далеко идти. Вижу часто вечером мелкоту с портфелями, гуляют после школы, это второклассники скорее всего, первоклашек не наблюдала и из малюток, которые гуляют одни, только одного видела, но он уже подрос, так там семья неблагополучная, все остальные с родителями или старшими детьми, только в закрытых дворах наверно сами гуляют».

«Я часто вижу детей 4−5-6 лет одних во дворе, без родителей или с бабушками и старшими братьями-сестрами. Бабушки обычно кучкуются, ребенок один на трехметровой небезопасной горке. Дети постарше болтают со своими сверстниками, на братьев-сестер им пофигу. Один раз ребенок чуть не убился с этой горки, другого собака мимо пробегающая укусила, третьего качелей сбило, а взрослые этот момент упустили, так как заняты собой в это время. И если у меня есть возможность водить ребенка и следить за ним — я буду это делать. У меня запасного ребенка нет».

«Раньше другое время было, я с 6 лет ходила одна к подружке за 2 квартала и гуляла одна. Свою дочку не отпущу лет до 9 точно».

«Две недели назад про случай читала — мама девочку 11 лет отпустила в 7 часов к сестре, девочке нужно было дойти до остановки метров 300 и сесть в автобус, а на нужной остановке ее ждала сестра. Не дошла — знакомый мужик-сосед предложил довезти, потом изнасиловал и сбросил в шахту. Всем городом искали неделю. Это только физически такие дети выглядят как взрослые, а на деле — наивные еще, мозг детский. Я не оставляю, не отпускаю. Сыну скоро 7».

Когда ребенка можно самого отпускать на прогулку

Со скольки лет отпускать ребенка гулять одного?

Прежде, чем отпустить ребенка гулять одного, чтобы потом не пожалеть об этом, нужно подумать о следующем:

  • Во-первых, стоит помнить, что времена, когда дети в пять лет пасли коров уже давно прошли, сейчас другое время, другие люди и совсем другие приоритеты. Не стоит прислушиваться к старшему поколению, которое утверждает: «…а вот раньше в пять лет сено косили или коров доили». Раньше рожали по десять детей, половина из них умирала из-за гриппа или другой болезни, и это было нормой. Современные женщины часто не могут родить и одного, поэтому малыш в 21 веке – это огромная семейная ценность, и мама с папой стараются дать ему все для нормальной жизни. Поэтому, понять стоит ли отпускать своего ребенка гулять одного, можете только вы.
  • Во-вторых, нужно обязательно подготовить ребенка к самостоятельному выходу на улице рассказав ему общеизвестные меры предосторожности:
    – не общаться с неизвестными лицами, не принимать от них ничего, лучше сразу подойти к другим гуляющим рядом мамам или бабушкам. Важно, объяснить почему нельзя, ребенок должен ясно понимать насколько это опасно;
    – не выбегать на дорогу, где ездит транспорт. Если ребенок выходит гулять один он обязательно должен знать хотя бы простые правила дорожного движения;
    – не кидаться песком, палками, камнями в других детей. Ему предстоит научиться находить общий язык со сверстниками без вас и он должен осознавать, что мама не защитит.
  • В- третьих, если вы доверяете своему ребенку и считаете, его уже достаточно самостоятельным начинайте отпускать его постепенно. Сначала на пятнадцать минут только возле дома, так чтобы вы видели его из окна, затем на полчаса также на видимом для вас расстоянии. Постепенно можно увеличивать время и расстояние ребенка от дома. За это время вы сами увидите, что ваш малыш вырос и может гулять один, а ребенок сможет постепенно научиться быть совсем самостоятельным и оценить все плюсы прогулок без родителей.
    Рано или поздно наши дети вырастут, и будут выбирать свой собственный жизненный путь. Давайте, поможем им в этой не простой задачи и сделаем так, что бы он был правильный и счастливый!

С наилучшими пожеланиями, Людмила Разумова

5 правил, что ваш ребенок может гулять самостоятельно

Как вести себя в транспорте: правила безопасного проезда

Какие сказки читать детям по основам безопасного поведения

Вечеринка подростков: обсуждаем правила и условия

Ниже приглашаю вас вместе с детьми посмотреть видео о 5 Правилах поведения с незнакомыми людьми.

Если ребёнок гуляет один, у вас всегда должны быть договорённости

  • где гуляет, с кем, когда приходит домой
  • как ребёнок узнает о том, что ему пора идти домой (крайне мало детей могут самостоятельно следить за временем, их нужно забирать с прогулки)
  • ребёнок должен знать адрес и телефон родителей, уметь и не бояться позвать на помощь

Когда я говорю о возрасте ребёнка, я имею в виду не столько физиологию, сколько психологический возраст – его готовность к тем или иным действиям и ситуациям, способность оценить обстановку и спрогнозировать действия других людей, последствия.

С 3-х лет ребёнка можно учить безопасности через игру. Можно отрабатывать ситуации и поведение в игре с игрушками или другими людьми. С 5-ти лет он будет готов играть с вами по правилам. Вы можете их устанавливать, заучивать и тренировать. Пусть ребёнок пробует вместе с вами проигрывать ситуации опасности – как он будет вести себя. В этом возрасте он всё ещё многие вещи воспринимает как игру, которая для него всегда понарошку. К 7-ми годам у ребенка появляется внутренняя регуляция, вы уже можете договариваться с ребёнком, чтобы следующие 5 минут он никуда не уходил с площадки или соблюдал какое-то другое правило самостоятельно. Старайтесь, чтобы этих правил и условий не было много. По тому, как он выполняет договорённости, вы поймете, насколько он готов или не готов к самостоятельности. С 7-ми лет можно заучивать правила безопасности, детально проговаривать и спрашивать у ребёнка алгоритм действий в различных ситуациях. Например, когда незнакомый человек входит в контакт с ребёнком, он должен помнить все наши правила о том, что никуда ни с кем никогда уходить нельзя, что взрослый не просит о помощи незнакомого ребёнка и другие. Вместе проходите ваши постоянные маршруты, убедитесь, что ребёнок запомнил дорогу. Обращайте внимание на потенциальные опасности – люки, нерегулируемый пешеходный переход, гаражи и т. д.

Примерно к 10 годам ребёнок учится оценивать реальную ситуацию, не воспринимать её как игру. В этом возрасте он уже может не только отличить опасную ситуацию от неопасной, но и спрогнозировать развитие событий и отказаться от потенциально опасных действий.

Конечно, возраст 10 лет – не панацея, все очень индивидуально для каждого. Помимо возраста есть и другие критерии, на которые стоит ориентироваться, когда вы задумываетесь о том, пора ли отпустить ребёнка гулять одного.

Что изменилось сейчас

дети играют в классики

Сейчас первоклашек можно встретить или в школе, или на школьном дворе во время урока физкультуры, или на огороженных площадках около дома. Неужели с 90-х в городах стало больше преступников или опасностей? Едва ли — просто меняется менталитет. Постепенно люди изживают в себе советские привычки, становятся осторожнее, тревожнее и подозрительные. Более того, трепетное отношение к детям всячески поощряется, тогда как мать, прививающая детям самостоятельность, получает нелестное определение «ехидна».

Как бы то ни было, у ребёнка есть потребность в самостоятельности, рано или поздно чадо придётся отпустить. Вот только когда?

Право на свободу

Ребенок может гулять самостоятельно. И чем раньше он начнет это делать, тем лучше. Поскольку родители не смогут всю жизнь контролировать ребенка и опекать его. Чем раньше он станет более самостоятельным, тем быстрее сможет за себя постоять. Это касается в основном детей школьного возраста. Поначалу можно ненавязчиво присматривать за ребенком со стороны.

Самостоятельная прогулка

Довольно часто, как отмечают социальные службы, маленькие дети, например, дошкольники или ученики начальных классов, подводят много времени самостоятельно не только дома, но и на улицах. Это, безусловно, привлекает внимание ответственных за это органов. Родителям не стоит оставлять без внимания подобное развитие событий.

Дети никому не нужны, кроме родителей. Поэтому, ради безопасности ребенка нужно по возможности находиться как можно ближе к нему и не упускать из виду. И никакие дела не могут быть важнее собственных детей.

Психологическая точка зрения

Каждый ребенок развивается в собственном темпе, а потому возраст наступления готовности к самостоятельности не может быть единым для всех. Как же определить момент, когда уже «пора»? Мы спросили об этом детского психолога.

Детский и семейный психолог Мария Лапушкина:

  • Одним из показателей готовности ребенка к самостоятельности является желание самого ребенка – хочет ли он гулять один, есть ли у него в этом потребность, или он испытывает неуверенность.
  • Если родители знают, что ребенок не оценивает социальных рисков в общении – готов пойти с кем угодно куда угодно, не в состоянии прогнозировать опасность – выбегает на дорогу, часто и легко вступает в драку, плохо ориентируется на местности, не в состоянии о себе позаботиться – не знает, когда он голоден или сыт, не замечает холодно ему или жарко, или замечает, но не предпринимает никаких мер для устранения дискомфорта, если он затрудняется в определении собственных желаний – все это признаки психологической неготовности к самостоятельности.Другое дело, если ребенок хорошо ориентируется на местности, бдителен на проезжей части; внимателен к происходящему вокруг него, даже когда он увлечен игрой, умеет строить общение и отказаться от общения с неприятным ему человеком, в состоянии обратиться к прохожим за помощью, способен руководствоваться своими ощущениями; умеет отстаивать свои интересы и с уважением отнестись к интересам других – это признаки психологической зрелости ребенка, позволяющие доверить ребенку ответственность за него самого на прогулке.
  • Немаловажную роль играют социальные навыки ребенка. Если ребенок уже ходит в магазин за покупками и в состоянии посчитать деньги, имеет приятелей во дворе или ближайших окрестностях, регулярно общается со сверстниками (в т.ч. по телефону), знает расположение домов, парков, магазинов, прилегающих территорий в районе проживания – все это основания для того, чтобы спокойно позволять ему делать самостоятельные прогулки.
  • Имеет значение и психологическая готовность самих родителей. Бывает, что мамы и папы в своих напутствиях перебарщивают с катастрофическими прогнозами и неблагоприятными перспективами, тем самым лишая детей уверенности в себе и препятствуя развитию в них самодостаточности.

При принятии решения о готовности ребенка к самостоятельным прогулкам важно учитывать все перечисленные аспекты. Если оценка всех приведенных параметров скорее неудовлетворительная, то лучше отпускать бразды правления постепенно, маленькими шажками, начиная с просьб сходить в магазин, когда вы ждете ребенка на крыльце и так далее. Только затягивать искусственно данный процесс тоже не стоит: помните, что самостоятельные прогулки дают детям важный жизненный опыт.

Взвешивать все за и против имеет смысл регулярно, так как ситуация с течением времени может меняться.

Когда ребенка можно самого отпускать на прогулку

Кадр из фильма «Один дома»

Что говорит психология

Каждый ребёнок — индивидуальность, у каждого свой темп роста и развития. По мнению психологов, один из основных показателей готовности ребёнка к самостоятельным прогулкам — наличие у него такового желания.

Впрочем, одного желания недостаточно. Родители должны осознавать, готово ли их чадо выпорхнуть из родительского гнезда в реальный мир, пусть даже на пару часов. Например, ребёнок должен понимать, что с незнакомцами не стоит никуда ходить, не выбегать на дорогу, хорошо ориентироваться в местности, не влезать в драки и конфликты, уметь о себе позаботиться и самостоятельно понять, когда нужно возвращаться домой. Иными словами, ребёнок должен быть достаточно социализирован для того, чтобы пара часов без родителей не привели к катастрофе.

Не менее важны и непосредственно социальные навыки ребёнка — умение заводить дружбу со сверстниками, способность включиться в игру, познакомиться, обратиться к вызывающему доверие взрослому за помощью, купить хлеб в магазине, позвонить по телефону.

И наконец, важна готовность самих родителей. Сможете ли вы отпустить ребёнка на улицу и не названивать ему каждые пять минут, не сидеть у окна, неусыпно следя за передвижениями своего чада, доверить ему покупку молока на ужин? Тут нужно понимать, что неуверенность родителей сделает неуверенным и самого ребёнка, даже если психологически и социально он ко всему готов.

Что сделать для безопасности

Вне зависимости от возраста ребёнка и того, где он гуляет, научите его основным правилам безопасности — их он должен знать наизусть:

1. Нельзя разговаривать с незнакомцами и брать у них что-либо, даже если очень хочется.

2. Нельзя уходить куда-либо, не спросив разрешения у родителей.

3. Нельзя выходить за пределы территории, где родители разрешили гулять.

4. Нельзя выходить на дорогу. Если нужно её перейти — нужно следовать ПДД.

5. Обязательно соблюдать все договорённости и постоянно быть на связи.

Напомните ребёнку известную фразу из фильмов про Человека-Паука: большая сила — это большая ответственность. И любая свобода — это тоже ответственность. Ребёнок должен это понимать.

дети бегают по улице

иконка сердечка

Читайте также

Всё о молочных зубах

Тренды в детской одежде Зима 2019/20. Часть первая: ткани, крой, цвета

День дурака, День смеха, День веселья! С 1 Апреля — самым весёлым в мире днём!

Детская мода осень-зима 2014-2015


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий